Глава 10. Внешнее и внутреннее

Кот Базилио 2
Книга рабби подходит к концу, но ему так и не удалось привести пример нарушения Иисусом Торы.

Иногда рабби Яков  даже готов согласиться с Иисусом по тем или иным вопросам, раскрывающим по-новому некоторые положения Закона, но что-то внутри  останавливает его в последний момент. И он начинает возражать Иисусу по совершенно очевидным вещам. Возражение в пику согласию. Примерно, как в следующей истории.

«Однажды рабби Измаил и рабби Эльазар сын Азарии остановились в одном месте, причем р. Измаил лежал, а р. Эльазар стоял. Когда пришло время вечернего шема, р. Измаил встал, а р. Эльазар прилег. Когда р. Измаил спросил его, что это означает, тот ответил: «Брат Измаил! Одного спросили: «для чего запускаешь бороду?» – «Назло бритым». Так и мы: я, который стоял, прилег, а ты, который лежал, как бы назло встал!» (Трактат Берахот, 3)

Как может раввин, учитель Торы, согласиться с тем, кого другие раввины считают – и его самого так учили считать – врагом. Самые отпетые негодяи, принесшие реальные и многочисленные бедствия народу Израиля не удостоились особого проклятия в ежедневной молитве правоверного иудея. Такая честь досталась только и исключительно христианам. Так как же можно в чем-либо согласиться с самым главным еретиком?

Рабби Яков усмотрел в учении Иисуса конфликт между праведностью и ритуалом. Иисус, – считает рабби, – «противопоставляет вновь и вновь внутреннюю испорченность внешнему благочестию, внутреннюю моральную нечистоплотность внешней культовой чистоте» (стр. 227). Чуть было не согласился рабби Яков с Иисусом да вспомнил вовремя «замечательные слова рабби Пинхаса бен Яира», которые я привожу чуть ниже и  которые, по его мнению, все-таки опровергают Иисуса. И можно вздохнуть с облегчением.

Что меня поражало во время чтения «Бесед»: использование рабби Яковом в качестве полемического приема подмены. Рабби регулярно из слов Иисуса, сказанных по частному случаю, делает обобщения и придает им статус, по меньшей мере, мицвы или даже закона. А потом доказывает, что выведенный им самим закон противоречит Закону. Таким образом, рабби все время силится доказать, что Иисус, на самом деле, пришел не исполнить (1), но нарушить Тору.

Вот частный случай. Фарисеи укоряют последователей Иисуса за то, что они едят хлеб, не омыв руки. В ответ на обвинение в нарушении Закона, а скорее используя этот эпизод как повод для научения, Иисус разъясняет своим ученикам, что может вести к «нечистоте» и осквернению человека.
 
     «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека …» Мат. 15:11

Рабби из этой истории, занимающей несколько строк, извлекает целую главу для своей книги. Причем извлекает то, чего вообще в этой истории нет, но очень нужно рабби. У рабби на стр. 238 «Бесед» Иисус говорит своим ученикам, что они не должны мыть руки перед едой. Вот те раз. А я как минимум трижды в день нарушаю завет Того, кого я исповедую Христом.

А самый удивительный для меня вывод, который делает рабби из этого маленького эпизода от Матфея, что Иисус, как раз в этом случае, противопоставляет ритуал праведности. Причем не просто противопоставляет, а умаляет и даже «отвергает то, что является фундаментальным для Торы» (стр. 236). Возможно, рабби слышал имя Сергея Аверинцева. Приведу его комментарий на ношение Иисусом цицит. «Так ведь это случай, когда мы не из каких-нибудь духовных толкований, а из простой филологии получаем серьезное поучение: во-первых, никто не смеет чувствовать себя выше обрядности, потому что если тот Единственный, кто мог бы поставить Себя выше ее, не сделал этого, то насколько менее мы?»

Главное, чего не может или не хочет понять рабби, и именно о чем говорил Иисус, «ритуальная чистота» не приводит автоматически к воскрешению мертвых. Я имею в виду трижды приведенные рабби Яковом слова рабби Пинхаса бен Яира из трактата Сота:

     «Осторожность приводит к аккуратности, аккуратность – к ритуальной чистоте, ритуальная чистота – к воздержанию, воздержание – к отстраненности, отстраненность – к скромности, скромность – к страху греха, страх греха – к благочестию, благочестие – к духу святости. Дух святости приводит к воскрешению мертвых…» (стр. 192, 228, 243)

Очень может быть, что именно так и в таком порядке и будет.  Но только, скажем, скромность не приводит с непреложностью природного закона, подобно тому, как брошенный камень падает на землю, к страху греха. Это превращение должно осуществиться в конкретной личности. И личность эта не пассивный наблюдатель этого превращения, а активный участник. То есть я хочу сказать, что можно достичь беспрецедентной скромности и оставаться грешником и не боящимся греха. Скромность, например, как проявление гордыни. Но вот страх греха нельзя обрести без скромности, а благочестия без страха греха, а духа святости без благочестия. Вот, я думаю, смысл слов рабби Пинхаса, и вот, что, скорее всего, сказал бы Иисус, если бы рабби Яков привел ему эти слова.

Итак Иисус, уверен рабби Яков, мыть руки христианам запрещает, а как с этим обстоят дела у современных «просвещенных» иудеев Соединенных Штатов Америки? Отвечает на этот вопрос замечательная статья Михаэля Дорфмана из альманаха «Лебедь» № 570 от 20 июля 2008 года, которую я  привожу с небольшими сокращениями.

ЕВРЕИ, МОЙТЕ РУКИ С МЫЛОМ!

Как соблюдение Галахи приводит
 к заражению желудочно-кишечными инфекциями

Муниципальный департамент здравоохранения Нью-Йорка второй раз за последние два месяца опубликовал сообщение о вспышке шигеллеза (2) в бруклинских районах Боро Парк и Вильямсбург, населенных в основном ультраортодоксальными и хасидскими евреями, которых в последние десятилетия объединяют под общим названием харедим, т.е. (бого)боязненные. На сей раз департамент обращается непосредственно к харедим и предупреждает, что в этом году выявлено более 150 случаев шигеллеза, причем половина – среди маленьких детей….

За пределами иудейской общины случаев шигеллеза не обнаружено…. За латинским названием кроется не что иное, как тяжелый понос, вызываемый бактерией шигеллой. Бактерия распространяется через инфицированные микроскопические кусочки кала, попадающие в пищу и воду через грязные руки после туалета или смены пеленок. Как и большинство желудочно-кишечных инфекций, заболевание представляет смертельную опасность лишь для маленьких детей, пожилых и людей, ослабленных другой болезнью. Хронический понос длиться неделю и, как правило, заканчивается сам по себе. Заболевание может сопровождаться кровотечением и тошнотой. Антибиотики предписывают лишь в крайних случаях, да и нынешний штамм бактерии выработал нечувствительность к большинству известных антибиотиков. Лучшее средство профилактики – хорошо вымыть руки горячей водой с мылом. Так в чем же проблема? Ведь речь идет не о странах Третьего мира, где население испытывает проблемы доступа к чистой воде, а о самом сердце западной цивилизации.

Проблема, как оказалось, в слишком строгом следовании древним ритуальным канонам Галахи…. Ведь пользование горячей водой запрещено в шаббат то ли потому, что требует зажигания огня, то ли потому, что это находится в каком-то списке работ, производившемся во время строительства Иерусалимского Храма. С мылом у набожных иудеев тоже проблема. Кусковое мыло в шаббат строго запрещено. Насчет жидкого мыла нет прямого галахического запрета, но большинство харедим предпочитают им не пользоваться по принципу, как бы чего не вышло. Один из крупнейших авторитетов ультраортодоксального иудаизма ХХ века рав Мойше Файнштейн по этому поводу постановил: «я не вижу причины, по которой жидкое мыло разрешено». В хасидских и неоортодоксальных венгерских общинах жидкое мыло под запретом. Причина? В восточноевропейском местечке XIX века, служащем эталоном уклада в этих общинах, не знали про жидкое мыло, а значит и нам не надо. Как определил протопоп Аввакум «Не нами поставлено, вовек стоять». У набожных иудеев этот же принцип выражается древнееврейской фразой, не раз повторенной законодателями-поским многих поколений «Хадаш асур бэ Тора» - новое запрещено в Торе.

Нормативный иудаизм вовсе не против мытья рук. Наоборот, древние законодатели установили мудрые и строгие правила, обязывающие мыть руки перед едой, перед готовкой, после туалета и во многих других случаях…. Как у нас водится, со временем рациональный смысл заветов утратился, сменился расписанным до мелочей ритуалом, а простая целесообразность уступила место поискам туманного «духовного смысла» среди ветхих талмудических и каббалистических суеверий. Ритуальное обмывание рук обосновывается необходимостью духовного очищения от злого духа Руах Ра, обуревающего человека в «нечистых местах». Традиционный еврейский мир плотно населен различными духами (рухес), чертями (шейдим), диббуками, клипэс и прочей нежитью. Впрочем, иудаизм не отрицает существование бактерий, хотя о них в Торе ничего нет. Несколько лет назад один из крупнейших авторитетов ультрарелигиозного иудаизма рабби Шалом-Йосеф Эльяшив узнал, что в водопроводной воде содержаться микроорганизмы и запретил ее использовать для питья и готовки к вящей радости торговцев кошерной водой в бутылках.

Нельзя сказать, что иудаизм совсем уж не проявляет гибкости. Например, галаха запрещает отрывать листики туалетной бумаги в шаббат. Отказываться от этого достижения современной цивилизации харедим не стали. Они загодя нарывают туалетную бумагу в будние дни. Некоторые великие раввины, использующие каждую минуту для постижения секретов Торы, рвали туалетную бумагу лишь в Рождественскую ночь, единственный день в году, когда традиция запрещает учить Тору. Таким образом, они отрицали модную сегодня теорию иудейско-христианских ценностей и выказывали глубину своего презрения «Тому человеку», родившемуся в этот день.

В некоторых ортодоксальных общинах жидким мылом все же пользуются. Однако там сильно ошибаются, если полагают, что они защищены от желудочно-кишечной инфекции. Причина опять же в Галахе. Простое мытье рук с мылом может быть убивает бактерии, но не освобождает от главной опасности - сакана, от злого духа. Здесь необходимо ритуальное омовение рук, нетилат ядаим, еще известное как ашер йоцер (буквально, на древнееврейском языке «который создал») названное по первой фразе благословения, которое положено произносить. Ритуал этот настолько существенен, что в идише даже туалетную бумагу назвали по имени этого благословения ашер йоцер-папир. Для омовения рук пользуются особой ритуальной кружкой с двумя ручками. Воду льют на каждую руку (в шаббат, разумеется, холодную) три раза. Держа кружку в левой руке, воду льют на правую, а затем берут в правую и льют на левую, и так повторяют три раза. В некоторых общинах обливают руки по два раза. А уж порядок того, какую руку, правую или левую надо облить сперва, как у нас водится, послужил поводом бесконечных схоластических дискуссий. Ритуалу омовения рук придается мистический смысл, чуть ли не космического масштаба. С гигиенической точки зрения этот ритуал вреден, потому что ритуально обмывание производят уже после мытья рук, и все пользуются одной и той же кружкой. Не удивительно, что если хоть один из членов семьи или ребе и ученики в йешиве предварительно не вымыли рук, то они заразят всех, кто воспользуется кружкой после. Интересно, что не только после туалета, но даже после душа некоторые галахические авторитеты требуют совершить ритуальное омовение рук, потому, что в талмудические времена две тысячи лет назад баня тоже считалась нечистым местом.

С мытьем рук у харедим существует еще и педагогическая проблема. Трудно убедить детей, что нужно дважды мыть руки, особенно если семья и школа учат их, что ритуальное омовение – от Бога, а мытье с мылом – гойская затея, о которой от Бога ничего не заповедано. Вдобавок к тому еще и все галахические проблемы шаббата, и понятно, что зараженные кусочки кала свободно попадают в рот, периодически вызывая особые крупные вспышки инфекционных заболеваний в ультрарелигиозных общинах примерно раз в десятилетие.

Это далеко не единственный пример, когда придуманные древними рациональные правила перетолковывались в мистическом смысле и доставляли больше вреда, чем пользы. Немало шуму вызвало заражение шигеллезом младенцев при выполнении им ритуала обрезания. Традиционно, после обрезания, специалист - моэль отсасывает кровь ртом. В результате несколько детей заболели шигеллезом. В еврейских общинах начали требовать отмены устаревшей практики. Вмешалось государство и потребовало неслыханное, чтоб моэль проходил государственный квалификационный экзамен да еще имел формальное образование и обладал знаниями элементов гигиены. Чтобы стать моэлем, как и раввином, аттестата зрелости у нас не требуется, как и элементарных медицинских знаний. Достаточно лишь учиться в йешиве, где не преподают необходимого современному человеку минимума знаний по естественнонаучным дисциплинам. Попытки властей навести порядок в практике обрезаний натолкнулись на ожесточенное сопротивление раввинов и политиков как раз в тех общинах, которые сейчас страдают от вспышки поноса.

Другой пример – целование иудейского ритуального амулета мезузы, призванной защитить дом от всяческих опасностей. Если в Израиле случается какое-то несчастье, то обязательно находится религиозный деятель, объясняющий все тем, что мезузы были некошерные. Микробиологи из крупнейшего иерусалимского религиозного медицинского центра «Асаф а рофэ» проверили все мезузы в своей больнице (в феврале 2008г). На сей раз не на предмет кошерности, а на предмет наличия микрофлоры. Во всех мезузах были найдены патогенные микроорганизмы, вызывающие заболевания желудочно-кишечного тракта, дыхательной и мочеполовой системы….

Другое событие случилось в иерусалимской йешиве. Миг-ньюс сообщает, что 25-летний раввинский ученик пошел по нужде в туалет, но из-за святости субботней ночи не стал зажигать там свет. В результате притаившийся в унитазе метровый полоз ужалил его прямо в детородные органы. Ученик поднял тревогу, но раввины не растерялись и не нарушили шаббата, не включили свет. Вместо этого они на ночь заперли йешивную уборную.

Ветеран еврейской журналистики Мойше Зухтер из Бeэр-Шевы считает, что несомненно, Господь явил чудо своим евреям, потому, что если бы не соблюли галаху и включили свет, то в унитазе оказался бы не метровый полоз, а двухметровый удав, а то и василиск какой-нибудь.

1. В оригинале на греческом языке стоит слово «плеросай», что означает не «исполнить», а «наполнить». В этом случае становится неосновательной позиция тех, кто убежден, что этой фразой Иисус отменяет Тору.
2. У нас более известен под названием дизентерия.