Искушение кладом

Игорь Шистеров
          Глава 1.

В свете костра не было видно, что за монета была в моей руке. Включив налобный фонарик, с удовольствием рассматриваю тёмную медь. Сохран, на удивление хороший, рисунок чёткий, пятачок 1911 года. Ну, монеты этого периода, как правило, находятся в хорошем состоянии, ведь они мало походили по рукам. Вот только странные пятна  светло-зелёных окислов местами покрывали её поле. Стоп. Посмотрим другие три монетки. Ё-моё! Так и есть. И троячки и двушка выглядели точно так же. Распашка!

   Сколько раз читал на форумах, что когда монетные клады зацепляют плугом и не заметив, растаскивают по полю, то окислы выглядят по другому. Металлы, долгое время пролежавшие рядом, коррозируют друг с другом. А когда сам нашёл, - сразу и не узнал.


          Глава 2.

   Ровно сутки назад, выйдя тёмным осенним вечером из рейсового автобуса, я двинулся пешком от одной деревни до другой. Судя по карте, между ними была просёлочная дорога, но, пройдя по обочине минут двадцать, я так и не нашёл этого отворота. Зато попалась грунтовка, зажатая между полем и лесом, ведущая в нужную мне сторону. Вспомнив пословицу - в России нет дорог - есть только направления, двинулся по ней.

   Богатое воображение живописало выбегающих из леса кабанов, лосей, волков. В конце концов это надоело и я пошёл по скошенному полю, благо оно было не пахано, а стерня не высока. Через какое-то время, забирая правее и правее, подальше от леса, я наткнулся на грунтовку, идущую параллельно лесу. Как же я не нашёл отворота на неё… Ладно, когда пойду обратно, разберусь с этим.
 
   Вскоре дорога упёрлась в лесок, судя по карте, за ним было небольшое поле, а затем и нужная мне деревня. 9 часов вечера. Нужно вставать на ночлег. Захожу в лес, он узкой полоской вытянут вдоль глубокого лога. Не люблю ночевать около дорог, но делать нечего. Она, скорее всего, используется только летом, сейчас же, в осеннюю распутицу, по ней мало кто ездит, тем более ночью. Натаскав сухостоя для костра, жердей, штук 30, и натянув навес из плёнки, ужинаю и ложусь спать.

   Утром, позавтракав чаем с баранками, собираю металлодетектор и прикручиваю ручку к лопате. Металлопоиском  занимаюсь уже несколько лет. На кладоискательских форумах всё время ходят слухи, что скоро запретят наше хобби. Пока можно - хожу, ищу монетки для своей коллекции. Собираю рюкзак  и прячу его в густом подлеске, днём он мне не нужен. С собой беру небольшой рюкзачок с разной мелочью, всякие там перчатки, салфетки влажные, небольшой термос с чаем. Выйдя на дорогу сразу включаю прибор, иногда здесь тоже бывают находки.

   Выйдя из лесочка, осматриваю с пригорка открывшуюся деревню, она большей частью расположена на другом берегу небольшой речушки, но на этой стороне тоже есть несколько домов. Похоже что здесь их было больше, а значит для меня есть места для поиска. Начинается суббота.

   В конце концов день подходит к концу. Осмотрел почти всю деревню и даже ходил километра на три за неё, хотел найти урочище, где была небольшая деревушка. Но наткнулся на свежие следы, то ли крупной собаки, то ли волка. Вернулся обратно, от греха подальше.

   Уже вечером решил зайти в местный магазинчик, купить на ужин чего-нибудь. Рядом стояло несколько, чуть-чуть подвыпивших мужиков. Видно было, что это не синяки и не шантрапа какая-нибудь, так что опасности для меня не представляли. Более того, именно с такими, одновременно хозяйственными, но в тоже время не зацикленными мужиками, я любил пообщаться. В результате иногда удавалось узнать что-нибудь интересное. Вот и сейчас они сразу проявили ко мне интерес.

   -Ну, как, есть находки?
   -Да, есть парочка монет.
   -Посмотреть можно?
   -Смотрите. Вот- двадцатик советский, такие вы конечно же помните, а вот монета поинтереснее. Пятачок 24 года, советский, ещё медный. Монета не редкая, но и не частая, у меня всего второй такой.
   -Не густо.
   -Я и этому рад, зато выходной хорошо прошёл.
   -Сам-то откуда?
   -Из Ижевска.
   -А сюда как добрался? На машине?
   -Нет, пешком пришёл с трассы от соседней деревни.
   -И куда ты сейчас, на ночь глядя?
   -В лесу переночую. Турист я со стажем - ночёвки на природе для меня привычные. Главное чтобы дождя не было, но инет, вроде, не обещает.
   -А вон в сирени не искал, за дорогой, там дом старый стоял.
   -Искал, но там же ПГС высыпан, так что если и есть там что-то, то мой прибор ничего не чувствует.
   -Хм, а когда я этот дом разбирал, то под одним из углов несколько пятаков Екатерининых нашёл.
   -Здорово, повезло тебе.
   -А может твой прибор всё-таки учует что-нибудь?
   -Бесполезно. Здесь нужен глубинник, а мой прибор чувствует  максимум на штык лопаты.
   -Жаль.

   И тут в разговор вступает ещё один.

   -У меня жена весной пару монет медных на огороде нашла, если бы ты у меня походил,  мог бы найти ещё?
   -Если есть, может и найду.
   -А если найдёшь, то как делить будем?
   -Земля твоя собственность, значит всё, не имеющее исторической и культурной ценность принадлежит тебе. Металлоискатель и опыт поиска - мой. Тебе половина, мне половина. Годиться?
   -Годиться. Сейчас можешь поискать?

   Вот оно. Изредка подобные разговоры заканчиваются такими договорами. Иногда удаётся что-нибудь и найти на таких огородах. Куй железо - пока горячо!

   -Походить можно, правда солнце скоро зайдёт, так что успеем чуть-чуть пройтись. Пошли.

   Через пятьдесят минут, уже в полной темноте, мы с хозяином сидели у него дома и рассматривали восемь монеток. Делёжка прошла быстро и без обид.


          Глава3.

   Догадка взбудоражила меня. Наконец-то. Распашка. Что же делать? Времени десятый час вечера. В лесу темень. Светло только около костра. Вроде бы всё понятно. Нужно утром вернуться. Договориться с хозяевами и днём спокойно, часов до 2-х, походить по огороду.  Затем дойти до трассы и дождаться рейсового автобуса.

   А может, чуть позже, когда все уснут, вернуться в деревню. Огород с двух сторон ничем не огорожен. Если втихую походить, то все монеты мои будут. А вдруг там и серебро есть.

   Нет. Что за бред. Хотя, если прибор посильнее замотать, то слышно будет только мне. С интересным сигналом можно даже не разбираться на месте, просто бросать горсть земли в рюкзачок, а завтра, утром, не спеша, в лесу выцепить все монеты.

   Блин. Так нельзя.
   Но как дождаться утра? Я же не усну.
   Нет. Нужно просто лечь и уснуть. Утро вечера мудренее.


          Глава 4.

   Просыпаюсь от шума машины. По дороге в сторону трассы промелькнул свет фар. Вдруг машина остановилась и быстро, задним ходом, вернулась обратно. Остановилась напротив моего костра. Нас разделяет метров пять. Несколько секунд машина, урча мотором, стояла неподвижно. Неожиданно она свернула с дороги и ринулась в мою сторону, как бабочка на свет фонаря. Между нами был густой подлесок, и понимая что сейчас он весь кузов уделает, я замахал руками. Машина остановилась. Сдала назад. Потарахтев немного, мотор заглох. Наступила тревожная тишина.

   Взяв лопату в руки, я ждал. Что будет дальше.
   Дверь, со стороны водителя, отворилась и тёмный силуэт молча опёрся на крышу машины.
   Необходимо было прервать тишину.

   -Доброй ночи. Что же вы на машине прямо в лес-то поехали, вы же весь капот наверное исцарапали.
   -Да, ладно, чё ей сделается. А ты чё, один что ли?
   -Один.
   -А я думал, тут мужики местные водку пьют.
   -Да не. Тут только я. Лежу. Сплю.
   -А почему тут?
   -Я турист, а здесь спокойно, тихо, дров много, машины не ездят. Сам-то почему здесь оказался?
   -Да блин, я с женой поцапался. Выпил с вечера, ну и слово за словом - разругались. Так-то я в Бабино живу. Ну, сел в машину и на трассу.
   -Так от Бабина прямая дорога на трассу есть, сюда-то зачем попёрся?
   -А фиг его знает.
   -Ладно, иди сюда, сейчас чайку вскипячу, посидим, поговорим, ночь длинная.

   К костру подошёл мужчина лет тридцати, заметно под хмельком. Он с удивлением смотрел как я наливаю в котелочек воды из полторашки, как нацепив его на палку, держу над самым огнём, дожидаясь когда вода закипит. Потом ложу парочку пакетиков и закрываю крышкой, чтобы заваривалось. Достаю баранки и сахар, засыпанный в пластиковую бутылочку, там он не отсыревает и не рассыпается. Наконец всё готово, наливаю ему в кружку, а себе в крышку от котелка.

   Поговорили мы таким образом минут двадцать - тридцать. Выяснилось, что я знаю его мать, познакомился с ней когда весной ходил по одному урочищу, под Бабино. И более того, в тот раз, когда я подходил к урочищу, он проехал мимо меня на Окушке. От всей деревни их дом только и остался.

   За это время мой гость немного успокоился. Пригласив меня к матери, походить по огороду и обменявшись со мной телефонами, он решил ехать домой.


         Глава 5.

   2 часа ночи, до рассвета ещё далеко. Сна ни в одном глазу. Ночное происшествие взбудоражило меня. В деревне все спят. Может всё-таки пойти туда сейчас. Часов за пять я всё успею провернуть.

   Так. Опять вечерние мысли. Надо как-то с этим бороться.

   Что-то здесь не чисто. И, главное, как же удачно на меня этот чел выехал. Нечисто здесь что-то.

   Стоп. Впервые в жизни я осознал что это - действия бесов. Во всей округе этот человек явно не единственный выпивший, а значит с ослабленной защитой. Но он, хоть и опосредованно, всё же сталкивался раньше со мной.
 
   Значит действия разворачивались так. Есть чел в какой-то степени знающий меня, он вечером выпивает, ругается женой, едет в мою сторону, будит меня и оставляет наедине с моими дурацкими мыслями…

   Понимаю что это смахивает на комплекс всемирного заговора, но теперь понятно с чем нужно бороться. Господи, прости мне прегрешения мои, и дай мне силы, дабы достойно пройти по путям твоим.


         Глава 6

   Передо мной руины небольшого храма.

   Вхожу в зияющую темноту главного входа. Слева, прямо в стене, устроена кирпичная лестница, ведущая вверх, на колокольню. Следующее, прямоугольное помещение, не имеет крыши, над головой серое, тусклое небо. Вместо пола- груды земли, поросшие чахлой растительностью. Дальше идёт подкупольное пространство. Как ни удивительно, купол уцелел, благодаря этому настенные фрески сохранились, они закопчены, истёрты, но всё же их можно рассмотреть. Прохожу в алтарную, главную часть храма, стены здесь почти полностью разрушены, то что осталось – доходит мне только до груди. Много лет назад здесь располагался мужской монастырь. В алтаре, с небольшого возвышения, беспрерывно  читалась особая молитва, охраняющая мир. Монах, читающий молитву, на время службы облачался в особую одежду, представляющую из себя чёрную накидку с капюшоном, с вышитой серебряной нитью молитвой. Я держу в своих руках тот самый балахон, аккуратно сложенный стопкой. Необходимо прочесть молитву три раза, на три стороны света.

    Повернувшись налево начинаю читать её наизусть. Вдруг, на полуразрушенной стене, слева и справа, появляются какие то пацаны, лет 12-15, они начинают свистеть и смеяться на до мной. Это заканчивается, лишь я заканчиваю чтение. На полу, после ребятни, остаются какие то предметы, которыми они бросались в меня.

   Поворачиваюсь на правую сторону алтаря, во второй раз начинаю творить молитву. Вдруг начинается сильный, шквальный ветер, пошёл снег, началась буря. Пригнувшись навстречу ветру, прижимаю одежду с молитвою к груди, глаза залепляет бешено несущийся ветер, я пытаюсь дочитать молитву, но слова улетают из памяти, помню только начало: «Господи, вечно цветущий…» Развернув балахон, дочитываю молитву до конца. Ветер останавливается.

   Поворачиваюсь прямо, что бы в третий раз прочесть необходимые слова. Но жуть охватывает меня, неведомая сила не даёт вымолвить ни слова. Во всём мире наступает тишина. В теле осталось только ощущение слабости, как будто из меня кто-то выжал всю энергию, как воду из губки.

    Подымаю голову, за изгородью серая плоскость пустыни тянется до самого горизонта, ни деревца, ни травинки. Безжизненное небо, как серая тряпка, уходит за ровную линию горизонта. За оградой стоит молодой человек, по виду как студент. Насмешка слегка искривляет линию губ.

   -Ну, что, здорово я тебя обманул?


         Глава 7

Это был только лишь сон.


         Глава 8

   Жена хозяина стояла, оперевшись на палисадник и смотрела как я подхожу.

   -Доброе утро.
   -Утро доброе.
   -Вчера мы не весь огород проверили у вас. Я вечером внимательно рассмотрел монетки, доставшиеся мне. Похоже что весной вы распахали кладик времён Гражданской войны. Хотелось бы поискать и остальные монеты. Если их сейчас не собрать, то они очень быстро обрастут окислами, а сейчас они сравнительно чистенькие.
   -Ну, что ж, пошли, посмотрим что ты сегодня найдёшь.

   На огороде первым делом поставил рядом пакет с комком земли внутри, что бы его не унесло ветром. Сюда я буду бросать найденное. Это было самонадеянно, но я читал что крестьянские медные клады того времени зачастую исчисляются сотнями монет. Через несколько минут туда полетели первые медяшки. Потом ещё и ещё. Вскоре стало понятно, что находки тянутся полосой метра в три и длиной метров двадцать.

   На звук прибора начали подтягиваться соседи, появились вездесущие мальчишки. Вскоре один из них радостно поднял с земли свою первую находку, минут через десять ещё и ещё. Вокруг народ охал и ахал, когда я  взяв комок земли в руку, сообщал что внутри находиться монета. К всеобщей радости тёмный кружочек, почти ничем не отличающийся по цвету от земли, вываливался изнутри.

   Часам к 12 местным всё это надоело, и народ начал расходиться, остались только мальчишки. Затратив часов пять на ковыряние огорода, и оставив ребятишек, продолжающих выискивать находки,  вытряхиваю землю из пакета, и иду к хозяевам.

 
         Глава 9.

    Хозяин пришёл с работы на обед. Меня пригласили за стол. Это было кстати, очень хотелось пить. За чаем поговорили о том как живётся нынче в деревне. Я с одобрением отметил что земли вокруг деревни пашутся и засеваются. Хозяин с гордостью рассказал про сына, работающего трактористом и зарабатывающим в страду аж до 14 тысяч, а это по деревенским меркам, ну очень хорошая зарплата. Разговор перешёл на монеты.

   -Ну как, много сёдне нашёл?
   -Сейчас посмотрим, сам не знаю. Хозяйка, дайте пожалуйста газетки.

   Расстелив газеты, я высыпал находки на стол. Получилась приличная кучка.

   -Помогите рассортировать. Нужно разложить их по номиналам. Отдельно копейки, двушки, троячки и пятаки, потом разделим их на две кучки. Серебряных, к сожалению, не было.

   Ещё через несколько минут находки были разделены.

   -Ну, что же. Одна кучка будет ваша, другая - моя. Эта кучка будет решкой, эта - орёл. Подбросьте монетку. Как выпадет - так выпадет, на всё воля божья.
   -Если продать, сколько можно за них выручить?
   -Трудно сказать точно, я же не скупщик. Но, вроде, обычно дают от десяти до тридцати рублей за подобные монеты. Считайте сами, у вас здесь около восьмидесяти монет будет.
   -Пусть лучше дома лежат. Внуки приезжают в гости – будут играть.
   -Ну всё на сегодня. Спасибо за удовольствие, за то что пустили по вашей земле походить. Дай Бог вам здоровья. Я пошёл, надо ещё успеть до трассы дойти.
   -Иди с Богом.



          Глава 10.

   Я шёл по просёлочной дороге к своему лесочку, где был спрятан мой рюкзак. За вчерашний вечер и сегодняшний день было собранно 156 монет на общую сумму 4,5 рубля. Больше всего было троячков и двушек. Немногочисленные пятачки были сильно потёрты, их же выпускали в основном в 1870-е годы, соответственно к 1918 году они уже успели поистереться, переходя из рук в руки.

   Что такое 4,5 рубля для того времени? До 1914 года заработок хорошего рабочего составлял примерно 20 рублей в месяц, но за время войны инфляция сильно обесценила деньги. Воткинские рабочие в 1918 году получали уже по 40 рублей  и этих денег не хватало на содержание семей. До войны на 4,5 рубля можно было приобрести гуся, а вот позднее уже только курицу. По сути дела это просто карманные деньги, которые уже не таскали в кармане. С 1915 года население стало придерживать в кубышках серебро. А потом стали придерживать и медь. Известно что правительство вынужденно было пустить в оборот непогашенные почтовые марки, со специальным штампом, вместо мелочи. Эти марки стали предтечей печально известных керенок.

   Дойдя до лесочка, в последний раз оглядываюсь на деревню. Так. Кое-что забыл сделать. Находки взял, а взамен ничего земле не дал - так не годится.

   Открываю кошелёк, вытряхиваю на ладонь всю мелочь. Эти, эти и вот эти не годятся, они железные, сверху только тоненькое защитное покрытие, в земле сгниют полностью. А вот эти можно схоронить, может лет через двести какой-нибудь чудак, копнёт случайно в этом месте и будет ему диво.

    Благодарю тебя, мать-земля за милость твою, за заботу твою обо всех живущих на земле. Благодарю за траву, цветы и деревья, произрастающих на тебе и дающих пропитание всему сущему. Благодарю за всех тварей земных, за птиц небесных, и рыб речных и морских. Прости, если можно, нас, детей неразумных. Спасибо тебе. Аминь.