Записки современника 48 Это человек хрустальной чистоты и прозрачности
7 января 2014 г. Рождество Христово. После храма я так хорошо себя чувствовала, что выпала из времени, забыла о нём и легла спать утром.
Я читаю о братьях Киреевских Иване и Петре Васильевичах, автор Михаил Гершензон и делаю выписки.
Николай Иванович Тургенев в записной книжке написал: "Характер человека познаётся по той главной мысли, с которой он возрастает и сходит в могилу. Если нет сей мысли, то нет и характера".
Михаил Осипович Гершензон: "Пётр Васильеыич Киреевский являлся перед людьми спокойным и ласковым - и никто не знал, как страстно, как болезненно чутко жил он внутри, какой острой болью отзывались в нём на вид обыденные впечатления".
Пётр Васильевич Киреевский собирал русские песни в разных губерниях, ему помогали Пушкин, Константин Дмитриевич Кавелин, Гоголь, В.И. Даль, Снегирёв,* Попов.
* Иван Михайлович Снегирёв 23 апреля (4 мая) 1793 г., Москва — 9(21) декабря 1868 г., Санкт-Петербург) — русский историк, этнограф, фольклорист, археолог, искусствовед, участник кружка Н. П. Румянцева, сторонник теории официальной народности, первый исследователь русского лубка, составитель подробнейшего описания московских церквей и монастырей.
Пётр Васильевич говорил и писал на 7 языках. Он хорошо рисовал, страстно любил музыку, играл на фортепьяно.
Он обладал удивительной простотой и скромностью, в нём была самоотречённость, сердце у него было горячее и нежное. Он любил свою маму Авдотью Петровну Елагину, брата Петра, детей мамы от второго брака с Елагиным. Он никогда не был женат.
Больного поэта Николая Языкова он привёз из деревни в Москву, потом увёз за границу в Германию и многие месяцы выхаживал его. Языков писал о нём: "Ровно год жизни он пожертвовал мне, променял сладостные труды учёного на возню с больным на хлопоты и заботы самые прозаические.
За терпение, которым он побеждал скуку лазаретного странствования и пребывания со мной, за смирение, с которым он переносил мои невзгоды и причуды, за тихость и мягкость нрава, за доброту духа и возвышенность духа, которыми умилялся я в минуты моих страданий и болезненной досадливости, за всё, чем он меня бодрил, укреплял и утешал, за всё, да наградит его Господь Своей благостью".
Кавелин Константин Дмитриевич — русский историк, юрист, философ, публицист и общественный деятель после смерти Петра Васильевича писал о нём: "Безупречная высокая нравственная чистота, незлобивость сердца, беспримерное и неизменное прямодушие и простота делали этого замечательного человека образцом, достойным всякого подражания, но которому подражать было очень трудно".
Хомяков Алексей Степанович называл его чудной и чистой душой, Александр Иванович Герцен преклонялся перед его благородством.
Тургенев Иван Сергеевич отзывался о П. В. Киреевском так: "Это человек хрустальной чистоты и прозрачности. Его нельзя не полюбить".
В 1840 году Тимофей Николаевич Грановский писал о Киреевском Петре Васильевиче: "Странный, но замечательно умный и благородный человек". Только за ним и Иваном Сергевичем Аксаковым Грановский признавал "живую душу и бескорыстное желание добра".
Несколько строк о Грановском: Грановский интересовался так называемыми «переходными» эпохами: от Средневековья к Новому времени, а также историей средневекового города, феодализмом, как системой политических и правовых отношений и так далее. По своим воззрениям Грановский был сторонником Гегеля, главный смысл всеобщей истории видел в развитии «духа рода человеческого».
В середине 1820-х вместе с братом Пётр Киреевский вошёл в кружок любомудров (архивные юноши), познакомился с Веневитиновым, Хомяковым, Адамом Мицкевичем, присутствовал на авторском чтении драмы Борис Годунов в октябре 1826 г. в доме Веневитинова в Кривоколенном переулке.
Дебютировал в журнале Московский вестник (1827), публиковал переводы с испанского (Кальдерон де ла Барка, также писал об Испании), английского (повесть Байрона "Вампир"), переводил Шекспира (не опубликовано, рукописи утрачены). Печатался также в журнале брата "Европеец". Перевёл книгу Вашингтона Ирвинга "Жизнь Магомета" (опубликовано в 1857 г.)
При жизни материалы фольклорного собрания Петра Киреевского публиковались в ЧОИДР, «Московском сборнике», «Русской беседе» и других журналах, но были напечатаны далеко не полностью.
Пётр Киреевский считал, что зло пришло в Россию вместе с Петром I, который разорвал связь интеллигенции с русским народом. Пётр Васильевич очень любил русский народ.
В 1856 г. умирает Иван Васильевич Киреевский. Пётр Васильевич не мог перенести смерть брата. Перед смертью своей он был в сознании, он сложил руки крестом на груди со словами: "Мне очень хорошо!". Похоронили его в Оптиной Пустыни рядом с братом.
Один монах после смерти Ивана Киреевского сказал: "Он весь был душа и любовь".
Звонила моя знакомая и сообщила мне, что 27 декабря умер поэт Лев Ионович Болеславский. Он часто выступал в одном салоне в Златоустинском переулке. Его там обожали. Мы редко виделись с ним у общих знакомых, но я получила в подарок некоторые книги Льва Ионовича. Он очень любил мою музыку. Однажды раз 15 он просил меня играть одну и ту же мелодию.
Мои стихи:
Земля трепещет, облака плывут.
Рассвет невнятных утренних минут.
Что выбираем мы, кто выбрал нас?
Свет радуги вечерней не погас.
Избранники... Но отчего печаль?
Жизнь облаком летит куда-то вдаль.
Куда? "Любовь не ищет своего."
Ещё как ищет. Дайте мне его.
9 сентября 2007 г.
* апостол Павел, знаменитая глава
Портрет П. В. Киреевского