ЮЗы8. Пути к успеху. На выбор!

Тимофеев Владимир
               
 
   В рассказе "Легенда о Тиле..." я писал о своём близком знакомстве с начальником медсанчасти, в которой при желании, путём множества уловок, всегда обретал искомый отдых от тягот повседневной службы. На экзамене по военно-медицинской подготовке, курс которой он вёл, мне достался билет, первым вопросом в котором значилось: "Инфекционные заболевания в войсках и методика борьбы с ними."  Имея на меня "давний зуб" по медсанчасти, он язвительно спросил меня: " Ну, так что же такое инфекция?" На что я мгновенно и чётко среагировал:" Зараза, товарищ полковник!" Взвод, всегда готовый к моим выходкам, взвыл в хохоте, мгновением позже к ним присоединился и преподаватель. Отсмеявшись, он поставил мне в журнал "отлично" и отправил на место .Это был самый короткий экзамен за всю мою учебную практику.

        Раз уж речь пошла о продолжительности экзаменов, то самым длинным, если не считать экзаменом саму  прожитую мной жизнь, которую я всегда поверял по кодексу чести, преподанному мне отчимом, был экзамен по артматериаловедению. Был  такой предмет, в ходе изучения которого, мы должны были легко определять металлы, масла и разного рода технические жидкости, применяемые в изучаемой нами технике и её техническом обслуживании. На втором курсе я получил оценку "Хорошо", которая меня вполне устроила.   Однако к окончанию учёбы выяснилось, что для получения Диплома "с отличием" она является лишней, необходимо было пересдать этот предмет на "отлично". Получив разрешение в учебной части, я направился на кафедру к преподавателю, бывшему фронтовику  полковнику Устименко. Образцов металлов было десятка полтора, смазок примерно два с половиной десятка, жидких образцов около тридцати. Я попытался сдать экзамен нахрапом по старой памяти, но завалился уже на самом простом, металлах.
Полковник дал мне подносы с отмаркированными образцами и с улыбкой предложил мне лучше " щупать, нюхать и пробовать", а уж затем приходить заново. Я честно щупал , нюхал и пробовал дня три по часу-полтора, во время самоподготовки и опять прибыл на сдачу экзамена. Сдал металлы и тут же провалился на твёрдых смазках. Обидевшись на придирчивого полковника, я объявил во взводе, что больше "нА дух" не подойду к треклятым образцам и возьму экзамен "измором".  После этого я регулярно, каждые три  дня, приходил к Устименно  для очередной попытки сдать экзамен. Полковник участие в "соцсоревновании" принял и выгонял меня при первой же ошибке в определении  предложенного ингредиента. Регулярное участие в попытках  пробить терпение преподавателя несомненно расширяло мой кругозор в данном предмете, но к успеху не приводило. Во взводе заключались пари: сдам ли я этот экзамен, а в силу того, что сдать его было необходимо, на этом настаивал командир взвода, заинтересованный в звании "отличный взвод",  споры плавно перетекли в область: примусь ли я изучать предмет или полковник меня пожалеет. При этом, помня эпопею с "хитрым армяном", со мной никто на спор не пошёл. Я ходил на пересдачу двадцать три раза, более трёх месяцев, после чего Устименко заявил, что восхищён моей любовью к его предмету и только за это ставит мне желанное "отлично", думаю, я ему порядком осточертел.