Творчество. Пьеса

Александр Андриевский
                Предисловие.

В начале  незабываемых 90-ых годов 20-ого века, на экранах Российского телевидения, телезрители могли видеть появившиеся  в большом количестве сатирические и юмористические передачи. Все они дружно критиковали недавнее прошлое страны. Например: Брежнев там изображался в костюме  с наградами. Награды на его пиджаке располагались  даже с внутренней стороны. А ещё, актёры игравшие роль  Леонида Ильича, обязательно изображали его старым человеком, со всеми атрибутами,  которые присущи этому возрасту. На первом месте, конечное, были  вставные челюсти, как большой недостаток бывшего руководителя  СССР.   

В те годы я любил смотреть игру актёров  <<Джентльмен-шоу>>. Актёры  довольно часто играли пьесу  <<Одесская коммунальная квартира>>.  Кто бы только знал , как ждал я музыку с песней Леонида Утёсова <<У Чёрного моря >>

Как только я слышал неповторимый голос любимого певца, поющего: <<У Чёрного моря>>, -так сразу же бросал все свои дела , и шёл в зал смотреть, идущую по телевидению  передачу  <<Одесская коммунальная квартира>>.

Мне  нравился творческий коллектив  <<Джентльмен-шоу>>. Я душой отдыхал, когда смотрел на игру его талантливых актёров.
Когда заканчивалась   передача, то по-настоящему грустил , а в душе моей звучала музыка песни 
<<У Чёрного моря>>

В те годы, множество бед обрушилось на нашу семью. Я несколько раз оказывался без работы. Правильно говорят: " Беда не приходит одна!"  Наверное, из-за этого, моя жена, стала часто болеть.

Как я был благодарен  талантливому коллективу  <<Джентльмен-шоу>>  за их передачи. <<Одесская коммунальная квартира>> была моей любимой передачей, была светлым лучиком  в те годы,   ставшими тяжёлыми для нашей семьи. 

Как-то однажды,  читал пьесу  А.П.Чехова   <<Вишнёвый сад>>. Я внимательно листал книгу: <<Почему бы мне не написать фантазию об  Одесской коммунальной квартире  и  её героях?>> - подумал я, и внимательно стал изучать пьесу великого русского классика.

Чтобы не быть профаном,  изучал её внимательно. Изучал не только её сюжет, композицию,  но и всё, что относится к этому жанру литературы.

Скоро сидел в зале за письменным столом, и впервые работал над пьесой. Работа меня захватила так , что я  забыл обо всём на свете. В это время, - не чувствовал  своего физического тела, потому что был в Одессе,  в городе, который стал для меня по-настоящему близким и дорогим.

Моё физическое состояние в тот момент, можно было назвать: << Изменённым физическим состоянием>>  Когда я закончил работу над ней, пришёл в себя, то в душе моей звучала любимая песня  <<У Чёрного моря>>,  в исполнении Леонида Утёсова. На письменном столе лежала общая тетрадь, в которой была написана пьеса -  моя  фантазия на любимую телевизионную передачу. Пьесу я назвал  <<Творчество>>.

Без преувеличения скажу, впервые, за несколько лет  был счастлив! Я был счастлив сознавать: 
<<Только что, любимые мои артисты сыграли пьесу, которую я написал специально для них>> . Они лихо сыграли в ней свои роли. Их игра стала больше, чем игра! Они жили в квартире, о которой я рассказывал. Волей Случая, я оказался у них в гостях.

Ни один человек в этот момент не доказал бы мне , что игра любимых артистов в пьесе, которую написал,  была всего лишь игрой моего человеческого воображения. А произошла она из-за того, что мне захотелось, хотя бы в своём воображении, уйти на короткий срок из ужасной действительности  девяностых  годов двадцатого века!

Мне удалось в воображении своём уйти из неё! Я не мечтал  о том, что однажды напишу пьесу для любимых артистов, которые стали для меня друзьями. То, что пришлось пережить мне,- стало для меня чудом!

По- большому счёту: мне было сказано языком искусства о том, что человек может быть счастлив, если он живёт для своей Родины, для людей, живущих рядом с ним!

После всего вышесказанного, представляю моим читателям шуточную пьесу, которую написал  в  девяностых годах двадцатого века. Когда-то она была написана для одного человека - для меня. Я стал: её автором и зрителем. Мне хотелось сказать в ней о том, что мне дорога моя Родина  и мне, больно видеть и слышать, о том , что тёмные силы хотят уничтожить Русский Язык! Я благодарен любимым артистам, которые пришли ко мне в моём воображении! Для меня, одного своего зрителя, они сыграли  пьесу,  которую написал для них.   


<<Творчество>>.

Пьеса.
(шутка)

Эпиграф.
...Одессит, он и в Африке- Одессит!
Если случится такое, что он неожиданно
окажется в Африке,  и увидит аборигена,
то  не растеряется , а спросит того:
- Земляк, как ты здесь оказался?
Где ты так успел вымазаться?
...Разговор в Одесской коммунальной квартире.


                Действующие лица.

Корреспондент. Джентльмен. Умен. Ироничен. Весьма любопытен. "Суёт" нос : в свои, и не в свои дела. 

Семён Маркович. Ровесник корреспондента. Ему за тридцать лет. Житель коммунальной квартиры. Джентльмен. Полный, круглолицый, с животиком (авторитет...вес за 100 кг). Добродушный. Плутоват.Сам себе на уме.

Петрович. Джентльмен. Житель коммунальной квартиры. Любитель выпить. На работе не пьёт принципиально (когда пьяный лежит на полу). Умён. В душе очень большой философ.

Яша. Джентльмен. Житель коммунальной квартиры.  Умён... очень. Так умён, что пробу ставить негде.(шутка).


Действие первое.


В Одесскую коммунальную квартиру входит корреспондент. Его встречает хозяин квартиры - Семён Маркович.
Явление первое.

Семён Маркович. Добродушно улыбается. - Моё почтение вам! С чем изволили пожаловать в нашу скромную обитель?

Корреспондент. Оглядывается по сторонам. - Семён Маркович! За последнее время,  в вашей квартире произошли, наверное, изменения? Вы, как всегда, не отстаёте от  веяний времени?
 
Семён Маркович. Улыбается. -  Конечно!

Корреспондент. - Буду рад познакомить с ними наших телезрителей.

Семён Маркович. Указывает ему рукой на дверь. - Прошу!..  На двери табличка. Надпись на ней  гласит: <<Словокузнецкая>>.

Корреспондент удивлён.  - У вас здесь и слова куют?

Семён Маркович.  Добродушно улыбается. - Ну, конечно! Не только куют, но когда нужно:  то и выбивают, и заколачивают. Кому как нравится. На вкус как говорится и на цвет... Сами знаете.

Семён Маркович открывает дверь и они с гостем входят в кабинет.


Явление второе.


Корреспондент. Семён Маркович. Петрович. Яша.

Посредине комнаты стол. За ним сидит сотрудник Петрович. Перед ним на столе лежит громадная книга с изображённым на обложке новым русским.  У него на шее массивная золотая цепь. Рядом с книгой стоит бутылка водки и тарелка с тремя огурцами.

Корреспондент. Обращается к Семёну Марковичу. - Это ваша творческая мастерская?

Семён Маркович. Лукаво улыбается и поднимает вверх указательный палец правой руки. - Так сказать..не совсем полная.

Корреспондент. Подходит к столу, за которым сидит сотрудник Петрович.
 
Петрович. Берёт бутылку водки со стола. Прямо из её горлА пьёт водку. Смачно закусывает огурцом. Огурец вкусно хрустит.

Корреспондент. Иронично улыбается и смотрит на Семёна Марковича. Кивает головой  в сторону Петровича. - Что это такое? Объясните!

Семён Маркович. Добродушно улыбается и отвечает корреспонденту: - Наш сотрудник находится сейчас в активной фазе творчества!

Корреспондент. Удивлённо. - Насколько я понял вас, у вашего сотрудника есть ещё и пассивная фаза в творчестве. Однако.

Семён Маркович. Лукаво улыбается.- В своей пассивности она весьма активна.

Корреспондент. Недоверчиво.  - Однако?!

Петрович . Отпивает из бутылки водку.  - Семён Маркыч!  А Семён Маркыч.

Семён Маркович. Добродушно улыбаясь, отзывается. -Я слушаю вас, Петрович!

Петрович. Машет правой рукой . - Обожди.  Отпивает  изрядный глоток водки.
- Маркыч! А Маркыч! Скажи мне как на духу: - Когда ты отпустишь меня в отпуск? Маркыч! Мне хочется расслабиться и по-человечески напиться!

Корреспондент. Улыбается. - А вы, что сейчас делаете, уважаемый, Петрович?

Петрович. - Я на работе! На работе не употребляю спиртное! Я творческий градус повышаю.Так-то, уважаемый. Берёт бутылку водки и повышает творческий градус.

Корреспондент. Иронично улыбается. Пальцем указывает ему на книгу. - Скажите, уважаемый Петрович, как вы сами характеризуете своё  творчество?

Петрович. Икает. Потом машет рукой и беззаботно отвечает: - Головомыслие или мыслеголовие.Кажется так.

Семён Маркович. Поворачивает голову в сторону Яши. - Яша, ты слышал, что выдал
на гора Петрович? Запиши.   


Явление третье.


Те же. И примкнувший к ним Яша.
 
Яша. У него в руках толстая тетрадь и шариковая ручка.- Семён Маркович,- говорит он,- у меня это давно записано.
 
Семён Маркович. Недоволен.- Иди, Яша, на рабочее место!
 
Яша уходит. Семён Маркович, провожая его взглядом, говорит корреспонденту: - Этот - наш второй сотрудник. Неплохой мужик!

Корреспондент.  Не слушает его. Смотрит на Петровича. Слушая  музыку хрустящего огурца, задаёт ему вопрос : - Уважаемый, как вы докатились, вернее, дошли до вашего  творчества?

Петрович . Икает. Потом отвечает любопытному корреспонденту: -  Для начала, я искурил два букваря.

Корреспондент. Усмехается. -  Почему так мало? Букварей не было больше?

Петрович. В сердцах отвечает ему: - Почему? Почему?  По качану! Вот почему! Меня, после второго букваря, выгнали из школы!  <<Тебе,-сказали мои учителя ,- в школе не место! Ты -грамотный!  Иди в какой-нибудь ВУЗ>>.

Глядя на пустую бутылку говорит: - Придётся идти за следущей бутылкой. Всё-таки, я при исполнении. Икает... - Служебных обязанностей.

Петрович. Поднимается из-за стола и уходит. Где-то в комнате что-то гремит.

Корреспондент. Смотрит в сторону комнаты, в которой слышен шум.- У него вторая фаза началась? - спрашивает он Семёна Марковича, и отвечает себе: – Называется она  <<Cдвиг по фазе >>.

Семён Маркович. Хитро улыбаясь, отвечает: - Не совсем так.


Явление четвёртое.


Корреспондент и Семён Маркович.

Корреспондент. - Разрешите, уважаемый, Семён Маркович, продолжить дальнейшее знакомство с творчеством ваших сотрудников, с плодами их праведных трудов.

Семён Маркович. Добродушно улыбается.  - Ну, конечно!

Корреспондент. Берёт в руки книгу, что лежит на столе. Читает её заглавие : - Эсперашн.

- Семён Маркович, -задаёт он вопрос хозяину квартиры,- вы не смогли бы объяснить, что означает название этой книги?

На полном лице Семёна Марковича лукавая улыбка. - Вы слышали слово эсперанто?- Он смотрит на корреспондента.

Корреспондент. - Семён Маркович!  Это международный язык. Создан для того, чтобы люди разных национальностей могли понимать друг друга.

Семён Маркович. Лукаво улыбается, кивает головой в сторону книги, лежащей на столе Петровича. - Это  Толковый словарь  для новых русских, - говорит  он корреспонденту.
У корреспондента, от удивления вытягивается лицо и округляются глаза. - Неужели? -  выдыхает он и смотрит в сторону собеседника.

На круглом лице Семёна Марковича приятная улыбка. - Конечно! Он ласково смотрит на него.

Корреспондент. Открывает книгу и читает: - Эсперашн фо нью рашн. Он потрясён тем, что прочитал. - Почему же в этом словаре английские слова тогда? И почему они написаны русскими буквами?  Ничего не пойму.

Семён Маркович. Приятно улыбается. - Это для куражу, - объясняет корреспонденту.

Корреспондент. - Как для куражу? Он ошарашен его ответом, - одно слово я прочитал  неправильно! Вместо фу, прочитал : <<Фо>>. Там ошибка! Вместо-Фо,- написано <<Фу>>.

Семён Маркович.  Лукаво улыбается. - Знаю! Родной , ты наш  человек! Там ошибки  нет! И быть не может! Мои сотрудники, извините, не зря едят хлеб. Они всё знают.

Корреспондент. - Хорошо, Семён Маркович! Не будем спорить с вами.  Листает книгу.- Ого!- неожиданно для собеседника говорит он: - Новые слова! Национальные особенности в России. И об этом есть в этой книге.

Семён Маркович.  -  Да не сочтут меня плагиатом, если вспомню великого русского писателя - классика: <<В России есть всё>>. Есть и новые слова: цветополив,  посудомытие, посудобитие.

Корреспондент. Иронично улыбается. - Мордобития, в этом словаре нет?

Семён Маркович. Качает головой в стороны. - До нас успели придумать! Жаль.

Корреспондент. Читает: - Двереоткрытие...дверезакрытие. Он не выдерживает. - Мне, кажется, Семён Маркович, последнее слово, гм...того...лишнее.

Семён Маркович. Хитро улыбается. - Не скажите больше так никому. Этим словом, так сказать,  завершается открытие дверей.

Корреспондент. В шоке от нового, доселе неизвестного ему слова. - Ногохождение,- читает он. Ему плохо. - Семён Маркович,-обращается он к собеседнику,- что это означает? Объясните!

Семён Маркович.  На полном круглом его лице-добродушная улыбка.  - Милый мой!  Он смотрит на корреспондента,- неужели вы не слышали ходить, или  гулять?

Корреспондент. - Слышал! Но при чём  ногохождение? Я ничего не могу понять!

Семён Маркович.  Ласково улыбается. Смотрит на своего собеседника и говорит: - Ногохождение точно объясняет значение подобных слов.

Корреспондент задумчив. - Гм,-он усмехается. - Однако. Как всё запущено?!


Явление пятое.


Корреспондент. Семён Маркович. Петрович. Яша.

С громкой песней в комнату неожиданно входит Петрович. У него в руках полная бутылка водки. Он идёт к своему рабочему месту и при этом умудряется громко петь: -Эх! Вдоль да по реченьке! Да вдоль-то по - широкой, да проскакали три,  да добрых молодца.

 Петрович. Садится за своё рабочее место. - Маркыч! А Маркыч! - обращается он к Семёну Марковичу.

Семён Маркович. - Я вас слушаю, Петрович! Он  ласково улыбается.

Петрович. Возмущается. - Ты же мне так и не ответил !  Когда  я пойду в отпуск и по-человечески напьюсь?

Семён Маркович. Молчит и виновато улыбается.
 
Петрович. Вздыхает.- Эх! Работать, так работать! Пьёт водку. - Придётся повышать творческий градус!

Корреспондент. Обращается к Семёну Марковичу : - Мы познакомились с плодами трудов ваших сотрудников. Видели их в активной фазе творчества. Не пора ли нам познакомиться с  пассивной фазой их творчества?
 
Семён Маркович.  Лукаво улыбается. - Яша!- неожиданно  кричит он второму своему сотруднику. - Приготовься!
 
Затем подходит к Петровичу. - Пойдём, Петрович!- говорит ему. Петрович упирается.
- Никуда  не пойду! Я до кондиции ещё не дошёл!
 
Семён Маркович. - Какие наши годы? Мы тебе поможем дойти... хоть куда!

Петрович. - Маркыч! А может не надо? Ещё рано!

Семён Маркович.  Выводит Петровича из-за стола и они подходят к соседней двери. - Надо, Петрович! Надо! Он грустно улыбается.
 
Когда дверь в комнату закрывается, то корреспондент слышит, как звенит медный ковш.  Потом слышен звук: - Фр-фр! Так, как если бы взлетели рябчики или тетерева.

Семён Маркович. Обращается к корреспонденту: - Процесс пошёл! Сейчас Петрович ругается, матерится. Придумывает новые слова. Яша их записывает. Искусство требует жертв. Про водку я молчу. Она тоже денег стоит и немалых.

Корреспондент. - Вы же так и убить своего сотрудника можете!

Семён Маркович. - Яша его  погладил по голове, а ковшиком ударил в стену. Это чистая психология! По пьяне, Петровичу кажется, что его ударили ковшиком по голове и он хорошо матерится. Иногда, придумывает новые слова.  Случается, что-нибудь  выдумает интересное. Так всегда бывает, когда он пьян и мягкотел.

Корреспондент. Зажимает нос. - Атмосфера у вас на работе тяжёлая, скажу  я вам! Пожалуй,  я пойду лучше до дома. Что-то голова заболела. 

Семён Маркович. - Не забывайте про нас! Заходите чаще в гости.

Корреспондент. - Не забывается такое никогда! Может и зайду как-нибудь.



Занавес.