мираж неистовой любви в Севилье

Петр Котельников
Главный герой древнегреческих мифов Геракл был по натуре своей неусидчивым. К тому же, неусидчивость постоянно подкреплялась приказами, заставлявшие героя действовать. И, как это наблюдается постоянно в нашей жизни, огромная сила находилась в подчинении неуёмных желаний ничтожества. В случае с Гераклом это был царь Эврисфей. И были бы результаты трудов Геракла (Геркулеса) никчёмными, в основе своей, если бы он не основывал на пути своём города. Так, по пути в Колхиду, Геркулес  основал город, названный в честь его Гераклеей.  Основал Геркуле с по пути в сад Гесперид  за яблоками город, позднее названный Севильей.
Неведомо мне, поселились ли тут греки? Да и Геркулес городом, им построенным, не интересовался. Добрался до юга Пиренеев, поставил «Геркулесовы столпы» и отправился прямиком восвояси!
Неважно: день :холодный, хмурый.
Иль  солнце жарило с небес,
В до дыр потертой  львиной шкуре
Бродил  по миру Геркулес

Он обошел всю Ойкумену,
Из  Борисфена  воду  пил,
Познал и дружбу, и измену
Героем всех времен прослыл.

До Андалузии  добрался,
(Как  дивен и прекрасен мир)
В реке глубокой искупался
С названием  Гвадалквивир.

 Поздней всё  это  станет былью  -
Им город здесь основан был,
Назвали город  тот  Севильей –
Народ об этом не забыл.
Сведения о  том,  какими моральными благами одарили греки город, основанный сыном Зевса, до нас не дошли.
Древнюю Грецию покорил Рим. Не оставили они своим  вниманием и город, основанный Гераклом.  Правда, Геракл к этому времени изменил имя, став Геркулесом.
 Римляне оказались более практическими, чем греки… Местность, богатая плодородной почвой, река полноводная, климат превосходный – чего ещё надо?
И назвали они город – «Италика»  Италика при римлянах  процветала, усвоив  культуру и искусство римлян, даже имена граждан стали такими, как в Риме… и пороки – тоже! И оплатила она за процветание своё тем, что подарила Риму двух императоров: Траяна  и Адриана. И тот, и другой оказались людьми одарёнными, не какими-то там  мифическими лицами, типа Геркулеса…
Марк Ульпий Траян родился в семье аристократа, ставшего во времена правления императора Нерона сенатором. Сын оказался и мудрым, и удачливым. При императоре Домициане он стал консулом, наместником в Германии, любимым солдатами за личное мужество и простоту в обращении. Они и провозгласили Траяна после смерти императора Нервы римским императором. Как видите императоры до Марка Ульпия менялись слишком часто, Ему, первому выходцу из провинции, удалось  усидеть на троне почти двадцать лет, до естественной смерти. Он не был  отравлен и не был убит!
Во внешней политике был агрессивен. Покорил Дакию, в честь чего был воздвигнут монумент в Риме - колонна Траяна высотой в 33 метра, сохранившаяся до сих пор.  В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.. До смерти Траяна колонну венчал орел – герб Рима, после смерти императора – его скульптура, а затем статуя апостола Петра.. Колонна Траяна послужила  образцом  для создания на дворцовой площади Санкт-Петербурга – «Александрийского столпа». Вел и другое строительство император. При нём был построен мост через Дунай длиной  более километра
Строительство портов и прокладка улиц, богатые пожертвования и роскошные зрелища — все это сделало Траяна любимым в среде простого народа императором, но в то же время опустошило, несмотря на приток дакского золота, государственную казну.
Его брак с Плотиной оказался бездетным. Траян усыновил Адриана, который впоследствии стал императором. Во время правления Траяна Римская империя максимально расширила свои границы и пережила период своего наивысшего расцвета. Среди всех императоров Траян был самым великим и одновременно последним завоевателем.
Вторым провинциалом из Италики (Севильи) ставшим римским  императором стал Адриан
Адриан из всех императоров выделялся подлинной страстью к искусству, сам занялся архитектурой. По его проекту построили храм Венеры, самый грандиозный из всех римских храмов (его размеры 107 на 55 м), но от его былого великолепия не осталось почти ничего.
  Адриан при жизни начал строить для себя роскошный мавзолей на правом берегу Тибра против Марсова поля, мощное приземистое круглое строение  с мраморной облицовкой;. Верхняя часть мавзолея представляла собой нечто вроде кургана и была густо засажена деревьями. Мавзолей находится на правом берегу, а с левого берега, с Марсова поля, к нему ведет мост, который в древности украшали позолоченные статуи.
  Мавзолей Адриана существует и сейчас. В средние века здание использовалось как крепость и стало называться замком Святого Ангела.
Оставил Адриан после смерти исторические свидетельства его нетрадиционных отношений с красавцем Антиноем -- фрагменты скульптурных композиций, изображающих мускулистого друга цезаря.  Любовнику своему Адриан воздвигал многочисленные статуи и даже храмы, причислив своего спутника жизни к сонму богов. Возможно, зависть сенаторов к удачливому Антиною вызвала всеобщую ненависть к Адриану, Возможен вариант искусственного укорочения жизни императора-архитектора.
  Но, оставим Рим в стороне и вернемся к Севилье, которая успела покрыться налетом римской культуры и стала проводником её на владения в западной  части Средиземного моря. Сексуальная распущенность  в сочетании с презрением  к самой жизни римлян были перенесены на территорию Пиренеев. Распущенность и изнеженность мужчин с течением времени нарастали. Солдатами становились жители провинций, их роль возрастала. Преторианская гвардия  возводила на трон императоров и смещала их.
 Гордый Рим пал под ударом варваров ,приходивших с севера и востока, а с 711 года  по 1248 Севилья принадлежала мусульманам, оставивши  неизгладимый след в архитектуре, в песнях и танцах. Мавританская мягкость линий, плавность переходов, гибкость движений, стали сочетаться с взрывом любовной страсти, так заметных в  движениях рук и ног, в поворотах головы и выражении лица
Время проходит, становится былью,
Может, когда-нибудь вспомнят
Про летнее утро и площадь в Севилье
Звуков чарующих полной?

Разных сословий собрались здесь люди,
По времени, вроде бы, рано…
Но андалузца свободно разбудит
Танец  под  такт барабана.

Девичье тело  плывет и взлетает –
Не сарабанда, а чудо!..
Звуки гитары ликуют, рыдают –
«Браво!» - кричат отовсюду. 

Танец закончен и тут же мгновенно.
Новые ритмы несутся –
Зрители видят каноэ - фламенко
Плечи дрожат и трясутся…

Цветастою тканью обтянуто  тело,
Как будто бы с кожей срослась.
Гибкая, стройная юная дева
В страстном  порыве неслась.

Веером складки у юбки широкой,
Сильны о землю удары,
В песне страданья любви одинокой …
Ритм изменяет гитара…

Гитара страдает от грусти и боли,
То замирает в бессилье…
Взрывается силой, надеждою, волей…
(Подол словно бабочки крылья)

То приоткроет, что юбка скрывает,
То ноги спиралью закроет,
Голос гитары кричит и рыдает
И опьяняет любовью!
Так оно и было, когда Проспер Мериме, путешествующий по Испании любовался  танцем  цыганки в пригороде Севильи –«Триане», расположенном на левом берегу Гвадалквивира. Перед этим  известный французский писатель посетил могилу Христофору Колумбу, узнал о том, что знаменитый мореплаватель  возглавил каравеллы, отправившись в океаническое плавание  и открывший миру «Новый Свет», а провожала его тогда вся Севилья
Танец цыганки окончен. Грудь её часто вздымается, она устала, но лицо сияет, показывая, что труд этот доставляет ей истинное  удовольствие. Цыган, аккомпанирующий ей на гитаре, обошел ряды зрителей… в протянутую шляпу посыпались мелкие медные монетки
Мериме угостил вином цыгана, аккомпанировавшего на гитаре  плясунье. Разговорились… От цыгана он услышал старинный миф о Кармен, королеве цыган, сестре авторитетов  «тартанья» (нечто, напоминающее собой знаменитый парижский «двор чудес», описанный Виктором Гюго в известном всему миру романе «Собор Парижской Богоматери»), которая была непревзойдённой танцовщицей. Дар свой она передала праправнучке, которая только что танцевала на площади
Солнце стало припекать, зрители стали покидать площадь Проспер  Мериме с новым приятелем ещё пропустили по стаканчику. Словоохотливый цыган, показывая на здание табачной фабрики, рассказал о случае, произошедшем  двадцать лет тому назад:
…  На этой площади  часто жители Трианы встречали молодую и привлекательную цыганку. На жизнь она зарабатывала песнями, танцами, гаданиями, заговорами…А чем еще, спрашивается, могла заработать себе на хлеб цыганка Лусита?  Впрочем, после того, как  в Триане построили  табачную фабрику, Лусита стала работать на ней, сворачивая из табачного листа сигары.  Что заставило молодую цыганку заняться тем, что сковывало её свободу.  Никто не знал, а Лусита ни с кем не делилась своими мыслями. Здание фабрики находилось напротив казармы, в которой размещались драгуны. Работницы фабрики в перерывах между работой часто наведывались к воротам казармы. Среди драгун  особенным  служебным старанием отличался Хосе Лисаррабенгоа, происходивший из обедневшего баскского дворянского рода. Поговаривали, что из дома ему пришлось бежать, совершив непреднамеренное убийство  в драке. Только военная служба могла избавить его от судебного преследования. Поступив в драгуны, он дослужился до бригадира. Может быть, и удалось бы ему сделать военную карьеру,  но – не судьба. Заступив как-то  на дежурство, он не знал, что этот яркий день станет поворотным в его судьбе.
Старая смена солдат ставит ружья в козлы. Новые толпятся у входа в казарму. Дон Хосе присел на скамейку, поигрывая в руках латунной цепочкой, спрашивает сержанта: - много ли среди фабричных девчонок красивых?
Сержант ответить не успел. На табачной фабрике прозвенел колокол, означающий перерыв на обед. На площадь выбегает толпа разбитных, пышущих здоровьем  и молодостью девушек. Последней, неторопливо выходит Лусита. Иссиня-черные блестящие волосы. Огромные сверкающие глаза. У яркого, низко вырезанного корсажа пучок белой акации…
«Появись такая среди басков, многие креститься бы стали!»  -подумал Хосе.
Между тем цыганку окружила толпа драгун. Отстраняя от себя поклонников, она  скучным голосом говорила: - Полюблю ли вас, я не знаю?..  Мне не до вас… Не сегодня..
Говоря  так, она все ближе и ближе подходила к сержанту.
- Ты еще не решился, - смеясь и дерзко глядя в лицо сержанту, сказала, остановившись в шаге от него и, продолжаешь бороться с чувствами своими?... Правильно делаешь – берегись, как огня, любви моей! 
Говоря это, она дерзко смеялась, повиливая бедрами. Потом, оставив в покое сержанта, перенесла внимание свое на  Хосе:
- Тебя я вижу впервые. Ты молоденький и, признаться, нравишься мне, но… тебе, как и сержанту следует бояться меня. Пёс должен бояться волчицы
Колокол вновь зазвенел, на этот раз созывая девушек на работу. Уходя, она обернулась и бросила веточку акации в сторону Хосе, да так удачно, что попала ему точно в лоб. Отскочив, веточка опустилась у ног драгуна. Цыганка громко смеясь, убежала. Украдкой Хосе поднял цветок с земли, поднес его к носу и втянул запах… Какое благоухание!..  Чары цыганки начали действовать…
Цыган тронул струны гитары. Мериме показалось, что гитара ответила хозяину своему глубоким вздохом. Цыган достал трубку, набил душистым табаком, закурил и продолжал:
- Полагаю, ты не веришь в колдовские возможности цыганок… И напрасно. Мы, ромы (мужчины) можем петь, играть, обманывать и воровать, но магическими навыками не владеем… Иное дело наши женщины… Они могут привораживать,  предсказывать… Правда личная судьба каждой не доступна их познанию,
- Давай вернемся к Хосе, отставив в сторону  мое восприятие неведомого, недоступного…
- Итак, как я сказал прежде,  Хосе следил за порядком вокруг, что и следовало ему осуществлять на дежурстве, -продолжал цыган, затягиваясь табачным дымом и выдыхая его в виде   колец, растворяющихся в воздухе,- приближался вечер и вдруг тишину нарушили женские крики со стороны фабрики: -Лусита! Лусита!
Из помещения фабрики стали выбегать работницы. Первым близ ворот фабрики оказался драгунский капитан Цунига. Он-то и остановил бегущих. Женщины наперебой  стрекотали:: Лусита поссорилась с подругой и в ярости полоснула её ножом по щеке.
Цунига вошёл в помещение фабрики, отобрал нож у Луситы и, крепко держа её за руку повел наружу, Тут он встретил подбегающего бригадира Хосе. Капитан приказал Хосе посторожить преступницу, а сам отправился к себе, чтобы написать приказ о заключении преступницы Луситы в тюрьму.
Пока Цунига отсутствовал, Лусита вплотную подошла к Хосе и, прижавшись, заговорила о любви к  нему, назначала свидание в кабачке Пастья на правом берегу Гвадалквивира, на окраине Севильи, в котором по вечерам собирались контрабандисты и иные тёмные личности. От запаха женского тела и признаний, звучащих призывно и страстно, у Хосе кружилась голова. Желание обладать женщиной боролась в душе его с чувством солдатского долга. Он уже готов был отпустить цыганку, но тут появился капитан с написанным приказом.
Хосе и Лусита шли неторопливо в направлении тюрьмы...оба молчали. Вот и мостик через канаву с мутной водой. Неожиданно Лусита с силой  толкнула драгуна и тот, не удержав равновесия, свалился прямо в канаву. Громко смеясь, цыганка убежала. Где теперь её  искать? Как доказать то, что он не отпустил цыганку умышленно?  Понуро возвращался к себе в казарму Хосе…
Но всё обошлось,  Оказалось, что капитан Цунига, влюблённый в Луситу и открыто оказывавший ей знаки своего внимания, решил выдать освобождение цыганки за свой план и добиться её любви, открыто поговорив с ней. Капитан, смутно догадываясь о связях Луситы с контрабандистами, предполагал, где и в какое время он может встретить цыганку.
Под вечер в кабачке  Лильяса Пасья посетителей было немного, среди них была и Лусита с капитаном. Рассеянно она слушала комплименты влюбленного капитана, оставаясь задумчивой и серьёзной. Не слышно от неё звонкого смеха, так свойственного ей, даже улыбка ниразу не скользнула по её губам.  Появление еще одного вздыхателя знаменитого на всю Севилью торреро Хоселито  не привлекло ее внимания.Сославщись на необходимость временно удалиться и, обещая вскоре вернуться,  Лусита уходит. Напрасно вздыхатели ждут её возвращения…
Она возвращается тогда, когда приближается полночь и кабатчик, выдержав длительную паузу, вновь открывает двери кабачка, на этот раз для контрабандистов. Присутствует  на сходке преступников и Лусита. Главарь контрабандистов Данайро объявляет о том, что сегодня ночью предстоит дело, в котором должны будут участвовать и женщины, Все женщины соглашаются, за исключением Луситы. У неё на эту ночь свой план.
В чём он состоял, можно было узнать, увидев Луситу и Хосе солнечным утром умиротворенно спавших в постели  в крохотной, но уютной квартирке цыганки. Проснувшись, поняв, что он нарушил устав, проведя ночь вне казармы и не явившись на утреннее построение, дающее право обвинить его в дезертирстве, драгун стал поспешно собираться , но был остановлен вполне разумным замечанием цыганки:
Ты что, решил  прямиком направиться в тюрьму? Так не спеши, сырая промозглая камера и скудная пища ждут тебя… Не лучше ли тебе уйти к контрабандистам и стать вольным, чем проститься с волей надолго?  Поспим до следующей ночи, если конечно ты не устал от моих ласк?  Дорогу к вольным людям  я хорошо знаю.
И стал бывший бригадир драгунов контрабандистом, к тому же довольно удачливым.. За любовь к цыганке Хосе пришлось заплатить бесчестием. Ну, а дальше всё покатилось под уклон. Оказалось, что по темпераменту баск не уступал цыганам, а по ревности значительно их превосходил
И первым, кого ждал смертельный удар ножа Хосе, был прежний командир капитан Цунига, позволивший насилием добиться любви Луситы. За ним  последовал главарь контрабандистов Данайро. Узнав, что тот был до него любовником Луситы, Хосе публично в присутствии всех контрабандистов смертельно оскорбил вожака. Вожак под страхом утраты авторитета бился на ножах с Хосе. Вопреки ожиданиям, удача была на стороне баска. И стал Хосе главарем контрабандистов и мужем  Луситы. Он не отпускает от себя Луситу ни на шаг, опасаясь измены. Не знает он характера цыганки, для которой воля дороже жизни. Лусита всё более тяготится навязчивой любовью мужа. Не понимая причины охлаждения жены и  замечая, что та всё чаще и чаще бросает взгляд на торреро Хоселито.Хосе неистово ревнует и  предлагает жене уехать в Америку. Она отвечает, что ей и в Испании хорошо, а жить с ним она все равно не будет. Хосе везет Кармен в уединенное ущелье и снова и снова спрашивает, последует ли она за ним. «Любить тебя — не могу. Жить с тобой — не хочу», — отвечает Кармен и срывает с пальца подаренное им кольцо. В ярости Хосе дважды вонзает в нее нож. Он хоронит ее в лесу — она всегда хотела обрести вечный покой в лесу — и кладет в могилу кольцо и маленький крестик…
Рассказ цыгана окончен. В задумчивости Проспер Мериме уходит. Рождается его новелла –«Кармен»
Остаётся сказать, что в центре Севильи на площади под названием Пасео дель Кристобаль Колон – Маэстранца, красивейшая во всей Испании арена боя быков, коррида. Напротив входной арки памятник Кармен, потому что по любимому испанцами оперному сюжету... здесь ее зарезал любовник, дон Хосе. И кому какое дело, что литературный прототип этого неврастеника в новелле Проспера Мериме сделал это в лесу за городом. Нет, место гибели Кармен - здесь, у арены!
А на кладбище Сан-Фернандо, где хоронили героев корриды, одно из великолепных надгробий – на могиле торреро Хоселито, погибшего в 25 лет. Он подарил церкви дивные изумруды, которые сверкают каждый раз в наряде Богоматери на процессии Святой Недели. Тело легендарного севильского торреро в скульптурной композиции несет группа сограждан – впечатляюще, всё в натуральную величину, включая бронзовые слезы... 
В испанской культуре есть еще один великий миф о любви - «донжуанство». Дон Жуан, этот неутомимый испанский любовник, которому в одном из тенистых садиков в центре Севильи темпераментные испанцы поставили памятник. И женщины Европы вот уже несколько столетий с упоением идеализируют образ «настоящего мужчины» – героя-циника Дон Жуана, превратившего истинную любовь в страсть, то есть лишь в призрак большого чувства.Опытному сердцееду удавалось без труда овладевать ь не только неопытными простушками, но и зрелыми матронами. Не оставлял своим вниманием Дон Жуан и затворниц монастырей. Число обольщенных им не подлежало счету. Биографами его стали известные драматурги и поэты многих стран в то время, когда официальных данных о нем история не сохранила. Говорят, что Дон Жуан родился в знатной дворянской семье грандов де Тенорио в городе Севилье. Любвеобильный  испанец мог бы легко и быстро закончить жизнь на плахе, если бы не покровительство короля Кастилии  Педро I, избравшего Дон Жуана в свои наперсники.  Овладеть женщиной, охраняемой ревнивым мужем было совсем не просто – испанские дворяне хорошо владели шпагой. Следовательно, искусство владения шпагой Дон Жуана превосходило их, Только служителям церкви удалось обманом  заманить в ночное время вертопраха и сообща убить его. Было объявлено, что Дон Жуана Тенорио забрали служители ада.
Однако, жители Андалузии  утверждают, что тело реального Дон Жуана  похоронено в церкви  де ла Каридад в Севилье. Настоящее имя его кавалер ордена Калатравы дон Мигель граф де Маньяра, ставший легендой при жизни, а уйдя в мир иной, фигурой еще более загадочной. Незадолго до смерти он  построил госпиталь Санта Каридад, словно пытаясь очиститься от порока, а заодно снять с Севильи репутацию «города греха»

Перед смертью великий грешник попросил похоронить себя под каменной плитой у порога церкви ла Каридад. Принятое покаяние позволило «удостоить Дон Жуана высокой чести совершить погребение у алтаря». Так и было, но на всякий случай святые отцы выбили на его надгробии странную для покаявшегося эпитафию: «Здесь покоится худший из людей, который когда-либо жил на свете».
Я предлагаю выслушать оправдания Дон Жуана, изложенные мной в стихотворной форме:
Любить и обольстить, увлечь, -
Дар, данный мне от беса, или бога,
Его плащом не сбросишь с плеч,
Причастьем не разделишь понемногу.

Внезапно проявился этот дар,
Сжирает время  до минутки,
В душе моей всегда горит пожар,
Хотя не побегу за каждой юбкой.

Благодарю властителя, творца,
За дар, который мне достался.
Я сохраню его до самого конца,
Чтоб в паутине дней не затерялся.

Хранитель мой всегда со мной,
Я не противлюсь плотскому желанию,
В пучину чувств бросаюсь с головой,
А там пусть будет смерть, страдание.

Что рай? Была б любовь земная,
Насилья не терплю. К стопам их
припадал,
И каждый раз, от страсти умирая,
Молю, чтоб этот дар меня не покидал.

Шептались за спиной и осуждали,
Ну, словно перед ними провинился…
Хранители бессмысленной морали
И ветхих, умирающих традиций.

А женщина не жертва прихоти моей,
Безмолвный раб, слуга ее, не более.
Я не развратник, не  злодей,
А только исполнитель женской воли.

Нет крыльев за спиной, не ангел падший,
Несчастный, трепетно влюбленный
В фигурку женщины прекрасной.
Молюсь я ей коленопреклоненный.

Но, кончится блаженства, счастья ночь,
И рабское кольцо стремительно снимаю,
Бегу от нежной повелительницы прочь,
И в рабство к новой деве попадаю.

Пощады я прошу, о, сестры! Братья!
Не поминайте бранным словом
Того, кто ценит женские объятия.
Того, кому они – восторг, а не оковы!

Последователей у Дон Жуана было немало,. Как мартовские коты, они собирались под балконами домов, среди обитателей которых были смазливые девицы, и беспокоили их, распевая серенады под звуки гитары. Отцам и мужьям приходилось пускать в ход шпагу
Замерзшие души
У идальго старых,
Не хочется слышать
Им  звуки гитары.
Их тянет, почтенных,
Постель и покой…
Попробуй  уснуть
В обстановке такой?
В великой досаде
Седой господин -
Да крепость в осаде,
Защитник  один…
Защитник один он
 супружеской чести…
А как уследить
За дочкой невестой?
Да! Сложны пришли
Для него времена -
Сомнений, страданий
Взошли семена…
И тянутся к окнам
И дверям росточки…
Зовут серенады
Под мантией ночки.
Преграды легко
Миновать в темноте
А как удержать,
Если силы не те?
Следишь за женою,
Украдена дочь!..
за слабой стеною -
дырявая ночь!
Повесы – те ж воры.
Ночь дарит простор!
Не сдержит любовь
Самый крепкий забор!