Должником нашим

Ната Гранковская
Отец мужа покинул нас семь лет назад. Смерть его была для нас  полной неожиданностью. Вот, похороны состоялись. Дома у свекрови в этот вечер я молилась за свёкра, как могла. На следующий день мы пошли на кладбище. Ступив за ворота, я почувствовала, как на меня хлынул аромат церковных благовоний. Сказала об этом мужу и свекрови. Они переглянулись и говорят:
- Держи себя в руках.
Значит, подумали, что показалось. Я не стала с ними  спорить.
Аромат ладана – всего лишь знак, что стоит продолжать молится за свёкра и будто - само благословение Господне. Хорошо, что в этот раз повеяло ладаном.
 А вот, в прошлый раз в церкви…
Мимо меня прошла молодая пара. Им было на вид лет 20. И тут на меня пахнуло такой вонью…
Мысленно задаю вопрос:
- Господи, что издаёт такую вонь? Почему от них так пахнет?
В голове возник ответ мгновенной чёткой мыслью:
- Извращения. Но они считают это любовью…
Я никому не рассказывала об этом случае. Боялась сойти за ненормальную.
Хочу сказать, что выглядеть в глазах окружающих «нормальной» одно время было для меня навязчивой идеей.  Но со временем я поняла, что воспринимаю этот мир всего лишь несколько иначе. И не стоит отвергать Божий Дар в угоду кому бы то ни было.
После похорон свёкра  мы с мужем вернулись домой. Не буду описывать в подробностях душевные переживания мужа. Но и мне было очень тяжело. Свёкор, царство ему небесное, был добрейшим человеком, хорошим и интересным собеседником.
В течение сорока дней нельзя было смотреть развлекательные программы. И вот сижу я в комнате, а тишина давит болью виски, аукаясь в сердце. Я мысленно попросила у Бога прощения и всё же включила телевизор. Хотела посмотреть новости, но на своё счастье, переключив пару клавиш, попала на Православный канал.
Я стала смотреть его регулярно. Мне было  тридцать с небольшим.
Для меня открылся целый мир.  На тот момент в плане Православия я была полным профаном. Хотя  в церковь я ходила исправно пару раз в год, начиная с шестнадцати лет. Меня туда привела мама. В тот год при развале СССР, исчезли и Пионерская организация и Комсомол. Больше препятствий к посещению Храма не было. И вот я стою на святом пороге .
Каково мне было в церкви? С первого раза мне там не понравилось. Люди стоят как истуканы, а глаза их полны ужаса. Что я увидела в тех глазах? И боязнь встретить кого-то из знакомых и просто ужас, который многие поначалу чувствуют при чтении молитв на церковно-славянском.
И вот, стою я около матушки моей, а вокруг иконы. Хочется поднять к ним глаза, подойти, поговорить. Заметив мой порыв, мама пугается и говорит:
- Стой спокойно, не дёргайся!
Ещё бы, вездесущие старушки начеку! А кому же охота – в грязь лицом?
А батюшка какой строгий:
- Грешна?
- Грешна!
Вот и вся исповедь. Потом Причастие.
Поначалу мне было очень сложно находиться в церкви. Особенно меня пугало присутствие чего-то непостижимого, я почувствовала ЭТО с первых минут. Вечером спросила у мамы, что чувствует она и рассказала о своих ощущениях.
Увидев священный ужас в глазах матушки и совершённое ею наспех крестное знамение, я почувствовала себя почти преступницей, почти сумасшедшей.
Теперь я прекрасно понимаю – фибры моей души трепетали от соприкосновения с Божьей Благодатью. Трепет души  резонировал по всему телу. Это был призыв души, чтобы тело также потрудилось при молитве, не оставшись безучастным. Ведь каждый поклон в церкви означает покаяние.
Но тогда мне было это непонятно и я поделилась своими впечатлениями со знакомой
Но она в шутку сказала, что ответ прост - это тёмные силы мешают мне «правильно стоять» в церкви. И оттого мне не стоится спокойно. Мне было всего 17 лет! Я испугалась. Года два я в церкви не появлялась.
Но  позже мне попалась брошюрка в которой была молитва Николаю угоднику. Я её очень быстро запомнила. Мне захотелось прочитать её в церкви.
Так я вернулась в Храм.
Через десять лет я переехала в другой город. Побывала во многих Храмах. Многое узнала. Благодаря святым отцам, я узнала, как правильно ходить на исповедь  и принимать Причастие. Теперь ничто не сковывало моих порывов к общению с Богом.
И Бог мне отвечал! Помнится, очень мне захотелось купить чётки. На тебе, пожалуйста! Иду на рынок и негаданно покупаю чётки. Их, против обыкновения, продают  при входе.
Часто вижу, что чётки висят на лобовом стекле водителей, как талисман.
А ведь это инструмент, для совершения молитвы, помогающий связать ноги Врагу человечества, как говорят духовные книги.
Кстати,  чтобы угодить Богу, не стоит совершать бездумные подвиги. Во всех благих делах должен быть смысл.
Подаёшь милостыню? Попроси о здоровье для своих близких.
Перед чтением молитвы «Отче Наш» - скажи слова « Во Славу Твою, Господи»! после обратись к Господу с просьбой. Исполнит! Так я вылечилась прошлой зимой от ангины. Лекарства были бессильны – я кормила грудью и ни за какие коврижки не собиралась от этого отказываться, но мой собственный иммунитет  при этом был близок к нулю.
Несколько слов по поводу молитвы «Отче Наш». Есть в ней такие слова: « И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Слово «должником» трактуется как «должникам». Но есть и более глубокий смысл.
Простив обидящих нас, отказавшись от мести, мы не производим с ними расчёт. И тогда они остаются в должниках. Но должны они уже не нам, а Богу. Мы их прощаем и просим о подобном деянии Господа для нас, проявляя смирение. А сумеет ли он простить  обидчиков, если те вовремя не расплатятся с Ним – покаянием, добрыми делами?   Но, в любом случае,  надеяться  на спасение надо. Как же жить-то без надежды?
Летом того же года, когда умер свёкор, у моего отца случился инсульт. Кто-то напугал маму, что через некоторое время бывает второй инсульт и человек умирает. Я надеялась на лучшее, но, в конец измучившись, через год я задала мысленно вопрос :
- Правда ли, Господи, что папа уйдёт вскоре за свёкром?
Вскоре увидела я во сне мою покойную бабулю. И говорит она:
- В ближайшие пять лет хороших мест не будет, пусть не собирается.
Папа прожил ещё пять лет… Но хорошее место ему пришлось «отработать» в полной мере. Слышали, наверное, что Господь посылает скорби для очищения?
Три месяца отца мучили дикие боли в кишечнике. По возрасту врачи не взялись делать ему операцию.
Надо сказать меня очень волновала загробная участь отца. Он умер без Святого Причастия. Да и на моей памяти, он совершал его всего пару раз. Да и кто из наших мужчин часто захаживает в церковь?
И пошуметь по-доброму папа любил. Голос у него был зычный. Вот не выключит кто, бывало, в ванной свет – папка, давай, шуметь, возмущаться.
Помню, в день похорон, а точнее - уже ночью: хожу, уснуть не могу. Муж, дочка и сынок тоже не спят. Мы все находились в одной комнате. Мама тогда сказала:
- Много света тратите, был бы жив отец…
Через пару минут свет в комнате погас сам собой. Муж, который в такие вещи не верит, сказал:
- Давай спать. Отец сердится, свет выключил.
Отец был добрым, весёлым, очень отзывчивым, не злопамятным, человеком. Немало было у него добродетелей. Но он был самым обычным мужчиной. А кто из наших мужчин, скажите, не  повышает голос на своих домашних, не выпивает стопочку-другую по праздникам и т.д. Но Бог милосерден! 
Отец часто читал Библию – слово Божие. С его помощью  поборол  немало своих пороков, проще говоря, недостатков, которые есть абсолютно у всех людей, не будем брать во внимание редких праведников. И искренне любил Бога.  А Бог милостив.
Очень сердобольным был мой папочка.  Даже после перехода в мир иной он о нас не забывает, волнуется. Вот звонит недавно мама и говорит:
- Мне сон приснился. Идёт отец и несёт в большой клетчатой сумке шины для автомобиля. У вас всё хорошо с машиной?
- Да нет, мама. Сегодня заказали зимнюю резину по Интернету, но заказ мы отправили обратно. Нам хотели всунуть прошлогодний вариант. Раз папа волнуется, поездим пока на старой зимней резине, летнюю снимем…
Муж снова поверил, и машину «переобул».
А раньше он ни во что не верил и всех верующих считал ненормальными. Есть, к несчастью, люди, которые придя в Храм, теряют голову. Помните фразу: «Почём опиум для народа?» Некоторые не в состоянии выдержать мощной энергетики церковно-славянских молитв.
И  у него на работе работала такая женщина. Если человек, придя в Храм, не отыскивает верный путь – дорогу к Богу, он пополняет ряды заблудших. Сам себя производит в святые и начинает воспевать себя во Христе. Находится в состоянии глубокой духовной прелести. Эта же участь постигла несчастную женщину. Закончилось тем, что она начала доказывать мужу, что он – демон. На полном серьёзе. Исчертила сплошь листы крестами и развесила в кабинете. Конечно, он её уволил. А на мои духовные изыскания стал реагировать крайне отрицательно.
Нашёл как-то в документах мои стихи о Боге и вручил мне. Читай, говорит.
А сам смотрит во все глаза, слушает. Пытается уловить – я уже свихнулась или в процессе? Я прочитала. Он хотел возмутиться! Открыл, было, рот. Раз открыл, два открыл. Вид у него грозный, а слова молвить не может. Слова сами  куда-то разом и подевались. Так ничего и не сказал.
Теперь он  сам нас с дочкой в церковь возит. Хотя, приступы неверия у него иногда случаются. Видно, не пришло его время.
В прошлый раз  я оставила некоторую сумму на ремонт Храма. А сама сетую, надо было на эти деньги икону купить. Было  бы  и церкви пожертвование и
мне  - икона новая. Через неделю приносит мне икону подруга. В подарок.
Подруга моя – католичка. А икона у неё дома оказалась Православная. Не привыкла она таким иконам молиться. Делала дома перестановку и обнаружила «мою» икону. Именно ту, которую я и хотела приобрести…
Стала я молиться пред новой иконой. Шея у меня сильно болела. Начала я класть поклоны ни в силах толком разогнуться и попутно просила помочь мне вспомнить все  забытые грехи. Положила сорок поклонов. Шея прошла наполовину. И тут, как нахлынуло! Почти все свои грехи  вспомнила, записала, начиная с детского сада. Когда список был окончен, я обратила внимание, что шея моя не болит… А обычно я её дня три лечу.
Пользуясь случаем, хочу сказать  - все верующие должны непременно знать хотя бы  эти молитвы : «Отче Наш» и « Верую». Веруйте! И творите добрые дела. Хотя бы покормите изредка голубей. Здесь ни к чему какие-то изыски.
Творить добро должно стать нашей основной потребностью, чтобы не ходить нам пред Богом в должниках. Веруйте, и тогда Господь воздаст вам по вере вашей.