Мореходы

Сергей Фоменко 2
Второй  месяц  каникул.  Друзья  в  основном  поразъехались  кто куда.  Кто  в  лагерь,  кто  в  деревню.  Улица  пустая.

Сегодня  с  утра  поднялся  замечательный  ветер.   Я  смастерил  парус  из  большого  куска  полиэтилена,  мачту  сделал  из  палки,  на  какую  отец  вешал  сучкорез.   Длинная  мачта  получилась.  Метра  четыре,  а  может  и  больше.  Воткнул  во  дворе   в  нашем  огороде,  привязал  шкоты  и  ну  «кататься  на  паруснике».  Я  мечтал  о    не  открытых   островах.  О  жестоких  штормах,  как  мне  приходиться  бороться   с  могучими  волнами.  Как  я  не  сдаюсь  судьбе,  будучи  выброшенным  на  дикое  побережье.   В  конце  концов,  мне  этого  стало  мало,  и  я  решил  поделиться  своими  мечтами  с  моим  другом  Генкой  Головатенко.   Мы  с  ним  жили  по  соседству,  и  учились  в  школе  в  одном  классе. 

Генка  был  дома. 
-  Идем  Геник  ко  мне,  я  чего  тебе  покажу.
-  Идем.

Мы  пришли  ко  мне  домой,  и  я  ему  показал  свою  конструкцию.  У  товарища  загорелись  глаза. 
-  Знатная  вещь,
  Мы  стали  мечтать  вместе.  Потом  немного  устав  от  игры,  присели  отдохнуть.
-  Слушай  Генка,  а  что  если,  парус  приделать  к  лодке  и  покататься  по  Дону.  Вот  было  бы  замечательно.
-  Так,  где  ее  взять?  Лодку.
-  А   на  прокат.  На  лодочной  станции.  Покатаемся  под  парусом,  а  потом  сдадим  лодку,  и  кто  узнает?
-  Лодки  дают  под  документ  и  с  четырнадцати  лет.  А  нам  всего  по  двенадцать.  Никто  нам  лодку  не  даст.

Опять  наступила  тишина.  И  тут  меня  осенило.
-  А  твой  старший  брат  Сережка.  Ведь  ему  уже  четырнадцать.  Давай  возьмем  его  свидетельство  о  рождении.
Так  и  решили  сделать.  Генка  пошел  домой  воровать  метрику  брата.  Счастливый  человек.   У  него  есть  брат.   А  у  меня  старшая  сестра.  Ее  метрику  не  возьмешь.   Она  уже  старая,  ей  девятнадцать.   Пока  мой  товарищ   добывал    документы  старшего  брата,  я  свернул  парус  вокруг  мачты,  нашел  веревки  для  вантов,  приготовил  все  к  походу.  И  друг  мой  не  заставил  себя  ждать.  Шпионаж  вышел  без  осложнений.  Мы  двинулись  на  лодочную  станцию.
 
Дед  охранник,  выдающий  лодки,    немного  покосились  на  метрику,  на  Генку,  но  лодку  выдал.  Дело  было  в  будний  день,  и  клиентов  не  было.  Свободных  лодок  много.  Погрузив  все  наше  хозяйство  в  посудину,  мы  отвалили  от  причала.
-  Так  Гена,  давай  сейчас  выедем  в  Дон,  а  там  где-нибудь  в  кустах  под  берегом  установим  свои  снасти.

Я  сел  на  весла  мой  друг  на  корме.  И  мы,  не  спеша,  как  приличные  люди  пошли   на  выход  из  маленькой  речки   Азовки  в   Дон.  В  месте  слияния  Азовки  и Дона  был  небольшой  островок,   густо  заросший  кустарником  вербы  и  тополя,   к  нему  мы  и  причалили.  Приладили  мачту  с  парусом,  привязали  одно  весло  вместо  руля.  Решили,  что  рулить  будет  мой  друг,  а  я  управляю  парусом.
-  Ну,  что  Геник,  покатаемся, -  я   решительно   оттолкнул  лодку  от  берега  вторым  веслом.

Ветер,   сразу  рванул  парус,  и  лодка  полетела,  как  шальная.   Весело  зажурчала  вода  под  форштевнем.  Нас  несло  по  реке.  Красота.
-  Генка,  попробуй  изменить  курс,  попробуй  плыть  боком  к  ветру!  -  закричал  я.

Товарищ  налег   на  весло  и  попытался  повернуть  лодку.  Лодка  послушно  повернулась  и  пошла  боком  к  ветру,  и  вдруг  парусная  конструкция  не  выдержала,  и  мачта  рухнула  на  бок.   Но  ветер  был  так  силен,  что  и  без  паруса  нас  несло,  с  приличной  скоростью.  Пришлось  опять  причаливать  к  берегу.  Повторно  мы  уже  с  учетом  ошибок  прошлого  опыта  установили  рангоут  и  поплыли  кататься  по  Дону.  Однако,  как  мы  не  старались,  лодка   против  ветра  плыть  не  хотела,  только  в  бакштаг,  в  лучшем  случае  в  галфвинд.    Потому  нас  все  дальше  и  дальше  относило  от  лодочной  станции. 

Вот  и  городская  водокачка  пронеслась  мимо,  и  машинный  пляж,   уж  и  стрелка  с  пароходом  «Константин  Тренёв»,  а  мы  все  безрезультатно  старались   повернуть  против  ветра,  чтобы  научиться  ходить  галсами.    В общем,  нас  отнесло  от  места  старта  километров  на  шесть,  а  может  быть  и  больше.  До  самого  четвертого  лоцманского поста.   Мы  решили,  что  достаточно  покатались,  и  надо  опыты  прекращать.  Возвращаться   придется  против  ветра  и  на  веслах,  а  грести  уж  и  так  далековато.
 
-  Хорош  Генка,  надо  к  берегу  рулить,  а  то  до  ночи  домой  не  попадем, - закричал  я  Генке,  стараясь  перекричать  шум  ветра  и  волн.   Отвязывай  весло,  а  я  парус  сверну  и  к  берегу  грести  надо.
Пока  я  колдовал  над  парусом,  мой  товарищ   отвязал  весло,  и  так  получилось,  то  ли  я  лодку  качнул,  то  ли  ветер,  то  ли  сам  товарищ,  но  Генка  выронил  весло. 

Плавать  то  мы  умели,  но  посередине  Дона  все  же  страшновато   прыгать  в  воду,  и  течение  сильное  и  волны   и  ветер  все  сильнее  и  сильнее.   А  весло  все  дальше  и  дальше  относило  от  нас.  Попробовали  вторым  веслом  достать,  безрезультатно,  попробовали  мачтой,  но  пока  то,  да  се,  а  весло   уж  и  скрылось  меж  волн.  С  трудом  удалось  горе  «Колумбам»  догрести  одним  веслом  до  берега.  Сидим  на  берегу  не  знаем,  что  делать.  Как  лодку  без  весла  сдавать?   

А  как  одним  веслом  грести?    Горюем.  Но  что  делать,  думай  не  думай,  а  назад  возвращаться  надо.  И  тут  на  помощь  пришла  Великая  Русская  литература.
-  Серый!   Есть  идея! -  вскричал  мой  друг.   А  что  если  мы  сделаем,  как  у  Некрасова  в  стихотворении  «Бурлаки  на  Волге»,  помнишь,  в  школе  изучали  в  этом  году? 
-  Помню!  Ура  Некрасову! – обрадовался  я.

Так  и  решили.  Отвязали  веревки  от  мачты  и  паруса,  связали  все  в  одну  и  потащили  лодку  вдоль  берега.  Сначала  было  не  привычно.  Все  же  плыть  веселее,  но  потом  ничего,  приловчились.  Так  мы  дошли  до  канала.  Вернее  раньше  там  было  устье  ерика  «Посольский».  А  теперь  прорыли  по  руслу  ерика  канал  и  соединили  Азовку  и  Дон. 
Говорят  напротив  ерика  в  Дону  есть    глубокая   яма,  и  казаки  давно-давно  в  той  яме  утопили  турецкого  посла  Фому Кантакузина,  вот  с  тех  пор   стала  и  яма  и  ерик   Посольскими.   Но  народ  переделал  название  Посольский  на  Посоцкий.
-  Гена,  а  что  если  мы  сейчас  через  новый  канал,  да  и  в  Азовку  пройдем,  там  и  ветер  тише,  да  и  тащить  поменьше?
-  Давай  попробуем.

Решили – сделали.  Мы  весело  налегли  на  буксирный  трос  и  потащили  лодку,  не  забывая,  однако  о  главной  проблеме.  Где  взять  весло?  Так  потихонечку  мы  добрались  до  Азовки,  а  по  ней  и  до  лодочной  станции.  Уж  и  солнце  стало  клониться  к  закату.  Пока  доползли  до  места,  наступили  сумерки.  В сумерках  привязали  лодку  к  причалу,  сторож  о  веслах  и  не  вспомнил,  рад  был,  что  хоть  лодку  притащили.

К  дому  мы  подошли  уж  часам  к  десяти  вечера.  Генка  жил  ближе  и  попрощавшись,  потихоньку  шмыгнул  в  калитку.  Не  успел  я  отойти  от  Генкиного  двора,  как  вижу  -  на  встречу  мама.  Да  так  ласково:
-  Ой!  Сережа!  А  где  ты  был? 

У  меня  при  виде  мамы  сердце  екнуло.  Не  к  добру  это,  но  потом,  услышав  ее  ласковый  тон,  сердце  отлегло.
-  А где  это  ты  сегодня  целый  день  был?  Не  видно  тебя  было?
Я  скрывать  не  стал.  Плавать  я  уже  умел  и  на  речку  меня  с  пацанами  отпускали.  Не  допоздна  конечно,  но  все  же…
-  Да  вот  мам,  парус  с  Генкой  испытывали  на  Дону.
-  А,  не  тяжело  тебе  такую  большую  палку  тащить,  сынок,  на  себе,  давай  помогу…
-  Да  нет  ма,  не  тяжело.  Хотя  устал  сегодня  немного.
-  Не  стесняйся,  смелее,   давай  свою  конструкцию.
-  Ладно,  если  так  хочешь,  понеси  немного.

Передал  я  мачту  матери,  и  пошел  вперед.
Она  взяла  мою  мачту,  да  как  даст  мне  ею  по  спине
-  Ах  ты!  Паразит  на  теле  общества! 
И  снова  по  спине.
-  Ах  ты!  Враг  моей  нервной  системы!   Я  его  целый  день  бегаю -  найти  не  могу,  а  он  парус  испытывает! 

Видя,  дело  такое,   мама  вошла  во  вкус,  я  припустил  наутек.  Она  за  мною. 
-  А  если  бы  ты  утонул?
-  Ну,  не  утонул  же! -  кричал  я  в  ответ…
Так  и  бежали  мы  до  самого  дома,  наперегонки.  Однако  тогда,  так  я  и  не  осознал  -  чего  мама  так  сильно  огорчилась.  Жалко  ее  было.  Понял  я  всю   глубину    ее  чувств,  только тогда,  когда  стал  воспитывать  своих,  уже  двух  сыновей.  Колумбов  и  Крузенштернов.  Но  это  уже  совсем  другая  история.

Форштевень - носовой брус в наборе судна
Рангоут    - снасти на судне, несущие паруса. Реи, мачты, стеньги, бушприт.
Бакштаг    - направление ветра, относительно курса судна. Сзади и в корму.
Галфвиндт  - направление ветра, относительно курса судна. В борт судна.
Галс       - курс судна относительно ветра. Левый, правый галс.