1986 год. Доклад на заседании парткома по СОИ ВКС

Юрий Тяпченко
Предисловие.
Еще в период существования специализированного ОКБ Летно-исследовательского института руководство возложило на меня – начальника проектной лаборатории 21, заместителя начальника отделения 2 СОКБ ЛИИ обязанности ведущего по комплексу «Вега». Это комплекс средств и систем отображения информации и органов управления СОИ-ОУ для воздушно-космического самолета ВКС «Буран». Работа находилась под постоянным контролем государственных и партийных органов. Ниже приведен отрывок одного из докладов, который мне пришлось делать на заседании партийного комитета НИИ авиационного института НИИАО, в состав которого было переведено СОКБ ЛИИ в 1986 г. Это год интенсивных работ по обеспечению первого полета корабля «Буран».


Уважаемые члены партийного комитета, уважаемые товарищи, присутствующие здесь!

Я напомню, что в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР  НИИАО является головным по созданию, изготовлению и поставке средств СОИ для изделия 11Ф35. 

Головным по СОИ-ОУ в целом является НПО "Молния", ответственным за создание электронной систе¬мы индикации для участка посадки является НПО "Электроавтоматика", для всех остальных участков - НИИАО. Вместе с тем, с самого начала НПО ''Молния'' существенно сузило свою ответственность за СОИ в целом, распространив ее только на первые три рабочих места (РМ 1,2,3), а за остальные ответственным оказалась НПО "Энергия". Но и в этом ограниченном объеме НПО ''Молния'' снимала с себя ответственность за выдачу Т3 на СОИ РМ3 (рабочее место бортинженера).

В свою очередь НПО "Энергия", как головное предприятие по изделию в целом, не проявляло интереса к рабочим местам РМ 1,2, т.е. к рабочим местам самолетной части изделия.

Таким образом, складывалась ситуация, в результате которой головные предприятия  фактически отказывались от выполнения функций интеграции требований к СОИ-ОУ в целом, а следовательно и к бортовому комплексу управления. Такое  распределение ответственности, а точнее безответственности существенно тормозило работу.

В этой обстановке отделение 2 еще в рамках СОКБ ЛИИ взяло на себя инициативу, разработав и утвердив  ряд принципиальных документов, определивших распределение работ между предприятиями пяти  министерств (МОМ, МРП, МПСС, МАП, МО), структуру СОИ каждого из рабочих мест, распределение  работ по разработке и отработке программно-математического обеспечения СОИ-ОУ.

Совместно с НПО «АП» г. Москва были определены принципы сопряжения СОИ-ОУ с вычислительным комплексом системы управления ВК СУ, ряд из которых был положе¬н в дальнейшем в основу для корабля в целом, общие эксплуатационные и эргономические требования, протоколы сопряжения  с ВК СУ и бортовыми системами, приняло непосредственное участие в разработке общих положений по СОИ-ОУ.

Мы считаем, что одним в обоснование принципов построения электронной системы отображения на телевизионных экранах и разработку соответственно требований, языка обмена, алфавита, САПР для обработки видов индикации является именно наш вклад.
 
Нами предложена унифицированный  для аппаратуры УС-З ДИСК  и «Адонис». Интерфейс. Одновременно именно нам удалось решить важный вопрос по обеспечению СОИ-ОУ телевизионными средствами. Структура взаимодействия космонавтов разработана и предложена нами. Кроме того, нам пришлось самим разрабатывать все до единого Т3 на наши системы.

Можно сказать, что в новых условиях, в совсем новой для нас кооперации нам удалось найти необходимые организационно-технические решения, которые оказали положительное влияние на всех участвующих в этой работе. 

В обеспечение порученной работы нами были подготовлены и утверждены необходимые решения комиссии по военно-промышленным вопросам (решения ВПК) и приказы по отрасли в части кооперации, обеспечения элементной базой и др., приказы по предприятию о назначении ведущих по изделиям, комплексам, ответственных конструкторов и исследователей, ответственных испытателей и т.д. По каждому из комплексов были разработаны и согласованы с заказчиками и военным представительством комплексные программы экспериментальной отработки, программы обеспечения надежности, единые планы создания изделий (КПЭО, ПОН, ЕПСИ).

Это организационная сторона дела. Теперь о технической.
В целом нам поручено создание СОИ-ОУ для штатных кораблей  и самолетов горизонтальных летных испытаний.

Следует признаться, что достичь заданных характеристик СОИ-ОУ не удалось, нам  пришлось штатные изделия разделить  на две группы. Первая группа (первый заказ) это те изделия, которые допускаются к полетам, не отвечающие в полной мере требованиям Т3 по массе, ресурсу, долговечности, устойчивости к воздействию спецфакторов. Вторая группа (второй заказ ) - это изделия, которые должны отвечать всем требованиям Т3 и дополнительным функциональным требованиям.

В настоящее время мы ведем работы в обеспечение горизонтальных летных испытаний ГЛИ и изделий первого заказа. Для изделий второй группы готовятся технические предложения. Для конструкторов, технологов и производства это будет новая или существенно модернизированная СОИ.

Для ГЛИ разработана документация на три модификаций СОИ-ОУ: для большого транспортного самолета БТС – самолетного аналога корабля, двух летающих лабораторий ЛЛ и пилотажно-динамического стенда-тренажера ПДСТ.

По этой программе обеспечено изготовление и поставка четырех комплектов габаритно-массовых и одного габаритно-демонстрационного макета и  9 рабочих комплексов. Проведен полный цикл наземных и комплексных испытаний на стендах НПО «АП», НПО «Молния». По состоянию на 1986 год обеспечено 6 полетов БТС-002 и более 30 полетов летающих лабораторий.  Совместно с ЦАГИ, ЛИИ, НПО «АП» и НПО «Молния» проведен цикл исследований' в подтверждение правильности принятых решений.

Последняя плановая поставка СОИ 1986 г. была произведена в октя6ре месяце. Это был комплект  № 6I4 для летающей лаборатории  ЛЛ-083.
 
Подразделениями предприятия (отделение 2, опытное производство ОП и отдел главного технолога ОГТ) обеспечиваются доработки комплексов  и научно-техническое сопровождение. В целом работы по ГЛИ выходят на самый  ответственный этап: выдачу заключения к первому полету первого штатного корабля.
 
Прежде, чем перейти к оценке состояния дел по штатной программе, следует сказать, что мы должны обеспечить создание СОИ-ОУ для 9 рабочих мест (РМ I,2,3,4,5,6, РМ бытового отсека БО, шлюзовой камеры ШК и стыковочного модуля СМ), цифрового навигационного космического планшета и дисплейной аппаратуры УС3-Диск.  Другими словами – мы должны про¬вести комплекс работ по одиннадцати техническим заданиям НПО «Молния», НПО «Энергия» и НПО «АП».  На этапе ГЛИ мы работали только по техническим заданиям  НПО «Молния». Для штатного изделия у нас три заказчика для одного и того же корабля. Только объем одних согласующих и утверждающих  подписей возрос в три раза, а если учесть, что это разные ведомства, то в 5-6 раз.

Приступая к этой работе, мы ставили перед собой следующие задачи:
1) Обеспечение существенного повышения научно-технического уровня разработки.
2) Обеспечение минимальной зависимости работ от кооперации.

Первая задача решена путем интеграции средств и методов отображения информации на основе  телевизионных видеомониторов и вычислительной техники, применения новейшей элементной базы и материалов.

Вторая задача решена путем создания устройств сопряжения индикаторов с вычислительным комплексом системы управления, создания многофункциональных пультов,  применения светосигнальных устройств собственной разработки и др. Путь на автономизацию нашей деятельности мы начали еще при  создании  СОИ «Плутон» и «Мирзам-1А» для станции «Мир».

Можно доложить, что обе эти цели достигнуты, хотя объем наших ра6от возрос в несколько раз.

В девять рабочих мест СОИ-ОУ ВКС «Буран»  входит 12 пультов и приборных досок, два дисплейных комплекса, навигационный цифровой планшет, два автономных  блока сопряжения с ВК СУ. В пульты и приборные доски входит радиоэлектронная аппаратура сопряжения с ВК СУ и бортовыми системами  нашей разработки, многофункциональные пульты, приборы управления светосигнализацией, цифровые индикаторы, сигнализаторы на основе электролюминесценции и др. Всего около тысячи разных приборов.
Приборы по кооперации используются в основном  в СОИ первого и второго рабочих мест.

Общая масса аппаратуры собственного производства для одного штатного объекта достигает 400 кг, 2/3 из которой - радиоэлектроника. Этот объем превышает объем РЭА в СОИ «Плутон», «Мирзам-1А» станции «Мир», СОИ «Нептун» и «Сириус» кораблей «Союз-Т и «Союз-ТМ» вместе взятых более, чем в 2 раза, и охватывают широкий класс измерительной и преобразовательной техники.

В соответствии с программой создания и отработки корабля работы проводятся в два этапа: обеспечение программы 1К1 (полет первого корабля в беспилотном варианте)  и 2K1 (первый полет второго корабля в штатном пилотируемом варианте).
В рамках этой npограммы о6еспечено изготовление, отработка и выдача заключений о до¬пуске к эксплуатации и поставка комплексов «Вега-1» ( СОИ РМ1,2) и «Вега-2» (СОИ РМ3), отработка и поставки СОИ-ОУ  для  всех наземных стендов отработки системы управления.

НПО "Энергия»  был составлен и утвержден перечень нерешенных проблем и определены сроки их решения. Количество вопросов более 1300, из них три относились к нашему институту и  из этих трех - два к СОИ-ОУ. Все вопросы закрыты.

Повторяю, мы дали заключение о допуске к натурной работе и таким образом наша аппаратура и мы готовы к  первому полету изделия 11Ф35 (корабля «Буран»).

Для  изделия 2К1 (первый полет второго корабля) нами должны быть поставлены СОИ-ОУ сначала для 7 рабочих мест) и затем остальные, При этом поставка должна  производиться после завершения запланированного согласованного с военным представительством объема испытаний. Это  требуется по положению PК-75. Отклонения от этого требования практически недопустимы.
 
Таким образом, важнейшим условием поставки штатных комплексов является завершение наземных автономных и комплексных испытаний.

Своими планами мы предусматривали  своевременное изготовление образцов для испытаний. Однако, эти планы постоянно срывались. Я не буду останавливаться на причинах этих срывов, так как этим вопросом партком занимался ранее. В прошлом году в соответствии с решением и рекомендациями партийного комитета были приняты меры по кадрам, создана лаборатория 115 и проведен ряд других мероприятий. Кроме того к работам было подключен один из Жуковских заводов..

1985 год был объявлен годом поставки изделий для испытаний.
Намечалось, что на испытания будут поставлены все до одного изделия. Однако намеченный план не был выполнен. Не изготовлены и не поставлены изделия 17М21О (РМ 4), 17МI211 (РМ5) , дисплейный процессор УС-3, навигационный планшет.

Опытному производству необходимо принять меры по завершению изготовления этих комплексов, а отделению 2 - по поиску решения, которое бы позволило в установленные  сроки  обеспечить их отработку.

Кратко состояние дел по СОИ-ОУ можно охарактеризовать следующим образом:
- для этапа ГЛИ состояние удовлетворительное. Отделению 2 необходимо обеспечить доработку комплекса «Вега-ГЛИ» и его установку на ЛЛ-083, ОП - завершить изготовление и выпуск ЗИП;
- для этапа 1Л1 (корабль для первого полета) все необходимые работы завершены, состояние удовлетворительное;
- по штатным изделиям первого заказа состояние дел неудовлетворительное: не завершены испытания СОИ-ОУ всех, кроме первого и второго,  рабочих мест; не изготовлены и не поставлены на испытания изделия 17М210 , 17M2I1 , УС-3, ПлН; не изготовлены и не поставлены комплексы  для корабля 1.02 и стендов заказчика.

Ниже я остановлюсь на причинах такого положения и о принимаемых мерах. Причин в общем много. Это и недостаточный уровень качества конструкторской документации, и большое число изменений, поступающих от головных предприятий, и низкий уровень планирования и координации работ в производстве, низкий уровень автоматизации контрольных операций. Все это было и остается.

Но главной причиной "завала" штатной программы  - это низкое качество печатных плат. На устранение их дефектов уходит много времени и сил.
В связи с тем, что большинство замечаний относится к производству разработку плана мероприятий по устранению недостатков предлагается  поручить главному инженеру Евгению Ивановичу и начальнику производства. Игорю Александровичу.

В заключение хочу отметить, что если в 1986г. осуществлялось сопровождение пультов на восьми стендах и объектах в семи местах эксплуатации, в том числе  15 пультов в период летно-конструкторских испытаний на двух объектах, выполнен огромный объем работ по отработке конструкторской документации СОИ первых трех рабочих мест, т.е. пультов авиационной части системы управления, то в 1987г. предстоит осуществлять сопровождение 88 пультов на десяти стендах и объектах в 7-ми местах эксплуатации в том числе  24-х пультов  при летно-конструкторских испытаниях на трех объектах.

Такого большого объема работ институт никогда не выполнял. Ответственность наших специалистов в этих испытаниях огромная.

Доклад окончен.
Благодарю за внимание.