Одесса - мама

Игорь Прицко
ОДЕССА- МАМА

(Заметки  транзитного пассажира)

Возможно, мои  заметки  несколько  устарели, т.к. относятся они  к  осени  2001 года,
но тем  не менее, впечатления  остались, а в связи  с  последними  событиями  на  Украине  мне  этот  эпизод  припомнился  во  всех  деталях, хотя  и  не  имеет  к  этим  событиям  никакого  отношения. Для  меня  это  просто  штрихи  к  портрету некоторых  представителей  этой  нации. Штрихи, прямо  скажу, не симпатичные. Возможно, я  просто  нарвался не на тех одесситов.

Поезд  прибыл  на  вокзал  Одессы  ночью. Мы  с  моей  спутницей зашли  в  здание  вокзала, и  сбросили  свои  рюкзаки  на  пол, у  стены. Тут Валентина  вдруг  вспомнила, что  не  забрала  у  проводника  свой  билет, который  был  ей  нужен  для  отчётности  перед  руководством - раз  в  год  ей, как  работающей  на  железной  дороге, предоствляли  бесплатный  билет  в  любую  точку  России  и  СНГ.

Поезд  уже  отогнали  в  отстойник, и  ей  пришлось  брать  такси. Пока  её  не  было, ко  мне  подошёл  молодой  человек  с  пласмассовой  чашечкой  кофе  в руке. Помешивая  сахар  ложечкой, он  осведомился, откуда  я. Получив  ответ, он  с  милейшей  улыбкой,
мягким голоском  сказал, что  тут  ребята  собирают  с  приезжих  некий  сбор. Но  только  с  тех, у  кого  с  собой  больше  2 тыс. долларов. Я  не  понял. Шутит, что  ли?
Чтобы  я  первому  встречному  сказал, сколько  у  меня  с  собой  денег, да  ещё  и  показал! Конечно, я  сразу  послал  его  подальше, надеясь, что  оттуда  не  возвращаются. Он, опять  же, своим  мягким, южным  голоском  сказал, что  ладно, сейчас, мол, мы  к  Вам  ( за  это  Вы  мне  уже  хотелось  дать  ему  по  морде) подойдём, и  ушёл  со  своим  недопитым  кофе.
К  счастью, как  раз  в  это  время  вернулась  Валентина, и  мы  покинули  вокзал, хотя  идти  нам  было  и  некуда.
Одессу  мы  посетили  лишь  проездом. Наш  путь  лежал  дальше - в  Кишинёв, а  оттуда  в  Румынию, которую  мы  давно  хотели  посмотреть. Утренней  электричкой  мы  уехали  в  Кишинёв.
Но  на  этом  история  не  закончилась

После  путешествия  по  Румынии  мы  с  Валентиной  расстались. Она  поехала  навестить  своих  родственников  в  сторону  Харькова, а  у  меня  обратный  билет  в  Уфу  был  из  Одессы, поэтому  мне  пришлось  туда  вернуться.
Был  октябрь  месяц  и  шёл  проливной  дождь, но  заходить  на  вокзал  не  хотелось. Поплутав  немного  по  мокрым  улицам, возле  какого-то  подземного перехода  я  увидел  несколько  женщин  с  табличками "Сдам  квартиру".
Но  относительно  молодая  заломила  такую  цену, что  я  невольно  подумал: "Уж  не  с  тобой  ли  вместе?"
Поэтому  я  обратился  к  старушке, и  прикинув  в  уме  курс  гривны  к  рублю, согласился. Квартира, это  конечно, громко  сказано. Скорее, комнатка, и  не  в  доме, а  в  кирпичном  сарае, ряд  которых  обнаружился  во  дворе  уютного  одесского  дворика. О хозяйке  ничего  не  могу  сказать, кроме  того, что  женщина  замечательная, и  надеюсь  те  гривны, что  она  с  меня  получила, были  ей  хоть  небольшой  прибавкой  к  пенсии.

На  следующий  день  я  пошёл  на  вокзал. Дело  в  том, что  мой  поезд  был  через  два  дня, и  торчать  в  Одессе  мне  не  хотелось. Надо  было  обменять  билет  на  ближайший  поезд, и  всё. Но  мне  не  дали  даже  подойти  к  очереди.
Два  крепких  мужика, предствившись  охранниками, загородили  мне  дорогу  и  попросили  предъявить  документы.
Я  попросил  их  показать  свои, и  они  сунули  мне  под  нос  что-то  вроде  карточки  водителя, из  которой  я  ровным  счётом  ничего  не  понял. Но  свои  документы  достал  и  билет  тоже. Взяв  их  в  руки, один  из  них, со  словами:
"Сейчас  я  Вам  их  принесу", - хотел  уже  уйти. Тогда  я  вырвал  у  него  из  рук  билет  и  паспорт, и  сказал: "Спасибо, не  надо". Засунув  паспорт  подальше  во  внутренний  карман, я  направился  к  выходу. Дело  в  том, что  на  Украине  билеты  на  поезда  можно  купить  вообще  без  паспорта, и  вероятно, на  этом  кое-кто  греет  руки. Ведь  по  моему  билету  мог  уехать  кто  угодно. Всё  это  присходит  при  явном  попустительстве  властей. Похоже, что  милиция  шатается  по  вокзалу  просто  так, знает  о  этих  махинаторах  и  даже  за  руку  здоровается, а  возможно  и  в  доле  состоит.
На  пути  к  выходу  мне  дорогу  перегородили  ещё  трое: два  амбала  по  бокам, и  в  центре  коренастый  коротышка.
В  кармане  я  сжимал  в  кулаке  балончик  с  газом, и  большой  палец  был  уже  на  взводе.
Коротышка  только  спросил: "Куда?" Глядя  в  его  поросячьи  глазки, я  только  твёрдо сказал: "Домой!" И  обойдя  эту  троицу  слева  пошёл  к  двери. Почему  коротышка  дал  им  знак  меня  пропустить, не  знаю. Оказавшись  на  улице, я  облегчённо  вздохнул. Но  досрочный  отъезд  отпадал.

Но  и  на  этом  история  не  закончилась. В  день  отъезда  я  пришёл  к  вокзалу  часа  за  полтора  до  отправления  поезда. Чтобы  скоротать  время, сел на  парапет  фонтана  в  скверике, напротив. До  поезда  оставался  час, когда  в  сквер  зашёл  тот  самый  молодой  человек, любитель  кофе, которого  я  надеялся  больше  никогда  больше  не  встречать.На  этот  раз  желание  его  было  прямо  противоположное: экономя  на  туалете, он  зашёл  в  сквер  кофе   отлить.
Совершив  это  неподалёку, он  увидел  меня  и  узнал.
- Что  это  Вы  тогда, сбежали, что  ли?
Он  сел  возле  меня.
- А  чего  тебе  надо-то  было? Деньги? Так  у  меня  их  и  тогда не  было,  и  сейчас  нет.
  Этим  и  промышляешь? А  как  насчёт  поработать?
Он  опять  начал  говорить  что-то  о  каких-то  сборах  и  2  тысячах  долларов...  В  общем, шиза!
С  тех  пор, кстати, этот  мягкий,  южный  говорок  меня  бесит.

Хотелось  обработать  его  из  балончика  и  искупать  в  фонтане, но  я  поборол  искушение,
 взгянул  на  часы  и  встал. До  поезда  было  минут  сорок. Взвалив  рюкзак  на  плечи, я  пошёл  на  выход  из  сквера. Надо  было  спуститься  в  подземный  переход, который  и  выводил  к  вокзалу. Перед  тем,  как  в  переход  спуститься, я  оглянулся. Этот  шизанутый  стоял  на  выходе  из  сквера  и  с  кем-то  говорил  по  телефону. Путь  через  вокзал  отпадал. В  переходе  я  ещё  снял  с  себя  куртку  и  упаковал  её  в  рюкзак, т.к. мои  приметы  могли  быть  уже  известны  сообщникам. Потом  я  обошёл  вокзал  справа, и  вышел  на  посадку. К  счастью, мой  поезд  уже  стоял  у  перрона. Только  сев  на  своё  место  в  плацкартном  купе, я  облегчённо  вздохнул. Напротив  сидела  колоритная  украинка. Толстушка  уже  что-то  доставала  из  сумки, и  я  невольно  подумал: "Сейчас  достанет  сало!"
И  тут  же  улыбнулся.  Запахло  чесноком.Она  развернула  салфетку, и  приличный  шматок  сала  действительно
предстал  перед  моими  глазами.
Прощай,Одесса - мама.
Не грустно мне ни грамма.
Спасибо, что мне сало
Хотя бы показала.
25.02.14.