Предисловие.
В начале незабываемых 90-ых годов 20-ого века, на экранах Российского телевидения, телезрители могли видеть появившиеся в большом количестве сатирические и юмористические передачи. Все они дружно критиковали недавнее прошлое страны. Например: Брежнев там изображался в костюме с наградами. Награды на его пиджаке располагались даже с внутренней стороны. А ещё, актёры игравшие роль Леонида Ильича, обязательно изображали его старым человеком, со всеми атрибутами, которые присущи этому возрасту. На первом месте, конечное, были вставные челюсти, как большой недостаток бывшего руководителя СССР.
В те годы я любил смотреть игру актёров <<Джентльмен-шоу>>. Актёры довольно часто играли пьесу <<Одесская коммунальная квартира>>. Кто бы только знал , как ждал я музыку с песней Леонида Утёсова <<У Чёрного моря >>
Как только я слышал неповторимый голос любимого певца, поющего: <<У Чёрного моря>>, -так сразу же бросал все свои дела , и шёл в зал смотреть, идущую по телевидению передачу <<Одесская коммунальная квартира>>.
Мне нравился творческий коллектив <<Джентльмен-шоу>>. Я душой отдыхал, когда смотрел на игру его талантливых актёров.
Когда заканчивалась передача, то по-настоящему грустил , а в душе моей звучала музыка песни
<<У Чёрного моря>>
В те годы, множество бед обрушилось на нашу семью. Я несколько раз оказывался без работы. Правильно говорят: " Беда не приходит одна!" Наверное, из-за этого, моя жена, стала часто болеть.
Как я был благодарен талантливому коллективу <<Джентльмен-шоу>> за их передачи. <<Одесская коммунальная квартира>> была моей любимой передачей, была светлым лучиком в те годы, ставшими тяжёлыми для нашей семьи.
Как-то однажды, читал пьесу А.П.Чехова <<Вишнёвый сад>>. Я внимательно листал книгу: <<Почему бы мне не написать фантазию об Одесской коммунальной квартире и её героях?>> - подумал я, и внимательно стал изучать пьесу великого русского классика.
Чтобы не быть профаном, изучал её внимательно. Изучал не только её сюжет, композицию, но и всё, что относится к этому жанру литературы.
Скоро сидел в зале за письменным столом, и впервые работал над пьесой. Работа меня захватила так , что я забыл обо всём на свете. В это время, - не чувствовал своего физического тела, потому что был в Одессе, в городе, который стал для меня по-настоящему близким и дорогим.
Моё физическое состояние в тот момент, можно было назвать: << Изменённым физическим состоянием>> Когда я закончил работу над ней, пришёл в себя, то в душе моей звучала любимая песня <<У Чёрного моря>>, в исполнении Леонида Утёсова. На письменном столе лежала общая тетрадь, в которой была написана пьеса - моя фантазия на любимую телевизионную передачу. Пьесу я назвал <<Творчество>>.
Без преувеличения скажу, впервые, за несколько лет был счастлив! Я был счастлив сознавать:
<<Только что, любимые мои артисты сыграли пьесу, которую я написал специально для них>> . Они лихо сыграли в ней свои роли. Их игра стала больше, чем игра! Они жили в квартире, о которой я рассказывал. Волей Случая, я оказался у них в гостях.
Ни один человек в этот момент не доказал бы мне , что игра любимых артистов в пьесе, которую написал, была всего лишь игрой моего человеческого воображения. А произошла она из-за того, что мне захотелось, хотя бы в своём воображении, уйти на короткий срок из ужасной действительности девяностых годов двадцатого века!
Мне удалось в воображении своём уйти из неё! Я не мечтал о том, что однажды напишу пьесу для любимых артистов, которые стали для меня друзьями. То, что пришлось пережить мне,- стало для меня чудом!
По- большому счёту: мне было сказано языком искусства о том, что человек может быть счастлив, если он живёт для своей Родины, для людей, живущих рядом с ним!
После всего вышесказанного, представляю моим читателям шуточную пьесу, которую написал в девяностых годах двадцатого века. Когда-то она была написана для одного человека - для меня. Я стал: её автором и зрителем. Мне хотелось сказать в ней о том, что мне дорога моя Родина и мне, больно видеть и слышать, о том , что тёмные силы хотят уничтожить Русский Язык! Я благодарен любимым артистам, которые пришли ко мне в моём воображении! Для меня, одного своего зрителя, они сыграли пьесу, которую написал для них.
<<Творчество>>.
Пьеса.
(шутка)
Эпиграф.
...Одессит, он и в Африке- Одессит!
Если случится такое, что он неожиданно
окажется в Африке, и увидит аборигена,
то не растеряется , а спросит того:
- Земляк, как ты здесь оказался?
Где ты так успел вымазаться?
...Разговор в Одесской коммунальной квартире.
Действующие лица.
Корреспондент. Джентльмен. Умен. Ироничен. Весьма любопытен. "Суёт" нос : в свои, и не в свои дела.
Семён Маркович. Ровесник корреспондента. Ему за тридцать лет. Житель коммунальной квартиры. Джентльмен. Полный, круглолицый, с животиком (авторитет...вес за 100 кг). Добродушный. Плутоват.Сам себе на уме.
Петрович. Джентльмен. Житель коммунальной квартиры. Любитель выпить. На работе не пьёт принципиально (когда пьяный лежит на полу). Умён. В душе очень большой философ.
Яша. Джентльмен. Житель коммунальной квартиры. Умён... очень. Так умён, что пробу ставить негде.(шутка).
Действие первое.
В Одесскую коммунальную квартиру входит корреспондент. Его встречает хозяин квартиры - Семён Маркович.
Явление первое.
Семён Маркович. Добродушно улыбается. - Моё почтение вам! С чем изволили пожаловать в нашу скромную обитель?
Корреспондент. Оглядывается по сторонам. - Семён Маркович! За последнее время, в вашей квартире произошли, наверное, изменения? Вы, как всегда, не отстаёте от веяний времени?
Семён Маркович. Улыбается. - Конечно!
Корреспондент. - Буду рад познакомить с ними наших телезрителей.
Семён Маркович. Указывает ему рукой на дверь. - Прошу!.. На двери табличка. Надпись на ней гласит: <<Словокузнецкая>>.
Корреспондент удивлён. - У вас здесь и слова куют?
Семён Маркович. Добродушно улыбается. - Ну, конечно! Не только куют, но когда нужно: то и выбивают, и заколачивают. Кому как нравится. На вкус как говорится и на цвет... Сами знаете.
Семён Маркович открывает дверь и они с гостем входят в кабинет.
Явление второе.
Корреспондент. Семён Маркович. Петрович. Яша.
Посредине комнаты стол. За ним сидит сотрудник Петрович. Перед ним на столе лежит громадная книга с изображённым на обложке новым русским. У него на шее массивная золотая цепь. Рядом с книгой стоит бутылка водки и тарелка с тремя огурцами.
Корреспондент. Обращается к Семёну Марковичу. - Это ваша творческая мастерская?
Семён Маркович. Лукаво улыбается и поднимает вверх указательный палец правой руки. - Так сказать..не совсем полная.
Корреспондент. Подходит к столу, за которым сидит сотрудник Петрович.
Петрович. Берёт бутылку водки со стола. Прямо из её горлА пьёт водку. Смачно закусывает огурцом. Огурец вкусно хрустит.
Корреспондент. Иронично улыбается и смотрит на Семёна Марковича. Кивает головой в сторону Петровича. - Что это такое? Объясните!
Семён Маркович. Добродушно улыбается и отвечает корреспонденту: - Наш сотрудник находится сейчас в активной фазе творчества!
Корреспондент. Удивлённо. - Насколько я понял вас, у вашего сотрудника есть ещё и пассивная фаза в творчестве. Однако.
Семён Маркович. Лукаво улыбается.- В своей пассивности она весьма активна.
Корреспондент. Недоверчиво. - Однако?!
Петрович . Отпивает из бутылки водку. - Семён Маркыч! А Семён Маркыч.
Семён Маркович. Добродушно улыбаясь, отзывается. -Я слушаю вас, Петрович!
Петрович. Машет правой рукой . - Обожди. Отпивает изрядный глоток водки.
- Маркыч! А Маркыч! Скажи мне как на духу: - Когда ты отпустишь меня в отпуск? Маркыч! Мне хочется расслабиться и по-человечески напиться!
Корреспондент. Улыбается. - А вы, что сейчас делаете, уважаемый, Петрович?
Петрович. - Я на работе! На работе не употребляю спиртное! Я творческий градус повышаю.Так-то, уважаемый. Берёт бутылку водки и повышает творческий градус.
Корреспондент. Иронично улыбается. Пальцем указывает ему на книгу. - Скажите, уважаемый Петрович, как вы сами характеризуете своё творчество?
Петрович. Икает. Потом машет рукой и беззаботно отвечает: - Головомыслие или мыслеголовие.Кажется так.
Семён Маркович. Поворачивает голову в сторону Яши. - Яша, ты слышал, что выдал
на гора Петрович? Запиши.
Явление третье.
Те же. И примкнувший к ним Яша.
Яша. У него в руках толстая тетрадь и шариковая ручка.- Семён Маркович,- говорит он,- у меня это давно записано.
Семён Маркович. Недоволен.- Иди, Яша, на рабочее место!
Яша уходит. Семён Маркович, провожая его взглядом, говорит корреспонденту: - Этот - наш второй сотрудник. Неплохой мужик!
Корреспондент. Не слушает его. Смотрит на Петровича. Слушая музыку хрустящего огурца, задаёт ему вопрос : - Уважаемый, как вы докатились, вернее, дошли до вашего творчества?
Петрович . Икает. Потом отвечает любопытному корреспонденту: - Для начала, я искурил два букваря.
Корреспондент. Усмехается. - Почему так мало? Букварей не было больше?
Петрович. В сердцах отвечает ему: - Почему? Почему? По качану! Вот почему! Меня, после второго букваря, выгнали из школы! <<Тебе,-сказали мои учителя ,- в школе не место! Ты -грамотный! Иди в какой-нибудь ВУЗ>>.
Глядя на пустую бутылку говорит: - Придётся идти за следущей бутылкой. Всё-таки, я при исполнении. Икает... - Служебных обязанностей.
Петрович. Поднимается из-за стола и уходит. Где-то в комнате что-то гремит.
Корреспондент. Смотрит в сторону комнаты, в которой слышен шум.- У него вторая фаза началась? - спрашивает он Семёна Марковича, и отвечает себе: – Называется она <<Cдвиг по фазе >>.
Семён Маркович. Хитро улыбаясь, отвечает: - Не совсем так.
Явление четвёртое.
Корреспондент и Семён Маркович.
Корреспондент. - Разрешите, уважаемый, Семён Маркович, продолжить дальнейшее знакомство с творчеством ваших сотрудников, с плодами их праведных трудов.
Семён Маркович. Добродушно улыбается. - Ну, конечно!
Корреспондент. Берёт в руки книгу, что лежит на столе. Читает её заглавие : - Эсперашн.
- Семён Маркович, -задаёт он вопрос хозяину квартиры,- вы не смогли бы объяснить, что означает название этой книги?
На полном лице Семёна Марковича лукавая улыбка. - Вы слышали слово эсперанто?- Он смотрит на корреспондента.
Корреспондент. - Семён Маркович! Это международный язык. Создан для того, чтобы люди разных национальностей могли понимать друг друга.
Семён Маркович. Лукаво улыбается, кивает головой в сторону книги, лежащей на столе Петровича. - Это Толковый словарь для новых русских, - говорит он корреспонденту.
У корреспондента, от удивления вытягивается лицо и округляются глаза. - Неужели? - выдыхает он и смотрит в сторону собеседника.
На круглом лице Семёна Марковича приятная улыбка. - Конечно! Он ласково смотрит на него.
Корреспондент. Открывает книгу и читает: - Эсперашн фо нью рашн. Он потрясён тем, что прочитал. - Почему же в этом словаре английские слова тогда? И почему они написаны русскими буквами? Ничего не пойму.
Семён Маркович. Приятно улыбается. - Это для куражу, - объясняет корреспонденту.
Корреспондент. - Как для куражу? Он ошарашен его ответом, - одно слово я прочитал неправильно! Вместо фу, прочитал : <<Фо>>. Там ошибка! Вместо-Фо,- написано <<Фу>>.
Семён Маркович. Лукаво улыбается. - Знаю! Родной , ты наш человек! Там ошибки нет! И быть не может! Мои сотрудники, извините, не зря едят хлеб. Они всё знают.
Корреспондент. - Хорошо, Семён Маркович! Не будем спорить с вами. Листает книгу.- Ого!- неожиданно для собеседника говорит он: - Новые слова! Национальные особенности в России. И об этом есть в этой книге.
Семён Маркович. - Да не сочтут меня плагиатом, если вспомню великого русского писателя - классика: <<В России есть всё>>. Есть и новые слова: цветополив, посудомытие, посудобитие.
Корреспондент. Иронично улыбается. - Мордобития, в этом словаре нет?
Семён Маркович. Качает головой в стороны. - До нас успели придумать! Жаль.
Корреспондент. Читает: - Двереоткрытие...дверезакрытие. Он не выдерживает. - Мне, кажется, Семён Маркович, последнее слово, гм...того...лишнее.
Семён Маркович. Хитро улыбается. - Не скажите больше так никому. Этим словом, так сказать, завершается открытие дверей.
Корреспондент. В шоке от нового, доселе неизвестного ему слова. - Ногохождение,- читает он. Ему плохо. - Семён Маркович,-обращается он к собеседнику,- что это означает? Объясните!
Семён Маркович. На полном круглом его лице-добродушная улыбка. - Милый мой! Он смотрит на корреспондента,- неужели вы не слышали ходить, или гулять?
Корреспондент. - Слышал! Но при чём ногохождение? Я ничего не могу понять!
Семён Маркович. Ласково улыбается. Смотрит на своего собеседника и говорит: - Ногохождение точно объясняет значение подобных слов.
Корреспондент задумчив. - Гм,-он усмехается. - Однако. Как всё запущено?!
Явление пятое.
Корреспондент. Семён Маркович. Петрович. Яша.
С громкой песней в комнату неожиданно входит Петрович. У него в руках полная бутылка водки. Он идёт к своему рабочему месту и при этом умудряется громко петь: -Эх! Вдоль да по реченьке! Да вдоль-то по - широкой, да проскакали три, да добрых молодца.
Петрович. Садится за своё рабочее место. - Маркыч! А Маркыч! - обращается он к Семёну Марковичу.
Семён Маркович. - Я вас слушаю, Петрович! Он ласково улыбается.
Петрович. Возмущается. - Ты же мне так и не ответил ! Когда я пойду в отпуск и по-человечески напьюсь?
Семён Маркович. Молчит и виновато улыбается.
Петрович. Вздыхает.- Эх! Работать, так работать! Пьёт водку. - Придётся повышать творческий градус!
Корреспондент. Обращается к Семёну Марковичу : - Мы познакомились с плодами трудов ваших сотрудников. Видели их в активной фазе творчества. Не пора ли нам познакомиться с пассивной фазой их творчества?
Семён Маркович. Лукаво улыбается. - Яша!- неожиданно кричит он второму своему сотруднику. - Приготовься!
Затем подходит к Петровичу. - Пойдём, Петрович!- говорит ему. Петрович упирается.
- Никуда не пойду! Я до кондиции ещё не дошёл!
Семён Маркович. - Какие наши годы? Мы тебе поможем дойти... хоть куда!
Петрович. - Маркыч! А может не надо? Ещё рано!
Семён Маркович. Выводит Петровича из-за стола и они подходят к соседней двери. - Надо, Петрович! Надо! Он грустно улыбается.
Когда дверь в комнату закрывается, то корреспондент слышит, как звенит медный ковш. Потом слышен звук: - Фр-фр! Так, как если бы взлетели рябчики или тетерева.
Семён Маркович. Обращается к корреспонденту: - Процесс пошёл! Сейчас Петрович ругается, матерится. Придумывает новые слова. Яша их записывает. Искусство требует жертв. Про водку я молчу. Она тоже денег стоит и немалых.
Корреспондент. - Вы же так и убить своего сотрудника можете!
Семён Маркович. - Яша его погладил по голове, а ковшиком ударил в стену. Это чистая психология! По пьяне, Петровичу кажется, что его ударили ковшиком по голове и он хорошо матерится. Иногда, придумывает новые слова. Случается, что-нибудь выдумает интересное. Так всегда бывает, когда он пьян и мягкотел.
Корреспондент. Зажимает нос. - Атмосфера у вас на работе тяжёлая, скажу я вам! Пожалуй, я пойду лучше до дома. Что-то голова заболела.
Семён Маркович. - Не забывайте про нас! Заходите чаще в гости.
Корреспондент. - Не забывается такое никогда! Может и зайду как-нибудь.
Занавес.