Хождение в Марсель. 3

Станислав Сахончик
.

Сразу после выхода  прошли совещания, на которых мы впервые увидели  друг друга и хоть немного познакомились. Теоретически, в такого рода походы должен идти сплававшийся, опытный экипаж, однако речь шла  вспомогательном флоте ВМФ, где все  подчинено не столько здравому смыслу, сколько приказу вышестоящих.
Народ расписали по вахтам  и служба как-то сразу пошла по привычному руслу. Капитан, передав управление старпому, завалился спать - надо было  хоть немного привести нервы в порядок. Мы его понимали, такую нервотрепку пройти – эдак и до кондрашки недолго.
После выхода из территориальных вод Союза за нами сразу же установили слежку японцы - над головами появился  сине-белый, похожий на красивую игрушку, противолодочный патрульный самолет Р-2 «Нептун», на горизонте замаячил  сторожевик береговой охраны. Оно и понятно - впереди нас  шли два  эсминца и старый СКР - «полтинник». Остальные должны были присоединиться к отряду в Камрани. 
Прошли линию «Мокпхо-Нагасаки» - пошла  «капать» валюта. Вот она, маленькая моряцкая радость!
Начинаю разбирать и приводить в порядок свои медикаменты  и документацию на экипаж. Обнаруживаю, что снабжен  целым мешком бинтов – видимо комплектовали  в расчете на ведение боевых действий. Вакцины, слава богу, на месте - полный комплект от всех тропических болезней. Начинаю все раскладывать по шкафам и ящикам.В дверь амбулатории просовывается бородатый фейс боцмана.
-Док, валерьянка есть?
- А тебе-то она нахрена? Расстроился что-ли?
- Дай флакона четыре!
- Сначала скажи, зачем?
Боцманюга помялся для приличия, потом брякнул:
-А выпить!
-Да ты что, ее же каплями потребляют.
-А я вот флаконами! И голова не болит и настроение потом спокойное-спокойное.
- Ну, ты меня и удивил. Феномен какой-то. На, возьми, не жалко.
Боцман, прихватив вожделенные флакончики, тут же испарился. Действительно, феномен!
Впереди меня ждало еще немало открытий на этом поприще.
Судовая жизнь потихоньку налаживалась, все же большинство народа в море ходили не первый год и свое дело знали. Прошелся по камбузу и провизионным кладовым- это теперь и мое заведование. За день вколол вакцины  всему экипажу - надо же соблюдать обязательства, впереди тропики, контакты в иностранных портах  и не приведи Господь, ежели кто чего экзотическое подцепит.
Прошли Цусимский пролив, было построение на верхней палубе и  развеивание  российской земли над морем  и венок на место вечного упокоения  эскадры адмирала Рожественского. Флот  незыблемо держится в том числе и на памяти и традициях!
 Пошли смены часовых  и климатических поясов, сразу стало жарко и влажно. Включили кондиционер. И тут-то мне пришлось туговато, вся моя форменная одежка для тропиков не  годилась .В принципе, мало кто  из новоиспеченного экипажа в суматохе успел с собой  прихватить  что-либо подходящее…
Короткий заход в Камрань. Швартуемся к  авианосному пирсу бывшей американской базы. Сейчас ее активно восстанавливают наши и вьетнамские  военные, однако следы разрушений еще хорошо видны. На мысе у входа в бухту Бинь-Ба стоит заброшенная американская береговая батарея, длинные стволы 105-мм орудий развернуты  как попало, на окружающих сопках среди густой зелени джунглей  видны  желтые песчаные проплешины-следы от авиационных бомбардировок напалмом. Кругом базы густо натыканы мины, так что ходить можно было только по тропкам.
Мы сдали на базу мешки с почтой, несколько мешков и ящиков с судовой документацией, на которой были штампы бригады (войсковой части 31012) и слили часть  горючего из танков.
На выходе из бухты нас уже ждали подошедшие с Камчатки и Сахалина боевые корабли и рефрижератор «Ульма». Танкер вышел вперед и  следовал впереди отряда, демонстрируя полную непричастность  к военному флоту.
Следующей остановкой  для нас был город-государство Сингапур. Из моря постепенно вырастали его небоскребы, окутанные густым смогом. Надо сказать, что Сингапур начала восьмидесятых годов прошлого века совсем не напоминал сегодняшний. Воды залива  носили изумрудно-зеленый цвет и издавали неприятный химический запах, а в  мутной, вонючей реке Сингапур – ривер густо плавали всякие отбросы, вплоть до дохлых коров.
Во время  увольнения, сразу у порта,  пришлось проходить через шумный  и грязный азиатский «Малай - базар», везде стояли жаровни и лавчонки с экзотическими блюдами. Больше всего поразили, конечно, рикши и чудовищная смесь лиц разных национальностей на улицах.
Надо сказать, что после 11 месяцев рейса, уже на обратном пути, мы застали Сингапур преображенным  самым чудесным образом. Президент Ли Куан Ю железной рукой навел там порядок. Полисмены нещадно штрафовали (50 долларов!) и  лупили дубинками курящих и плюющих, с улиц исчезли  грязные лавчонки, рикши  и был ликвидирован «Малай-базар», быстро  очистилась река  и залив.
Пока мы бродили по городу,(стандартный маршрут того времени :Раффлз-сквер,Пиплз-парк ,и универмаг "Пиненсула") на судно загрузили  несколько тонн фруктов и свежих овощей  для  эскадры, которая гордо проследовала на наших глазах через Сингапурский пролив.Во время оформления груза произошел смешной инцидент с  шипчандлером. Тот работал с "Илимом" не первый раз,и очень удивился ,что он теперь не  "нэйви шип"(военный корабль)а "мэрчант-шип" (торговый).И даже притащил английский справочник "Джейн" по  советскому ВМФ,где  танкер,разумеется,присутствовал  во всей красе.Кое-как наш "контрик" Саня Ощупкин на хреновом русско-английском сленге убедил его,что "Рашен нэйви" -банкрот и продал "Илим" "ФЕСКО-лайн" (ДВ пароходству).Только тогда бдительный  шипчандлер отвязался.Тогда же выяснилось,что в суматохе забыли получить машинку с латинским шрифтом и все документы на заход пришлось писать "врукопашную", и так весь рейс!То-то потом над нами потешались.
Индийский океан, после выхода из Малаккского пролива, встретил нас весьма неприветливо. Небольшой шторм постепенно разыгрался не на шутку, танкер и корабли нещадно болтало на волнах, тонны воды с гулом и брызгами  перекатывались через палубу, задерживаясь на шкафутах. Танкер влезал на гребень волны, ненадолго повисал и внутри раздавался вой оголенного винта,потом проваливался вниз. Мгла и дождь окутали  океан и лишь изредка мелькали среди волн раскачивающиеся ходовые огни кораблей. Половина экипажа страдала от морской болезни, на камбузе было невозможно что-либо приличное сварить - питались  консервами и кашей. Да и то не всем это лезло в горло…
Мне повезло. Еще на ледоколах, пару раз попав в шторм, я обнаружил, что совершенно не укачиваюсь, и от болтанки только неимоверно возрастал аппетит, а адреналин не давал долго засиживаться на месте. Пришлось носиться по трапам внутри надстройки, так как выход на верхнюю палубу  категорически  запрещался.
Так прошло несколько дней  и только на исходе недели шторм начал, наконец, затихать.
По поверхности океана катилась крупная мертвая зыбь, то подбрасывающая   корабли вверх, то погружающая их вниз по самые надстройки.
На одном из старых  эсминцев 56-го проекта заканчивалась котельная вода и топливо, нужно было срочно его заправлять, иначе корабль остался бы беспомощно болтаться  посреди штормового океана. Однако и операция по заправке представляла не меньшую опасность… (продолжение следует)