Беседы с мудрецами Аристотель

Елена Пацкина
Аристотель (384 – 322г.г. до н.р.):
«Из двух зол выбирай меньшее»

В 2016 году исполняется 2400 лет великому древнегреческому философу Аристотелю.
А потому наш друг медиум погрузился вглубь веков и вызвал дух  философа, дабы таким образом почтить столь знаменательный юбилей.
Запись их беседы мы предлагаем вашему вниманию:

М. – Уважаемый Учитель, я долго не решался вступить с Вами в беседу: не знал, с чего начать. Ведь от первого вопроса зависит дальнейший ход наших мыслей. Как говорил Ваш китайский коллега Конфуций, «путь в тысячу ли начинается с первого шага».

А. – Начало есть более чем половина всего.

М. – Значит, будем считать, что с половиной трудностей мы справились. Первый вопрос традиционный: что такое счастье?

А. – Для одних счастье –  это  нечто  наглядное  и очевидное, скажем  удовольствие, богатство или почет; а часто для одного человека счастье –  то одно, то  другое: ведь,  заболев, люди видят счастье в здоровье, впав в нужду –  в богатстве, а, зная за собой невежество, восхищаются теми, кто рассуждает о чем-нибудь великом и превышающем их понимание.

М. – Действительно, человеку для счастья всегда чего-то не хватает. Иногда – просто не везет.

А. – Везение –  это удачи, к которым непричастен испытующий разум.

М. – Конечно, разум тут не при чем. Но без некоторого везения и весьма разумный человек не сможет наслаждаться жизнью.

А. – Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.

М. – Вы считаете, что благодаря уму и знаниям человек сможет избежать многих жизненных неурядиц?

А. – Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

М. – Тогда что бы Вы посоветовали нам для более спокойной и гармоничной жизни?

А. – Снижайте ваши желания до уровня ваших текущих возможностей. Увеличивайте их только тогда, когда увеличены ваши возможности.

М. – Это понятно. У некоторых людей желания настолько превосходят их реальные возможности, а невозможность их осуществить приводит их в такую ярость, что недалеко до греха.

А. – Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости. 

М. – Вы правы. Но, не говоря о преступниках, ведь и мы, люди законопослушные, нередко впадаем в гнев по разным поводам. А ведь это дурно?

А. – Каждый может разозлиться – это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и по той причине, по которой нужно, и так как нужно –  это дано не каждому.

М. – Вероятно, так управлять своими эмоциями может только человек совершенно бесстрастный.

А. – Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда, куда нужно и полезно.

М. – Хорошее образование и воспитание поможет научиться этому непростому искусству?

А. – Образование –  украшение успеху и помощь в превратностях судьбы.

М. – Можно ли сказать, что образованный человек отличается от всех прочих?

А. – Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.

М. – Сильно сказано! А что необходимо для получения хорошего образования и воспитания?

А. – Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

М. – Допустим, что у юноши есть дарование и желание учиться. Как ему добиться успеха?

А. – Как преуспеть ученикам? –  Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

М. – Поможет ли все это человеку правильно понять свое место в жизни и назначение?

А. – Назначение человека – в разумной деятельности.

М. – Разумной деятельностью можно считать совершенно разные занятия. Как сделать свой выбор?

А. – Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.

М. – Очень трудно найти свой путь без долгих поисков и ошибок, особенно в юности, когда у нас нет ни жизненного опыта, ни понимания своих возможностей.

А. – Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.

М. – Важно, наверное, уметь признать свои ошибки.

А. – Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, несвойственно упорствовать в ошибке.

М. – А человек разумный будет учиться на своих и особенно на чужих ошибках всю жизнь. Он будет стремиться развивать свой ум чтением мудрых книг. Вы согласны?

А. – Кто проявляет себя в деятельности ума и почитает ум, видимо, устроен наилучшим образом и более всех любезен богам.

М. – Но для такой жизни необходим досуг и относительный покой. А этого нелегко достичь.

А. – Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.

М. – Да, в жизни много парадоксального. Впрочем, это понятно: чтобы жить мирно, приходиться отражать вражеские набеги. Многим сначала приходится зарабатывать деньги, занимаясь не самой  любимой работой и общаясь при этом с весьма неприятными людьми, чтобы впоследствии наслаждаться досугом. Надо заметить, что такая работа ради заработка очень тяготит.

А. – Вся оплачиваемая работа поглощает и разрушает душу.

М. – С этим трудно не согласиться. Но допустим, человек имеет возможность предаваться досугу,  проводит все время в уединении, занимаясь чтением, творчеством и размышлениями, при этом избегая всякого общения. Что Вы думаете о таком образе жизни?

А. – Тот, кто не способен жить в обществе или не имеет нужды, поскольку ему достаточно самого себя, является либо зверем, либо богом.

М. – Ну, это крайности. Далеко не все философы и отшельники достигали божественных высот, но и ничего зверского в них не было. А мы, люди обыкновенные, всегда стремимся к общению.

А. – Человек по природе своей есть существо общественное.

М. – Конечно. И потому мы особенно ценим дружеские связи.

А. – Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б имел все остальные блага.

М. – Значит, следует иметь как можно больше друзей?

А. – Тот, кто имеет много друзей, не имеет ни одного.

М. – То есть много бывает знакомых. А кого Вы называете настоящим другом?

А. – Верный друг – одна душа в двух телах.

М. – Скажите, такое единение Вы часто встречали в жизни? Один из умнейших философов, живших на земле, Артур Шопенгауэр заметил: «Истинная дружба – одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют». Допустим, все-таки она существует – как узнать, она ли это?
 
А. – Наслаждаться общением – главный признак дружбы.

М. – Разве не бывает так, что с кем-то нам очень нравится общаться, и мы считаем этого человека другом, во всем стараемся помочь, а он платит нам неблагодарностью?

А. – Благодарность быстро стареет.

М. – Это верно. Как, все-таки понять, кто нам истинный друг?

А. – Беда показывает тех, кто не являются настоящими друзьями.

М. – И что Вы думали, оказавшись в трудной ситуации, о таких лжедрузьях?

А. – О, друзья мои! Нет на свете друзей!

М. – Да, это горькое признание. Зато, вероятно, в любви мы можем найти счастье. Что значит, с Вашей точки зрения, любить?

А. – Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

М. – Говорят, что в любви один целует, а другой подставляет щеку. Кому из них лучше?

А. – Любить лучше, чем быть любимым; тем не менее, люди из честолюбия предпочитают быть любимцами, а не сами любить, поскольку быть любимцем связано с каким-то превосходством.

М. – Возможно, тут дело в эгоизме, не позволяющем любить кого-то, кроме себя.

А. – Эгоизм заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви.

М. – Да, но эту меру трудно соблюдать для многих и многих. А мы живем и не теряем надежды на счастье в будущем.

А. – Надежда – это сон наяву.

М. – Тогда, видимо, остается уповать на божескую милость.

А. – Боги слишком любят шутки.

М. –  Увы, бывает. Тут уж ничего не поделаешь. Время утекает и приближает нас к старости. Как лучше подготовиться?

А. – Воспитание – лучший припас к старости.

М. – Это, конечно, хорошо, но следует подумать и о материальной стороне жизни.

А. – Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.

М. – Что же лучше?

А. – И бедность, и богатство — это нарушение меры должного.

М. – Конечно, мера нужна во всем. Как сохранить здоровье в старости?

А. – Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

М. – Значит, надо как можно больше двигаться?

А. – Жизнь требует движения.

М. – К несчастью, все мы движемся в одном направлении: к выходу.

А. – Лучше всего покинуть жизнь как пир, не испытывая жажду и не пьяным.

М. – Как быть, если у нас грандиозные планы, а мы не успели сделать и половины?

А. – Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.

М. – Намек понял. Насчет совершенства не уверен, но спешу завершить нашу беседу. Остается Вас поблагодарить за мудрые высказывания. Дайте, дорогой Учитель, на прощание нам, Вашим далеким потомкам, совет: как достойно пройти свой путь в этом несовершенном, а порой и враждебном, мире?

А. – Из двух зол выбирай меньшее.


На этой четко сформулированной фразе дух великого философа нас покинул…