Борьба Карнавала и Поста

Тина Гай 2
Карнавал, говорят, соответствует русской Масленице. И все-таки это скорее натяжка, чем реальность. Карнавал – европейская традиция, Масленица – славянская.


Первая уходит корнями в Римские сатурналии, дионисийские загулы и мистерии, вторая – в празднование весеннего равноденствия с проводами зимы и встречей весны.


Но и Карнавал, и Масленица – двери, фиксирующие временную и пространственную границу, являясь порогом одного времени года и входом в другое. Это - народные праздники переходного времени.


И сколько бы церковнослужители ни утверждали, что Масленица не имеет языческих корней, это не так.  Масленица отмечалась на Руси и тогда, когда христианство как государственная религия еще не восторжествовало, а карнавал имеет корни в древнеримской традиции праздника дураков.


Европейский Карнавал – прежде всего, театрализованное зрелище с обязательным шествием по улицам и площадям, с театрализованными сценками, насыщенным грубо-натуралистическим народным фольклором, обыгрывающим тему плодородия, зачатия и рождения новой жизни.

 
Масленица тоже народное веселье, но с гораздо менее выраженными эротическими элементами, отсутствием театрализованных шествий и шутовства: скоморошество в России вырезалось огнем и мечом, а театр и актерство считались делом греховным.


Западноевропейский карнавал это - смех, радость, дурачество, шутовство, танцы и веселье, раскрепощение плоти с ее естественными потребностями: обжорством, любовными утехами, пьянством, площадной руганью и непристойными шутками.


В городах Европы  прямо на площадях разыгрывались сценки битвы Карнавала и Поста, излюбленным действом в жирный вторник, последний день перед постом. В этот день принято было есть жирную свиную голову или жирную курицу. Эти действия не вызывали негативной реакции ни со стороны властей, ни со стороны Церкви, все были вовлечены в народный хоровод.

 
Карнавал ассоциируются с именами Бахтина, Рабле, Иеронима Босха, Питера Брейгеля и других. Босх и Брейгель написали картины с одинаковым названием «Битва Карнавала и Поста».


Художников объединяет не только манера письма и особый, отстраненный взгляд на человека и мир, но и загадочность их жизней, наполненных легендами и мистическими совпадениями.


Босх – последний средневековый художник, Брейгель - первый художник Ренессанса. Но преемственность между ними видна даже не столько в манере письма и цветовой гамме, что не может не бросаться в глаза, сколько в восприятии мира и человека в философско-иронической и несколько отстраненной манере.


Босха называют лучшим знатоком внутреннего мира человека с его грехами, страстями и причудливыми желаниями, Брейгеля – лучшим знатоком народной жизни, смотрящим на человеческое сообщество скорее как биолог, изучающий человеческий муравейник с космической высоты.

 
Героем почти всех картин Брейгеля Старшего является народ, в котором теряется отдельная личность и индивидуальность, а если и появляется, то скорее как маска. Этим он отличается от художников эпохи Возрождения с их вниманием к личности и индивидуальности.


Брейгель никогда не писал обнаженную натуру и портреты, свой интерес он находил в изучении и изображении народа, который знал и понимал. Многие элементы его картин взяты из его собственной жизни и наблюдений. Картину «Битва Карнавала и Поста» называют энциклопедией народной жизни, так тщательно и точно в ней отражены традиции карнавала.


Некоторые исследователи говорят, что на его взгляды и творчество существенно повлиял Николай Коперник, сделавший центром Вселенной Солнце, указав Земле ее истинное место. Это давало право Брейгелю  говорить, что человек живет, не зная, что за ним наблюдают.


И действительно, мелкие и многочисленные фигурки людей, населяющие полотна Брейгеля, создают впечатление какого-то огромного человеческого муравейника, в котором все снуют и суетятся, и где не сразу разберешь, кто есть кто,  где настоящая святость, а где зло. Иисус Христос, Дева Мария и Иуда живут вместе и рядом.


Но изображая народную жизнь, Брейгель видит ее добрыми и любящими глазами, привнося в нее элементы комического и иронического, в них нет злого сарказма. Художник смотрит на народ как на играющих детей с их слабостями и детской непосредственностью.


«Битва Поста и Карнавала» разделена на левую и правую сторону, на зло и добро. На одной стороне - обжорство, пьянство, любовные игры, смех и азартные игры, на другой - церковь, колодец с чистой водой, рыба, основная постная пища, милосердие и доброта. Но, глядя на ту и другую стороны, понимаешь, что добродетели здесь столь же условны и столь же смешны и греховны, как и человеческие пороки.

 
Карнавал и Пост не олицетворяют добро и зло, это всего лишь маски в театральном действии, разыгрываемом на подмостках жизни. Средневековый человек  высшее и низшее, существующие в отрыве друг от друга, рассматривает равно греховными. Крайности сходятся, а добродетель уравнивается с пороком.


Приглядимся к героям картины. Жирный, веселый, довольный и наглый Карнавал, восседающий на винной бочке как на лошади, и тощий, бледно-зеленый Пост, восседающий на церковном стуле, на спинке которого видны четки из лука, одного из основных продуктов поста.

 
В руках у Карнавала – рапира с нанизанной на ней головой свиньи и жирным куском мяса. Это оружие, с которым он выступает против Поста. У Поста в руках печная лопата с двумя селедками, основной пищей первого дня Великого Поста.


С той и с другой стороны каждого из них идет процессия, олицетворяющая греховный Карнавал и добродетельный Пост. Со стороны Карнавала - ряженые с кухонными предметами, которые используются в качестве музыкальных инструментов.


Толкает бочку шут в разноцветном колпаке, одновременно жонглирующий двумя сосудами. Слева от него человек с обмазанным мукой лицом, играющий ножом на решетке для жаркого. Справа – уродец со своим музыкальным инструментом: горшком, обтянутым свиным пузырем и палочкой. У повозки лежат игральные карты и кости, которыми развлекались в дни карнавала.

 
Сзади бочки с Карнавалом идет - отъевшийся священник в черной сутане с круглым столом на голове, на котором разложены основные яства праздника. В одной руке он держит светильник, в другой – стеклянный сосуд. Рядом - тощий «кающийся», завернутый в одеяло в платке на голове. Контраст жирного священника и тощего грешника выглядит очень комично.


Справа от них - откормленный толстяк, играющий на мандолине, за которым следует "мадонна" с бусами из яичной скорлупы и в соломенном одеянии. Солома олицетворяет ветхое и отжившее, которое подлежит сожжению.


В ее руках блюдо с булочками. Слева от священника - женщина, которая печет из молока и яиц блины, символ благополучия. В нижнем углу – двое играют в кости, а замыкает процессию мальчик – Король карнавала.

 
За процессией видна харчевня с вывеской «Голубая лодка», символизирующая корабль дураков. Перед харчевней играется шутовская свадьба, олицетворяющая плодородие. После мясоеда празднование свадеб запрещается.


На этой же стороне картины вдалеке видна гостиница, у которой разыгрывается детская сценка «избрания короля», между домами – процессия прокаженных с трещотками, оповещающими их приближение.


На площади слева - множество калек, нищих, попрошаек, которым никто не подает. Здесь же - играющие в горшки мужчины и пытающаяся их остановить женщмна. В самой глубине картины – костер, на котором сжигают солому и ветхие корзины, символизирующие сжигание чучела Зимы.

 
Все это на левой стороне. Правая сторона - прямая ее противоположность: здесь царит милосердие: всем нищим подают, а для умерших собирают жертву. Здесь же - церковь, в которую входят молящиеся и выходят причастившиеся.


Каталку с Постом тащат двое изможденных - монах и монашка, на каталке – перевернутая корзина – символ голода, и сухие сушки. За ними идет процессия ребятишек с трещотками и учитель, собирающий плату за учебу натурой. На лбу у детей и Поста – крестики из пепла, которые наносились в пепельную среду – первый день поста.


Вдалеке на лестнице – женщина, моющая окно, а у порога – женщина, чистящая горшки. Это намеки на Чистый понедельник, когда принято убираться в домах и встречать Великий Пост во всем чистом. Здесь же наверху трубочист. В пепельную среду ирубочисты ходили по улицам и кидали в прохожих золу.

 
Эти мелочи и детали, так подробно рассказывающие о средневековом карнавале, показывают жизнь как большую театральную сцену за которой наблюдают откуда-то сверху.


И эти приметы мало знакомы русскому человеку, кроме разве что сжигания чучела Зимы и чистого понедельника.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/karnaval-2/