Слово не воробей

Олег Маляренко
Эту пословицу знают многие, возможно, что и все. Из них большинство знает эту пословицу и полностью: «Слово – не воробей. Вылетит – не поймаешь». О результате вылетевшего слова можно только догадываться. Но мало кто знает первоначальное содержание пословицы: «Слово – не воробей. Поймают – и вылетишь». Смысл при этом проявляется однозначно. Для иллюстрации этого приведу три примера.

ЗЕЛЁНАЯ КОФТОЧКА

Муж собрался в командировку в Москву. Подчёркиваю: не приехал, а только собрался уехать. Жена заранее знала, что ему заказать привезти.

- Мой дорогой, - ласково сказала она, - купи мне кофточку.
- Куплю непременно. А какую? Фасон, материал, расцветка.
- Да любую. Только не зелёного цвета.
- Можешь не сомневаться. Куплю такую кофточку, что закачаешься.

А вот теперь. Вернулся муж из командировки, и жена первым делом спрашивает:
 
- Кофточку привёз?
- Ты же знаешь, что память у меня отличная. Сказал – сделал. Для моей дорогой жёнушки я готов хоть луну достать с неба.

Открывает чемодан, развёртывает пакет и достаёт кофточку. У жены от удивления глаза полезли на лоб, и перехватило дыхание. Кофточка оказалась ЗЕЛЁНОГО цвета!

- Я же просила кофточку не зелёного цвета, - смеётся жена. – Теперь у меня будут две зелёные.
- А я запомнил, что ты говорила именно о зелёном цвете.

Инцидент был исчерпан, но его могло и не быть. Если бы муж слушал более внимательно, то купил бы то, что надо. Виновата и жена из-за своего многословия. Если бы она не стала упоминать цвет кофточки, то из тысячи разных муж остановился бы, скорее всего, на другом цвете. Ещё Штирлиц сказал, что запоминается последнее слово.

БЕЗ МАЛОГО ПРИЗЫВНИК

Серьёзного вида мужчина вошёл в парикмахерскую. Посетителей не было, поэтому сразу он сел в кресло. Его приветливо встретил розоволицый пожилой парикмахер.

- Как будем стричься? – поинтересовался мастер.
- Мы будем стричься, чтобы немного укоротить волосы и открыть ушки. Височки прямые, - ответил клиент.

Мягко зажужжала стрижмашинка. Всё-таки приятно, что его будет стричь опытный специалист, а не обычная молодая девчонка.

- Прошу прощения, почему вы такой грустный? – глянул мастер.
- Вчера провёл сына в армию. Постоянно думаю и беспокоюсь о нём.
- А о чём беспокоиться? Отслужит и вернётся домой настоящим мужчиной. Я, например, до армии ничего не умел делать, а после службы в ней научился всему.

И парикмахер пустился в воспоминания о своей срочной службе в армии, лучшими годами жизни, по его мнению. Цирульник принялся трещать без умолку. Если считать, что слово не воробей, то он выпустил грандиозную стаю воробьёв. При этом ни на секунду не прерывал своего основного занятия. Клиент буквально заслушался такого Цыцерона, а также Цезаря, и забыл глядеть в зеркало. Параллельно он вспоминал свою службу в армии. Внезапно машинка остановилась, и фонтан словоизлияний говорливого парикмахера заткнулся.

Глянул клиент в зеркало и не поверил своим глазам. На него глядела голова, лишённая всякой волосяной растительности. От былой причёски не осталось и следа. Моментально вскипел от возмущения.

- Вы что натворили? Я просил вас немного укоротить волосы, а вы их сняли под корень!
- Прошу прощения! Я немного заговорился. Вспомнил, что в мои годы призывников стригли под ноль.
- Вы что, приняли меня за призывника? Безобразие! Я это так не оставлю!
- Если хотите, я вас буду стричь в течение года бесплатно.
- Спасибо! Как-нибудь обойдусь без ваших услуг!

Мужчина вышел на улицу. Прохладный ветерок обдувал его пустую от волос голову. На душе у него было мерзко. Для себя он твёрдо решил впредь стричься только у молчаливых парикмаХЕРов. И дёрнул же чёрт сказать про сына-призывника!

НОСОВОЙ ПЛАТОК

Ада Львовна собралась постирать брюки мужа. Прежде чем загрузить их в стиральную машину, она решила проверить карманы. Извлекла на свет божий неизвестный носовой платок, явно не мужний, к тому же со следами помады. Это насторожило бдительную супругу. Хорошо рассмотрела на свету и даже понюхала. Пахло посторонней женщиной, или это ей показалось.

Муж Сруль Петрович вернулся домой в добром расположении духа. Но вид жены несколько снизил его тонус.

- Чей это платок? – спросила она, протягивая аксессуар.
- Откуда ты его взяла?
- Из твоих брюк.
- Тогда значит, что он мой.
- И давно ты пользуешься духами?

Мозг Сруля заработал со скоростью как у шахматиста в цейтноте или взбесившегося компьютера. Этим платком Лисичка стирала следы помады с его лица при расставании. Только не понятно, как он попал к нему. Теперь надо выкручиваться. Что сказать? Нашёл на улице. Нет, это элементарно и неправдоподобно. Платок не трусики, так что улика несерьёзная. Авось пронесёт.

И тут Сруль допустил непростительную ошибку, когда ляпнул:

- Мне этот платок дала одна женщина.

Он сразу осёкся, но слово выпорхнуло.

- Срулик, та женщина дала тебе только платок или ещё что-нибудь?
- Можешь не язвить и не делать неприличные намёки, - сказал оскорблённый муж, лихорадочно соображая.
- Так всё-таки, кто она?
- Женщина, которая сидела со мной рядом в метро. Когда мне в глаз попала соринка, она предложила мне свой платок.
- Сам доставал соринку или она помогала.
- Конечно, она.
- Тогда почему ты не вернул даме её платок?
- Когда я открыл глаза, она уже покинула вагон.
- Вот что, мой милый, хватит врать! Я не верю твоим мансам. За это ты будешь наказан!

И жена сдержала своё слово, лишив мужа сладкого на время двухнедельного карантина. Пришлось бедняге на тот период довольствоваться только любовницей.

Эта история ничего вам не напоминает? О подобной ситуации, где фигурирует носовой платок, великий Шекспир сотворил бессмертную трагедию. Вкратце приведу её содержание. Один мавр обнаружил подброшенный носовой платок своей жены. Отелло рассвирепело и задушило Бездемону.

К счастью, наша история закончилась более благополучно.

«Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется» - сказал поэт Ф.И.Тютчев. Люди! Будьте осторожны и внимательны к словам, которые вылетают из ваших уст!