Глава 6. О богатом юноше и заповеди величайшей

Кот Базилио 2
Речь пойдет о некоем молодом человеке, который хочет заслужить жизнь вечную, и обращается к Иисусу с вопросом, что ему для этого необходимо.

     «И вот, некто подошед сказал Ему: Учитель Благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
      Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
      Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
      Почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
      Юноша говорит Ему: все это  сохранил я от юности моей; чего еще не достает мне?
      Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
      Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» Мат. 19:16-22.
    
Все возражения рабби по поводу этой истории мне совершенно непонятны и исходят, на мой взгляд, из ошибочного, или намерено неверного, прочтения этого эпизода. Мне вся эта история видится совершенно иначе.

Живет некий молодой человек очень хорошего достатка и наслаждается жизнью. Молодой человек достаточно образован и благочестив. Он знает, что должен соблюдать и соблюдает Закон. Так его научили, так принято в его кругу, это является его представлением о благочестии и это делает его благочестивым. Со стороны он, ни дать, ни взять, вполне добропорядочный гражданин и, возможно, его даже ставят в пример другим. Встретив (скорее всего, придя по чьему-то совету) нового и популярного (иначе, откуда бы он о нем узнал), а главное, по слухам, очень благого Учителя (следует из его обращения: Учитель Благий), молодой человек хочет испытать его и задает ему вопрос, что ему сделать,  чтобы иметь жизнь вечную. И получает вполне законный и давно известный ему ответ: соблюдай заповеди.

Этот ответ, адресованный этому юноше, относится ко всем нам, к «мы», о котором так любит говорить рабби Яков. Мы должны соблюдать заповеди, и тогда нам обеспечена жизнь вечная. Какие могут быть у рабби возражения на это?

Но молодого человека ответ не удовлетворяет. Он настаивает, чтобы Учитель ответил, что ещё недостает ему, именно и конкретно ему. Не какой-то ещё новой заповеди, превосходящей Тору, как хочет убедить своего читателя рабби Яков.

Уверен, хотя рассказчик Матфей нам об этом не говорит, что после этого вопроса Иисус очень внимательно посмотрел на молодого человека и где-то в глубине его сердца «увидел» некий изъян, некую червоточину: он свою благополучную жизнь (свое имение) любит больше, чем Тору. Именно поэтому поникло лицо юноши. Вспомните, как поникло лицо Каина, который дар свой Богу возлюбил больше брата своего и больше самого Бога. То, что это открыто Иисусу, совершенно не вызывает у меня удивления. В православной традиции было и есть много подвижников, кому были открыты самые тайные «сердечные помыслы». Именно на эту червоточину указывает Иисус этому молодому человеку и говорит ему, как он может от нее избавиться и, после этого, стать уже вполне совершенным. И адресован этот ответ именно и только ему, но не нам. А для нас служит уроком.
 
И дело вовсе не в имении и не в богатстве. Если кто-то с «больной головы», услышав этот рассказ, пойдет и раздаст свое имущество, он не приобретет ничего взамен, тем более никакой святости или совершенства, просто останется нищим. Потому что само по себе ни владение имуществом, ни невладение ничего не значат, кроме текущих бытовых проблем или отсутствие оных. Этот совет Иисуса только для этого юноши, потому что земное занимает в его сердце большее место, чем небесное.

Рабби же делает вывод, что Иисус требует от человека больше, чем требует Тора, и потому усложняет и утяжеляет жизнь человека. Но самое изумительное, рабби убежден, что эта история богатенького юноши свидетельствует против Иисуса как нарушителя Закона. Вроде как и Десять заповедей больше не нужны для того, кто следует за Иисусом.

Эта история с этим незадачливым молодым человеком оказала загадочное воздействие на рабби Якова. Он снова и снова возвращается к ней на многих страницах и никак не может успокоиться от поразившей его мысли, что для совершенства необходимо избавиться от имущества. Можно подумать, что для рабби является откровением, что для того чтобы достичь «совершенства» в любом деле, доступном человеку, необходимо пожертвовать очень и очень многим. Иногда имуществом, а иногда даже самой жизнью.

Рабби Яков обвиняет Иисуса, что он из Торы выбирает важное для себя, но замалчивает то, что действительно есть самое важное. Величайшая заповедь, в противовес Иисусу (1), рабби считает: «Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2). Не буду это оспаривать, но обращу внимание рабби на известный эпизод из Агады.

«Язычник пришел к Шаммаю и сказал ему: “Сделай меня прозелитом, но при условии, что ты научишь меня всей Торе за то время, пока я в силах буду стоять на одной ноге!” Шаммай прогнал его измерительной тростью, которая была у него в руке. Когда он появился перед Гиллелем, тот сказал ему: “Что ненавистно тебе, не делай своему ближнему. В этом вся Тора. Все остальное – толкование. Иди и учись этому!”».

Гиллель тоже не сказал язычнику «Святы будьте…». Давайте, рабби, и его обвиним в предвзятости подхода к Торе. А вот еще один рассказ из Талмуда:

«Рабби Симлай сказал: ‘Шестьсот тринадцать заповедей были даны Моисею: 365 запрещающих, что равно числу дней в году, и 248 предписывающих, что равно количеству человеческих органов’. Пришел Давид и сократил их до одиннадцати (Псалом 14). Затем Исайя сократил их до шести (Ис. 33:15-16), Михей до трех (Мих. 6:8), и вновь Исайя до двух, как сказано: ‘Сохраняйте суд и творите правду’ (Ис. 56:1). Затем Амос сократил их до одной: ‘Ищите Меня и будете живы’ (Ам. 5:4). Или Аввакум: ‘Праведный своею верою жив будет’ (Авв. 2:4)». Вавилонский Талмуд, трактат Макот, 23б.

И снова никто не упомянул «Святы будьте…», но только Иисус заслужил критики рабби Якова.

1. Рабби Яков искажает слова Иисуса. «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22:36-40). Параллельное место у Марка говорит так: «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый…» (Мар. 12:29). Т.е. «Шма Исраэль! Адонай Элогейну Адонай Эхад». Однако Дж. Ньюснер предпочел не читать Евангелие Марка и первую заповедь «не замечает», поэтому сосредоточивает внимание на второй (Лев. 19:18).