О пользе аббревиатур

Виктор Панько
О ПОЛЬЗЕ АББРЕВИАТУР

(Советы старому писателю)

Конечно, все писатели, и в особенности – старые знают такое слово  «аббревиатура». И это – прекрасно. Не нужно влезать в дебри.
И вот я недавно обнаружил, что, в дополнение ко всем положительным свойствам, эти самые «аббревиатуры» могут, при умном их использовании, принести огромную пользу любому писателю. Говорю « в особенности – старому», потому что я, хотя и писатель довольно молодой, но человек – довольно старый. Молодым писателям юного возраста это моё открытие пока «до лампочки», но когда-нибудь, возможно, и они воспользуются им.
Подвигло меня на него одно обстоятельство. У меня есть знакомый кишинёвский художник. Талантливый, известный и человек неплохой. Не буду называть фамилию. Пришла нам с ним идея организовать в Кишинёве выставку фотографий талантливого фотографа Леонида Плыгань, живущего в Глодянах. Подобрали фотографии штук тридцать, продумали надписи, порядок их размещения. Выставка обещала быть интересной, привлекательной.
В Кишинёв фотографии отвёз я. Встретился с художником, о котором идёт речь. Он меня узнал, мы с ним знакомы лет двадцать. Поговорили. Он одобрил работы. Мы с ним вместе побывали в нескольких учреждениях, на базаре, затем у одного знакомого писателя. Обо всём договорились. Он дал мне номер телефона.
Через пару дней я ему звоню, спрашиваю о фотовыставке. А он  мне: «А Вы – кто? Мы с Вами знакомы?».
Он меня не узнал. Потому что забыл полностью о наших разговорах и о нашей встрече и о наших договорённостях.
А забыл потому, что у него – склероз.
Я знал ещё двух людей с подобной болезнью.
Один из них в молодости заведовал  в годы войны медицинской службой пограничного полка, был боевым офицером, майором, а к старости стал забывать недавние события, Я встретился с ним, чтобы написать большой очерк для газеты. Никак не мог привыкнуть к тому, что он забывал, о чём мы говорили всего минуту назад и принимался повторять уже сказанное.
А третьим таким человеком была моя соседка и крёстная («нанашка») Надя, которая к восьмидесяти с лишним годам тоже имела склероз и иногда в беседе повторяла по несколько раз одно и то же, словно магнитофон, забыв о том, что эта тема разговора уже исчерпана.
    Где-то после 65-ти стал я замечать и за собой какую-то непонятную забывчивость. То мобильный телефон не возьму с собой, то очки забуду, то другое необходимое.
«Эге-ге,- подумал я, - так можно далеко зайти. Надо что-то предпринять».
Конечно, важны тут рациональное питание, комплекс витаминов, аутогенная тренировка и всё остальное, но я многого достиг в борьбе с забывчивостью, благодаря этим самым аббревиатурам.
Дело в том, что когда я в 1975 году работал преподавателем русского языка в Бельцком пединституте, меня заинтересовала наука о памяти мнемоника, а среди мнемонических средств значились и эти самые аббревиатуры.
Здесь я расскажу только об одном приёме в борьбе с забывчивостью в момент, когда мы выходим из дому. Как раз в этот момент важно – ничего не забыть.
И вот, примерно, как у меня происходит диалог с самим собой в этот момент:
ОН (второе «Я»):
 – Эй, Панько, у тебя МОЗГ есть?
Я (Вспомнив, что у меня действительно пока ещё есть МОЗГ. Ведь, если бы у меня не было МОЗГА, то, наверное, меня бы уже давно похоронили на кладбище, и я бы не был номинирован на премии в «Проза.Ру» и в «Стихи.Ру» и не надо было бы ехать никуда 21 марта).
- МОЗГ? Конечно, есть!
ОН:
-Проверь!
Я:
- Сейчас! М – мобильник. О – очки. З – зубы. Г – галоши  («Г» значит – надо перед выходом из дому проверить, чиста ли обувь).
После «Г» в алфавите следует «Д», и не одно, а целых два: «Документы» и «Деньги».
ОН:
- Проверил?
Я:
- Да!
ОН:
- Всё на месте?
Я:
- Всё!
ОН:
- Прекрасно! Вперёд!
 Так мы и выходим из дому, имея МОЗГ.
Этот же МОЗГ может помочь, вам, скажем, при осуществлении покупок в магазине.
Магазин Отберёт Зарплату, Гляди.
Возможно, МОЗГ побудит Вас быть экономнее.
Так что аббревиатуры могли бы сослужить неплохую службу не только в филологии, но и в обычной жизни. Для этого нужно подбирать известные подходящие слова и «привязывать» к каждой букве этих слов те понятия, которые Вам нужны в данном конкретном случае.
Ну, а у меня, с тех пор, когда главным стал МОЗГ, даже удивительно, забывчивость, как-то незаметно, почти полностью исчезла. Пока…