***

Егоров Анатолий 3
   Стемнело,когда проехав по тракту примерно верст пятнадцать от села Назаровское они въехали в небо
льшую деревню по названию Ильинка. В деревне, почуяв незнакомцев, всполошились собаки, некоторые из них выбегали из дворов и со звонким лаем преследовали подводу, пока где-то, в середине улицы, Василий забрав из рук Филиппа вожжи и завернул гнедого к небольшой избенке.
-" Слезайте, приехали ! Будем проситься на постой"- сказал Василий.  -" Здесь мой земляк дед Захар
живет, правда давненько я у него не был. Еще в позапрошлом годе дом у него в Ключах сгорел, так он в Илъинку-то, к своему сыну,и перебрался. То охотой, то рыбалкой на Сереже промышляет, потом продает
всякому проезжему люду,а в другой раз и на Назаровский базар сгоняет. Я еще мальцом был,когда он меня то за грибами,то на рыбалку за хариусом на речку Агату с собой брал"- продолжал Василий.
  Он прошел через палисадник и постучал в небольшое окошко. Немного погодя в доме зажгли керосинку и
кто-то выглянув в окошко помахал рукой и исчез за шторками. Вскоре со двора скрипнули засовы, распах
нулись ворота,и навстречу путникам вышел хоть и сухощавый,но довольно-таки крепкий бородатый старик.
-" Кто такие будете ?"- обратился он к незнакомцам.
-" Дядь Захар ! Али не признал ты меня ? Это же я, Василий из Ключей !"
-" Васятка ? Вот, едрит твою корень,ей богу не признал. Ах,ты чертенок, сколько же я тебя не видел, почитай с прошлогодней осени.Ишь ты, и бородку отрастил, разве признаешь тут". Он шагнул навстречу Василию и крепко обнял его по-отцовски. -" Надо же,я уж и не думал,и не гадал.Очень рад тебя видеть!
Я уж,грешным делом, стал подумывать,что забыл ты старика. Вот молодец !- не скрывал он своей радости
-" Васятка ! А эти люди кто такие будут-то ? Почему в стороне стоят,да и с виду будто бы не с наших краев".  -" А это,дядь Захар,попутчики мои - чуваши переселенцы. Издалека едут,аж с самой Казанской
губернии, ежели ты не против мы заночуем у тебя, а утром поедем дальше"- сказал Василий.
-" Вот как? Видать намаялись с дороги-то, ишь как осунулись, бедняги!  Как тебя зовут,малец ?"- обратился он к сидящему на подводе Илюшке. -" Илюшкой !"- сказал тот болтая ногами.
-" Вот что Илюша ! Давай слезай с телеги и веди мамку с папкой в дом. У меня собак нет,не бойтесь. Пожалуйте,люди добры, в дом, не стесняйтесь. Вещи свои можете в сенцах сложить,там они целее будут!
По всему видать ночью дождь будет"-заключил дед.
-" Сейчас поужинаем вместе, у меня как раз картошка сварилась, и заодно, ежели пожелаете,кваском вас угощу,да и покрепче чего-нибудь найдется. Проходите, проходите! А Васятка сам с конем управится, а
заодно и напоит,и сенца даст в стойле, не переживайте."
   Пока Василий управлялся с конем, дед Захар слазил в подвал, достал соленых огурчиков, кусок сала,
серебристой, малосольной сарожки. Потом, ухватом вытащил из русской печи чугунок с картошкой и проставил на середину стола. Вскоре стол был полон угощением. По этому случаю, Захарыч достал из своих запасов бутылку самогона. Тут,управившись с конем, зашел Василий. -" Порядок!" - сказал он потирая друг об дружку ладони. -" Не переживайте! Я и напоил,и сена дал,и даже ноги на всякий случай
спутал, чтоб не сбежал. Как никак он еще не привык к вам,потому и спутал. Сколько раз случалось,что и сбегали от новых хозяев." -"Это правильно ты сделал!"- похвалил его Захар.-" Береженого Бог бережет! Ну что же, проходите гости дорогие за стол! Уж не обисутьте,как говорится чем богаты.
-" Что же, Васятка, меня с попутчиками не знакомишь?"- хлопотал у стола Захар.-"Садитесь за стол!"
   Сели за стол, познакомились,выпили и закусили. Разговор за столом оживился, потек.Настя апосля двух рюмочек раскраснелась и с любопытством слушала мужской разговор. Вскоре Илюшка стал клевать и позевывать, того и гляди свалится. -"Ишь как мальчонку разморило!"- сказал Захар, наблюдая за Илюшкой,
затем он встал из-за стола и пошел стелить постель. Когда постель была готова, Настя отвела сына в горницу и уложила спать,а вскоре и сама не усидела, прилегла рядышком да так и уснула сразу. А мужчины  все продолжали начатый разговор, о чем-то спорили.Захмелевший дед Захар уже похлопывал Филиппа по - свойски по плечу и говорил: -" Ничего Филипп, в Сибири жить можно! Само-собой с неба ничего не упадет,
ко всему надобно приложить руки. Надеюсь работы и трудностей не боишься,а это самое главное. Конечно,в первое время будет трудновато,но как у нас говорится - без труда, не вытащишь и рыбку из пруда! Многие вернулись туда, не сумев встать на ноги, откуда приехали. Да и что говорить, я на себе все испытал,но
жить здесь повольготнее будет. Правда недоимки тоже придется платить, зато сам себе хозяин. это не то
что на хозяина работать. Я сам помню как пацаном, с самого утра и до позднего часа, на барина батрачил, то коров пас, то свиней за копейки, а то и в поле. А как моих родителей сослали в эти края, так я словно заново на свет божий народился. Ведь сам посуди, Филипп! Ведь чуть ли не вся Сибирь заселена людьми пришлыми, кто за политические выступления супротив Царя-батюшки,а кто и за какой разбой какой, убийство или неуплату недоимков. Есть среди них и такие как вы, кто сбежал от помещичьей
кабалы и неволи, за поиском лучшей доли"- продолжал Захар. Сибирь, Филипп,она очень большая, тут всем места хватит, знай руки прикладывай. Главное не бояться. Я смотрю, Филипп, ты мужик крепкий и сурьезн
ый, потому думаю справишься. А главное, держись возле Васятки. Он мужик что надо и хозяйство в Ключах у его родителей справное." -" Вот что я хочу тебе сказать !"- оживился Захар. -" Не так далеко от деревни Ключи, думаю всего верст пятнадцать будет, там всякого дикого зверя и птицы разной много, да и рыба в речках имеется, А ягоды, грибов и кедрового ореха и того больше. Приметил я там, на небольшом косогоре, что вдоль таежной речушки одно красивейшее место и очень подходящее место для жилья. Когда у
меня в Ключах сгорел дом, то я хотел было на том самом месте дом свой построить. Эх, если бы скинуть мне так лет хотя бы двадцать,а так мне одному не одолеть да и здоровье уже не то. А тут ,мой Алешка
приехал в Ключи да переманил меня в Ильинку. Говорит поехали со мной и все тут, будешь говорит жить со
мною. Я же шибко люблю рыбалить, а тут река Сереж язви его какая красивая, вот и позарился. Да и честно сказать сына шибко стало жалко, особливо жену его Маланью. Славною была женою и работящею, и покладистою, а какою была красавицей хоть икону божьей матери пиши. Овдовел сынок одним днем, померла
 при родах, вместе с дитем. Два дня мучилась,так и не смогла разродиться. Алешка мой после того запил,
да так что чуть было однажды не умер, чудом выходили. С тех пор ходит как потерянный, смотреть больно.
В деревне у нас девки одна краше другой, а нет, даже не взглянет.
  -" Так, где же Алешка твой теперича ?"- спохватился Василий. -" Алешка-то ? Он еще вчера с детворой
деревенской на Сереж подался щук по заводям острожить. Я уж думаю, может хоть таким образом отойдет и забудется. Ведь шибко любил он жену-то. Жалко, ох как жалко !"...

    Филипп молча слушал Захара и чувствовал как его уставшее тело расслабляется, мякнет, как сладкая дремота заставляет слипаться веки, несмотря на все усилия приободриться и слушать Захара.Он не хотел обидеть гостеприимного и ставшего чем-то уже близким хозяина этого дома своим невниманием, пока он сам
не заметил, что время уже перевалило за полночь.
-" Да что это я раскалякался ?"- спохватился Захар. -"Васятка ! Глянь, гость то наш совсем обмяк!
Однако и нам укладываться пора.