Десять дев

Михаил Гарнов
          После того как Иисус Христос восстал из мертвых Он открыл ученикам своим великое и чудное и истинное. В течение сорока дней после воскресения Он учил Иоанна, Фому, Петра, Андрея, Иакова, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Нафанаила, Иуду Зелота и других учеников своих дабы передать им что на небе и над небом. Ибо Отец Его дал Ему власть ввести их в покои Царства Небесного и также всех тех, кто верует в Него.
          Об общении Иисуса с учениками в то время сказано, кроме прочих, в двух древних источниках - в Послании  двенадцати  Апостолов и в Беседе Иисуса с учениками. Оба источника аналогичны. В Библейский канон не входят, т.к. содержат много неприемлемых для церкви мыслей, в частности, слова Иисуса о перевоплощении, и другие.
          Но основное в словах Иисуса ученикам это наставления о признаках конца века, судьбе учеников и качествах, им необходимых для достижения Царства Небесного. Следует напомнить, что об этом же говорил Иисус ученикам на горе Елеонской, и об этом сказал апостол Матфей. Он же передал притчу Иисуса о мудрых и неразумных девах.

          Матфея.25.
          1. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
          2. Из них пять было мудрых и пять неразумных.
          3. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
          4. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
          5. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
          6. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
          7. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
          8. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
          9. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
         10. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
         11. после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
         12. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
         13. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

          В двух названных источниках Иисус разъясняет ученикам смысл этой притчи.
          Итак, кто мудрые пять дев?

          1. Вера.
          Признание за истину существования того, что не видишь, не слышишь, не ощущаешь другими органами чувств. Павел сказал - "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом". В свете Слова Божьего невидимое это иной мир, мир умопостигаемый, мир сущий. В отличие от него этот мир несуществующий, а лишь иллюзорный, как мираж в пустыне. Он исчезнет после земной жизни как исчезают сновидения поутру. Блаженны не видевшие мир истинный и уверовавшие.
          2. Любовь.
          Чувство единения с Богом Отцом и Сыном Его и со всеми теми, кто Его. Как возлюбить ближнего сказано Иисусом - "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Самое главное понять здесь надо - положи душу СВОЮ... Отдай ее на сохранение Господу. Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Бога сбережет ее. Про того, кто един в этом множестве сказано, что он "пребывает во Мне, и Я в нем". Но не путайте свою душу и чужую, не ложите чужие души...
          3. Благодать (Милость).
          Дарование от Бога. Пророк Осия о Боге - "Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений". В Евангелиях эти слова повторены многократно. Никто не благ как Бог. Поэтому только Его благо истинное благо. И оно то, что дается ДАРОМ. Симон волхв захотел заплатить, но сказал ему Петр - "серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил ДАР Божий получить за деньги". Когда церковникам платите за то и это, вспоминайте, ибо не нужны эти жертвы Господу. Сумеете получить даром - получите. А даром получите, даром и отдавайте.
          4. Мир.
          Неспособность к разрушению и нарушению. Не противься злому. Не думайте, что Иисус пришел разрушать и воевать - "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить". Иоанн видел, что "из уст Его выходил острый с обеих сторон меч", стало быть Его меч это Его Слово. СЛОВОМ как мечом в конце времен будет разрублен, разделен мир земной надвое - на доброе и на злое. Доброе вечно, и Господь позаботится о его сохранности. Злое же уничтожит само себя.
          5. Надежда.
          Ожидание исполнения желаемого. От кого ждать исполнения желаемого - от себя, окружающих, от природы? Нет, надейтесь только на Бога. Так говорит Господь в Книге Иеремии - "проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою", "благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь". Человекам спастись невозможно, Богу же возможно все. Из Послания двенадцати Апостолов - "такова воля Моего Отца, чтобы Я дал вам и тем, кому Мне будет угодно, надежду Царства".

          А кто неразумные пять дев?

          1. Знание.
          2. Понимание (Благоразумие).
          3. Послушание.
          4. Терпение.
          5. Сострадание (Милосердие).

          Все эти качества земного характера и они имеют под собой нравственную основу. Они характерны для высокоморального человека, который старается принять участие в помощи другим людям, зачастую в ущерб себе. Этот человек не ставит себя выше других, старается понять других и не сделать им даже случайно чего бы не хотел себе. Он умеет переносить невзгоды и нападки других людей и не протестует ни против кого. Да разве ж это плохо?
          Это хорошо и даже очень хорошо. Но только этого НЕДОСТАТОЧНО для Царства Небесного. Нравственность во многом противоречит духовности. Это разные вещи. Нравственность имеет под собой земную основу и применительна к отношениям между людьми. Но ведь Христос призывал отречься от всего земного! "И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную". Понимать эти слова можно по разному. Но в любом случае они о земном мире. Об этом мире сказал Иоанн - "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек". То есть и мир сей не от Отца... Не просто так Иисус назвал Петра сатаною только за то, что тот проявил участие в судьбе Иисуса. А потому что он думал о человеческом, а не о Божьем. Человеческое - нравственность, Божие - духовность.
          Но путь к духовности идет через нравственность. Нельзя всего достигнуть сразу на 100%. Большой путь начинается с первого шага. Чтобы пройти его каждому человеку потребуется много-много ВЕКОВ. Нельзя нарушать, надо исполнить и идти дальше. Ведь и для того чтобы отречься, надо сначала заиметь... А уже после относиться к этому миру как к временному местопребыванию в командировке, не уделяя ему внимания больше чем необходимо для элементарной жизни в нем, и зная, что скоро его покинешь. И еще зная, что то же самое касается и других людей. Вторые пять, хоть и признали и ждали Христа, но такого уровня еще не достигли.

          А в полночь (по тогдашнему исчислению времен суток это в 6 часов) придет жених. После ночь будет позади. Будет утро и начнется день. Поэтому не будет конца света, будет конец тьмы. И он будет для первых пяти дев, которые запаслись маслом. Ведь придет жених, чтобы взять к себе мудрых.