Помню - не помню

Эдуард Иванов
Помню - не помню.
Странная штука память. Порой незначительные события запоминаются накрепко, всплывают в голове цветными картинками, а что-то значительное вдруг теряется или прячется в закоулках серого вещества.

Детство босоногое. Кажется, это был 1969 год. Я с матерью приехал с Кольского полуострова в Ленинабад к тёте. Четыре года мне тогда было.  Жара стояла жуткая. Солнце. Новые запахи. Цветочки в палисаднике у подъезда. Совершенно четко запомнились два блюда, которые я ел: клубника в глубокой тарелке залитая молоком и взбитые сырые яйца с накрошенным в них белым хлебом.

Двоюродную сестру, которая там точно была, не помню вообще. Хотя есть фотография, где мы стоим, держась за руки с насупившимися лицами. Ей было три года.

В небольшой квартирке тёти временно оказалось пять жильцов. Я с мамой, тётя и две её дочери трёх и одиннадцати лет. Утро. Я сучу ногами у туалета и ору, что сил нет терпеть. За дверью засела старшая двоюродная сестра. И не открывает. Я не дотерпел. Навалил в трусы, а когда дверь открылась ,снял их и бросил в ванну. Нате. Я сделал всё, что мог! Мать смеялась и отчитывала. Зачем же, мол, в ванну то.

Все улицы города были усыпаны абрикосами. Идем мы с мамой на рынок, а мимо самосвалы проезжают с абрикосами. Я поднимаю с асфальта фрукты и только пытаюсь засунуть в рот, как мать бьет меня по руке. Купим, мол, на рынке, дома поем. Я недоумеваю :зачем покупать, вот ведь под ногами их полно!

На рынке продавались такие длиннющие конфеты в фантиках, похожих на фантики от ирисок. Я канючил и канючил: хочу ириску, хочу ириску! Купили мне конфету. На солнце она растаяла, и фантик оторвать было не возможно от клейкой массы. Так с бумагой в рот и запихнул. Шёл некоторое время молча, давясь  сладкой слюной, потом начал мычать и заливаться слезами. Конфета склеила зубы так, что рот открыть стало невозможно. Мать засунула мне пальцы в рот и стала выковыривать «цемент». Рядом стоял старик в тюбетейке и смеялся показывая беззубый рот.

На выходе с рынка стоял ларек, где продавали сахарную вату. Никогда до этого ничего подобного не видел. Разве вату можно есть? Хочу вату. Хочу вату! Купили мне розовую вату, но полакомиться ей я не успел. В ладонь укусила оса. Ос там крутилось невероятно множество. Ох, как я орал. Ладонь опухла. В автобусе женщина одна приложила к месту укуса пятачок. Типа помогает. Недалеко от дома в магазине мне купили мороженное в бумажном стаканчике, лишь бы не орал. Лизнул я пару раз разноцветный холодок, чихнул и мороженное оказалось на асфальте. Снова ор.

Я соберу! Я хочу! Я не ел!

После обеда  во двор приезжал старик с большой тележкой. Он принимал тряпьё и пустые бутылки , а взамен давал попкорн слепленный в белые шарики размером с мяч для большого тенниса. Тёте даёт мне бутылку, и я бегу на улицу. Честно говоря вкус у этого шарика ,как у пенопласта, но всё равно здорово.
 
С каким-то мальчишкой осматриваем оставленный во дворе мотороллер. Я пытаюсь сесть на него, не получается. Пацан пробует сесть, и мотороллер падает на бок  и придавливает мне ногу. Крик на весь двор. Пацан, пытаясь помочь, видимо, вместо того чтобы поднять, лезет на него. Ору:Дурак,больно! А!

Поднимите скорей! Нога!

Выбегают мать с тётей. Освобождают меня от железяки. Потом колено мажется зеленкой и мы идем в баню: я, мать, младшая сестра и тётя.

Честно говоря, в женской бане я мылся дважды. Второй раз через год в таёжной глубинке. Топилась банька по-черному. Тот ещё аттракцион.

Мелькают в памяти розовые ноги ,пар и душ. Больше ничего не запомнил. После помывки выяснилось, что из-за мотороллера женщины перепутали чистые вещи и взяли два платья. Мои шорты и майка остались дома.

Не буду платье надевать!-орал я-Не бууууудуууу!

А! Одели все-таки и ещё девчачью шляпу на голову водрузили. На обратном пути, чтобы отвлечь, меня пытались заставить произносить букву «р». У меня не получалось.

 Во дворе я быстро прошмыгнул в подъезд. Хотя пацаны меня увидев, застыли просто. Я быстро переоделся и на улицу.

Мальчишка постарше подходит и спрашивает:
-Слушай, мы так и не поняли, ты мальчик или девочка?

Подрались потом конечно.

Дорогу с Кольского полуострова в Ленинабад и обратно не запомнилась совсем. А вот денек этот  в памяти отложился.