Андрей Боголюбский, или Месть боярина Кучки

Виктор Притула
Фигура великого князя Владимирского Андрея  Боголюбского  странным образом  до самого последнего времени  отчего-то оставалась на периферии, точнее за скобками знаменитой серии «ЖЗЛ». Почему так? С одной стороны о князе Андрее Юрьевиче написано работ не меньше, чем об его отце Юрии  Долгоруком, а с другой,  – каждый из авторов создавал образ Боголюбского, исходя из своего понимания этой исторической личности.
Например, известный русский  историк Василий  Ключевский характеризует Андрея следующими словами: «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха».
Но тогда,  как можно объяснить ту роковую рассеянность Андрея Юрьевича, который, накануне своей трагической кончины, остался в Боголюбове совершенно один, не заметив, что окружают его убийцы из «ближнего круга».
Знаток древнерусских летописей  и давний автор «ЖЗЛ» Алексей Карпов в новой книге «Андрей Боголюбский» решил восполнить досадные пробелы своих предшественников и постарался, обращаясь именно к древнерусским письменным источникам, сделать реконструкцию политического портрета одного из первых князей Владимиро-Суздальского княжества, которое придет на смену дряхлеющему и раздираемому княжьими распрями Киеву.
Андрей Боголюбский не стал биться за киевский Великий стол.  Старший сын Юрия Долгорукого понимал, что на смену киевской Руси должно прийти новое княжество, вокруг которого начнет собираться государство Российское.
Фактически политическая и созидательная  деятельность великого князя  была сосредоточена вокруг превращения   Владимиро-Суздальского княжества в центр древней Руси.
Алексей Карпов проделал огромную работу по отделению зерен от плевел. Его реконструкция биографии Андрея Боголюбского сродни замечательной антропологической реконструкции скульптурного изображения этого князя, сделанной выдающимся советским археологом и антропологом  М.М. Герасимовым.
История Москвы тесно связана с именем его отца Юрия Долгорукого, хотя легенда гласит о том, что первым правителем московского городища был некий боярин Кучка. Собственно говоря, ни Юрий Долгорукий, ни Андрей Юрьевич к возвышению Москвы никакого отношения не имели. И хотя памятник Долгорукому, возведенный на месте памятника генералу Скобелеву известен всем москвичам от мала до велика, далеко не все знают, что подлинное чудо древнерусского зодчества церковь Покрова на Нерли обязан своим созданием владимирскому князю Андрею. Равно как и знаменитый Успенский собор во Владимире.
О великих деяниях Андрея Юрьевича можно говорить долго. Равно как и о его ошибках и просчетах. У Алексея Карпова  княжий портрет далек от иконы. Но таков контекст времени, в котором жил и правил Андрей Боголюбский. Раздираемая распрями киевская Русь должна была пасть к ногам победителей как перезревшее яблоко.  Уже маячит на горизонте истории трагедия войска Игорева, а вслед за ней и кровавая тризна на Калке.
А судьба владимирского князя Андрея Юрьевича тоже предрешена. Умирают один за другим три сына. Князь замыкается в одиночестве, а вокруг зреет заговор, в котором участвует жена Андрея, дочь того самого боярина Кучки, которого как гласит легенда лишили не только московского поместья, но и головы, а также ее родня, не простившая сыну злодеяние отца. Странная история, которая вызывает в памяти шекспировкую трагедию о Макбете и его коварной супруге.
Можно ли говорить о том, что убийство князя в Боголюбове положило череду заговоров и смертей, которыми отмечены истории династий Рюриковичей и Романовых? 
Ведь можно поискать и более ранние примеры. Как в русской, так и мировой истории. Да, собственно,  и сама история человечества началась, как известно, с братоубийства.
Так что Русь в этом отношении не оригинальна.
Зато есть в ней некое величие,  обессмертившее противоречивую фигуру Андрея Боголюбского. Это непреходящая святыня и архитектурная жемчужина – церковь Покрова на Нерли. Она, пожалуй, все прочие деяния великого князя Владимирского (и добрые и злые) перевесит.