Глава 5. Суббота

Кот Базилио 2
Рассказ об обвинении Иисуса в нарушении закона о субботе мне бы хотелось начать с забавной истории, случившейся с Гиллелем и его учителями Шемайей и Авталионом и оригинальном  комментарии некоего Евгения Левина – автора статей по проблематике иудаизма эпохи Второго храма.

      Рассказывают про Гиллеля, что он нанимался на поденную работу и, получая полдинария в день, половину отдавал привратнику академии, а другую половину тратил на пропитание своей семьи.
     Однажды случилось так, что он остался без заработка, и привратник не впустил его в академию. Тогда он взобрался на кровлю и, держась в полувисячем положении, припал лицом к решетчатому просвету, чтобы услышать слово Бога Живого из уст законоучителей Шемайя и Авталиона.
     Случилось это – рассказывают – в канун субботы, в зимнюю пору. Выпал снег и засыпал его. Когда стало рассветать, Шемайя сказал Авталиону:
     – Брат Авталион! Всегда в это время светало, а сегодня темно. Настолько ли облачно сегодня?
     Взглянули наверх и видят человеческий облик в просвете. Взошли на кровлю и нашли Гиллеля покрытым слоем снега в три локтя толщиною. Очистив его от снега, умыли, умастили елеем и усадили у очага.
     – Этот, – сказали Шемайя и Авталион, – заслуживает, чтобы ради него и субботний покой нарушить (Йома 35a).

 Очень благочестивая история. Её приводят как пример самоотверженности мудрецов Синедриона, «её цитируют по памяти, печатают в школьных учебниках и рассказывают детям на сон грядущий» (1). Но Евгений Левин предлагает взглянуть на случившееся иначе.

«Шeмаие и Авталиону, похоже, нет никакого дела, что семья их лучшего ученика живет в глубокой нищете; у них, похоже, даже и мысли не возникает не только о том, чтобы помочь ему материально, но чтобы даже просто освободить его от платы за учебу. Cудя по всему, их вообще не интересует, на какие жертвы должен идти их студент, дабы ежедневно платить за возможность изучать с ними Тору. Более того – когда Гиллель не сумел заработать деньги на плату за урок, его учителя Шемайя и Авталион, похоже, и не заметили его отсутствия. Им и в голову не пришло, к примеру, послать кого-нибудь узнать, не случилось ли чего с Гиллелем. Более того, данная история началась в пятницу вечером и закончилась в субботу утром. По традиции, еврей проводит это время в круги семьи и детей. А что же Шемайя и Авталион? Как видно из рассказа, все это время они провели в доме Учения, не удостоив своих близких даже минутой внимания!...».
 
А что же Гиллель? «Гиллель оказался достойным учеником своих учителей. Как сказано в агаде, половину своего ничтожного заработка он тратил на семью. В тот день, о котором идет речь, он ничего не заработал. Однако его волнует лишь то, что ему нечем заплатить за сегодняшнюю лекцию. А то, что его семья осталась в субботу(!) без куска хлеба, его, похоже, не заботит вовсе – он спокойно лезет на крышу, ни на секунду не вспоминая о жене и детях, которые сидят голодными и даже не знают, что случилось с главой семьи!» (2).

«Когда росли мои дети, моей первичной обязанностью было быть вместе с ними в субботний день, собираться всей семьей за обеденным столом в пятницу вечером, когда начинается празднование Субботы» – рассказывает о себе рабби Яков (стр. 138). Как видите: раввин Дж. Ньюснер не берет пример с благочестивого учителя своего Гиллеля.

Проанализировав отношение Иисуса к Субботе, рабби Яков сделал ряд умозаключений, с которыми я, как христианин, охотно соглашаюсь:
1. Иисус своими наставлениями о Субботе утверждает, что он и его ученики создают новый мир на месте существующего.
2. Своими наставлениями Иисус производит фундаментальный сдвиг от Торы к своей личности и учению.
3. Сын человеческий может претендовать быть господином Субботы, только если сам есть теперь Суббота Израиля: наше уподобление Богу.
    
Но при каком условии они возможны? Единственный ответ напрашивается сам собой.

«И я (рабби Яков)  спрашиваю ученика Иисуса: Бог ли твой учитель?... В этом заключается самая суть дела, и кажется, что всякая возможность для продолжения диалога исчезла» (стр. 148)

 Амен. Истинно так. Так зачем же рабби написал свою книжку?

1. Пример: Агада. Пер. С.Г.Фруга.-М.: Раритет, 1993
2. Е.Левин. Еврейская духовная элита I-го века глазами Иисуса из Назарета и мудрецов Талмуда.  Опубликовано: http://berkovich-zametki.com/