Художнику Анатолию Звереву

Александр Вайнерман
Он обнаженным нервом
       Натуру рисовал.
              Не линией, а цветом
                Выписывал овал,

И угол, и квадраты,
       Лицо, глаза и рот.
              Так золота караты
                Палитра создает.

Невидимо, от Бога
       К земле простерта длань,
              Чтоб люди хоть немного
                Прошли сквозь неба грань.


Анатолий Тимофеевич Зверев - известный русский художник-авангардист. Является ярким представителем периода «Второго русского авангарда», а также выдающимся художником неофициального (нонконформистского) искусства 1960х – 1980х гг.
 
Однако крупнейший коллекционер русского авангарда Георгий Костаки считал его первым русским экспрессионистом.

Родился 3 ноября 1931 года в Москве в Сокольниках. Умер в Москве в 1986 году. Учился в школе рисованию на уроках художника-графика Николая Васильевича Синицына (ученика А. П. Остроумовой — Лебедевой). В кругу шестидесятников Зверев – легендарный художник абсолютного эстетического вкуса, абсолютной живописной одаренности. Его жизнь и творчество стали своеобразной иллюстрацией мифа о бродяге – гении, умеющем взмахом руки создать шедевр и при этом гибнущем от пьянства и нищеты.

Анатолий Зверев стал известен широкой публике, когда ему, никому не известному, отчисленному с первого курса художественного училища памяти 1905 года «за формализм», красившему заборы в Сокольниках, знаменитый мексиканский художник Сикейрос присудил Золотую медаль конкурса Международного молодежного фестиваля. Зверев выставлялся, главным образом, на квартирных выставках в 1959 – 1962 гг. Затем последовали выставки в Париже и Женеве, закупки работ "Метрополитен-музеем" в Нью-Йорке, слава свободного художника-бродяги, юродивого, отмеченного печатью избранничества, и самого модного портретиста Москвы.

Анатолий Зверев, которого Пабло Пикассо называл лучшим русским рисовальщиком, часть жизни провел в психушке, куда его заботливо упрятала советская власть. Свой грустный век он доживал по углам у случайных знакомых. Рисовал на обоях, на обрывках бумаги и только в редкие моменты – на подаренном холсте и подаренными же красками. Часто – за кусок хлеба и убогий ночлег.
 
"Каждый его мазок – наслаждение, – писал о нем Роберт Фальк, – живописцы такого калибра рождаются только раз в столетие...".

Наследие художника огромно, более 30000 работ. Он написал более ста автопортретов – больше, чем любой другой из известных художников. Работы Зверева отличаются самобытным, только ему присущим стилем; создавая их, художник пользовался не только традиционными изобразительными средствами, но применял любые вспомогательные средства (сигаретный пепел, зубную пасту и пр.). Писал портреты, пейзажи и др. Его работы рассредоточены по многочисленным частным собраниям, как в Москве, так и за рубежом. Впрочем, крупных коллекций произведений Зверева не так много. Третьяковская галерея располагает собранием прекрасных рисунков, акварелей и холстов Зверева, частично купленных галереей, частично подаренных ей З.П.Поповой, И.А.Кузнецовым и другими благотворителями. Работы Зверева хранятся также в Музее современного искусства, в частных собраниях.

февраль 2014, Москва

Я написал это посвящение, посетив  в Малом Манеже в Москве
выставку выдающегося живописца Анатолия Зверева,  подаренную
будущему музею художника дочерью коллекционера Г.Костаки - Аликой Костаки.

P.S. Неожиданно набрел на замечательную заметку Татьяны Гусаровой
"Гений А. Зверева" на "Прозе.ру", где рассказано и о поэтическом таланте
Зверева, и о его любви к О. Асеевой, которая была старше художника почти на 40 лет. Советую прочитать.
http://www.proza.ru/2013/11/04/16