Рецензия на Ваня, деревенский зомби

Кузнецов Николай 2
Итак, «Ваня, деревенский зомби». Я взял на себя смелость назвать это произведение повестью, поскольку сам автор никак его не обозначил.

Сюжет незамысловатый. Скажу больше – его практически нет. По сути, это череда историй, рассказанных от первого лица. Истории из жизни (если точнее, посмертного существования) Ивана Запредельного, «обычного русского зомби», что проживает в деревне Перловка Самарской области. Проживает, опять-таки, сказано слишком сильно, но верно. Бытие (или небытие) Вани Запредельного практически ничем не отличается от жизни других деревенских жителей. Он имеет жильё, хоть плохонькое, но своё, работает в ночную смену на местном производстве по выпечке булок, и даже держит дома кота. Всё как у людей. И если бы не зелёный цвет лица, дырки по всему телу и периодически отваливающаяся нога, никто бы на Ваню и внимания не обращал.

Да так, наверное, и было в его прошлой, «живой» жизни. Работал Иван техником-мотористом, читал книжки, готовился к поступлению в институт. Потом ушёл в армию, через два года вернулся. И, не успел оглянуться, как «стал зомбаком». Что произошло, как это получилось, автор не уточняет, но, собственно, здесь это и не важно. Главное – как Ваня обустроил своё существование после этого казуса. А обустроил он его неплохо, надо признать. Девушки наперебой приглашают его в баню – похлестать веником, деревенские торговки молоком Ваню обожают, так как он поднял местный кефирный бизнес на небывалую высоту. А хлебобулочные изделия, выпеченные зомби, идут «на ура».

Одно плохо – и это перечёркивает герою всё удовольствие от его бытия – не может он насладится всем этим. Ни вкуса молока почувствовать бедный Ваня не в состоянии, ни девушек обнять (ну, вы понимаете), ни сдобной булочкой побаловаться. Ибо язык у него ничего не ощущает, орган, ответственный за интим, давно отвалился, а в организме дырки, в которые выливается выпитое бедным зомби парное молоко. Кстати, при чтении эпизода, где Ваня пьёт молоко, мне вспомнился чудный актёр Джим Керри в фильме «Маска». Там, где он после всаженной в него автоматной очереди пьёт из бутылки, а спиртное льёт из дырок в три ручья.

Стиль, в котором написана повесть, вполне соответствует содержанию. Чем-то он напоминает стиль мультфильма «Волшебное кольцо» по сказке Б. Шергина, озвученный актёром Евгением Леоновым. Это, немного наивное, полное «народных» словечек, повествование придаёт рассказу о деревенском зомби некое обаяние. Да и сам зомби вызывает у читателя сочувствие (вот бедолага, как его угораздило!) и сопереживание в его житейских невзгодах.

А проблем у зомби немало, и мы это видим в череде проходящих перед нами историй. Истории эти, как я уже сказал, не образуют внятного сюжета. В каждой из них обыгрывается отдельный эпизод из нелёгкого существования «зомбака» Вани Запредельного. И здесь юмор очень к месту, ведь без него повествование о бытии Ивана превратилось бы в унылую череду неприятностей. Особенную благодарность в этом смысле хочется выразить автору за эпизод с «ремонтом» порванного медведем Ваниного бока. «Это меня прошлой зимой, медведь подлюка подрал и бок мне вырвал. Я дома после сподобился, напихал всякие ватины и тряпки себе в бок. А поверх кусок кожи со старого дивана содрал и нитками суровыми на свой бочок нашил. Главное с виду смотрится вроде, как и ничего даже». Действительно смешно, хотя кто-то может поморщиться от «чёрного юмора» и упоминания вываливающейся требухи.

Недостаток в проработке сюжета особенно чувствуется в финальных главах, которые, теоретически, должны подводить какой-то итог, или хотя бы дать повести логическое завершение. Но нет, последние главы практически ничем не отличаются от остальных, хотя вставленная в текст сказка о ёжике весьма симпатична.

Ещё одним существенным недостатком этого произведения является невысокий уровень грамотности текста. Складывается впечатление, что автор просто поленился вычитать собственный текст, проигнорировав даже «вордовские» подсказки. Помните фразу: «Казнить нельзя помиловать?» Так вот, она вспоминалась мне всё время, когда я читал эту повесть. Я, когда брался за написание рецензии, не ставил себе задачи обсуждать правописание, и вообще каким-либо образом указывать автору на проблемы русского языка. Но, поскольку огрехов в этом тексте довольно много, и это влияет на общее впечатление от произведения, мне пришлось об этом сказать. Ещё, к слову, меня лично удивило чрезмерное, на мой взгляд, употребление частицы «то», причём в большинстве случаев без обязательного в этих случаях дефиса. Но это (я имею в виду «то») уже вопрос авторского стиля.

Подводя итог, могу сказать: повесть об Иване Запредельном, деревенском зомби, довольно занимательна, читается с интересом, и вполне может скрасить пару вечеров непритязательному любителю юмористической прозы.

 

2013-04-01

 

Автор: Натан Темень