Рыжие туфельки

Анна Мартынчик
В тот день на барахолке  «Поле чудес» был особо широкий ассортимент: розовые антикварные чашечки, которые приводили в восторг, как маленьких леди, так и их чутких мамочек; на сравнительно однотонных покрывалах из серии «не жалко» гордо разлеживались причудливые пуговки и брошки; из раздела «под старинку» на всеобщее обозрение были выставлены позолоченные подсвечники,  широкополые шляпки и «китайсконравные» шкатулки. 
А Аленка вот, обратила внимание на оранжевые туфли! Цвет ржавый, но приятный, носики слегка заостренные, а сзади на каблучке – серенькая полосочка. Наверное, Аленка была единственной, кто вообще заметил этот товар среди всякого-всячества.
«Туфли…Какие-то они…не понять какие…» - тихо подумала девушка.
- Нравятся?
- Не знаю…
- Это как?
- Так вот…
-?
- Ой! Прошу прощения! – Аленка покраснела, когда поняла, что говорит не сама с собой, а отвечает на вопросы реального человека. Этим реальным человеком была старушка, по совместительству: продавец необычных туфель.
« Взгляд знакомый» - подумала девушка, « А…утром брызги холодной воды на зеркале  - один в один!»
- А между прочим, эти туфельки потрясающие! – убедительно протянула старушка, - Историческая ценность!.. Рассказать историю старой Маргариты?
*Аленка поняла, что старушка ненароком представилась.
- Маргарита и её рыжие туфли?
- Именно!
Аленка расстелила на асфальт вязаное бардовое пальтишко и, разместившись на нём в  позе лотоса, показала кивком Маргарите мол:  «Присядьте рядом…удобнее!» . Ну, стоит заметить, что старушка с удовольствием «приземлилась» , а Аленка шустро взяла в руку левый туфель и слегка прищурилась(в знак  того, что вся во внимании).
..........................................................
- В 24 года у меня были ооооочень стройные ножки… - начала Маргарита, - Да, что там «стройные» - костлявые! Туфли на каблуке делали мои ноги какими-то кривоватыми что ли… Но вот эти туфли – нееет!
Я выкупила их у нашего гримера Адама. Хороший такой еврей…выкупила втридорога, но не суть. Эти туфли окупили себя целиком и полностью!
В них я впервые вышла на сцену большого театра в 24 года… И в 62 - в последний раз…
Была премьера спектакля. Юная…Совсем юная я дрожала перед выходом на сцену, как осиновый листок на ветру… Ой…  Я пригласила всех своих ухажеров (экая девка!)
- Всех ухажеров? Зачем? Кто-то же нравился особенно?
-Нет. Я только дружила с мужчинами. Играла с мужчинами, если хочешь…Очень хотела быть для них Богиней таланта, красоты и неприступности…Для всех!
- Обида?
- ?...
-…
- Не суть!.. Так вот, стою я за кулисами в новехоньких туфлях, как полагается: проговариваю и свои и чужие монологи, настраиваю себя на жизнь Луизы (я играла тогда роковую страдалицу Луизу)…  Кто-то дергает меня, что-то спрашивает, а меня нет: я вся в роли.
- Никогда не понимала актеров, - усмехнулась Аленка.
- Ну я теперь тоже… Но тогда! Тогда я помнила каждое слово режиссера, каждый его совет, каждую мысль!...Играла как шальная! Смеялась, скакала, ворчала. И вот…Был момент, когда Луиза должна была эмоциональнейшим образом разрыдаться, от обиды на мужа-изменника, и Луиза рыдала. Но потом…Потом она сняла с себя туфель и кинула вдогонку уходящему «засранцу»…И попала в голову…
- Переиграла…
- Отнюдь! Все были в восторге! Даже пострадавший!.. Поздравляли все с премьерой… Я знала: что и кто должен говорить. Илья, например, будет тяжело вздыхать и улыбаться. Роман – непременно произнесет все комплименты, которые только придумало человечество за многовековую историю. Григорий, конечно же, позвонит и попросит прощения за то, что покинул зал посреди спектакля, оправдываясь тем, что ему было слишком трудно слушать, как я кричу о любви (пусть даже на сцене) другому мужчине. Знала всё!

…В этих туфлях я бродила по улицам Италии во время медового месяца…с …тем самым молчаливым Ильей… Дивное место – Монополи. Обошли вдоль и поперек «белостенную» городскую  береговую линию… Там, в Италии, мы снимали домик,  и одним прекрасным утром кот хозяйки пометил мои туфли:признал, так сказать…Красивая кошечка такая: золотая шерстка, глазки яркие-яркие…Цейлонская -  породистая Итальянка…
- Это её не оправдывает, - рассмеялась Аленка…- А почему на них царапины?  Тоже «Цейлонка»?
Старушка взяла туфельку в руку, провела тоненьким сморщенным пальчиком по царапинке на кончике носика туфельки, и Аленка чувствовала, что вот-вот услышит интересную историю, связанную с рождением этой самой царапинки, но увы…
- Косолапая! - легко ответила Маргарита.
- :)
- … Эти туфли даже глотали хлопья сугробов…  В феврале 18 числа, мне позвонили и сказали, что Илья попал в автокатастрофу и погиб… « Переулок N- ный» - сказали мне…  Я тогда была дома с племянником... Алёшей… Схватила платок, шубу, и в коридор…Спохватилась, что без сапог. Попросила Алёшку принести мне обувь из гардеробной. Нууу, 4-летний ребенок порылся, выбрал  и принес. Туфли! Мои рыжие туфли! «Не важно» -подумала я, глядя на счастливого мальчонку…Побежала…
Мороз был, говорят, в тот вечер сильный. Не помню. Я тогда не думала об этом (хотя, признаться, изнеженная донельзя и холод не переношу органически!). На месте происшествия Ильи уже не было. Живоооой! В больницу, говорят, увезли…
Улыбалась как безумная. Бежала через вокзальную площадь и увидела сквозь стекло фруктовой лавки контейнер с клубникой. «Ильюшка-то, клубнику любит очень» - с радостью подумала.
Не было предела моей нелепости, когда я в пять утра вошла в палату к мужу. Стою: рыжие кудряшки спутались хаотично, шуба нараспашку, зато в фиолетовых руках контейнер клубники! Улыбаюсь. Муж тоже на мгновение расплылся в улыбке (скорее в растерянной, нежели в счастливой), но когда увидел мои..кх-кх...туфли – от той улыбки остался только след в виде махонькой морщинки у уголка губ.
….......................................................
Ой! А ещё!.. Летом того же года…воскресное утро. Я настежь открыла все окна. Вишневое варенье варганю. Ну, значит, насвистываю себе что-то под нос и в окошко время от времени поглядываю. Смотрю: воробей -  мааааленький такой озорничок -  наматывает какой-то странный круг: на порог дома – потом к соседской крыше… Там, видимо, щелочка была какая-то, он в ней скок и на пару секунд нет его…Потом летит снова к порогу нашего дома. Наблюдаю я за всем этим, но из дому нос не показываю (думаю: варенье доварю – выйду поглядеть). А он неугомонный: то туда, то сюда.  Долго тягался.
-Маритка! – зазвенел за спиной голос Ильи, - Пойдем, покажу красоту!
Улыбнулась.
-Ну, пойдём, - говорю.
 Муж открыл в прихожей маленькое окошко (оттуда хорошо обозревалось крыльцо дома), и вниз показывает смотреть, а сам хохочет, как дитя.
А там!..Этот креативный воробей-воришка натаскал с соседского чулана гору фундука…по орешку носил и складировал..Хи-хи…как это ни странно: в мой туфель;. Оооо! Его труды были не напрасны!.. Насобирал значит, а потом исчез на время. Я уже было собралась выйти к порогу дабы освободить обувь от приятного сюрприза-подарка воробья, но муж удержал за руку:
- Тсс! Смотри!
Я была в изумлении!..
Летит красавчик! И не один…с ним такая же малышка: кругленькая, звонкая! Ну, наш герой гордо приземлился у порога и показывает: глянь, что приволок! «Кругляшечка» осмотрела, оценила, что-то проурчала и принялась дегустировать. Ох, как смешно они грызли эти орешки. На двоих один осилили (фундук-то, он питательный), и довольные полетели восвояси. Правда, герой-воробей дальновидно прихватил с собой в клювике самый красивый орешек для своей «барышни».
Да…как сейчас помню тот день…Радость такая…чистая-чистая!..

*Маргарита тяжело вздохнула. Аленка молча всматривалась в черты лица этой, ставшей какой-то совсем близкой, пожилой женщины. В молодости, видать, она была ещё той рыжей бестией: сквозь седину опрятно собранных на затылке кос проблескивали на солнце огненные тоненькие прядки-лучики.
Ещё…у Маргариты была очень живая мимика (то ли от природы, то ли в силу актерского прошлого). Она, рассказывая, могла так бойко «подбросить» бровки, что собеседник волей-неволей перенимал её удивление.
Вообще…было в старой актрисе что-то, что завораживало Аленку…

- В них я вышла на сцену в последний раз… - продолжила Маргарита, бережно опуская туфельки на землю, - Думала не влезу…А нет! Я организовала прощальный вечер…Собралось столько народа…Мест в зале не было. Некоторые стояли. Были все мои студенты, все любители моей «диковатой» игры, а ещё…Ахахахах! – Маргарита как-то стыдливо хохотала, - А ещё…я пригласила Григория, Романа и некоторых других верных старых «псов». Прошу прощения за сравнение…
Стою за кулисами. Туфли жмут. Подняла подол длинного платья, смотрю на ноги и только вздыхаю: зеленые вены вдоль и поперек изрезали мои пополневшие ступни. Сценарий? Нет, его у меня не было! Вот ещё!
Свет в зале погас. Только на сцене остался. Помню, он тогда напоминал мне хирургический свет. Я достойно вышла. Говорила о том, о чем хотела сказать со сцены всю свою жизнь…но не говорила прежде, потому что этого не было в сценарии. Рассказала с сарказмом о своих мыслях, переживаниях, чувствах. Залепила со сцены парочку долгих историй из своей короткой истории…О том, кто и почему меня любил (прежде, чем начать я предупредила со сцены Григория, что если он выйдет из зала посреди моей повести, я ей-Богу брошу в него свой туфель!»; о том, как собиралась уйти в монастырь в свои 27; о том, как рыдала уверившись, что жизнь бессмысленна, когда мне отказали в главной роли в спектакле «Иллюзия»…Всё высмеяла, что только могла...Всё!
Илья мой после этого концерта два дня со мной не разговаривал, а я и не спрашивала ничего. Потом сам подошел и говорит:
-Ты, Марита, очень несчастная, от того такие твои мысли и действия. Хотел уйти от тебя давно. По гордости хотел. Но счастлив я, что с тобой позволила жизнь провести. Ты -от безысходности, я - по зову сердца…Спасибо, и прости, что не дал тебе того....
-?
*
- Дождь? – словно облегченно воскликнула Маргарита, - А ну-ка поднимайтесь с асфальта!
Девушка словно автоматически подскочила. Действительно, за интересным рассказом не удалось заметить надвигающихся массивных туч.
Маргарита прилегонько и шустро собралась (собираться-то особо нечего было: схватила туфельки и спрятала их в рюкзачок).
- Стойте!..пожалуйста – попросила Аленка, - Я хочу купить туфельки.
Маргарита на секунду нахмурилась (словно не понимая, о чем это вообще говорит девушка), а потом уверенно и непринужденно объявила:
- Они не продаются!
- Как же?
- Ну, так!..
Аленка действительно расстроилась: уж очень запала ей эта рыжая пара. Маргарита прикусила тоненькую нижнюю губку и, оглянувшись по сторонам (в ком она искала защиты?) подошла к девушке.
- Держи…
- Так всё-таки продаются?
- !
- Сколько?
- Сотня.
-Ммм.
- Держите…
Маргарита не пересчитывая сложила денежку в кармашек рубахи, отвернувшись «впихнула» туфельки в сумку Аленки (так, чтобы даже каблучок скрылся) и грустно оправдалась:
- Куплю красного сладкого вина и гору пломбира!
- ?
- Только о чем мне теперь рассказывать, если не о них…вся жизнь – история двух ботинок! Фу!

Маргарита с отвращением махнула рукой и широким шагом направилась в сторону сквера.
«Красиво… даже завораживает» - думала Аленка, глядя на свои ножки в «рыжей оправе». Тоненькие, цвета молочного тумана, они словно впадали в вулкан.  Девушка прошлась по комнате, затем подпрыгнула на месте, затем и вовсе пустилась вальсировать по своим «харомам» 2 на 2.
Грустно было Аленке…Ой как грустно…
Утром следующего дня, Аленка пошла в театр, где когда-то играла Маргарита. Там всем были заняты своими делами…и только  пожилой мужчина, работающий на полставки гардеробщиком, поинтересовался:
- Могу ли я Вам чем-то помочь?
Он-то и рассказал девушке и о самой Маргарите Карской, и о её темпераменте, и о личной жизни…
- Я не знаю, где она сейчас…Знаю только, что через год после её ухода из театра  Илья ушёл из жизни, а так…
- А дети?
- Не…детей у них не было.
 Снова дождь. Аленка шла медленно, не позволяя себе пропускать даже самые мелкие лужицы. Плюх в них, в каждую! У неё для этого были премодные синие резиновые сапоги! (*И когда только они вошли в моду?)
Очень пахло травой. Свежей травой с намеком то ли на мяту, то ли на шалфей… После знакомства с Маргаритой Аленка стала обращать внимание наверное на всё. Вот только она не могла привязать это «всё» к чему-то одному: к туфлям, к серьгам или ещё невесть-чему. Она понимала, что рыжая актриса искала на барахолке хоть кого-то, чтобы просто поговорить, чтобы просто рассказать. Аленка думала: «А где делся племянник? А почему она не держит никого близко с собой? Или они сами «не держатся»?» Было препогано… "Какого лешего так себя вести? Актрисы, кулисы...Каким Богам она молилась?"
- ? – словила Аленка немой вопрос Маргариты, открывшей дверь без вопроса: «кто там?»
- Позволите?
Девушка вошла в дом. Большой и «вкусный» дом: изящно, ничего лишнего, светло, но очень пусто…до холода немо.
- Чем могу?
- На каблуке…белая капелька краски…не расскажете?