Глава 5. Разоблаченный рабби

Кот Базилио 2
Еще три десятка страниц исписал рабби, рассуждая о том о сем, но ничего нового не добавляют они для понимания сокровенных чаяний и мыслей американского раввина.

А теперь я вернусь в самое начало, к «беседам рабби с Иисусом», на первые страницы, с которых началось мое знакомство с Джейкобом Ньюснером. Меня вначале  умиляли до слез строки, которые я привожу на выбор из трех или четырех страниц, написанных рабби в ‘похвалу’ христианам.

     «В мире моего детства христианство было доброжелательной, гостеприимной, не внушающей опасения религией… Моя жизнь и призвание научно исследовать иудаизм внутри академических программ по изучению религии могли осуществиться только потому, что протестанты и католики захотели включить изучение иудаизма в эти программы и открыли дверь человеку моих убеждений и стремлений… и оказали щедрую финансовую поддержку…. Мои ближайшие коллеги по Дартмутскому колледжу и Университету Южной Флориды были верующими христианами, но они проявляли громадное уважение к иудаизму…. Я один из первых ученых еврейского происхождения с дипломом раввина, чья работа по изучению иудаизма… никогда не оплачивалась какими-либо еврейскими организациями…».

Человек с чистыми и добрыми мыслями по отношению к другим не замечает, когда и к нему относятся подобным образом. Он убежден, что так и должно быть, и не видит в этом ничего необычного. И никогда он специально не акцентирует на этом внимание. Все само собой разумеющееся, так как и должно быть. Именно поэтому любящее сердце узнает последним, что объект его любви давно ему изменил. Человек склонен подсознательно оценивать другого по себе. Возможно, вы слышали об элементарном психологическом тесте, когда испытуемого просят назвать два-три наиболее нетерпимых им в других отрицательных качества. Психологи считают, что именно эти отрицательные качества наиболее выражены у испытуемого.

Но если некто враждебно относится к окружающим его людям, он и в ответ ожидает от них враждебного к себе отношения. И если даже опыт общения с ними свидетельствует об обратном, т.е. никто не  причиняет ему ничего плохого, он все же остается настороже и не верит фактам. Считает, что все притворяются и лицемерят до поры до времени и держат камень за пазухой.

Вот это самое и произошло с нашим рабби. В годы обучения ему внушали учителя, и он читал самостоятельно в трудах еврейских мудрецов, что главный и вечный враг Израиля Эйсав-Эдом  и христианский Рим. Эйсав, а, значит, и христианский Рим ненавидит Израиль и мечтает его уничтожить. Такова историческая и духовная данность. Таково устройство мира. Что ожидает раввин Яков от христиан? Ничего хорошего по отношению к себе. И это нормально. Это не будет ему удивительно, потому что так должно быть, так говорит ему его вера, так объясняют ему  мудрецы Израиля. Потому что ежедневно он произносит «Биркат га-миним» (1), потому что, вспоминая, упаси Боже, «того человека», он должен произнести «да сотрется память о нем». Если бы, окружающие рабби Якова, христиане смотрели на него свысока, старались не общаться с ним, всячески демонстративно его сторонились, он  даже не заметил бы этого и не написал бы об этом ни строки. Потому что, повторяю, так должно быть в представлении раввина Якова.

Теплое и дружеское к себе отношение со стороны христиан, проявление братской любви, настораживают и ужасают рабби. Он вспоминает свинью, прикидывающуюся кошерной выставляя на обозрение раздвоенные копыта. Потом он садится и пишет об этом книги. Он хочет сказать нам, христианам, мол, знаю я вас, меня вы не проведете, можете не притворяться. Это вам не поможет никак и не спасет. Будущий мир «олам га-ба» (2) принадлежит только Израилю. И в этом весь рабби.

К счастью не все евреи пребывают в подобном маразме. В России недавно через издательство «Феникс» увидела свет книга Пинхаса Полонского «Две тысячи лет вместе. Еврейское отношение к христианству», которая может служить образцом иудейско-христианского диалога, хотя не лишена досадных, набивших оскомину «истин», вроде разбираемых мной в 9 главе  «бетуле» и «альме».

Не все евреи так мрачно смотрят на историю Эйсава и Яакова. Дадим слово Арье Барацу, составившему современный комментарий на Пятикнижие Моисея, с названием «Два имени единого Бога». У Эдома вполне человеческое лицо, находит Арье Барац.

«Вероятно, ни один суд в мире не признал бы подобную сделку (продажу первородства) правомочной, и, когда Иаков обманом получил причитающиеся брату благословения, Эсав сказал, что Иаков «обманул его дважды» (Быт. 27.36). Однако при этом он все же не попытался дезавуировать соглашение, что свидетельствует о его порядочности. Более того, он даже не пожелал отнять у Иакова украденные благословения. Он лишь сказал: «Неужели, отец мой, одно благословение у тебя? Благослови и меня, отец мой!» (Быт. 27.39). В порыве гнева Эсав, правда, пожелал убить Иакова, но потом простил его, и, когда через много лет после бегства Иакова в Месопотамию братья вновь встретились, они оба плакали друг у друга на шее. При этом Иаков сказал Эсаву: «я увидел лицо твое, как увидел лицо Божие, и ты был благосклонен ко мне» (Быт. 33.1–11). Рав Кук (рав Авраам Ицхак Акогэн Кук (1865–1935), основатель религиозного сионизма и первый главный ашкеназский раввин Израиля) пишет по этому поводу (в Игарот Гараи 112): «Видел я лицо твое, как лицо Божие», – так сказал по отношению к Эсаву Иаков – человек истины и простоты. И его слова не останутся напрасны».

Из того, что рассказано в Торе, мы видим, что Эсав наделен положительными чертами: он предан отцу, он верен данному слову, он умеет уважать чужие интересы и, наконец, он ценит братские отношения. В отличие от моавитян и аммонитян, Тора позволяет эдомитянам входить в «общество Господне» и провозглашает при этом: «Не гнушайся эдомитянином, ибо он брат твой» (Втор. 23.8). Сам факт обращения эдомитян в иудаизм во II веке до н.э. также говорит о многом. К слову сказать, один из представительных мудрецов Талмуда, рав Меир (3), был из эдомеев.
Согласно мидрашу, голова Эсава погребена в пещере Махпела (4) вместе с праотцами еврейского народа, а тем самым европейский рационализм как бы удостаивается высочайшего признания.

При этом Эсав не считается порочным по своей природе. Наоборот, Раши утверждает (на Быт. 32.23), что если бы Иаков решился дать в жены Эсаву Дину (5), то тот бы исправился. А Мальбим (6) на стих (Быт. 27.3) говорит, что по плану Ицхака потомки Эсава и Иакова должны были стать одним народом, в котором бы сыны Иакова выполняли функцию священников, а сыны Эсава заботились бы о хозяйстве и безопасности…   
   
Что же касается древнего Рима, который Галеви-Айзенберг (7) объявил антиподом Иакова, то, хотя он и впрямь прославился кровопролитием (такого явления, как бои гладиаторов, тем более в таком масштабе, не знает, пожалуй, ни одна другая культура), все же он остался известен также и своей приверженностью праву. Уже в первом своде римских законов, в так называемых «двенадцати таблицах», можно было найти правовые нормы, вполне солидарные с Торой: «Не должно слушать пустые крики народа, когда они требуют оправдания ли виновного или осуждения невиновного». «Всегда предполагается добросовестность, если не доказан злой умысел... Каждый считается честным, пока не доказано обратное». «Толкованием закона следует скорее ослаблять, чем усиливать наказание».

Эдом (Рим) принес в мир не одну только кровь, но и уважение к человеку, принес представление о правах человека. Эсав появился на свет от провиденциального брака, появился как плод молитвы («И молился Ицхак Господу о жене своей», Быт. 25.21–23). Эсав явился в мир по воле Создателя, за ним стоит безусловная моральная и духовная сила. Более того, Иаков и Эсав вместе произошли от Ицхака, который считается принесенным в жертву своим отцом (во всяком случае, пепел того всесожжения, которому подвергся овен, считается пеплом самого Ицхака). Оба брата-близнеца происходят из одного посвященного Богу источника, оба они, произошедшие из этой чистой жертвы, наделены одинаковым духовным потенциалом. И, по-видимому, именно это обстоятельство более всего смущает традиционных комментаторов.

В отличие от Ишмаэля (мусульман), в отличие от Яфета (философов), с которыми Израиль чувствует себя вполне уверенно, «христианин» и «европеец» Эсав вызывает в Иакове смутное беспокойство. Об исламе евреи отзываются с пиететом, но совершенно не опасаются его влияния. В отношении христианского мира картина прямо противоположная: над христианами смеются как над недоумками, не умеющими отличить одного от трех, но в то же время в христианстве видят реальную духовную угрозу. Иаков как бы постоянно доказывает свое духовное превосходство над Эсавом, подыскивая у брата отрицательные черты. Иудейская апологетика утверждает, что Эсав совершенно не подходил на роль избранника, что он груб, что он всегда был далек от Торы и т. п. Может быть. Однако, к сожалению, это утверждение не поддается верификации. Если человек колеблется в выборе между двумя невестами и в результате выбирает одну, то у него нет никакой возможности узнать, которая для него была бы лучшей женой, первая или вторая. Мы верим в то, что живем в лучшем из возможных миров и женимся на лучших из возможных жен, но проверить этого мы не можем. Ведь «проверка» в данном случае тождественна самой жизни, которая у нас только одна…

То, что Всевышний свел двух братьев в один акт рождения, максимально усилил их соперничество, придал ему коренной характер, должно направить нашу мысль на понимание библейской дихотомии как дихотомии, построенной на принципе дополнительности («и народ от народа крепнуть будет», Быт. 25.23)».

     Вот этими замечательными оптимистичными словами: «и народ от народа крепнуть будет», в точном соответствии с тем, о чем мечтал Ицхак, я бы и хотел закончить свое исследование, и эти же слова я бы написал на знамени иудейско-христианского диалога. В оригинале сказано "улеом мильом йеэмац". «Пятикнижие и гафтарот» с классическим комментарием «Сончино» этой фразе дает перевод «и народ народа сильнее будет». В синодальном переводе: «один народ сделается сильнее другого». Стержень фразы глагол амац – «быть сильным, укреплять, утверждать». Общепринятый, но, возможно, не обязательно более точный, перевод классический. Но и перевод, приводимый Арье Барацем,  имеет право на существование. Кому что по нраву – выбирайте сами.

1. Благочестивый иудей ежедневно произносит молитву «Амида» (Шмоне эсре), в которую усилиями раббана Гамлиэля включено предложенное Шмуэлем га-Катаном «благословение против доносчиков». Молитва «Шмоне эсре» - называется так, потому что содержит 18 (шмоне эсре на иврите) благословений. Сегодня двенадцатое благословение Амиды называется «благословение» против еретиков – Биркат Гаминим. Это "благословение" использовали в качестве своего рода лакмусовой бумажки: считалось, что тайный сторонник Иисуса мог произнести все «Благословения Амиды», кроме этого проклятия на себя и последователей Иисуса. Если некто не мог произнести Биркат Гаминим, его подозревали в ереси и подвергали херему (отлучению).
2. В традиции иудаизма говорится о двух мирах, оламот, нашем мире – олам га-зе и Мире грядущем – олам га-ба. Олам га-ба – или загробный мир или будущая мессианская эра на земле.
3. Рабби Меир, один из крупнейших законоучителей-таннаев середины 2 в. Ученик рабби Акивы и рабби Элиша бен Авуя.  Тремя жизненными устоями Меир считал учение, труд и молитву. Меир придавал особое значение жизни в Эрец-Исраэль, утверждая, что «тот, кто живет на Земле Израиля... говорит на священном языке и произносит Шма утром и вечером, тому обеспечена его доля в будущем мире». Время и место его смерти неизвестны.
4. Пещера Махпела (Меарат га-махпела «двойная пещера»), склеп патриархов близ древнего Кирьят-Арба (Хеврон), в котором, согласно Библии (Быт. 23; 49:29–32; 50:13), похоронены Авраам, Ицхак и Яаков, а также их жены Сара, Ривка и Лея. Авраам купил это место у хетта Эфрона за 400 шекелей серебра. Раввинистические источники считают, что в Махпеле похоронены также Адам и Хава, и соотносят название Кирьят-Арба (буквально `город четырех`) с четырьмя парами, похороненными в пещере.
5. Дина – дочь Яакова и Леи. Княжеский сын Шхем изнасиловал Дину, но влюбился в нее и просил отца своего посватать ее в жены. Братья Дины Шимон и Леви поставили условие, чтобы весь мужской пол жителей города Шхема страны Кнаана был обрезан. Так  и сделали. Когда же были они «в болезни» напали на них Шимон и Леви и перебили всех мужчин, а также правителя и его сына, город же разграбили (Быт. 34:1-29). Все это случилось с Диной как раз потому, что Яаков спрятал ее от Эсава.
6. Мальбим (акроним имени Меир Лейб бен Иехиэль Михаэль; 1809, Волочиск, Волынь, – 1879, Киев), раввин, проповедник и комментатор Библии.
7. Рафаэль Галеви-Айзенберг (1916 Германия – 1976 Иерусалим) – раввин, доктор социологии, автор исследования  по иудейской эсхатологии «В конце дней. Еврейские предсказания о будущем человечества».