Семейный альбом

Миша Сапожников
Чтобы жизнь повторилась сначала,
Загляните в семейный альбом.
            Эдита Пьеха.

У меня было несколько семейных альбомов с фотографиями. Старые фото,  чёрно - белые, более свежие – цветные. Сейчас я их не собираю в альбом. Они в большом количестве под разными рубриками хранятся в моём компьютере. Если раньше на фото позировали, то сейчас на них, в основном, схвачены неожиданные и забавные моменты.

Я не люблю заглядывать в семейные альбомы, как это рекомендует замечательная певица моей молодости Эдита Станиславовна Пьеха, чтобы жизнь повторилась сначала. На ранних фотографиях мы все молодые, красивые. Из старшего поколения никого не осталось в живых, я уже сам стал старшим поколением. Всё это вызывает грустные воспоминания и заставляет думать о бренности жизни. Я -  дитя войны, и этим всё сказано.

Недавно снова услышал  песню Эдиты Пьехи, и решил заглянуть в семейный альбом. Одна фотография, как произведение искусства, отличается от остальных, опишу её подробно. Фотография наклеена на тиснённую картонную рамку и поэтому большая, лежит отдельно, не помещается в уголки альбома. На ней на светло – коричневом фоне  изображены мои дедушка и бабушка совсем молодые. Бабушка в шикарном приталенном платье, на груди ряд пуговичек, обшитых тем же материалом, из которого сшито само платье. На голове шляпа с большими полями, украшенная  искусственными цветами. Шляпа чуть надвинута на лоб, видно сзади её подпирает пучок волос, придавая лицу кокетливый вид, в руках веер. Сидит она на старинном стуле статно, не касаясь спинки стула – настоящая дама. Рядом с ней, слева, стоит дедушка в светлом, с иголочки, костюме. На нем белая сорочка, украшенная бабочкой. Аккуратная короткая стрижка чёрных волос, ухоженные чёрные усы, умные, слегка улыбающиеся, глаза. Он опирается левым локтем на высокий столик, так, что его голова наклонена к бабушке. В левой руке он держит шляпу – котелок, в правой -   стек – настоящий преуспевающий джентльмен. На обратной стороне фотографии по всему полю вязью написана фамилия фотографа Глумберг. В альбоме есть ещё пара фотографий дедушки и бабушки отдельно, но на них они уже старые, седые. У бабушки на лице написано горе, у дедушки тоже серьёзное лицо, только глаза остались прежние. Видно сняты они сразу после войны. Эти фотографии я видел у них на могилах. Такими они  и сейчас стоят перед моими глазами.

А вот на фотографии моя мама, совсем молодая красивая, с венцом шикарных волос на голове. Есть ещё ее фотографии разных лет и где она уже пожилая. Давно похоронил её. Единственная фотография отца на документ - всё, что от него оставила война, даже не смог узнать, где он покоится. Вот чёрно - белая фотография моих трёх дядей в будённовках, в длинных, до пят шинелях, подпоясанных ремнями с металлическими пряжками со звездами. Двоих из них: старшего и младшего, забрала ненасытная война. Вернулся с войны только средний, но и он уже упокоился. Рядом фотографии мои двух добрейших тётушек, тоже молодых и красивых. Они приняли большое  участие в моём воспитании. И их уже забрал к себе Господь, а мне осталось только ухаживать за их могилами. Остались только фотографии  двух моих старших братьев. Могли бы ещё жить, если бы эвакуация и послевоенный голод не подкосили их здоровье.

А вот  первая и последняя моя детская чёрно – белая фотография. Я худой, постриженный наголо мальчик, готовый завтра 1-го сентября пойти в первый класс. Затем, идёт много фотографий, на которых я взрослею, вплоть до старости, в разных жизненных ситуациях. Вот я молодой, красивый, улыбаюсь с сигаретой во рту. Вот я бравый солдат. Фотографии с друзьями, с разными симпатичными девушками. Фотографии красавицы - жены, и  такой же красивой фотографии дочки, с замечательными внуком и внучкой. Фото с сотрудниками, в колхозе на уборке урожая, на даче и так далее. Есть фотографии моих увлечений:  на велосипеде, на лыжах, возле туристической палатки, плывущим по реке, на рыбалке. А вот я уже старый, морщинистый - какой жуткий контраст! Не могу смотреть не только такие фото, но даже в зеркало. Из-за этого сменил бритву с лезвиями на электробритву, которой можно бриться, не глядя в зеркало.

Зря я заглянул в семейный альбом, расстроился, пришлось пить лекарство. Сейчас допишу, и опять пойду пить лекарство.