Рецензия на Ташкент-подземная, метро 2034 Кузнецов

Кузнецов Николай 2
Произведений, обыгрывающих популярную тему постапокалипсиса, написано много. В рамках темы постапокалипсиса и был создан мир, вернее, так называемая «вселенная» «Метро 2033». Роман под таким названием написан писателем Дмитрием Глуховским. Кроме того, существует продолжение от того же автора – роман «Метро 2034».

Здесь нам представлено произведение «Ташкент-подземная», очевидно созданное Н.Кузнецовым на ту же самую, популярную тему «Метро». Произведение небольшое, и обозначено автором как сборник рассказов.

Хотя рассказами составляющие этого произведения назвать трудно. Это скорее главы. Сама же книга трудно поддаётся определению. Возможно, это повесть. Или заготовка для полноценного романа.

Главный герой – молодой человек по имени Ветер – идёт из Алматы в Ташкент. Он попадает в бывший Ташкентский метрополитен, давно уже превратившийся в убежище для самых разных обитателей, дружелюбных и не очень.

Действие происходит, естественно, в 2034 году, и, в соответствии с миром «Метро», страна – да и вся планета – переживает тяжёлые времена. Остатки населения пытаются выжить на постапокалиптическом пространстве, заражённом радиацией в той или иной степени и населённом мутантами разного вида. Людей осталось совсем мало. В Алмате, откуда родом Ветер, «поди, тысяч пятьдесят набрать с ходу можно, а если еще и по горам пошукать, то все сто пятьдесят-двести тысяч наскрести не фик делать».

То же самое, судя по всему, происходит и в тех краях, куда стремится попасть главный герой. Обстановка там непростая: «Объявились никому не ведомые вожди, свои беки, баи. Они быстренько сколотили свои отряды басмачей и принялись терроризировать людей. Создали свой священный Халифат. Но, им воспротивились немногие военные и милицейские, а позже к ним присоединились интеллигенция и рабочие с завода».

В книге, кстати, приведена схема Ташкентского метро, где живут нынешние, выжившие или родившиеся уже после катастрофы, обитатели этих мест. Кроме людей, есть в этом мире крысы трёх видов: белые, серые и чёрные. Как говорит нам словами охранника Абдуллы автор: «– Белый крыс – умный, черный крыс – шайтан поганый, серый крыс умный – но дурак совсем. Ок каламуш – наши друг, серый крыс – наши олжа (добыча). Мясо кушать, плов варить. Кара – шайтан йомон (черный, плохой), мясо нельзя, болеть будешь».

Кроме крыс, имеются здесь и совсем уж страшные мутанты. «Птички, а если быть точнее, "дракончики", совершенно мерзкие твари. При размахе крыльев до четырех метров, и длине зубов до тридцати сантиметров, представляют собою очень опасного противника. И для слабо вооружённого бойца, на поверхности, могут доставить массу неприятностей».

А ещё в этой книге есть военные на бронированных автомобилях, подземные бункеры, золото в слитках, оставленное в закрытом хранилище, очаровательная женщина-врач, в одночасье полюбившая главного героя, и прочий антураж постапокалиптической фантастики. Словом, любители постапокалипсиса, и, в частности, мира «Метро», найдут здесь то, что им нужно. Потому что читателю, не отягощённому тягой к подобным темам, трудно будет оценить это произведение по достоинству и получить удовольствие от знакомства с текстом.

Сюжет в этой книге есть, хотя довольно расплывчатый и неровный. Повествование скачет от одного события до другого, создавая ощутимые провалы. Хотя эти провалы можно объяснить стилем, в котором написана книга. Манера письма напоминает записи в дневнике, или, скорее, отчёт журналиста о длительной командировке в «горячую точку». Это впечатление подкрепляется эпизодами, в которых литературное произведение начинает напоминать газетную передовицу. «Перед контрольной панелью сидит главный  механик Рашид Осмоналиев, совсем уже пожилой человек.  Помнит еще те, довоенные, времена, когда он, крепкий мужик, за рулем своего верного КамАз-а развозил по Ташкенту стройматериалы. Рядом с ним стоят двое его учеников, в замасленных халатах. Вот один покрутил рукояткой, выровнял обороты двигателя. Второй включил электрогенератор.

В ровном фырчанье дизеля появились новые нотки, тонко завыл генератор. В вагоне загорелись многочисленные лампочки и путевые фары».

Невольно вспоминаются «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова. Помните незабвенное: «Дышите глубже – вы взволнованы»? Словом, если читатель ищет в этой книге каких-то литературных изысков или добротный, лихо закрученный сюжет, его ждёт разочарование. Скорее, это чтение для «фанатов» мира Метро 2033 и Метро 2034, которые будут рады ещё раз хоть немного, но прикоснуться к полюбившейся им теме.

 Автор: Натан Темень