Анна Павлова

Любовь Кирсанова
https://www.youtube.com/watch?v=5SIhAVGDGPs


Русский балет! Всего два слова, но как много в них заключено для людей во всём мире. Старшая сестра моей бабушки - Александра Ивановна Серебрякова очень любила балет. Именно она впервые взяла меня с собой на "Лебединое озеро", а потом много рассказывала о балете и балеринах. От неё я впервые услышала об Анне Павловой, которая полностью посвятила балету свою жизнь и стала самой известной в мире русской балериной. Позднее я нашла и прочитала много интересного об Анне Павловой.

В своей автобиографии, написанной в 1912 году, Павлова вспоминала о детстве и первых шагах на сцене:
«... мама всегда ухитрялась по большим праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. Раз, когда мне было восемь лет, она объявила, что мы поедем в Мариинский театр. «Вот ты и увидишь волшебниц». Показывали «Спящую красавицу».
С первых же нот оркестра я притихла и вся затрепетала, впервые почувствовав над собой дыхание красоты. Во втором акте толпа мальчиков и девочек танцевала чудесный вальс. «Хотела бы ты так танцевать?» — с улыбкой спросила меня мама. «Нет, я хочу танцевать так, как та красивая дама, что изображает спящую красавицу». Я люблю вспоминать этот первый вечер в театре, который решил мою участь...».

Педагоги считали, что хрупкая Анна не подходит для суровой школы балета. Однако Мариус Петипа несколько раз пристально поглядев на нее, наконец произнес по – французски: «Пушинка на ветру – она будет летать на сцене». Анну приняли в Императорскую балетную школу и она полностью отдалась занятиям. В то время на балетной сцене блистали итальянские танцовщицы, у публики, критиков и самих артистов закрепился образ идеальной балерины как крепко сложенной, с рельефными формами, способной выполнять высокие, мощные прыжки и сложнейшие хореографические задачи. А Павлова оставалась миниатюрной, хрупкой, с легкой фигуркой. Ее «воздушность» казалась недостатком и ее преподавателям, и ей самой. В старших классах педагогом Павловой стал Павел Андреевич Гердт, который оценил необычность своей ученицы, ее редкое дарование, он постарался переубедить юную танцовщицу: «Предоставьте другим акробатические трюки. То, что Вам кажется Вашим недостатком, на самом деле редкое качество, выделяющее Вас из тысяч других». После окончания школы в 1899 году Анна Павлова была принята в труппу Мариинского театра, а уже в 1906 году стала ведущей танцовщицей. «Секрет моей популярности - в искренности моего искусства»,- не раз повторяла Павлова.

В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила поставленную для неё Михаилом Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» («Умирающий лебедь»), ставшую ее коронным номером и одним из символов русского балета 20 века. Поначалу лебедь не был умирающим. «Лебедь» в невесомой пачке, отороченной пухом, просто плыл в безмятежности. Но затем Анна Павлова добавила в знаменитые 130 секунд танца трагедию безвременной гибели, – и номер превратился в шедевр, а на белоснежной пачке засияла «рана» – рубиновая брошь. Анна включала «Умирающего лебедя» во все свои программы и этот номер всегда потрясал публику. Михаил Фокин писал, что «Лебедь» в исполнении Павловой был доказательством того, что танец может и должен не только радовать глаз, он должен проникать в душу. Когда Камиль Сен-Санс увидел Павлову, танцующую его «Лебедя», он добился встречи с ней, чтобы сказать: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!».

В 1909 году Анна Павлова участвовала в «Русских сезонах» Дягилева в Париже, положивших начало её мировой известности. Афиша работы В.Серова с силуэтом Павловой стала навсегда эмблемой «Русских сезонов». В 1910 году Анна создала собственную труппу, с которой гастролировала во многих странах мира. Последнее выступление балерины в Мариинском театре состоялось весной 1914 года. Потом началась Первая мировая война, затем революция и гражданская война. В Россию Анна Павлова уже не возвращалась никогда. Она и её муж Виктор Дандре купили в пригороде Лондона увитый плющом особняк, окруженный большим парком. В пруду плавали белые лебеди, один из них по кличке Джек был любимцем Анны Павловой. Он не забывал свою хозяйку, когда та была в длительных поездках. В саду росло много экзотических растений, привезенных артисткой со всего света. Но наслаждаться покоем в любимом доме удавалось нечасто -  Анна не мыслила своей жизни без танца, и гастрольные поездки следовали одна за другой. Она неустанно пропагандировала искусство русского классического балета в Европе, Америке, Индии, Египте, Китае, Японии, Бирме, Малайе, на Кубе, на Филиппинах, в Австралии и Новой Зеландии. Благодаря Анне Павловой русская балетная школа получила мировую славу и признание.

Анна Павлова работала с известными театральными художниками своего времени, которые создавали для неё костюмы -  Константин Коровин создал для Павловой декорации к двум спектаклям — «Щелкунчика» и «Дон-Кихот». Костюмы к «Менуэту», «Умирающему лебедю» и «Музыкальному моменту» были выполнены по эскизам Леона Бакста. Спектакль «Приглашение к танцу» был оформлен известным художником Бенуа.

Анна Павлова любила классический балет, но не отвергала новые искания - её хореографические   миниатюры «Калифорнийский мак», «Стрекоза», «Ассирийский танец» явно относились к поискам нового жанра. В поисках нового в танце Павлова посетила школу Мэри Вигман в Дрездене. Интересовалась Анна и авангардным танцем талантливой американки Айседоры Дункан, не раз приезжала к ней в студию.

Анна Павлова была великой балериной, но всегда оставалась просто женщиной - любила красивые вещи, охотно фотографировалась. В Париже она позировала для обложки модного журнала в панбархатном манто, отороченным соболями из дома «Дреколь». В Англии она рекламировала туфли. Именно Павлова ввела моду на драпированные в испанской манере расшитые шали с кистями. Балерина любила и шляпки. Ее придирчивость при покупке нарядов вошла в легенду. Виктор Дандре писал в своей книге о привередливости Анны в выборе каждой новой вещи.

Постоянно живя с 1914 года за рубежом, Павлова не отделяла себя от России. На вопрос - где больше всего она хотела бы жить, она всегда отвечала: «В России», но это ее желание так и оставалось мечтой. В годы Первой мировой войны она через Международный красный крест посылала медикаменты для солдат, а во время гражданской войны и голода в России отправляла продукты голодающим соотечественникам, регулярно посылала деньги и продукты всей труппе Мариинского театра и ученикам хореографического училища.

Анна Павлова умерла в Гааге, во время гастролей зимой 1931 года от пневмонии. Служанка Анны Павловой Маргерит Летьенн, врачи, бывшие у ее постели, когда она заболела, вспоминали, что балерина пригласила к себе некоторых участниц своей труппы и давала им указания, считая, что, несмотря на ее болезнь, спектакли должны состояться, особенно в Бельгии для нужд Красного Креста. Потом ей стало хуже. Все, кроме служанки, удалились из комнаты. Анна, кивнув на дорогое платье, недавно купленное в Париже у известного кутюрье, сказала Маргерит: «Лучше бы я потратила эти деньги на моих детей». Она имела в виду детей-сирот, которые уже давно жили на ее средства в одном из особняков. Несмотря на завещание балерины быть похороненной на родине, урна с её прахом находится в Лондоне.

"Павлова сумела поднять живой танец на высоту, куда обычно воспаряет только дух." (Марина Цветаева).
"Как мне всегда было жаль, что я не могла зарисовать ее Танца! Это было что - то неповторимое. Она просто жила в нем, иначе не скажешь. Она была самой Душою Танца. Только вот вряд ли Душа выразима словами..!" (Наталья Владимировна Труханова - подруга Анны Павловой).
"Искусство Анны Павловой рождалось и умирало вместе с ней – чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой". ( Андрей Левинсон, балетный критик)

Интересные факты:

1) Слава Анны Павловой всемирна. Ее выступления ждали на всех континентах, она получала самые высокие в мире гонорары. На нее равнялись балерины во всем мире, за ней постоянно следила пресса. Ее именем называли духи и шляпки. На выступления артистки женщины приходили задрапированные в любимые Павловой шали, поклонницы балерины перерисовывали в свои альбомы фасоны ее причесок и костюмов.

2) Голландцы, славящиеся своими цветами, вывели особый сорт белоснежных тюльпанов и назвали их «Анна Павлова». До сих пор на выставках цветов можно полюбоваться их изысканной красотой.

3) Во время австралийского турне Анна Павлова произвела на публику такое впечатление, что её именем назвали очень популярное пирожное, которое и по сей день подают на десерт в ресторанах Австралии и Новой Зеландии.

4) В честь Анны Павловой названа группа гаптофитовых водорослей Pavlovophyceae.

5) В 1924 году в Голливуде был снят фильм «Бессмертный Лебедь» об Анне Павловой, в котором есть кадры кинохроники, запечатлевшие её с лебедями.

6) Анне Павловой посвящён пятисерийный фильм Эмиля Лотяну, снятый в 1983 году.

7) Французский балетмейстер Р. Пети поставил балет «Моя Павлова».

8) Об Анне Павловой был снят документальный фильм «Без права на дубль».

9) Анна Павлова не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. После ее смерти была распущена ее труппа, распродано имущество. Осталась только легенда о великой русской балерине Анне Павловой а номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира.

В 2012 году в Лондоне в рамках серии концертов "Иконы русского балета" состоялся международный Фестиваль имени Анны Павловой. Большинство событий этого фестиваля проходило в Ivy House - доме балерины в окрестностях британской столицы, где она прожила почти 20 лет после отъезда из России. А четвётого марта 2012 года на сцене лондонского театра "Coliseum" проходил  гала-концерт. Балетные звезды из Парижской Гранд-опера и Британской Королевской оперы, Английского национального балета и Миланского театра La Scala, Американского театра балета из Нью-Йорка и балета Staatsoper Берлина и Баварии,  Мариинского и Большого театров России представили хореографические миниатюры и фрагменты балетов из репертуара прославленной танцовщицы.

Сегодня записи балетных миниатюр в исполнении Анны Павловой можно посмотреть на компьютере. Мне очень понравилось и я полностью согласна с тем, что сказала участница гала-концерта, Евгения Викторовна Образцова — прима-балерина Большого театра:
"Если мы посмотрим ее знаменитую запись "Умирающего лебедя",  то можем, конечно, заметить, что сейчас балерины более техничны, быть может, даже более красивы, выглядят по-другому… Но вот того трепета, который был присущ Анне Павловой, я думаю,  сегодня нет ни у одной балерины. Даже из числа самых великих и знаменитых. Ей удалось передать и эпоху, и какое-то одухотворенное внутреннее состояние в своем танце. И я уверена, что любая балерина, посмотрев сегодня ее записи и сравнив со своим танцем, поймет, что все же чего-то не хватает. А это "что-то" - нечто неуловимое, какая-то внутренняя сила, которая была присуща только этой балерине. Так что, несмотря на весь прогресс, есть что-то необъяснимое в танце людей прошлого, чего нам, к сожалению, возможно, уже не обрести…"

Использованные материалы:

Материалы журнала «Искусство» №18/2008г.
Материалы журнала «Женский Петербург», 2002.
В. Дандре, книга «Анна Павлова. История жизни»
Красовская В. М. Анна Павлова: Страницы жизни русской танцовщицы. — Л.: М.: Искусство, 1964. — 220 с. — (Корифеи русской сцены). — 70 000 экз.
Н. Аркина Анна Павлова (к 100-летию со дня рождения). — М.: Знание, 1981. — 56 с.
Виктор Дандре. Анна Павлова. Жизнь и легенда.
Альджеранов Х. Анна Павлова: Десять лет из жизни звезды русского балета М.: Центрполиграф, 2006
Фотографии из интернета. Анна Павлова

P. S.  В мои планы не входит просветительская деятельность. Уверена, что на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает об Анне Павловой и её творчестве намного больше, чем я. Просто хотелось вспомнить и рассказать о своих личных впечатлениях. Конечно, мне будет очень приятно, если читатели найдут для себя в моём рассказе что-то новое и интересное. Спасибо за прочтение. С уважением, Любовь Кирсанова.

https://www.youtube.com/watch?v=5SIhAVGDGPs