Весенние поля или женщина взаперти

Михаил Хорунжий
Необходимость мыслить очень часто заставляет нас обдумывать проблемные ситуации. Какие то выводы могут быть поспешными, что только показывает преждевременность действий, следующих за ними. Небольшой, но уютный кинозал без излишних современных интерьеров, что дополняет восприятие фильма. Прекрасно осознавая все нюансы обстановки, ты спокойно располагаешься в своем кресле, и наблюдаешь за горящими светильниками на стенах с трепетным ожиданием событий на экране. За задвинутыми шторами на окнах шумит оживленная улица, своими звуками разбавляющая тихую беседу в зале. Зажигается проектор и все внимание зрителей концентрируется на экране.

Сюжет достаточно захватывающий и оригинальный. По сюжету происходит определенное расследование и главный герой фильма, назовем его детективом, оказывается по своей неосторожности и поспешности принятых решений, вовлеченным в не самую приятную для него ситуацию. После произошедшего несчастного случая с напарником, героя тревожат внутренние переживания и терзания. Он прекрасно осознает, что совершил в тот раз ошибку, когда сделал преждевременный вывод, однако после полученного стресса начальство не рассматривает его для полевой работы, а предлагает ему альтернативные варианты. Любые его заверения в своем настрое, своей готовности наталкиваются на стену недоверия, сопряженное с пониманием того, в какой сложной психологической ситуации оказался детектив. Таким образом, он оказывается в яме, в которой ему предстоит провести сортировку подготовленных документов по папкам. Он прекрасно осознает, что созданный отдел для этого подготавливает его к пенсии, т.к. никаких реальных дел, где он мог бы себя зарекомендовать фактически у него не будет. Его напарник является его противоположностью, именно в плане отношения к жизни. Однако это не мешает им взаимноуважать друг друга. Вопросы, которые поднимает режиссер и передает нам затрагивают именно проблему выбора. Выбора общечеловеческих ценностей, которые существуют в каждом и за которые, в лице образов своих героев, даже отстраненных от своих обязанностей, но стремящихся к справедливости, требуется бороться. Детектив, кроме профессиональной необходимости, испытывал еще и семейные проблемы, т.к. совсем недавно его покинула жена. Весь набор навалившихся проблем и вместе с тем рутинная деятельность должны были придавить его, но он нашел в себе силы и возможности для того, чтобы не только писать “по три отчета за неделю”, а все таки доказать прежде всего самому себе, что он не является еще отработанным материалом и взяться за закрытое дело, но обладающее странной и запутанной предысторией.

Он находит в далеко задвинутом ящике в столе дело о исчезновении молодой женщины при странных обстоятельствах. Дело было признано закрытым, однако интуитивно детектив увидел, что в деле нет полной ясности. После реконструкции событий, детектив уверен, что заключение по делу было преждевременным и существует ряд невыясненных ситуаций, которые в корне меняют его суть. Для восприятия зрителем фильма, режиссер использует достаточно известные подходы. Понравилось, что режиссер соприкасает зрителя с атмосферой сюжетных линий постепенно, заставляя зрителя думать и анализировать, хотя при этом добавляя ему ряд подсказок. Конечно, забегая вперед, немного расстроила прямолинейность и даже шаблонность трагедии, из за которой в фильме повторно было открыто расследование. Возникает ощущение, что режиссер задумал вначале совершенно другой поворот сюжета, поэтому ряд эпизодов, перед развязкой фильма, выглядят немного скомканными. Кроме того, излюбленная тактика многих режиссеров в виде обращения к далекому детству и переживаниям, с ним связанных, на мой взгляд, все таки излишне однобоко воспринимается, т.к. ограничивает зрителя только формированием своего будущего на основе своего детского опыта. Безусловно, произошедшая трагедия значительно повлияла на отношение к жизни, сделав из него в будущем злодея, который готов пойти на все, только, чтобы отомстить, по сути детской шалости ребенка, но которая спровоцировала страшную автокатастрофу. После этого злодей в фильме строит грандиозные планы для того, чтобы реализовать свою месть на окружающую несправедливость. Режиссер грамотно акцентирует внимание именно на обиде мальчика на девочку в детстве, а сама ситуация с автокатастрофой оказывается лишь фоном или прикрытием для того, чтобы как то оправдать свои бессмысленные и бесчеловечные действия.

Снова возвращаясь к процессу расследования, детектив вместе с напарником шаг за шагом приближаются к разгадке. Оказывается, план злодея действительно был весьма витиеватый. Выдавая себя за другого человека и осуществляя месть своему конкуренту, с одной стороны, а с другой стороны, реализуя план наказания женщины, которая по его воспаленному воображению и детским обидам является причиной всей трагичности его жизни. Здесь можно вспомнить классиков, прежде всего Ф.М. Достоевского, однако мотив злодея в фильме видится более изощренным, т.к. его цель состоит не только в том чтобы унизить женщину, а в том чтобы получить от нее признание ее вины в трагедии из прошлого.

Весь сюжет фильма режиссером сводится не только к специально оборудованной “клетке”, подготовленной злодеем и предназначенной для того чтобы сломить волю женщины и превратить ее в полностью управляемый объект, наподобие марионетки, под угрозой лопания барабанных перепонок, вынужденной оттирать собственную кровь, а к причинам, побудившим поместить ее злодеем в эту “клетку” в виде обычной человеческой зависти, эгоизма, проблемам детства, семьи и воспитания.

Фильм действительно вызвал у меня двоякое восприятие и может быть оценен по разному. Прекрасно передано состояние преломления образов героев на экране, т.е. взаимодействие образов в фильме может восприниматься не только лишь прямолинейно и это большой положительный момент. С одной стороны ряд эпизодов требует достаточной подготовленности зрителя. С другой стороны, личные мотивы, инициирующие расследование, в итоге сыграли положительную роль, т.к. женщина была найдена и спасена, что в итоге, позволило детективу преодолеть себя и вернуть доверие начальства. Обмен взглядами в финальной сцене между детективом и спасенной женщиной происходит также через преграду из стекла. Однако за ним теперь не изможденная страданиями женщина, а женщина с отпечатком  счастливого спокойствия и осознанием, что все ее усилия были не напрасны. Внутренняя драма детектива является психологической основой произведения, что позволяет разглядеть за ширмой традиционных приемов этого жанра особенность сценария и передать ход мысли режиссера в оригинальных образах у зрителя.


-----------------------------------------------------------

Обзор подготовлен после просмотра фильма "Мистериум. Начало"