Глава 11. Провалившийся диалог

Кот Базилио 2
Человеческая история есть результат взаимодействия Бога и человека.  Через историю Бог открывает человеку Свое намерение в отношении человека и человечества, сообщает Свою волю.

Поэтому иудаизм должен признать, что возникновение и существование христианства уже 2000 лет, есть Воля Всевышнего в отношении человечества. А в центре христианства – еврей из Галилеи, которого рабби Яков не желает считать ни иудеем, ни тем более Тем, кого видят в Нем христиане. Рабби Яков должен был бы признать, что явление Иисуса, в действительности, уникальное явление не только для жизни гоев, но и для жизни евреев.

Случилось то, что случилось. Но прислушайся и присмотрись внимательнее тогда евреи, особенно те, кто претендовал на духовное и земное водительство своего народа, к тому, о чем проповедовал Иисус, к тому же пресловутому «непротивлению», возможно и Храм устоял бы до сего дня. Не будь отдельные евреи и учителя-фарисеи так сильно ослеплены ненавистью к христианам, возможно и не объявил бы рабби Акива самозванца и проходимца Бар-Косибу Машиахом. Не послушал рабби Акива предупреждение рабби Йоханана бен  Торта: «Акиба, раньше трава произрастет из щек твоих, а Мессия еще не придет». Так и произошло. И сам Акива сложил голову и стал причастным, через свое величание разбойника, неисчислимым бедствиям для евреев и окончательному решению судьбы Иерусалима, а главное к окончательному устранению возможности восстановления Храма.

Не поймите так, что я считаю, что все евреи должны были  обратиться в христианство. Достаточно тех, усилиями которых создано и получило существование христианство. Но необходимо еще раз без предвзятости и именно правоверным евреям проанализировать историю возникновения христианства, как выражения Воли Всевышнего в отношении человека, как способ исполнения обещания Своего, данного праотцам и Святому Израилю,  и существования его параллельно иудаизму. И признать, что путь к Богу через Иисуса Христа не хуже иудаизма ведет к цели, а, скорее всего, для гоим единственно и ведет к цели. В противном случае мы в гордыне своей сомневаемся в справедливости и истинности путей Божиих и намерения Его в отношении человека в общем и народа Израиля в частности.

Вот, на мой взгляд, основа и условие для настоящего диалога и вот о чем необходимо вести диалог. И если мы, иудеи и христиане, «здесь и сейчас» не решим это раз и навсегда, то непременно настанет день, когда у человечества не будет больше Бога, кроме Аллаха.

*******

 «Иди с миром», - сказал рабби Яков Иисусу и остался дома. Это он так думает через 2000 лет, сидя в теплом кабинете в благополучных США. Нет, тогда он не сидел бы дома и не желал бы мира Иисусу. И, как верно заметил Вэйн Джексон, он стал бы активным врагом нарождающейся церкви Христовой.

     «Кто не с нами, тот против нас…»

Даже если бы рабби оказался настолько умен, что не стоял бы среди черни и отморозков и не кричал «Распни его, распни…». Да и это не факт. «Пристукнем его по-тихому, – решил бы рабби в то время, – и вскоре забудут все этого смутьяна». Ну кто мог тогда предположить, чем все обернется. Потому как не пытается рабби вообразить себя в то время беседующим с Иисусом, знание 2000 лет истории никуда не денешь.

Соглашаясь или не соглашаясь с раввином Джейкобом Ньюснером, читатель должен иметь в виду, что его интерпретация евангельского материала не учитывает научных выводов крупнейших специалистов по Новому Завету, в том числе и еврейских (таких, например, как Давид Флуссер, который выдвинул парадоксальный тезис, что «иудаизм и раннее христианство – одно и то же»). Кроме того, основной критерий Ньюснера при оценке учения Иисуса – верность Торе, данной Моше на Синае, – стал очень расплывчатым в современном иудаизме. Сам Ньюснер получил раввинскую смиху в Еврейской теологической семинарии – оплоте консервативного иудаизма. Не так давно Высший совет консервативного иудаизма признал возможность посвящать геев в раввины. Возникает естественный и очень непростой вопрос: кто ближе по духу к Торе – Иисус из Назарета или современные консервативные иудеи, к которым принадлежит Ньюснер? (1)

     «Иисус и его ученики ушли со сцены бесконечно продолжающейся жизни Израиля…» (стр. 260).
    
 Ушли со сцены жизни Израиля на сцену Истории Человеческой и создали тот мир, в котором мы все живем, в том числе благополучные США, в которых так вольготно ощущает себя Джейкоб Ньюснер. И Израиль до сих пор еще жив, не сгинул в веках, и пламя не спалило его в печах Освенцима и Майданека, потому что есть Иисус и ученики Его. Существование христиан залог существования Израиля. Так было, есть и будет, и настало время признать это и открыто заявить об этом.

 В мире, созданном учениками Иисуса, рабби имеют возможность благополучной сытой жизни в почете, уважении и любви, и писать свои не очень честные книжки против этих учеников и их Учителя. И никто за это не побьет их камнями, не зарежет в темном переулке, не подорвет в личном автомобиле и не направит самолет в их жилище.

 А Израиль, оставив в стороне христиан, оставил в стороне весь современный мир, т.е. сам остался и продолжает оставаться в стороне. И такое положение Израиля не удовлетворяет активных его представителей, которые понимают это положение и хотят его изменить. Поэтому сегодня нет единого, консолидированного и сплоченного иудаизма.  Эта неудовлетворенность – основной источник и причина, на мой взгляд, «Бесед рабби с Иисусом», но особенно второй книги Джейкоба Ньюснера «Дети по плоти, дети по обетованию. Рабби беседует с апостолом Павлом», к рассмотрению которой я приступаю.

1. Абзац с незначительными изменениями взят мной из рецензии Юрия Табака на книгу «Рабби беседует с Иисусом».