Конституционный строй Швеции

Арина Полякова
http://www.polyakova-arina.com



Полякова А.А. Конституционный строй Швеции//Вестник гуманитарного научного образования. - М., 2012. - № 4 - стр. 12-17.




В конституционном развитии шведское государство прошло большой и трудный путь. Конституционные акты государства, относятся к началу XIX века, причем один из них - Акт о престолонаследии, принятый в 1810 году, до сих пор официально считается действующим, хотя в него и внесены многочисленные поправки [5].
      Конституционное развитие Швеции условно можно разделить на несколько периодов. Первый период (до 1809 года) характеризуется борьбой мелкого дворянства, купечества, нарождающейся промышленной буржуазии и крестьянства с абсолютистской властью короля Густава IV Адольфа, который своей неудачной политикой довел страну до разорения. Собственное окружение заставило его отречься от престола, и риксдаг избрал королем Швеции Карла XIII.
    Особое внимание следует обратить на то, что революционные события во Франции оказали огромное влияние на политическую жизнь Скандинавского полуострова. В Швеции имелось много сторонников проведения экономических и политических реформ по примеру Франции, хотя экономические и политические условия для таких преобразований в самой Швеции не были подготовлены. В силу этого реформы конституционного характера, проведенные сверху королем Карлом XIII, были «половинчатыми» [8, стр. 87-102].
     До XVII века королевская власть была абсолютной, но начиная с династии Бернадотов, которая стала во главе государства с 1818 года и находится по сей день, Швеция стала конституционной монархией [11, стр. 174-179].
    Государственное устройство Швеции основывается на четырех основных законах,  которые  формируют конституцию страны: закон о форме государственного правления, положение (акте) о Риксдаге, законе (акте) о престолонаследии от 26 сентября 1810 года и законе (акте) о свободе печати от 12 июня 1812 года. Вместе эти четыре документа составили Конституцию Швеции.
    Первый из этих законов - закон о форме государственного правления от 6 июня 1809 года, который с изменениями и дополнениями действовал до 1974 года, устанавливал дуалистическую монархию, согласно которой за Королем были закреплены значительные привилегии в принятии решений, в то время как представительному органу - Риксдагу - ограниченные права по многим вопросам. Однако, изменяющийся характер конституционных реформ привел к перераспределению привилегий в пользу последнего.
    До настоящего времени окончательно не решен вопрос, следует ли считать конституционную монархию как самостоятельную форму правления, или же это особая переходная форма, между «чистыми» формами правления абсолютизмом и парламентаризмом. Конституционная монархия отличается от абсолютизма тем, что представляет собой государство, основанное на праве законов, которые противостоят бесправию населения – охлократии и перед всевластием, то есть авторитарностью монарха, и определяют отношения между обществом и государством. В то же время, по сравнению с парламентаризмом, конституционная монархия не является принципиально иной формой государства, а лишь представляет особую форму правления.
   Однако, формы государственного устройства конституционной монархии и парламентаризма по-разному характеризуют отношения народного представительства и правительства, а также отношения между исполнительными и законодательными органами власти. Конституционная монархия имеет место там, где правительство обладает независимостью по отношению к парламенту. Парламентаризм же, напротив, означает зависимость правительства от государства.
    Кроме того, важным обстоятельством является определение, какие  именно предпосылки легли в основу конституции. Была ли она составлена на основе всенародного волеизъявления, и было ли народное представительство полным и свободно избранным, или оно явилось волей привилегированных сословий. Было ли оно достигнуто в результате соглашения с монархом или его желанию даровать конституцию, например из-за его неспособности сохранять прежний уклад, чтобы поступиться малой частью привилегий, сохранив большие. Было ли это отражением реального равновесия властей, или лишь номинально с сохранением всевластия монарха?
       В истории известно три основных типа государственного устройства конституционной монархии [5]:
Первым типом конституционной монархии является  такое государственное устройство, при котором у парламента сосредоточена вся полнота власти, а за монархом сохраняется представительные и церемониальные функции, что является по существу завуалированной формой  парламентской республики. За монархом оставлены лишь три основные привилегии: советовать, поощрять и предостерегать [1, стр.38-73]
     В данном случае наблюдается передача реальной власти от монарха к кабинету министров, который подотчетен и полностью зависит от парламента – органа представительной власти. Таким образом, кабинет министров или правительство ставится в полную зависимость от парламента, который осуществляет полный контроль над внутренней и внешней его деятельностью, над финансами, экономикой и  любой другой сферой деятельности исполнительной власти. Поражение кабинета министров в парламенте при обсуждении любого важного законопроекта или в результате прямого голосования вотума недоверия правительству вызывает его автоматическую отставку или роспуск парламента. Наиболее характерным  примером такого устройства конституционной монархии является Великобритания.
    Вторым типом конституционной монархии является такое государственное устройство, которое определяется дуалистической формой правления. Это некое промежуточное, но не очень устойчивое состояние, при которой и монарх, и парламент имеют равные возможности в законодательной деятельности, а также исполнительной власти. Это государственное устройство осуществляется механизмом взаимного контроля и сдерживания. Такое состояние возникало во многих европейских государствах в результате  крупных революционных потрясений. При этом оно являлось временным и  неустойчивым компромиссом противоборствующих сторон, и имело тенденцию к последующему укреплению власти монарха. Примером тому является договорная конституция Франции от 3 сентября 1791 года, в которой получили четкое юридическое выражение верховной «единой, нераздельной, неотчуждаемой и неотъемлемой» власти, которая принадлежит нации, что все власти делегируются нацией, а её представителем является законодательное собрание и король. Следует заметить, что этой же конституцией была провозглашена «Декларация прав человека и гражданина»  1793 года [4].  Поскольку французские идеи и события были популярны во всей Европе, то и в Швеции после смещения короля Густава IV Адольфа была провозглашена договорная конституция от 6 июня 1809 года, закрепляющая дуалистическую монархию.
   К третьему типу относится «псевдоконституционная монархия», которая представляет собой так называемый монархический конституционализм. Как показывает история, это, как правило, октроированные конституции .
   Наиболее полно принцип монархического конституционализма был сформулирован после реставрации Бурбонов во Франции в 1814 году в Хартии Людовика XVIII и в 1830 году Хартии Людовика-Филиппа. В этих документах были сформулированы основные положения монархического конституционализма. Согласно этим уложениям, монарх являлся главой государства. Он является гарантом конституции, в его руках сконцентрированы или подотчетны и исполнительная, и законодательная власти. Само  разделение властей носит номинальный характер, при котором законодательный орган подчинен монарху, равно как и правительство или исполнительный орган. Судебная власть вершится также от имени монарха. При этом нет никакой подотчетности самого монарха. Его сущность заключалась в фактическом сохранении монархии путем незначительного изменения структуры власти и формы правления без изменения ее основы, а также дополнения монархического аппарата различного рода выборными совещательными учреждениями, которым придавали правовую основу.
   Такое положение было в тех странах, где население не имело реального воздействия на власть, слои общества были разобщены и, не имея народного представительства во властных структурах, вынуждены были апеллировать к монарху, который был отделен от них бюрократической прослойкой. Да и сам монарх становился ее заложником, образовывая с ней коалицию против парламента. Одним из проявлений монархического конституционализма является независимость монарха, его положение над парламентом и партиями. При этом он может проводить свою политическую линию с ними или без них. И в случае несогласия строптивого парламента с деятельностью монарха, последний может просто распустить его. Такое состояние было характерно для многих государств Центральной и Восточной Европы. Примером тому являются кризисные ситуации в Пруссии во время конфликта между парламентом и кайзером по проблеме бюджетных ассигнований на армию в начале XIX века, или в России в условиях конфликта между Думой и царем в 1907 году, которые оканчивались роспуском парламента и победой монархического правительства над учреждениями народного представительства.
Шведская государственность прошла все три типа конституционной монархии. Реформы Карла XII по признакам очень схожи с монархическим конституционализмом. После того, как король Швеции Карл XII потерпел поражение от Петра I в битве под Полтавой в 1709 году, он бежал к турецкому султану, где пробыл как пленник несколько лет. В Швеции из-за его долгого отсутствия началось недовольство населения, перешедшее в беспорядки. Для их устранения Карл XII, все ещё находясь в плену в Турции, в 1713 году издает указ об учреждении службы Королевского Верховного Омбудсмена  как представителя короля в Швеции, основной задачей которого было следить от имени короля за исполнением законов государственными чиновниками. Впрочем, никакой политической властью он не обладал. В 1719 году должность Королевского Верховного Омбудсмена получила название Канцлера Юстиции [9]. Немаловажно, что Канцлер Юстиции как представитель Короны не только осуществлял контроль над королевской администрацией и судами, но и выступал в качестве главного обвинителя страны, советника правительства по правовым вопросам, в том числе ответственного за ведение гражданского судопроизводства от имени Короны.
    По договорной конституции 1809 года, Швеция получила второй тип конституционной монархии – дуалистическую монархию, причем с трендом усиления самой монархии, особенно с восшествием на престол Жана Батиста Бернадота под именем короля Карла XIV Юхана.
     И, наконец, в результате изменения политической ситуации за последние двести лет, Швеция пришла к британскому варианту конституционной монархии.
    Вторым основным законом Швеции было положение (акт) о Риксдаге от 10 февраля 1810 года [5]. Он определял порядок образования курий, порядок деятельности Риксдага, прохождения законов, образования общих для всех курий постоянных комиссий и др.
    Согласно этим двум законам король был наделен всей полной исполнительной власти и значительными правами в области законодательства. При короле состоял Государственный совет, исполняющий совещательные функции, в который сам король назначал государственных советников. Должности премьер-министра, да и правительства как такового до 1876 года в Швеции не было. Советники несли ответственность перед Королем за рекомендации, которые они давали Королю, и в силу этого были обязаны контрасигновать  королевские декреты. Король являлся главнокомандующим вооруженными силами страны, решал все внешнеполитические вопросы, заключал международные договоры, назначал чиновников на высшие государственные посты и церковные должности, а так же своих представителей за границей.
  Шведский риксдаг состоял из четырех курий, представляющий различные сословия: дворян, духовенство, крестьян и горожан. Он избирался сроком на пять лет. Для принятия закона требовалось, чтобы он был одобрен не менее чем в трех куриях, а для принятия конституционного закона - во всех четырех куриях. Кроме того, чтобы принять конституционный закон, следовало получить его одобрение в риксдаге следующего созыва.
   Однако с ограничениями в законодательной области риксдаг был наделен широкими правами в финансовой области. Под его контроль попадала деятельность Государственного банка Швеции, через своих депутатов-уполномоченных, а также Управление национального долга, поэтому без согласия риксдага не могли заключаться государственные займы. Ригсдаг осуществлял контроль исполнения бюджета и его финансовых постановлений. Поскольку эти постановления не рассматривались как законы, то они не нуждались в одобрении Короля. Такое положение было закреплено законодательно, и вызвано  стремлением крепнувших буржуазных кругов страны ограничить влияние королевской власти на экономику и финансы. Тогда же законодательно был закреплен институт Омбудсменства [13], осуществляющий контроль соблюдения законности и исполнительной (королевской) власти. Этот институт возглавлял парламентский омбудсмен - опытный юрист, облаченный общественным доверием, но который не являлся при этом членом риксдага (впоследствии эта должность трансформирована в должность Канцлера Юстиции). В 1917 году в связи с усилением парламента, его позиции были закреплены изменением в закон о риксдаге.
   Несмотря на то, что король формально является главой государства, с 1918 года он не оказывает решающего влияния на политику страны. Исполнительная власть находится в ведении кабинета министров, который несет ответственность перед парламентом. Согласно изменениям конституции 1975 года [5], право назначать премьер-министра имеет спикер парламента – риксдага (а не король, как в Великобритании). До 1971 парламент состоял из двух палат, наделенных равными правами. С 1971 Риксдаг имеет только одну палату.
      Третий закон - (акт) о престолонаследии от 26 сентября 1810 года, который закрепил ныне правящую королевскую династию Бернадотов. Этот закон действует до настоящего времени, лишь только с дополнением от 1979 года о первородстве [5], которое позволяет женщине восходить на престол. Таким образом, принцесса Виктория (первый ребенок короля Карла XVI Густава и королевы Сильвии, родившаяся 14 июля 1977 года), является наследницей шведского трона [5].
Четвертый закон - (акт) о свободе печати от 12 июня 1812 года определяет права и свободы, которыми так гордится современная Швеция. Изменения закона о свободе печати 1949 года запрещают любую форму цензуры [5].
    Таким образом, все эти четыре закона определяют современный, не похожий ни на один другой, государственный строй Швеции и  могут быть изменены только при одобрении на двух последовательных сессиях законодательного органа, между которыми должны пройти всеобщие выборы.


Список источников и литературы:

1. Bagehot W. The English Constitution (1867). Oxford, 2009
2. The Constitution of Sweden. The fundamental laws and the Riksdag Act. With introduction by Erik Holmberg and Nils Stjernquist. Published by Sveriges Riksdag. Stockholm, 2002.
3. Конституция Швеции (Королевства Швеция) от 27 февраля 1974 г. Сборник "Конституции государств Европы".  Издательство НОРМА, 2001
4. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1793.htm - Конституция Франции от 24 июня 1793 года.
5. - на сайте приведены все юридические и правовые документы Швеции
6. www.royalcourt.se — официальный сайт шведского королевского двора
7. www.sweden.gov.se — официальный сайт объединенной администрации министерств Швеции
8. Лагерквист О.Л. История Швеции. Шведский институт, 2004
9. Лохматов Е.А. Генезис и эволюция института Омбудсмена в Швеции // Государство и право: теория и практика: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4 / отв. ред. В. П. Прокопьев. Калининград: Изд во РГУ им. И. Канта, 2005. C. 45–55
10. Кан А.С. Новейшая история Швеции. М. Изд.ИМО, 1964
11. Мелин Ян, Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. М., Изд. Весь мир, 2002
12. Соколов А.Н., Трумпель К. Б., Смирнова Е.С. Институт омбудсмена в современном мире. Калининград, 2001
13. al-Wahab I.I. The Swedish institution of Ombudsman: an instrument of human rights. Stockholm, 1979
14. Andersson I. A History of Sweden.  Stockholm,1956
15. Bengt W. The Parliamentary Ombudsman in Sweden. Stockholm, 1999
16. Derry Th.K. A History of Scandinavia: Norway, Sweden, Denmark, Finland and Iceland. 1979
17. Nordstrom B.J. The History of Sweden. 2002