Лишние люди коммунальные ужасы

Елена Спиглазова
Сейчас у нас довольно-таки распространена ностальгия по советскому периоду. Есть даже какой-то «Парк советского периода». Те, кто пишут книги и снимают фильмы, чаще всего имеют об этом такое же представление, как мы о временах Ришелье, ошибочно принимаемые нами за времена трех мушкетеров.
Но! Я могу подсказать вам место, точнее, места, где советскую действительность можно ощутить не хуже, чем в ролевых играх. Роли-то не изменились, изменился антураж. Ну, к примеру, плащ с крестом у Д*Артаньяна синтетический, и на поясе вместе со шпагой – айфон, опрыскан он дезодорантом от конского пота, да и пыли нет на парижских мостовых, и покрытие, вроде асфальта…
Вот так и в разнообразных коммунальных конторах, в которые еще не пришел Владимир Владимирович со словами: «вы что, обалдели», только антураж изменился. (Просто прежнего даже мы не помним, и не расскажем молодому поколению, как жили мы вообще б е з  в с е г о… Без супермаркетов, мобильников, прокладок и компьютеров. И не понять им этого, не простить, и даже не вообразить)
Так вот, компьютеры в этих конторах имеются, даже с плоскими ЖК мониторами, и даже девочки встречаются с таким маникюром, что только карандашиком можно по клавиатуре щелкать. Но в основном, - чудо-то какое, сохранились типажи советские, до такой степени сохранились, что оторопь берет, и вопросы возникают: а зачем им компьютеры? Счеты, гроссбухи (молодое поколение, не буду объяснять, посмотрите Википедию) и вязание под столом. И даже гордость возникает за державу: было так, есть и будет, во веки веков, аминь! И никакая Европа нам не указ! Это на прогнившем Западе все устроено так, чтобы людям было удобно, комфортно и нехилых размеров оплата коммунальных услуг проводилась одним нажатием, а нам это зачем? Еще изменник Суворов (который Резун) гениально писал, что людей надо заморочить до такой степени, чтобы сил, времени и желания о чем-то вообще думать, кроме как о простой национальной идее: понаехали тут!, уже не оставалось.
Чего нам на Европу смотреть? У них там тоже понаехали, развели террористов, геев и Брейвиков, а теперь за их права борются почему-то на нашей территории. Ну да ладно, с ними-то, агентами влияния, промышленными и научными шпионами и гринписом мы справимся, а вот с ЖКХ не справится никто! И я вам сейчас это продемонстрирую простым изложением своей печальной истории.
В сентябре 2012 года я, как примерный коммунальный плательщик, овладевший даже способами оплаты черед банкомат, послушавшись указаний свыше, установила счетчик-водомер. Поскольку Водоканал работает, как и все граждане, ровно в то же самое рабочее время, то выбралась я туда где-то через месяц. Посмотрев все требуемые документы, очаровательная девица на Горького, с тем самым маникюром, сообщила мне, что расход воды у меня чего-то большой, и шла бы я его (счетчик, или расход?) проверить. Я и пошла, потому что еще не дозрела до нормальной реакции потребителя: а тебе-то какое дело, какой у меня расход, если я за него плачу? И в любом случае, платить буду меньше средней нормы. В этом-то, наверное, все и дело…
Разумеется, потратив пару месяцев на проверки и счетчика и расхода, и дождавшись возможности снова отпроситься с работы, я пришла туда же на Горького и скорбно сообщила, что вот такой расход у меня. Может, я от дельфинов происхожу, и без воды как-то никуда… Очередная девочка с маникюром долго смотрела документы, как-то разочарованно обнаруживая, что все на месте, и наконец, всмотревшись, радостно воскликнула: а у вас счетчик не такой! Диаметр не подходит! Опускаю мои попытки объяснений, что за пару месяцев диаметр, который раньше был подходящим, никто не сжимал и не растягивал, я бесславно покинула храм стихии воды, опять вспомнив изменника Суворова: система непобедима!
К марту 2013 года счетчик был заменен, расход подсчитан, с работы опять отпустили, высказав уже подозрения, что не в храм воды я отпрашиваюсь, а в какой-нибудь другой… Не буду утомлять читателя подробностями, но мне пришлось придти еще раз, и тут в начале апреля, чудо свершилось! Акт был составлен! Правда, предшествовал этому интересный момент: антураж конторы, как я уже упомянула, соответствует всем стандартам сериалов, и чистые окошки, и компьютеры, и электронное табло с очередью, и девочки… Вот только загадочное заклинание «служба одного окна» было наложено на эту благостную картинку, которую в целом, не стыдно было и ВВП показать. Около десятка окон были заполнены компьютерами, мониторами, пустыми креслами и прочим гламуром. Работало именно одно окно…
Посидев во вполне себе живой (хотя и электронной) очереди минут 20, я достала телефон и по примеру невоспитанных подростков стала снимать вот это одно окно, а также остальные окна, которые, видимо, на службу в это время забили. Дурная журналистская привычка привела к чуду: ожили еще три окна, и очередь рассосалась. Девочка в окне снова придирчиво изучала документы, перекладывала с места на место и явно что-то в них искала, и тогда, во мгновенном озарении я снова включила камеру телефона, но уже на видеозапись… Акт был оформлен, и мне выдан целый один экземпляр. Запомните этот факт, он еще всплывет в моем повествовании.
Победа! – хотелось вскричать мне, но как советский человек, смотревший советские фильмы, и понимала, что «все еще только начинается»…
Далее надо было идти в загадочную организацию, которая принимает акты и что-то считает, по адресу Воровского, 23/47. Запомните этот адрес, он еще не раз всплывет…
Придя туда с актом (поиск загадочного адреса, куда ни подъехать, ни найти просто так, опускаю. Когда про этот адрес спрашиваешь аборигенов, все как-то съеживаются и бормочут: мы не местные, хотя вида вполне славянского. Позже и этот факт найдет свое объяснение), я выяснила, что вот, незадача какая, компьютеры не работают. Как рядовой пользователь, к объяснению я отнеслась уважительно, и только в конце всей эпопеи поняла: нет никакой разницы, работают компьютеры, или нет. Но об этом позже. Итак, выбравшись в загадочный адрес очередной раз (объяснения со своим начальством опускаю), я вообще не обнаружила там ничего! То есть, там обнаружился самый настоящий обшарпанный коридор, прямиком из юрского (простите, советского периода), там была толпа, шум и склока. Все как в моей молодости. Мне стало плохо…
 Потрясение было настолько велико, что меланхолично оплачивая воду по средним платежкам, тоскливо поглядывая на папку с актом, я все же рискнула сообщить своему начальству, что снова делаю попытку одолеть систему. Меня проводили хохотом. К тому времени в очередной платежке был адрес, расположенный по улице Горького, куда я и пришла. В одном (прости, Господи) окне Водоканала мне сообщили, что знать ничего не знают, и может быть, это в соседнюю дверь, где-то тут. Войдя куда-то туда, я уже ощущала себя Рэмбой, пришедшим громить полицейский участок. Открыв все равно какую дверь, я поделилась с девочками (с маникюром и как бы за компьютерами) своими чувствами. Я бы даже сказала, страстями. Видимо, я была убедительна, и девочка дрожащей рукой нацарапала мне все тот же адрес: Воровского, только уже не 23/47, а 29/30. Я храню этот клочок бумаги, как секретную информацию, вырванную у врага.
Дозвониться туда по указанным на платежках телефонам, кто хочет, пробуйте. Итак я… (слова начальства опускаю) В общем, добравшись по этому адресу я метров за 500 увидела скопление людей и чуть было не закричала подобно путешественникам: земля! Земля! Я попала туда, куда надо! Разумеется, как и во всякой советской конторе, там был не технический перерыв, а (уважайте!) перерыв на обед с 13 до 14. При попытке занять очередь, я узнала, что здесь считают платежки за газ, а воды тут нет вовсе. Не поверив и рискуя жизнью, я всунулась в дверь, где мне сообщили, что вода тоже на Воровского, но 23/47. Вспоминаете? «И возвращается все на круги своя…»
Аборигены славянской внешности опять же совершали движения, как бы отгоняя нечистого, и найдя искомый объект, я поняла, почему. Это был паспортный стол. Нас воспитывали интернационалистами, поэтому паспортный стол я не описываю. И потом, мне было уже все равно. С  криком, где вода?, я вломилась в толпу, и мне показали пальцем на обшарпанную, совершенно советскую дверь. Толкнув ее без всякого умиления, я поинтересовалась у очередных девочек, где?!!!
- Здесь, - испуганно сообщили они, и осмелев уточнили: а какой район?
Узнав, какой район, воспрявшие девочки послали меня (нет, не в том смысле), на Воровского 29/30!!!
Слава Богу, публика была тоже советская, то есть, робкая, зашуганная и чуждая высоких технологий, поэтому никто не снял меня на видео и не выложил на youtube. Нет, выражения мои были литературны, если не считать выражение лица…
На Воровского 29/30, тем временем, прибавилось человек 10, очередь-то я не занимала. Очередь была прямиком из советских времен: никто не играл с айфонами, не работал с ноутбуками, и даже по телефонам не говорил. Старушки и мужики неопределенного возраста жаловались друг другу, как издевается власть над народом, потому что не присылает платежек, а потом считает долги за неуплату. Таких было большинство. Встречались экзотические случаи. Культурная старушка, пришедшая откуда-то из МУВЗА, или МУССА, просила дать ей справку, что ей не дают платежку. А то случится что-то страшное. Проблема оказалась сложной: стажер не справлялась. Два других работника (девочки) тоже не знали, что делать, тогда призвали на помощь старшую, Викторию Викторовну, к которой лично я попала спустя всего 1 час 32 минуты. Она как раз занималась мной, с наморщенным лбом пересчитывая карандашом на бумаге в столбик, сколько я должна заплатить. Я нерешительно вертела телефон с открытым калькулятором, но предложить не решалась, меня тоже охватил страх присутственного места. Виктория Викторовна нашла гениальное решение старушкиной проблемы: а вы принесли платежки? – Грозно спросила она.
Старушка оказалась продвинутой и удивилась: но у вас же все в компьютере, - сказала она, тыча пальцем в стажерский компьютер. Стажер сложила ручки, и смущаясь до слез, прошептала: нет. – Что нет? – снова удивилась настырная старушка, - платежек в компьютере нет?
Не дав стажеру впасть в полное уничижение, Виктория Викторовна гордо показала на объявление, где было сказано, что надо приходить с платежками. 
Каюсь, не вступилась я за старушку, ожил у меня рефлекс советский очередей: каждый за себя.
В.В. сообщила мне, что мне вообще не надо было стоять в очереди, а только принести акт. На мой рэмбный взгляд, она поспешно продолжила вычисления в столбик, которые заняли время с 15.42. 28.10.13, до 16.30. В процессе В.В. потребовала с меня второй экземпляр акта, которого у меня отродясь не было. Поскольку взгляд у меня не изменился, (я уже представляла, что мне надо будет высунув язык бегать по Сельмашу и искать запрещенный в Советском Союзе ксерокс), она величественно сообщила: а, да, его же нам присылают. Ну, я сделаю вам копию…
Мне знакомы трансовые техники, но коммунальный транс был посильнее советского экспериментального гипноза и вражеской эриксоновщины. Выходя со всеми бумажками, я испытывала даже благодарность Виктории Викторовне, как заложник со стокгольмским синдромом.
Поскольку синдром быстро и благополучно миновал, у меня возник ряд вопросов:
1. Если у нас всеобщая компьютеризация, электронные очереди, единая информационная сеть, то зачем вообще людям ходить по этим инстанциям, давиться в очередях, брать справки о том, что нужна справка и ждать, когда в телевизоре возникнет разгневанный Путин, и врежет им, обалдевшим, как-нибудь нанотехнологически.
2. Зачем приносить акт, если он отправлен нормальным, электронным путем?
3. Зачем задерживать платежки, приписывать несуществующие долги (авось заплатит одуревший абонент), постоянно ошибаться арифметически, как это делает энергосбыт?
4. Сколько экземпляров справок о льготах, и с какой частотой нужно приносить в коммунальные конторы, а главное, зачем это делать? Это наивный Запад Сноудену удивляется, а мы-то знаем, что все так и есть. Что он нового сказал? И вот на фоне того, что перемещения вашего телефона в сортир и обратно аккуратно рисуются на карте, как в сериале «След», мы постоянно должны копировать, заверять и приносить бумажные документы, выстаивать сотенные очереди, унижаться, скандалить с такими же людьми, виноватыми только в том, что стараются выполнить все коммунальные требования?
Абсурд? О, нет. При Советах об этом рассказывал Райкин: ты меня уважаешь, я тебя уважаю, мы с тобой уважаемые люди. В наше время все это предсказал изменник Суворов: людей надо заморочить, опустить, заставить совершать бессмысленные действия, и тогда ими легко управлять.  Не ими, не людьми. Зомби, теряющими человеческий облик, потому что сохранить его в очередях невозможно. Но Суворов был неправ, не власть это делает. Власть финансирует покупку компьютеров, обучение персонала, который даже офисным планктоном не назовешь, новые формы оплаты и управления.
А все значительно проще: в самом начале, некий сантехник, рекомендованный сотрудниками управляющей компании, предложил мне: а заплатите, я все оформлю без очереди. Сумма показалась мне достаточно большой, не две, и не три тысячи, и я решила сэкономить. Может быть, зря.
А впереди еще энергосбыт, куда неоднократно относились справки о составе семьи, копии паспортов, справки о льготах, и так далее. И все это надо нести снова, чтобы выстоять очередь, поругаться с людьми, вспомнить советские времена, дождаться, когда вам посчитают в столбик, сколько вы должны, и так далее.
Не уважают нас в ЖКХ. Да и власть они тоже не уважают…

Катамнез, или четыре месяца спустя.
Я же говорила, что все только начинается… В следующем месяце платежка содержала абстрактную цифру, причем, меньше реальной. (Чтобы усыпить бдительность!) Как честный плательщик, я оплатила истинный расход, и… ошиблась, скажете вы? Да нет…
Следующая платежка содержала цифру раза в три больше реальной. Соседи, которые дозвонились, услышали несколько лихой ответ: да заплатите вы, потом разберемся! Шел декабрь, дни были предновогодние, так что, гуляем, граждане!
С содроганием я ожидала третьей платежки. Мне не хотелось убедиться в ужасном предположении: показания счетчика не имеют ровно никакого значения для этих людей. А что имеет? С какой ноги встал? Какой рукой почесал бровь? Какой палец зашиб о деревянные счеты? А может быть… может быть, кого-то ударил током обидевшийся компьютер? Нет, увы. До майдана роботов нам далеко…
Конечно же, гипотеза моя подтвердилась, и третья платежка оказалась эдак вольно завышенной больше чем наполовину. Озверев и распечатав из интернета слова президента, я направилась было к ним, но…
Соседи, наблюдавшие сцены криков, воплей, махания платежками, тыканья пальцами, проклятий и обещаний, рассказали, что все заканчивается чрезвычайно просто: вам выписывают новую платежку. Стоит ли говорить, что она, по словам ВВ, ошибочна почему-то опять в одну сторону…
Впрочем, я должна отметить, что наивно-нахальные тетки из водоканала просто сущие дети по сравнению с Донэнергосбытом. Приготовьтесь же к новой эпопее под названием: а ток почти не виден… (Здесь будут опровергнуты многие законы природы, а не только закон Ломоносова - Лавуазье. Впрочем, на территории нашей страны он опровергнут давным-давно, нет пророка в своем Отечестве…)
(продолжение следует)