Библиотека Фауста. Пуришевские чтения, 2013

Екатерина Овчарова
Первоначальный вариант статьи, опубликованный сборнике "Всемирная литература в контексте культуры: сборник научных трудов по итогам XXV Пуришевских чтений /[отв. ред. М.И. Никола]. - М.: МПГУ; Киров: Изд-во ООО "Радуга-ПРЕСС", 2013. - С. 52-55


Несколько слов об истории библиотек

 Хранилища человеческих знаний трансформировались на протяжении развития цивилизации; влияние их форм на развитие человеческих сообществ огромно. В настоящее время цивилизация представляет уже одно целое с информационной системой, и без нее уже не существует.
Функция книги и библиотеки начала меняться около двух тысяч лет назад, когда произошел переход от свитков к кодексам. Свиток служил запасным хранилищем на случай отказа памяти, кодекс уже сосуществовал с памятью, листать его было гораздо удобнее, что в каком-то смысле делало его прообразом Интернета. В разных культурах эти формы появлялись в разное время, в зависимости от того, насколько была сильна устная традиция. Так, например, в раввинистических источниках кодексы появились позднее (около III-IV в.), чем в греческих (несмотря на тесные контакты, существовавшие между этими традициями).
Феномен собрания книг – хранилища информации, кладезя потенциальных знаний о Вселенной, возник гораздо раньше книгопечатания. Уже глиняные таблички и свитки собирали в гигантские, храмовые или дворцовые, библиотеки, доступные лишь небольшому количеству посвященных. Конечно, вначале преобладали тексты самого прагматического характера, обслуживавшие простые хозяйственные нужды, но затем структура библиотечных фондов стала усложняться. Развитие формы существования книги упростили процесс собирания библиотеки и постепенно сделали возможным существование значительного собрания даже в небольшом доме, а число тех, кто мог припасть к источнику познания, постоянно возрастало – но темп этого роста никак не мог сравниться с лавинообразным увеличением объема накопленных данных. Эта метафизическая безнадежность превращала библиотеку в самостоятельный и загадочный объект с непредсказуемыми, магическими свойствами, которые обычным людям представлялись схожими со свойствами самого окружающего мира. Таким образом, представление о библиотеке-Вселенной отнюдь не является прерогативой лишь нашего времени, и это положение можно обосновать, обратившись к текстам записанных легенд о докторе Фаусте.
В современном представлении функции библиотеки и свойства мира слились уже воедино. Мир  – Вселенная – не является непостижимым и загадочным явлением. Скорее, это библиотека, где всегда можно найти необходимую книгу, потратив на это больше или меньше времени – процесс познания для множества людей незаметно и, кажется, необратимо, сменился поиском информации в Интернете.

Библиотека Иоганна Фауста

Интернет как хранилище тайн мироздания, которые можно обрести, зная некий магический язык, не является чем-то уже совсем уж невиданным. Современная информационная система с ее непредсказуемостью и  всеохватностью изобретена человеческим воображением довольно давно. Таковой была уже библиотека Иоганна (или, по другим версиям, Георга или Иоганна-Георга) Фауста[1], прототипа знаменитого гетевского героя – существовавшая, впрочем, лишь в воображении его врагов и адептов. Думается, что эта виртуальная волшебная интерактивная энциклопедия оказала огромное внимание на западную цивилизацию.
Фауст в знаменитом творении Гете и более ранних трактовках неотделим от библиотеки, он в ней живет. Вот, например, начало либретто народной пьесы о Фаусте («Преступная жизнь и ужасающая смерть всемирно известного архиколдуна доктора Иоганна Фауста» Иоганна Нейбера):
 «Показано будет помимо прочего: Большая терраса перед подземным дворцом Плутона на реках Лета и Ахерон. По реке плывет челн,  управляемый  Хароном,  а  навстречу  ему  на  огненном драконе летит Плутон, за которым следует весь его придворный штат духов. Кабинет и библиотека доктора Фауста. Приятный  небесный  дух  поет  под нежную музыку следующую трогательную арию: < …  >.  Прилетает ворон и уносит контракт, собственноручно подписанный Фаустом» [1; с. 126].
Хотя реальный Фауст вряд ли вообще имел библиотеку; насколько известно по многочисленным свидетельствам современников и довольно значительному корпусу документов, он вел скитальческую жизнь. Тем не менее, в традиции легенды, Фауст не просто книголюб, прилежный читатель и исследователь текстов, он чернокнижник, он имеет книги, содержащие, возможно, самые сокровенные тайны мироздания – и знает язык, на котором они написаны. 
В этих книгах может содержаться вообще что угодно. Вот любопытная цитата еще из одной народной книги о Фаусте:
 «Франкфурт-на-Майне, 1767. С милостивого дозволения благороднейшего  и  мудрейшего магистрата вольного имперского и торгового города Франкфурта сегодня откроется вновь выстроенный театр под управлением директора и антрепренера Иосифа Курца. Представлена имеет быть  сегодня хотя  и  весьма  старая,  всему  миру известная, не раз показанная и на всякий манер уже виденная большая  комедия с  машинами,  каковая,  однако,  нами  сегодня  на  вовсе  новый,  у  других комедиантов не виданный манер представлена будет, под названием "In doctrina interitus" или "Распутная жизнь и ужасающая смерть всемирно прославленного и всякому хорошо известного архиколдуна доктора Иоганна  Фауста, профессора теологии в Виттенберге". В ней же выступает  Кpиспин,  выгнанный  студент-фамулус, духами донимаемый путешественник, умученный спутник Мефистофеля, злополучный воздухоплаватель, забавный плательщик своим  должникам, неученый колдун и дурашливый ночной сторож. Ниже перечисляются особые декорации, машины,  превращения и представления:
1. Ученое  рассуждение  Фауста  в  его  кабинете  о  предпочтительности микромантии или теологии.
2. Удивительное заклинание, производимое Фаустом в лесу в ночное время, причем под громы и молнии являются адские чудовища, духи, фурии и среди  них Мефистофель.
 3. Забавные проделки Криспина с духами в волшебном  кругу,  начертанном Фаустом.
 4. Фауст заключает с адом необычайный контракт, который  уносит  ворон, летящий по воздуху.
 5. Криспин из любопытства открывает в библиотеке доктора Фауста одну из книг, откуда вылезает множество чертенят.
 6. Путешествие Фауста и Мефистофеля по воздуху
<…>
 15.  Представление  завершается  большим  фейерверком.  Цены  на  места обычные. Начало имеет быть точно в 6 часов.
    NB. В театр во время репетиции и представления никто, ни за деньги,  ни бесплатно, допущен быть не может» [1; с. 133-134].
Но Фауст не просто читатель и толкователь запретных книг. Он, говоря современным языком, имеет доступ к мировой информационной системе, содержащей все, что только можно пожелать.
В этой связи интересен эпизод, описанный в ученом труде (это историческое описание ученых древностей Эрфурта, относящееся к 1735 г) профессора  философского  факультета  Эрфуртского университета Юста Кристофа Мотчмана (почти дословно повторенному в народной книге Шписа):
«Далее  в  хронике  говорится,  что   вскоре   после   того   происходил магистерский диспут, и среди присутствующих там богословов и  представителей совета зашла речь о том, что погибли многие из комедий  Теренция  и  Плавта, чтение которых могло бы пойти на пользу юношеству, если бы  их  не  постигла такая участь. Д-р Фауст вызвался доставить на  несколько  часов  исчезнувшие комедии с тем, чтобы студенты могли  наскоро  переписать  их.  При  этом  он добавил, что сделает это лишь в том случае, если  будет  на  то  соизволение богословов и не воспоследует для него самого ничего дурного.  Ни  богословы, ни члены совета не пожелали принять этого предложения» [1; с. 32-33].
В народной книге о Фаусте в издании 1590 г. богословы идут дальше, они высказывают весьма правомерные сомнения в аутентичности текста, добытого столь необычным способом:
«Обо всем том доложили  господам  теологам  и  самым  высокопоставленным членам совета, которые в то  время  присутствовали,  но  в  ответ  ему  было сказано: ежели он не хочет или не может  доставить  сюда  эти  книги,  чтобы можно было честным образом сохранить их и понемногу ими пользоваться, то его предложение не может быть принято, ибо и без того достаточно есть авторов  и хороших книг,  по  которым  юношество  может  и  должно  изучать  хороший  и правильный латинский язык, и  сверх  того  можно  опасаться,  что  злой  дух примешает в новооткрытые книги свою отраву и губительные  примеры,  так  что это будет служить к ущербу, а не на пользу» [1; с. 105].
А рассказ о знаменитой Эрфуртской презентации, сопровождавшей лекцию о ходе Троянской войны, пожалуй, пока не нашел себе аналога в современности, так как компьютерные игры еще не достигли такой степени интерактивности:
«В той же хронике рассказывается еще  много  подробностей  о  пребывании д-ра Фауста в Эрфурте. Вот одна из  них.  Поселившись  в  Большой  коллегии, доктор Фауст своим хвастовством добился позволения читать публичные лекции в университете. Объясняя Гомера, он так подробно описывал, как  выглядели  его герои, что студенты возымели желание увидеть их воочию и обратились к нему с просьбой вызвать их силою своих чар. Когда студенты собрались в  назначенный Фаустом день, в аудиторию один за другим стали входить герои,  упомянутые  в лекции,  и  под  конец  явился  одноглазый   великан   Полифем   с   длинной огненно-рыжей бородой, пожирая на ходу человека, ноги которого  еще  торчали из его пасти. Он навел ужас на всех,  кто  там  был,  и,  не  желая  уходить обратно, с такой силой ударял  своим  железным  копьем  об  пол,  что  стены аудитории сотрясались, причем он даже пытался вцепиться зубами то в  одного, то в другого студента» [1; с. 32].

Библиотека Борхеса как завершение истории

Чтение погибших книг Теренция  напоминает о  библиотеке Хорхе Луиса Борхеса, столь же виртуальной, но не менее впечатляющей. Она возникает в воображении писателя уже в канун физического осуществления Интернета и уже не нуждается во владельце для обоснования своего существования. Это и есть Вселенная, книжная бесконечность, где книги бесконечно ссылаются друг на друга, она заключает в себе все книги, какие только могут быть, а также и возможность создать новые – в том случае, если собрание окажется неполным:
«Вселенная – некоторые называют ее Библиотекой – состоит из огромного, возможно, бесконечного числа шестигранных галерей, с широкими вентиляционными колодцами, огражденными невысокими перилами <…> Пока можно ограничиться классическим определением: Библиотека – это шар, центр которого находится в одном из шестигранников, а поверхность – недосягаема <…>Я знаю места, где молодежь поклоняется книгам и с пылом язычников целует страницы, не умея прочесть при этом ни буквы… человеческий род – единственный – близок к угасанию, а Библиотека сохранится: освещенная необитаемая, бесконечная, абсолютно неподвижная, наполненная драгоценными томами, бесполезная, нетленная, таинственная» [1; с. 80-85].
Возможно, что это постмодернисткое видение конца света является вполне актуальным.


Список литературы

1. Легенда о докторе Фаусте  / отв. редактор В.М. Жирмунский. – М. : Наука, 1978. – 423 с.
2. Борхес Х.Л.  Проза разных лет: Сборник. / Х.Л.  Борхес – М. : Радуга, 1989. –  320  с.