Новый Робокоп. Рецензия

Мария Кондаурова
Фото из "Робокопа" 1987 г. взята из Иртернета. Поместила фото именно классического из-за большой любви именно к этому персонажу, а не нового.


Возможны спойлеры

Недавно отгремела премьера нового «Робокопа». Этой премьеры я ждала очень долго, так как это мой один из любимейших героев, и, во многом, благодаря ему у меня возник большой интерес к комиксам, кинематографу и аниме. От нового фильма я ожидала большего, но на него все равно стоит сходить и сравнить с первоисточником. Сравнений не избежать. После премьеры я пересмотрела первый фильм, и он мне нравится куда больше, чем новый, хоть он и снят 27 лет назад. Какая глубокая идея в нем заложена! Она там показана намного шире и драматичней, чем в новом!

Еще в середине восьмидесятых годов Эдварду Ноймайеру пришла идея о роботе-полицейском, который защищает город от несправедливости и насилия. Ноймайер заинтересовал своей задумкой Майкла Майнера и вместе с ним написали первый вариант сценария будущего «Робокопа». Мало кто верил в успех этой идеи, так как во многих студиях им отказывали. Никто не знает, какова была судьба этого фильма, если бы Ноймайер и Майнер в какой-то момент не задержались в аэропорту, где в тот момент находились голливудские продюсеры. Они представили свою идею, которая им понравилась. Режиссером выступил голландец Пол Верховен (который снимет после «Робокопа» остальные свои шедевры «Вспомнить все» и «Основной инстинкт»). Режиссеру не нравился изначально сценарий, но потом все же приступает к съемкам, и «Робокоп» станет его одной из лучших кинолент.

 Идея костюма была взята у Железного Человека, чего не скрывают создатели, а, наоборот, подчеркивают, что именно этот персонаж подтолкнул к такой замечательной задумки для дизайна. После съемок этот фильм не допускали в прокат из-за количества крови, поэтому режиссер перемонтировал картину и в середине июля 1987 года «Робокоп» вышел в прокат. Кассовые сборы превысили бюджет в несколько раз, и принес успех создателям, а так же «Оскар» за лучшие звуковые эффекты.

В новом фильме превзошел всех актеров Гэри Олдман, врач, сделавший из Алекса робота. Из фильма в фильм роли Гэри Олдмана всегда сильные и незабываемые. Хорош костюм Робокопа, мотоцикл, звук… Но почему же черный цвет костюма? В фильме мало экшена, мало боевых сцен и, собственно, мало философского подтекста. Почему же убрали момент, когда он крутит пистолет и прячет его в бедренную часть ноги? Этот момент – козырь Робокопа! Всегда его узнавали по этой фишке! Где напарница Луис? Как же так?! В новом фильме напарника не слышно, не видно… Не запомнился он. Нет духа и атмосферности того, первого, фильма. С первоисточником мало схожести, от чего обидно. Все простительно, если бы хотя бы оставили главные фишки героя, чего нет в новом фильме.
 Сюжет интерпретирован по-новому, молодому поколению, я уверена, понравится, он понятнее и проще, неплохой боевик.

Понятнее и проще… Но этого мало. Оставляет осадок, что не смогли передать столько, сколько мог ли бы создатели. А могли бы, думаю точно. И вообще, как жена могла подписать бумаги на «реконструкцию» мужа? В первом фильме этого нет! И даже трудно представить! Он МЕРТВ для семьи. И в этом драма… В этом трагедия… Для обоих сторон… Жены и ребенка СЛИШКОМ МНОГО в новом фильме. Они уводят фильм от главной концепции. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ИСПОРТИТЬ ИДЕЮ О СУПЕРГЕРОЕ – ЖЕНИТЕ ЕГО И ПУСТЬ У НЕГО БУДЕТ МНОГО ДЕТЕЙ…  Я не против семейного счастья главного героя. Но не в контексте такой идеи, как Робокоп. Это ни «Санта-Барбара», не дано превращать многогранную идею В жвачку! Воспоминания Алекса Мерфи о ребенке и жене в первом фильме смотрятся тоньше и психологичнее, чем в новом. Там показаны их отношения дозировано и это было достаточно, чтобы понять всю боль и трагедию полицейского, который больше не вернется к прежней жизни, который не увидит свою семью, возможно, больше никогда… Вот это цепляет. До слез. Что ты больше не человек… Но робот ли?

В новом фильме Алекс, получивший ампутацию руки и ноги, потерявший зрение, на грани полной инвалидности. Не лучше ли было жене настоять, что с такими повреждениями можно жить, используя новые технологии в лечении, чтобы сделать высокотехничное протезирование и вернуть зрение? Если они могут сделать таких роботов, значит, они могли вернуть Алексу ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ. Понятное дело, сценарий. Но все-таки.

И, отходя, от семейной драмы нового фильма к истинной концепции первого «Робокопа», хочу сказать следующее – это один из немногих американских фильмов про полицию, где они показаны без ложного патриотизма  и глянцевого пафоса, которых ценишь и уважаешь, как действительных защитников. Где шеф полиции (мужчина, а не женщина, как в новом!) на слова полицейских: «Скоро забастовка!», отвечает: «Офицеры полиции не бастуют!» Это затрагивает и заставляет задуматься. И еще – в первом фильме показана жестокость улиц, лживость и преступность в корпорации OCP, но полицейские не были продажными, как шеф полиции в новом фильме.

А тот момент, когда Луис, на своих хрупких женских плечах, помогает подняться расстреливаемого полицейскими Алекса, сажает в машину, а в них продолжают палить… А до этого, когда Мерфи выходит из здания, на него направляют десятки стволов, и когда кто-то из полицейских кликнул: «Но он же полицейский!», этим самым говоря, как же можно в него стрелять, он один из нас. Но отдан приказ – стрелять! И ничего не остается, как палить одним, и пытаться спастись другому.
В новом фильме Робокоп остается прекрасным семьянином, спасая в конце жену и ребенка.

И все.

Это один из тех фильмов, где мне хотелось, чтобы он спас мир, или хотя бы даже родной Детройт от нашествия роботов. Вот это было б супер! Все бы за это простила авторам новой версии!

И, собственно, очень важное замечание – ГДЕ ТА МУЗЫКА, от которой мурашки по коже и ожидание тяжелой поступи Робокопа и его поворота корпуса? Музыка появляется в фильме только два раза! И все… Как же так?!
…И не было в конце диалога:
- Как тебя зовут?
 - Мерфи.



Ремейки остаются ремейками, классика – классикой. Стоит посмотреть и один, и другой. И понять, что вместе с новыми приемами, звуком, спецэффектами должна оставаться все-таки главная ИДЕЯ и КОНЦЕПЦИЯ фильма, в первую очередь. Нельзя превращать качественный боевик в мыльную оперу. Сочетание этих жанров только для профессионалов!
Новый «Робокоп» так не задевает как первый.
Он будет только ремейком, новым взглядом, не больше, потому что есть ПЕРВЫЙ.

Мария Кондаурова
24.02.2014.