Что имеем - не храним газета Строитель

Вячеслав Ледовский
Развернувшееся поистине в «промышленных» масштабах в последние годы уничтожение культурно-исторического наследия нашего города продолжается.

Апофеозом варварского отношения к национальному достоянию можно считать «списание на иголки» железнодорожного моста через Енисей, в свое время признанного ЮНЕСКО "вершиной человеческой инженерной мысли". В 1900 году это сооружение вместе с Эйфелевой башней  с формулировкой "За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение" было удостоено Гран-при и золотой медали Всемирной выставки в Париже. Мост наряду с Кремлём и Петродворцом включен в «Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов». Что не помешало приехавшим в наш край за карьерой и деньгами «варягам» посчитать, что деньги за металлолом из царского времени гораздо важнее, чем сохранение для потомков гениального достижения русской инженерной мысли. Вдобавок, в отличие от имеющей в основном «декоративную» функцию башни Эйфеля, пригодного к эксплуатации еще на протяжение многих и многих десятилетий.
- Инициативная группа во главе с Валерием Гаврюшкиным предлагала оставить пролеты и пустить по ним городскую электричку. Эти нагрузки выдерживались с многократным запасом, - свидетельствует технический директор ОАО «НТП» Михаил Сашко. - И мост, это выдающееся достижение российских инженеров, продолжал бы работать, вдобавок разгружая наши дороги от автомобильных пробок.
- Столько всего уже загубили, - искренне переживает искусствовед, почетный член Российской Академии Художеств, заслуженный работник Культуры РФ  профессор Елена Худоногова. -  Красноярск и так с точки зрения количества и значимости архитектурно-исторического наследия далеко не Санкт-Петербург. И если не беречь те зачастую в прямом смысле слов крохи, что еще имеются, то что вообще через полвека а то и раньше останется? Что мы завещаем потомкам как историческую и культурную память города, из которого мечтаем сделать столицу Сибири?
Отметим - для сохранения архитектурных комплексов либо отдельных зданий пусть мало и недостаточно, но все же хоть что-то делается. Абсолютно иная ситуация с целым направлением, которое может быть потеряно полностью.

Декоративно-монументальное искусство

Именно о нем и ведется речь. Это огромный историко-культурный пласт - фрески и мозаики на фасадах зданий, во внутренних интерьерах, скульптуры и так далее. По мнению  искусствоведов, уже до 80% объектов монументального искусства минувших времен уничтожено, что самое страшное - большей частью безвозвратно. Причем эта беда не обошла стороной даже произведения наиболее замечательных сибирских мастеров, являющихся гордостью нашего края и страны. Так, к примеру, два года назад на торцах домов № 123 и 125 по пр. Красноярский Рабочий были закрашены выполненные в уникальной технике  живописные работы народного художника России Тойво Ряннеля.
- Уничтожение фресок Ряннеля - это даже не варварство, а хамство! - так оценил подобное  действо руководитель Красноярской организации Союза художников России Сергей Ануфриев.
Эксперты отмечают - в данном конкретном случае речь шла не об одном, а о целом ряде произведений, отражающих дух эпохи, историческую память о времени, которое - вне зависимости от теперешнего нашего отношения - спустя недолгие десятилетия станет для наших потомков и гостей города легендарным. Крайне важно и то, что эти фрески находятся на правом берегу Енисея, где объекты культурного наследия вообще можно пересчитать по пальцам.
К этому недлинному списку монументального искусства правобережья относится и мозаика из смальты на превращенном в торгово-офисный комплекс бывшем ДК «Медпрепаратов», находящемся в Свердловском районе. В конце прошлого года на здании был расположен информационный щит, закрывший часть мозаики, причем крепления «прошили» ее тело.
- Это прискорбное событие, продолжающее череду других,  подтверждает прогрессирующий характер уничтожения нашего историко-художественного наследия, - отмечает Михаил Сашко. - Я больше месяца с этим вопросом стучался во все инстанции. В ответ - изменения согласованы. Но ведь речь идет не об юридических либо правовых аспектах. Мы говорим о культуре, патритиозме, любви и бережном отношении к родному городу, краю, стране. В конце-концов проблему решили. Но сколько для этого потребовалось потратить времени и сил.
Еще большую степень прогрессирующей наглядности «разрухи в головах» придает тот факт, что стенд поверх мозаики из смальты принадлежал депутату Законодательного собрания края, являющегося членом комитета по ОБРАЗОВАНИЮ И КУЛЬТУРЕ! Вспоминается цитата из любимого многими фильма «Москва слезам не верит». Когда героиня Лии Ахеджаковой печалится: «Ну я не знаю... Если уже и в Моссовете...». Действительно, если так себя ведут люди, избранные в высший представительный орган региона и взявшие там на себя миссию воспитания и защиты культурно-исторического наследия... То дальше, как говорится, нам катиться уже некуда...


Нет бумажки — ты букашка....
Так издавна происходило на Руси. Одна из причин массового уничтожения культурного достояния региона и России - их правовая незащищенность. 
- Закон о защите архитектурных памятников появился, а вот в отношение монументального искусства ничего подобного нет, - отмечает Елена Худоногова. - Потому к нынешнему времени эта часть исторического наследия прошлого уже не века, но тысячелетия по некоторым позициям «выбита» уже почти полностью. У меня аспирантка занималась этой темой, собрала все что могла, - но это уже единицы, практически ничего. По этой же теме коллега из Иркутска сделал сводный труд по монументальному искусству Сибири. В нашем городе материал для нее набрал с большим трудом.
- Пришли времена, когда исчезло понимание того, что мы обязаны сохранять всё то, что нам досталось от предков. - резюмирует Сергей Ануфриев. - Одна из причин - разрушение систем экспертной оценки процессов, которые призваны формировать и сохранять культурно-историческую среду. Для ее восстановления нам, в частности, нужен городской художественный совет и главный художник города. Как в Иркутске, Новосибирске и т.д.  А сейчас мэрия не имеет рычагов воздействия на частников, которые занимаются самоуправством.
По мнению искусствоведов, нужно безотлагательно проводить детальную ревизию всех сохранившихся произведений с постановкой их на учет и приданием необходимого охранного статуса. Для чего требуется принять краевой закон по защите декоративно-монументальных произведений, формирующих историческую канву 20 века в сибирском и красноярском искусстве.
- При отсутствии федерального нужен хотя бы краевой  закон, который не позволит завершить уничтожение. По той причине, что все остальное попросту не срабатывает, - уверена Елена Худоногова. - Все больше с самых высоких трибун слов о патриотизме. Но именно среда обитания, пространство города формирует состояние личности и социума в целом. А бережное отношение в том числе и к монументальному искусству как очень важной части нашего культурного наследия как раз и сохраняет так необходимую для этого историческую память и преемственность поколений.
Бескультурье в отличие от  культуры, которую надо прививать, заразно. И очень грустно, что чем дальше, тем больше у многих наших соотечествеников из культуры наличествуют разве что культуры вирусов и бактерий, да и те в кишечнике.

Подверстка «Как у них» (Татьяна Соловьева, юрист, Лондон)

В Англии владелец дома, имеющего архитектурно-историческую ценность  не имеет права что-то изменять в строении без разрешения соответствующих инстанций. Ни в коем случае такое здание не должно быть заброшенным или в плохом состоянии, это влечет уголовную отвественность  Если необходим ремонт, то изменять ничего нельзя. Если крыша прохудилась, то замена должна быть таким же материалом такого же типа и качества. Это касается всего, вплоть до дверных ручек и ставней.  Все должно оставаться неизменным, как было в «раньшее время». Такие законы позволяют сохранить прекрасную архитектуру, вообще британцы очень трепетно относятся к таким вещам, за что я их очень уважаю. Если некое старое здание пришло в окончательную негодность, то его редко сносят полностью. Почти всегда оставляют нетронутым фасад и потом достраивают все здание.

Врезка
На произведениях монументального исскуства в массовом порядке размещают рекламные щиты, баннеры и навесные фасады, их закрашивают либо сбивают. А лепной декор 19-20 веков попросту скалывают. (М.Сашко)

Культура - это то, что мы по сути отличаемся от обезьян. (Лорд Раглан)