Корни Истинного Милосердия

Игорь Ко Орлов
С одним мудрым, духовно богатым и интересным человеком вели беседы мы о милосердии. И вот о чем задумались: в посыле ли души милосердие или в плодах, созидаемых им? Задумавшись припомнили три небольших этюда, которые неким образом могут пролить свет на корни истинного милосердия.

Этюд первый.

Некие люди, муж с женой, жили порядочно, по-доброму, и имели сердца добрые, милостивые. Когда кто-то попадал в беду - откликались на это, помогали как могли. А могли всегда по-многому, так как делали от души.
Был у них один, а то и большее количество родственников, достаточно близких - кому они сильно помогали. Один так вообще зачастил, постоянно приезжал, жил у них подолгу.
А они ничего не говоря содержали его, уже взрослого возрастом,  человека.
Человек же этот жил и оставался таким как есть. Возможно, что для него эта семья была "слабым" звеном. Он когда хотел приезжал, сколько хотел жил, на себя особые обязанности, живя в этой семье не брал дополнительно, лучше не становился, а, напротив, считал себя каким-то умным. "Вот" - мол - "ничего не делаю, никому не помогаю, ни за что особо не плачу, никакие обязательства на себя не беру, а мне помогают, содержат, приютили."
А муж с женой, конечно понимали все это, но никогда ничего не говорили ему и другим, кому помогали: "Как можно. Человек - наш родственник. Он попал в беду. Мы не можем иначе". Они просто делали доброе, поступая так от души, не задумываясь о том, милость их творит ли доброе другому, и делает ли его лучше.

Этюд второй.

Один человек был достаточно сильный и интересный по жизни, но вот столкнулся с какими-то неприятностями  и стал жизненно угасать. Его перестала интересовать бурлящая живая жизнь. При этом в душе его проснулась какая-то огромная безмерная милость, добро ко всем. Он чаще ходил в Церковь, читал духовные книги и оказывал милость всем без разбора, подчас и часто в ущерб себе, себе вредя. Содержал большое количество бездомных кошек, которых ему подбрасывали все больше и больше. Квартира его, раньше будучи красивой и убранной, стала напоминать животный питомник, везде пахло смрадом. Уж не человеческое жилье. Но он не замечал ничего, жил большим сердцем. Жил так будто бы он просто растворился в добре, осталось одно добро, а границы его личности куда-то исчезли, растворились. Жил так жил от сердца, пока сердце не остановилось...

Этюд третий.

Некий человек попадал часто в трудные жизненные испытания. Клял судьбу свою не раз - почему такая трудная жизнь у него. Но испытания духовные проходил. Несмотря на трудности не терял в себе огонь добра и милости. Не становился остервенелым и черствым. Мужал в добре. И после испытаний жизнь посылала ему награды  - что-то новое и важное открывалось и в бизнесе, и в творчестве, и в семье, и по жизни.

Но вот что удивительно, он не говорил себе с ликованием бушующей радости: "Я - герой. Я - лидер. Я смог". Не это волновало его душу. Он другое говорил осознанно: "Вот я смог. Почему-то. Нашел, повезло, хватило сил. Но рядом я видел многих, кто в схожих со мной ситуациях падали и не могли подняться. Может быть моя рука поддержки была бы спасительной им сейчас, когда я окреп?" И далее: "Бог ли я, чтобы не имея такой же силы  спасать всех подряд? Дана ли мне такая сила? Или мне даны те обстоятельства, в которых я силен  сделать что-то доброе для кого-то другого, которое позволит ему стать лучше. Сделать просто так. Добра и милости ради. И я сделаю это." Будучи человеком слова, сказав делал.

Вот и задумывались мы с моим собеседником - в чем корни истинного милосердия?

Растворяться в милости, теряя себя? Делать без разбору всем подряд, когда добро, достигнув своего предела, может превращаться в  зло, хотя б и самому себе? Пытаться делать выше сил или делать лишь когда силен помочь слабым? Помочь по существу. Тем, в чем реально силен. Просто так. Добра ради и милости. Помочь сейчас слабым, кто окрепнув, может быть словом добрым поблагодарит, а может и нет. Кто окрепнув, за счет искренней милости нашей, станет чуть лучше духовно сам. И глядишь, увидевши пример милости по отношению к себе, и корни своего милосердия  укрепит. И кому-то тоже поможет. Милости и добра ради.

*Картинка из интернета