Почти итоги

Раиса Коротких
Небольшое предисловие.

Этот рассказ я убрала со своей страницы, так как накануне своего 80-летнего юбилея дописала его, добавив многое из прожитой жизни, и поместила под другим названием. Потом еще раз посмотрела убранный в архив рассказ и увидела в рецензиях имена дорогих мне и многим на нашем сайте Павла Лосева и Евгения Говсиевича. Светлая им память! Для меня с их уходом сайт словно опустел, невосполнима боль утраты. Решила вернуть рассказ в память о дорогих моих рецензентах.

Простите меня, дорогие читатели. Это сделано только в память о незабываемых людях - Евгении Романовиче Говсиевиче и Павле Валентиновиче Лосеве.

Далее - сам рассказ "Почти итоги".

Годы жизни проходят так быстро, что хочется хотя бы немного поразмышлять о прожитой жизни. 

Я родилась в Серебряных Прудах Московской области. Там окончила школу, поступила во 2-ой Московский медицинский институт имени Н.И.Пирогова, который и окончила в 1966 году, получив диплом по специальности «лечебное дело».

Практическим врачом работала несколько лет. Потом преподавала историю медицины в своем родном институте, через 9 лет перешла в Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья Российской Академии Медицинских Наук. Институт за 40 лет работы стал для меня почти вторым домом.

Защитила кандидатскую и докторскую диссертацию, получила ученое звание профессора. Имею свыше 180 печатных работ, 5 монографий по здоровью населения и учебник по биоэтике. Принимала участие в разработке научных международных проектов в области здравоохранения, работе различных научных конференций, как в нашей стране, так и за рубежом (Болгария,Венгрия, Бельгия, Германия, Нидерланды, США).

Одной из первых в стране совместно с коллегами из института философии РАН начала заниматься проблемами биоэтики. Ценю свое участие в подготовке ряда законопроектов в области здравоохранения. В связи с этим направлением на протяжении многих лет являлась членом рабочей группы Комитета по охране здоровья Государственной Думы Российской Федерации.

Я люблю свой Институт, своих дорогих коллег, с которыми мне посчастливилось работать многие годы.
 
Но все сознательные годы жизни у меня была и другая любовь – литература. Всегда много читала и люблю читать до сих пор. Жила и тайная страсть – писать самой. «Пробы пера» относятся еще к далеким школьным годам, и я иногда публиковала небольшие рассказы, написанные в разные годы.

Решилась написать и книгу, назвав ее «Мои Серебряные Пруды». Неожиданно для меня книга получила теплый отклик у тех, кто ее прочитал. Ко мне шли люди, писали письма, звонили. «Купалась в радости», «Читала и плакала», «Ты возвращаешь добро, которое получила от других» - отклики самых разных людей по интересам, образованию, отношению ко мне.

"Ехала в переполненном вагоне метро, читала твою книгу. Меня толкали, было душно, тесно, но я читала книгу и плакала. Все окружающие меня люди казались такими добрыми - так действовали слова твоей книги", - неожиданно написала мне моя однокурсница, профессор Евгения Белова, совсем не мягкий по натуре человек.

Я очень благодарна всем. Но сама скромно оцениваю все, что написано мною. Видимо, просто «задела» какой-то нерв. Как написал один читатель, в книге отражена «история поколения». Может быть, поэтому многие из прочитавших книгу настоятельно рекомендовали переиздать ее, чтобы сделать более доступной для широкого круга читателей.

Отчасти это оправдано, потому что в памяти осталось столько людей, событий, чувств, отдельных деталей жизни, даже запахов. Они живут во мне, не притупляясь дальностью времени и пространства, расширяя горизонт от родных моих Серебряных Прудов до дальних стран, где тоже осталась частица моего сердца. Отсюда и было первоначальное название книги: «Все во мне и со мной».

Главное в ней, конечно, люди. Мне хотелось бы написать о каждом человеке, которого я встретила на жизненном пути. Столько людей, столько разных судеб! Какое это богатство – человек! Столько в каждом из встреченных мною людей необычного, интересного! Но чтобы написать о каждом, для этого, наверное, нужна еще одна жизнь.

Вот сказала: «Нужна еще одна жизнь» и подумала о том, что нет у меня впереди ни половины жизни, ни даже ее четверти.

Но, как мне кажется, мой зрелый возраст имеет свои преимущества. Он позволяет лучше чувствовать другого человека, видеть подчас то, что недоступно зрению молодого.

Иногда страшно, как будто видишь не человека, а книгу его судьбы. Самой не понятно, когда, во сне или наяву, вдруг предчувствуешь, что произойдет с человеком. Я далека от мысли, что у меня какой-то особый «провидческий» дар.

Скорее всего, сказывается опыт жизни, не угасающий с годами интерес к внутреннему миру другого человека, видение его доброго начала и противоположного доброму. Но доброго, светлого истока в человеке мне почему-то видится больше.

Есть и другое преимущество у моего возраста. Можно было бы назвать это чувством отсутствия зависти, но и это не точно отражает суть. Может быть, радость за удачи другого человека. Еще - желание оберечь, защитить. Кому-то эти слова покажутся смешными, особенно тем, кто знает о моем нездоровье. Все так, но и я говорю искренне.

Островки моей любви, боли и радости приведены в другой большой опубликованной книге "Осенняя пастораль", во многих рассказах, в том числе в изданиях на замечательном сайте "Proza.ru".

Бог наградил меня огромным счастьем иметь семью. Все давалось очень непросто,
но я знаю, что меня хранит и дает силы жить помощь Бога, моя любовь к мужу, дочке. А внучку я люблю какой-то внеземной любовью. Если отделаться шуткой, то можно вспомнить слова одной мудрой дамы, которые случайно попались мне на глаза: «Знай я раньше, как это чудесно — иметь внуков, я бы начала прямо с них».

Это так. Но годы уходят очень быстро. Что главное мне хотелось бы сказать молодому и более старшему поколению читателей?

Может быть, не очень точно выражу свою мысль, но скажу, что жизнь можно прожить благодаря сложившимся благоприятным обстоятельствам, но можно и вопреки им.

Невольно напрашивается история с моим папой, который рос в детском доме. Бездушные люди разлучили его с родным братом,поместив в разные детские дома. Катаясь без присмотра на лыжах, он попал под трамвай и лишился ноги. Детдомовское детство не ожесточило его, но сделало очень тихим, каким-то беззащитным. В разговоре почему-то редко поднимал глаза на человека, все больше смотрел вниз. Может быть, там, внизу, где-то вдали он видел родного брата, которого искал всю жизнь, но так и не нашел.

Папа всего себя отдал семье, больной жене, детям. После войны жизнь была тяжелой. Я помню, что мы, трое детей нашей семьи, с разницей в возрасте в пять лет, всегда донашивали одежду старших. Но почему-то одежда, как и обувь, все поизносились, и мы зимой ходили в школу почти босиком, перемотав подошву ног веревочкой из нескольких слоев картона и бумаги.

Учителя посоветовали папе обратился за помощью в отдел социального обеспечения. Там, мол, должны помочь. Бедный мой папа, мой дорогой. Он пересилил себя и пошел по указанному адресу. Господи, что они ему сказали?

Он пришел домой белее мела, и, когда смог говорить, рассказал, что ему предложили отдать детей в детский дом! Ему, прошедшему по жизни этот круг ада. «Только через мой труп», - сказал папа, прибавив пару фраз на детдомовском мало литературном языке.

Спасибо, папа! Даже страшно представить, что мы росли бы в детском доме. Твоя огромная любовь прошла через всю нашу жизнь, скрашивая бедность, болезни. И так хочется, чтобы каждый отец, мама никогда, ни при каких обстоятельствах,  не отдавали детей в детский дом.

Да простит меня читатель, но это отступление я привела как пример того, что вопреки тяжелому детству, условиям жизни, нездоровью, беззащитности родителей и многому другому, можно вполне достойно прожить жизнь.

И дело не в том, что я стала врачом, доктором наук, профессором, была включена в состав международной ассоциации биоэтиков после защиты докторской диссертации в 2000 году. Стала членом Российского союза писателей.

Это все внешнее. Важнее, как мне кажется, что я хорошо поняла, что людей объединяют такие общие ценности, как отношение к Богу, семье, желание помогать другим, отношение к добру и злу, любовь и сострадание к другим людям, умение прощать.

Это и есть то главное, что я ценю в своей жизни, и благодарю Бога за возможность прожить свою жизнь, не ожесточившись сердцем, пытаясь по мере своих сил и сейчас кому-то помогать, до сих пор встречая людей, оставляющих неизгладимый добрый след в сердце. Слава Богу за все!