Валентинов день

Элам Харниш
Усталость берёт своё, глаза слипаются, но даже сквозь дремоту в развалинах моего сознания, словно живность по тёмным углам, шуршат вопросы и копошатся ответы...

Но главный ответ один... - он не звучит тихо, он звенит набатом... – ты плохой сын... Самый плохой... Даже не заплакал ни разу...

Я человек с замёрзшей, очерствевшей душой и, к сожалению, моя чёрствость распространялась и на отношения с мамой...
Мы редко общались, но всё же, она звонила намного чаще, чем я...
Я снимал трубку и слышал её глухой, низкий, далеко не музыкальный голос... Наверное, у нас голоса похожи...

Она говорила...
- Приходи сегодня, у меня есть зелёный борщ...
Иногда я отказывался, но чаше откладывал дела и ехал...
Она всё старалась накормить сытнее... Да не только меня... Всю семью... – внука и внучку, даже своего карликового пуделя кормила растишкой...
Последний раз позвала меня 29–го января... Сначала я отнекивался, а потом... -  словно какое-то предчувствие кольнуло...

В кухне было тепло... Ещё бы... Горячий борщ, подогретые  в микроволновке блинчики с мясом...
Но глядя на маму, не знаю почему, снова подумал, что вижу её живой в последний раз...

Она не жаловалась на здоровье, только говорила, что в угловой гостиной сидеть практически невозможно - очень холодно... На ней был надет шерстяной свитер и тёплая жилетка...

А главное, каждый раз когда я приезжал, она говорила об ушедшем в прошлый Новруз папе... Ей было плохо и одиноко без него, несмотря на хлопоты о внуках...
Может ругаться не с кем было?...

Прекрасно помню, как в самом начале 2013-го... – 3-го января я, хоть и не планировал, пришёл к ним под вечер... – недалеко от их дома сдал квартиру...

Мама, накладывая мне на тарелку еду, крикнула сидящему на диване отцу...
- Фикрет, иди посиди с Зауром..., - он смотрел Поле чудес, смеялся шуткам Якубовича и... - плакал, в последнее время у него всегда текли слёзы от смеха...

- Мама, оставь человека в покое, дай спокойно смотреть телевизор... Папа, пью за твоё и мамино здоровье..., - я отсалютовал отцу стопкой...

Да... Она постоянно думала о нём...
Говорила, как он подвёл её, сожалела, что опередил...
Вот они друг другу 14 февраля подарок и сделали... - то ли он её к себе забрал, то ли она к нему поспешила... Теперь его годовщина и её сорок дней практически совпали...

Всю ночь, не сомкнув глаз, я сидел в этой проклЯтой... - холодной, угловой гостиной, на семнадцатом этаже, слушал завывания северного ветра за окном и смотрел на зелёный шёлк поверх её гроба, навсегда укрывший зелёные мамины глаза...

А в этот Валентинов день многое, так совпало, было зелёным... – униформа врачей... - сестра привезла её на ангиографию, во время которой с ней случился обширный инфаркт... - зелёные стены реанимации...

Меня впустили попрощаться... – мама  была подключена к аппарату искусственной вентиляции лёгких, но сердце уже не билось...
Я поцеловал её в тёплый лоб и, не проронив ни единой слезы, вышел...
И ещё... Почему-то я вспомнил про зелёный борщ, на который, я уверен, никто меня больше не позовёт...