Тайна гибели подводной лодки Л-23

Олег Каминский
       В годы Великой Отечественной войны погибли и пропали без вести десятки миллионов людей. До сих пор останки павших находят на местах боев, особенно в густой лесистой и заболоченной местности. Их ищут и находят энтузиасты поисковых отрядов, а бывает, их обнаруживают совершенно случайно, при проведении строительных или земляных работ. Но ещё много безвестных героев войны лежат в своих засыпанных окопах и траншеях, в кабинах ушедших в землю самолетов, в железных коробках завязших в болотах танков, на морском дне в затонувших боевых кораблях…

       Советская подводная лодка «Л-23» была заложена 17 октября 1938 года на заводе № 198 в Николаеве. 29 апреля 1940 года она была спущена на воду, а 31 октября 1941 года вступила в строй и вошла в состав Черноморского флота. Надводное водоизмещение лодки составляло 1.125 тонн, подводное – 1.416,5 тонн. Лодка была вооружена шестью носовыми и двумя кормовыми 533-мм торпедными аппаратами с общим запасом 16 торпед, а также двумя кормовыми минными трубами для постановки 20 морских мин типа ПЛТ. Кроме того, лодка имела артиллерийское вооружение: одно 100-мм орудие (боезапас 150 снарядов) для борьбы с морскими целями и одно 45-мм орудие (боезапас 500 снарядов), предназначенное для отражения атак авиации противника.      

       Под командованием капитана 3 ранга И. Ф. Фартушного экипаж лодки активно участвовал во многих боевых операциях на Черном море. Только с 15 мая по 3 июля 1942 года «Л-23» выполнила 7 рейсов в осаждённый Севастополь, доставив 363,3 тонны боеприпасов, 263,5 тонны продовольствия, 73,6 тонны бензина и девятерых человек, эвакуировав 165 человек. Всего лодка успела совершить 15 боевых походов, находясь в море в общей сложности 256 суток. Произвела 3 торпедных атаки с выпуском 11 торпед, в результате одной из них 14 ноября 1942 года был повреждён немецкий танкер «Tenir Ossag» водоизмещением 2.793 брутто-тонн. 15 июня 1943 года на минах выставленных «Л-23» подорвался немецкий десантный корабль «MFP-121», который затонул при буксировке.
      
       1 января 1944 года «Л-23» вышла в свой последний поход, в район Ак-Мечеть – Евпатория. По одним данным, 17 января в 16 милях северо-западнее мыса Тарханкут подлодка атаковала немецкий охотник за подводными лодками «UJ-106». Заметив атаку, охотник ушел от торпед и контратаковал субмарину глубинными бомбами. Налицо был факт, по крайней мере, серьезного повреждения лодки, так как на поверхность всплыл соляр и обломки. Без сомнения под удар попала Л-23, - только она действовала в данном районе.

       А по другим данным, 18 января в 10 милях юго-восточнее мыса Тарханкут лодку обнаружила немецкая десантная баржа «MFP-539» из состава конвоя «Libelli». Десантный корабль обстрелял перископ лодки из 20-мм орудия и пошел на таран. На корабле даже ощутили удар от столкновения, но никаких признаков гибели субмарины не было.

       26 января на запланированный сеанс связи «Л-23» не вышла.

       29 января заканчивался срок нахождения лодки на позиции, она должна была доложить об оставлении позиции и возвращении на базу, но на связь снова не вышла.

       Согласно современным данным гидролокации, в 17 и 28 милях севернее мыса Тарханкут под водой обнаружены два объекта. Объект № 1 идентифицирован как обломки судна, разбросанные по грунту. Координаты 45°37'N 32°13'E. Глубина около 30 метров. Объект № 2 обозначен как подводное препятствие. Координаты 45°43'N 32°00'E. Глубина около 30 метров. Возвышение над грунтом 3,5 метра. С некоторой степенью вероятности можно утверждать, что один из этих объектов является подводной лодкой «Л-23».

       Но есть ещё одна версия, согласно которой лодка была потоплена 30 января в 60-80 милях юго-западнее Туапсе каким-то немецким самолетом. Но каким самолетом и как это произошло? В основном, все историки войны на море считают, что бомбы на лодку сбросил гидросамолет «Бломм-Фосс-138» из состава немецкой 125-й морской разведывательной авиагруппы, так как других самолетов в том районе, вроде, не должно было быть. Однако это не совсем так. Сравнительно недавно мне удалось узнать подробности гибели лодки, и рассказал мне об этом бывший немецкий летчик, участник роковой атаки лодки.

       Мой знакомый Герхард Капелль в годы войны был бортовым радистом на бомбардировщике «Хейнкель-111» и совершил на нем более 300 боевых вылетов. Он участвовал в сражениях над Курской дугой, в небе Украины, Крыма и рассказал мне много интересных подробностей о войне. Один из эпизодов как раз и касается судьбы лодки «Л-23». Вот как об этом рассказал сам Капелль:   

       «В ноябре 1943 года наша 1-я группа 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вефер» перебазировалась на аэродром Сарабуз в Крыму. Наша группа была единственной бомбардировочной частью в Крыму, поэтому на летчиков группы возлагалось выполнение множества боевых задач, даже таких, о которых мы раньше понятия не имели. Так наряду с обычными налетами на позиции советских войск в районе Керчи и бомбардировок железнодорожных коммуникаций, экипажи «Хейнкелей-111» вынуждены были заниматься даже дальней воздушной разведкой в юго-восточной части Черного моря. Сначала я летал в составе экипажа фельдфебеля Швенцфегера, но с конца декабря меня зачислили в экипаж опытного летчика лейтенанта Герхарда Пуклича.

       30 января 1944 года наш экипаж вылетел на разведку акватории Черного моря у побережья Кавказа. С помощью радиолокационной станции мы засекли какую-то морскую цель в южной части Черного моря и стали подлетать к ней, скрываясь в облаках. В квадрате 83115 мы оказались над целью, спустились ниже и, пробив облака, увидели большую советскую подводную лодку, водоизмещением примерно тысяча тонн, идущую в надводном положении в направление порта Очамчири. Заметив наш самолет, русские моряки побежали к своей зенитной пушке. Так как мы летели на небольшой высоте, - не более 400 метров, - мы могли стать легкой целью для русских. Однако прежде чем они успели открыть по нас огнь, мы снова поднялись в облака и, готовясь к атаке, произвели полный облет цели. Внезапно в катодно-лучевой трубке нашего радиолокатора сигнал исчез и мы поняли, что лодка стала погружаться. Когда мы снова вышли из облаков, подводная лодка не успела глубоко погрузиться и была ещё хорошо видна под водой. Словно на учениях, мы под углом 30 градусов вышли на боевой курс и сбросили серию бомб, установив взрыватели так, чтобы они взорвались с небольшим замедлением. После того как бомбы взорвались под водой, на поверхности моря появилось масляное пятно. Мы произвели ещё две атаки, каждый раз устанавливая взрыватели бомб на всё большую глубину. После взрывов масляные пятна стали ещё больше, кроме того, на морской поверхности появились воздушные пузыри и какие-то обломки…

          Мы взяли курс на Сарабуз. Едва я успел передать по радио на базу о нашем успехе и местонахождении, как наш левый мотор внезапно загорелся. Так как мы были на высоте всего 800 метров и долго продержаться на такой высоте с одним мотором не могли, пилот приказал передать сигнал SOS и приготовить надувную лодку, поскольку мы должны совершить вынужденную посадку на воду. Такой самолет как наш «Хейнкель-111» может продержаться на воде около десяти минут. За это время нужно успеть занести в кабину пилота сложенную в пакет надувную лодку. Затем через открытое окно кабины пакет переносится на несущую плоскость крыла и надувают с помощью баллона со сжатым воздухом. В суматохе бортовой стрелок неверно выполнил приказ:  вынимая пакет с надувной лодкой из крепления, он непроизвольно включил баллон с воздухом. Надувная лодка наполнилась воздухом и загромоздила собой весь средний отсек самолета, так что едва ли можно было передвигаться…

       Было совершенно ясно, что после вынужденной посадки на воду без спасательной лодки мы все погибнем. Правда, у нас были спасательные жилеты, но мы понимали, что в холодной воде мы сможем продержаться не более чем четверть часа, прежде чем умрем от переохлаждения. Мы судорожно пытались выпустить воздух из надувной лодки, отсчитывая последние минуты своей жизни, как вдруг, уже на высоте всего 50 метров от воды, мотор прекратил гореть. К счастью, лейтенанту Пукличу удалось включить мотор, и самолет стал набирать высоту…

       На высоте 1.000 метров я передал по радио наше новое местоположение. Меня спросили, актуален ли ещё сигнал SOS, посланный мной ранее. Я ответил, что поскольку мотор снова работает, сигнал SOS отменяется.

       Когда мы прилетели в Сарабуз, мы узнали, что одна летающая лодка «Бломм-Фосс-138» уже была готова стартовать для поиска нашего экипажа и его спасения. Правда, я сомневаюсь, что они смогли бы нас найти. На следующий день мы снова вылетели на морскую разведку в тот же район, но уже с кинокамерой, чтобы снять огромное масляное пятно в районе гибели русской подводной лодки. Но над однообразной морской поверхностью очень сложно ориентироваться, поэтому, несмотря на наши интенсивные поиски, место атаки нам найти не удалось»…

       Такой вот рассказ из истории давней войны. Не предвещавший ничего особенного, обычный вылет самолета, вылетевшего на воздушную разведку, закончился гибелью пятидесяти шести советских моряков...
 
       Осталось только понять, почему с 18 января от лодки не было никаких известий, и каким образом «Л-23» оказалась так далеко от района, в котором должна была находиться. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, судя по всему, лодка была действительно серьезно повреждена в результате атаки глубинными бомбами 17 или 18 января, при этом, вероятно, вышло из строя радиооборудование, из-за чего лодка больше не могла выходить на связь. Во-вторых, несмотря на отсутствие связи, командир бригады подводных лодок капитан 1 ранга А. В. Крестовский, находившийся на борту «Л-23», мог принять решение о продолжении боевого патрулирования лодки на позиции. В-третьих, после истечение срока нахождения на боевой позиции лодка направилась в базу, поэтому 30 января оказалась на подходах к ней. Могли быть и другие причины. Когда-нибудь мы узнаем о них, непременно. И скорей всего это случится, когда будет найдена лодка. А пока на морском дне тихо покоятся члены экипажа подводной лодки «Л-23»:   
 
       Фартушный Илларион Федотович, 1909 г.р., капитан 3 ранга, командир «Л-23».
       Крестовский Андрей Васильевич, 1906 г.р., капитан 1 ранга, командир бригады ПЛ ЧФ.
       Шунькин Михаил Иванович, 1916 г.р., старший лейтенант, помощник командира корабля.
       Хотянович Павел Иванович, 1920 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-1.
       Пятинский Иван Спиридонович, 1916 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-3.
       Шендель Николай Фёдорович, 1909 г.р., старший лейтенант, командир минной группы БЧ-3.
       Шлапаков Григорий Никифорович, 1910 г.р., инженер-капитан 3 ранга, командир БЧ-5.
       Шалыгин Борис Алексеевич (Александрович), 1920 г.р., лейтенант медицинской службы, фельдшер.
       Мельниченко Павел Петрович, 1911 г.р., мичман, боцман, старшина команды рулевых.
       Ковбаса Василий Емельянович, 1915 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения рулевых.
       Сергов Андрей Иванович, 1919 г.р., старший краснофлотец, старший рулевой.
       Смирнов Николай Спиридонович, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший рулевой.
       Дергачёв Фёдор Ерофеевич, 1924 г.р., краснофлотец, рулевой.
       Штырхун Михаил Андреевич, 1921 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения штурманских электриков.
       Киракозов Аршак Хосрофович, 1923 г.р., краснофлотец, ученик штурманского электрика.
       Ковалинский Василий Иванович, 1915 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения комендоров.
       Канунников Фёдор Семёнович, 1918 г.р., старший краснофлотец, старший комендор.
       Иванов Фёдор Степанович, 1924 г.р., краснофлотец, ученик комендора.
       Плохой Иван Трофимович, 1914 г.р., главный старшина, старшина группы торпедистов.
       Бондаревский Михаил Васильевич, 1920 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения торпедистов.
       Сероокий Дмитрий Данилович, 1916 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения торпедистов.
       Жарков Василий Афанасьевич, 1922 г.р., краснофлотец, торпедист.
       Костырко Павел Максимович, 1918 г.р., краснофлотец, торпедист.
       Крисанов Павел Фёдорович, 1914 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения минеров.
       Сухоруков Михаил Степанович, 1923 г.р., краснофлотец, минёр.
       Лауэр Михаил Дмитриевич, 1919 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы радистов.
       Бугайчук Владимир Ефимович, 1920 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения радистов.
       Мирошниченко Николай Григорьевич, 1918 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения радистов.
       Брежнев Павел Радионович, 1922 г.р. краснофлотец, радист.
       Чувилин Виктор Яковлевич, 1924 г.р., краснофлотец, гидроакустик.
       Заклюка Петр Филиппович, 1922 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения СКС.
       Мокроусов Александр Степанович, 1909 г.р., мичман, старшина группы мотористов.
       Тихомиров Виктор Васильевич, 1918 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения мотористов.
       Сиземов Владимир Тимофеевич, 1919 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения мотористов.
       Спайков Пётр Павлович, 1920 г.р., старший краснофлотец, старший моторист.
       Сучков Михаил Иванович, 1920 г.р., старший краснофлотец, старший моторист.
       Пахучий Пётр Герасимович, 1920 г.р., старший краснофлотец, старший моторист.
       Сидоркин Василий Иосифович, 1922 г.р., краснофлотец, моторист.
       Смирнов Александр Михайлович, 1920 г.р., краснофлотец, моторист.
       Иванченко Михаил Григорьевич, 1924 г.р., краснофлотец, моторист.
       Безродный Андрей Евдокимович, 1914 г.р., главный старшина, старшина группы электриков.
       Подорога Константин Алексеевич, 1915 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения электриков.
       Кузнецов Василий Степанович, 1920 г.р., старший краснофлотец, старший электрик.
       Вдовин Алексей Данилович, 1920 г.р., старший краснофлотец, старший электрик.
       Ватолин Иван Захарович, 1924 г.р., краснофлотец, электрик.
       Бурмистров Иван Яковлевич, 1919 г.р., краснофлотец, электрик.
       Малоиван Егор Гаврилович, 1923 г.р., краснофлотец, электрик.
       Шереметьев Василий Александрович, 1909 г.р., мичман, старшина группы трюмных.
       Гуманюк Василий Павлович, 1915 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения трюмных.
       Горюнов Николай Николаевич, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший трюмный.
       Бурцев Яков Давыдович, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший трюмный.
       Пашурин Иван Васильевич, 1921 г.р., краснофлотец, трюмный.
       Лиховой Василий Андреевич, 1923 г.р., краснофлотец, трюмный.
       Сайко Михаил Михайлович, 1924 г.р., краснофлотец, трюмный.
       Каратунов Михаил Яковлевич, 1905 г.р., главный старшина, кок.
       Ткаченко Николай Данилович, 1920 г.р., краснофлотец, строевой.

       Вечная память героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины!