История и мифология мировых религий в кратком изло

Вадим Данилевский
               
                Введение 

Вся история человечества неразрывно связана с религиями. Как говорил поэт (Валерий Брюсов): – «Искусства, знанья, войны, троны\ И память сорока веков!»…– все, так или иначе, «завязано» на религию.

Современному человеку для того, чтобы ориентироваться в мировой истории и искусстве, независимо от того, верующий он или нет, необходимо знать хотя бы основные положения истории и мифологии*,

* Мифология – совокупность рассказов, повествований о богах, героях, духах, происхождении мира и человека и т.п.

наиболее распространенных в мире религий.

Люди начали задумываться о высших силах, о богах на заре своего существования. Под словом Бог подразумевалась, непостижимая для человеческого разума сущность, повелевающая могучими силами природы. Слово «религия», скорее всего, произошло от латинского «religare» – «связывать», «соединять». Религии пытаются связать материальный мир людей и невидимый божественный духовный мир. На основе своих представлений о божественном, религии устанавливают законы, которыми надо людям руководствоваться в повседневной жизни.

Некоторые ученые считают, что религии – это отголоски древних знаний погибших цивилизаций.

Естественно, что различные народы, живущие в определенных природных условиях, создали свои религии, законы которых наиболее подходят условиям проживания. Весьма знаменательным является то, что, несмотря на многие различия, основные мировые религии, так или иначе, сходятся в основных положениях:
– существование Бога – творца всего сущего;
– бессмертия человеческой души;
– противоборство Добра и Зла (исключение – Индуизм и Буддизм, где и праведник и злодей есть суть одного Божественного начала);
– необходимость духовного роста человека, преодоления звериных инстинктов (зависть, жадность, агрессия, эгоизм);
– строгие жизненные правила, позволяющие человеку выжить и эволюционировать в этом суровом мире.

В этом контексте уместна аналогия, сравнивающая религии с многочисленными тропами, ведущими к одной вершине – Богу.

К основным религиям современного мира можно отнести: буддизм; христианство и самую молодую из мировых религий – ислам. Последователей ислама называют мусульманами.

Так как христианство вышло из иудаизма (религия евреев), а ислам тоже складывался под влиянием этой религии, иудаизм, несмотря на сравнительную малочисленность ее последователей (около 10 млн.), тоже принято относить к мировым.

Все перечисленные религии относятся к Теизму (греч. theos – бог) – мировоззрению, исходящему из понимания Бога, как абсолютной личности, пребывающей вне мира, создавшего его и действующей в нем.

В отличие от Теизма – религиозная система Деизм признает Бога, как мировой разум создавший природу, но не вмешивающимся в ее развитие. 

Противоположное Теизму и Деизму философское учение Атеизм, возникшее тоже в древности (Демокрит – 5 век до н.э., Эпикур – 3 век до н.э.), подвергает критическому анализу религию, весь комплекс ее представлений о боге, бессмертии души, предопределении судьбы и т. п. Высказывание Карла Маркса: – «Религия есть опиум народа» – стало лозунгом современных атеистов.

В ответ религиозные мыслители назвали атеизм той же верой, но утверждающей недоказуемый тезис о происхождении всего сущего из ничего.

Вечный спор материалистов-атеистов и верующих о Боге и происхождении мира продолжается, с не утихающей силой, и по сей день. Еще в сравнительно недавние времена эти споры решались далеко не гуманными методами как с одной, так и с другой стороны. Так в средние века католическая церковь* (католицизм – одно из направлений христианства) создала инквизицию – независимые от светской власти суды, которые огнем и мечом уничтожали, так называемую, ересь – отклонения от официальной церковной доктрины в области догматики** и культа.

* Церковь – в расширенном значении – организация последователей
той или иной религии на основе общности вероучения и культа. В узком значении – это христианский храм, где проходят богослужения и обряды верующих.
** Догма – положение, принимаемое на веру за несомненную истину, неизменную при любых обстоятельствах.
               
Атеизм тоже не отличался терпимостью. В России в годы Советской власти, особенно периода ее становления, борьба с религией была возведена в ранг государственной политики. Было  разрушено много храмов, их священнослужители и верующие подвергались репрессиям.

Но все же особенной непримиримостью отличались столкновения последователей различных религий (и даже течений внутри одной религии) между собой. До сих пор политики используют религиозный фанатизм для разжигания вражды между группами людей и даже между целыми народами. Да и сами церкви в борьбе за влияние среди людей сплошь и рядом используют агрессию. Казалось бы, уж на что христианство, исповедующее в первую очередь любовь и терпимость, должно было бы нести мир людям, но в истории этого учения есть черные и даже кровавые страницы. Ведь христиане на заре своего становления, гонимые властями Иудеи и могущественного Рима, в средние века сами стали преследовать инакомыслящих.  Католическая церковь, еще до зверств инквизиции, якобы с целью освобождения «гроба Господня» и «Святой земли» (Палестины), для расширения влияния христианского вероучения с 1096 по1270 год организовала восемь крестовых походов против «неверных» (мусульман).

Кстати, только первый из этих походов (1096-99), завершившийся захватом Иерусалима, можно было считать удачным.

В свою очередь ислам объявил неверными всех тех, кто не признавал единым богом Аллаха и не выполнял заветов великого пророка Мухаммада. Апологеты*

* Апологет (греч. защищаю) – ярый приверженец идеи, учения, выступающий с восхвалением и защитой чего-либо или кого-либо.

ислама, подобно воинствующим христианам, так же объявили священными религиозные войны – джихад (в Турции и на Кавказе – газават), но только во славу Аллаха.

Таким образом, вместо того, чтобы объединять людей, религии сплошь и рядом сеяли раздор между народами. Вот почему так важно знать хотя бы основные положения мировых религий. Такие знания позволят не только ориентироваться в культуре и искусстве народов мира, но и понять то, что основные положения разных религий весьма схожи и нет причин для вражды на религиозной почве.
 
Деятели же, непримиримые к другим религиям и утверждающие, что только их учение верно, стремятся, прежде всего, к власти над людьми, и меньше всего их интересует Истина.
 
Прежде чем перейти к обзору собственно мировых религий, видимо, будет правильно с исторической точки зрения познакомиться с язычеством или паганизмом  (от лат. paganus – язычник) – этим, так сказать, «фундаментом» всех религий.


                1. ЯЗЫЧЕСТВО

Современная наука к язычеству относит религии «многобожия» (политеизм). С язычеством тесно связаны такие понятия как анимизм (вера в существование душ и духов), фетишизм (культ неодушевленных предметов – фетишей, якобы наделенных сверхъестественными способностями) и шаманство (способ общения с духами).

В отличие от монотеистических  религий (иудаизм, христианство, ислам), где под словом «Бог» понимается воплощение высшего разума, в язычестве «бог» может быть одним из многих сверхъестественных существ. По понятиям древних, вся их жизнь зависела от воли этих могущественных существ – богов. Чтобы задобрить их, необходимы были поклонения, обряды и даже жертвы. Тогда же возникли молитвы. Молитва – это мысленный диалог с Богом. Тот, кто молится, возносит хвалу богу, просит его (их) о милосердии и помощи.

«Почитая богов, ты получишь их благоволение; принося им жертвы, ты продлишь свою жизнь; молясь им, избежишь кары, которую они могут наслать на нас.». (Наставление отца сыну. Конец 2-го тысячелетия до н. э.)

Одной из самых древних известных нам религий, является религия, созданная шумерами, жившими еще до четвертого тысячелетия до н. э. в долине рек Тигр и Евфрат (современная Сирия), в так называемой Месопотамии, что в переводе с греческого означает «земля между реками». Жители Месопотамии верили, что боги тесно связаны с природой. В явлениях природы они видели проявление божественных сил. Человек ощущал свое бессилие перед бессмертными богами.

Главным богом считался Энлиль –  владыка воздуха. Он вместе с Ану, богом неба, и мудрым Энки (Эа), богом магии и мудрости, создавшем человека, входил в главную триаду богов. Другие боги (всего их насчитывалось около двух тысяч) являлись повелителями солнца, луны, дождя, растений, животных и т.д.

Многие мифы шумеров и сменивших их аккадцев (семитские племена),а затем и вавилонян вошли в том или ином виде в более поздние религии. Так библейское*

* Библия - собрание книг, которые иудеи и христиане считают священным писанием, сводом основных законов веры и морали.

предание о Всемирном потопе (начало первого тысячелетия до н. э.) исходит, по всем данным, из шумерского сказания о мудром правителе Зиусудре, спасшим людей от потопа, насланного богами. Тема потопа затем была повторена в аккадском и вавилонском эпосе о владыке древнего города Урука – Гильгамеше. Главная мысль поэмы о Гильгамеше – недостижимость для человека участи богов, тщетность человеческих усилий в попытках получить бессмертие. Единственно доступное человеку бессмертие – это память о его славных делах.

То, что многие положения древних религий вошли в более поздние, можно явственно увидеть из сравнения, например, двух следующих текстов.

                Легенда о Гильгамеше
                (26 – 27 век до н.э.)
               
Так набей свое брюхо; ликуй  непрестанно; днем и ночью устраивай себе праздник. Одень красивые одежды. Смой с себя грязь. С нежностью посмотри на малыша, который держит тебя за руку. Да будет счастлива женщина, прильнувшая к тебе! Так должен поступать каждый человек!               
 
                Ветхий завет (Ветхий завет – еврейская часть Библии)
                Книга Екклесиаста. Гл. 9 (3 век до н.э.)

Итак, иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, да не  оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою твоей, которую любишь, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и трудах  твоих,  какими ты трудишься под солнцем.

Кстати, автор книги Екклесиаста (книги проповедника), так или иначе, повторяет мысль древних шумерских авторов о тщетности земного бытия: «Зачем так бежать, Гильгамеш? Ты не догонишь жизнь, за которой мчишься! Боги, создав людей, обрекли их на смерть. Себе же обеспечили бессмертие». (Легенда о Гильгамеше).

В книге Екклесиаста эта же мысль выражена так: – «…все суета и томление духа…» (Гл.1.11), и далее (Гл.3.20): – «Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах».
 
В то же время, шумеры считали, что смерть означает лишь новый этап человеческой судьбы. Тело в земле превращается в глину, из которой Энки создал прообраз человека, а от тела отделяется эфемерный двойник и направляется в подземное царство мертвых, где продолжает свое существование.

Вообще, вера в загробную жизнь является основой как древних, так и современных религий. Еще древние египтяне за 1500 лет до н. э. создали своеобразный путеводитель по загробному миру, так называемую «Книгу мертвых», в которой подробно описывалось, что ждет человека после смерти.

Свои представления о потустороннем мире были и у древних греков, чья мифология оказала огромное влияние на Древний Рим, а затем и на всю европейскую культуру. Эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», автором которых считается Гомер (9-й век до н. э.), в которых наряду с героями действуют и боги, стали памятниками мировой культуры. Древнегреческие боги также как люди любят, ненавидят, враждуют между собой, требуют поклонения и жертв. В то же время, боги у Гомера предстают главными творцами красоты, которая представляется некой божественной субстанцией*.

* Мифы народов мира. Том 1. стр. 332.
 
Восприятие красоты, как проявление божественного, в более поздних учениях использовалось, как одно из доказательств существования Бога. О красоте окружающего мира в том или ином виде говорят все древние языческие религии. Поэтические образы мироздания присущи народам Европы и Азии, Африки и Океании, индейцам Америки и Сибири. Преклонением перед красотой были наполнены и сказания  древних славян. Наши предки очень бережно относились к природе, ко всему живущему на земле. Они сами были частью природы и не уставали возносить хвалу и выражать свое восхищение богам, создавшим этот прекрасный мир.
 
Несмотря на гонения, которым были подвергнуты язычники после крещения Руси и обращения ее в христианскую веру, многие обычаи нашей древней веры еще сохранились в нашем обществе**.

** Об этом можно прочитать в книге М.Семеновой «Мы – славяне». 
             

Общим для большинства мифов древних было наличие, наряду с множеством рядовых богов, главного, старшего Бога – прообраза единого Бога в монотеистических религиях. Кстати, даже в Ветхом Завете, этой священной для иудеев и христиан книге, вскользь упоминается существование других богов: – «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…»***, и далее: – «Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены…»****.

*** Первая книга Моисеева: Бытие. Гл.3.22.
**** Там же. Гл.6.2.

Заканчивая обзор язычества, можно отметить, что, вытеснение его религиями единобожия было обусловлено стремлением народов к объединению вокруг общей идеи, что являлось  непременным условием выживания в борьбе за жизненное пространство.


                2. БУДДИЗМ

Буддизм, как философское учение, зародился в Индии в 6 в. до н.э. и уходит своими корнями в древнею религию индусов – индуизм. Основными источниками индуизма являются религиозные тексты Веды (конец второго – начало первого тысячелетия до н.э.), написанные на священном для Индии древнем  языке – санскрите.

В индуизме, как и в язычестве тоже существуют многочисленные божества. Возглавляет всех богов священная триада: Брахма, создающий вселенную в начале каждого космического цикла, Вишну, охраняющий ее, и Шива, ее разрушающий. Земными воплощениями Вишну являются Рама и Кришна. Вообще же, боги, по мнению индусов, это проявление абсолюта, Брахмана – высшей реальности, недоступной человеческому разуму.

Вот что пишет об индуизме британский философ и писатель  Алан Уотс.

«Основной миф индуизма: Мир – это Божество, играющее с самим собой. В качестве Вишну или Брахмы Бог создает этот мир актом самозабвения, в результате чего Он становится Многим, и единственный актер играет бесчисленные роли. Акт самозабвения превращает Бога во все существа, но в то же время он не перестает оставаться Богом.

Для последователей индуизма не существует проблемы Зла. Для них святой мудрец является вместилищем Божественного начала не в большей степени, чем развратники, убийцы или даже демоны. Свет непостижим без тьмы; порядок невозможен там, где нет беспорядка, верха нет без низа, звука - без тишины, наслаждения – без боли.»*

* Алан В.Уотс. Путь Дзен. Киев, 1993

В индуизме, в отличие от иудаизма, христианства и ислама, Бог – Брахман  не отвечает «лично» за мир и не действует на него, прилагая намерения, усилия и волю. Само слово Брахман образовано от корня брих, что означает «расти». Т.е. индуисты предполагают, что мир не создан сознательно Богом, а вырастает и развивается подобно дереву из семени – творческой воли Брахмана.

Основной целью индуизма является слияние с абсолютом (Богом), чтобы достичь мокши – освобождения от цепи перерождений и страданий.

Несмотря на многочисленность богов, индуизм не принято относить к язычеству, т.к. по этому учению все в мире, в том числе божества, демоны, люди, – суть одной трансцендентной личности – Бога. Однако и к мировым эту религию также отнести нельзя, главным образом из-за малочисленности ее последователей за пределами Индии**.


** В Индии более 900 млн. человек (80,5% населения) исповедуют индуизм.

Гораздо большее распространение и влияние получил вышедший из индуизма буддизм. В отличие от индуизма, утверждающего, что человек не изменяется по своей сущности от одного жизненного цикла к другому и остается таким, каким его первоначально создал Бог, буддизм исходит из того, что человек способен за время своей жизни измениться духовно.

«Будда» в индийской мифологии – просветленный или пробужденный, т.е. человек, достигший наивысшего предела духовного развития. Будды начинают свой путь к просветлению как бодхисатвы (санскр. буквально «существо, стремящееся к просветлению»). Для бодхисатвы главным является стремление не только самому выйти из бесконечности перерождений, но и спасти все живые существа от страданий.

Различают три течения Буддизма***: хинаяну («малая колесница»), махаяну 

*** Мифы народов мира. Том 1. стр. 192

               
("великая колесница") и ваджраяну ("алмазная колесница"). Словом «хинаяна» сторонники махаяны обозначили те буддийские школы, учения которых им казались ограниченными (например, в хинаяне путь бодхисатвы не считается универсальным и достижимым для всех). По хинаяне путь Будды прошли только бывшие Будды (их число не превышает 24) и Будда современной эпохи Шакьямуни (основатель современного буддизма), а также пройдет Будда будущего мирового порядка – Майтрея.

В махаяне число Будд теоретически бесконечно, и они появляются не только на земле, но и во всех мирах, количество которых в мифологии этого течения неисчислимо, а, следовательно,  число Будд не ограничено.

Центральное место в махаяне занимает образ бодхисатвы, который заботится не только о своем спасении, но и об освобождении всех людей.

В основе ваджраяны лежат те же общие буддийские принципы, на которые опираются хинаяна и махаяна. Но в отличие от них «алмазная колесница» делает упор на идею возможности достичь состояния Будды в теперешней жизни человека. Для этого буддист должен заниматься определенными йогическими упражнениями (созерцание, медитация, чтение священных текстов – мантр и т.д.). Особое важное место занимает почитание гуру (духовного наставника).

Основателем буддизма как мировой религии стал принц Сиддхатха Гаутама из рода Шакьев (родился около 553 г. до н.э.). В 29 лет он ушел из дома для поиска  причин несовершенства мира и страданий людей. В конце концов, на него снизошло просветление – он постиг подлинную природу страдания и освобождения: – «Нет пути, ведущего к счастью; счастье – это путь».

Будда много путешествовал, проповедуя открытые им пути освобождения и достижения нирваны.

Нирвана - это состояние человеческой души, достигаемое в результате полного прекращения ее «перевоплощений» и избавления, таким образом, от страданий, составляющих «сущность жизни». Такого состояния можно достичь путем отказа от «цепляния» за жизнь. Путь к освобождению в буддизме лежит через познание «четырех благородных истин».

Вот как описывает их Алан Уотс в своей книге «Путь Дзен».

«Благородная истина о страдании. Страдание присуще самой жизни, т.е. жизнь, которую мы ведем, отравлена особым горьким разочарованием, когда рушатся надежды на осуществление сокровенных желаний.

Благородная истина о причине страдания.
Причиной страдания является страстное желание. Такое желание ведет к попыткам ухватить как можно больше, порождает тщетное цепляние за жизнь, попытки управлять ею. Все это ведет к жизни, порочный круг которой индуизм и буддизм называют Круг рождения и смерти. Активным началом Круга является карма (санскр. – деяние), или влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. Человек вовлечен в карму, когда он вмешивается в жизнь таким образом, что вынужден вмешиваться в нее все больше, когда решение одной проблемы порождает новые, а контроль над чем-то одним создает необходимость в контроле многого другого.  Карма формирует личность и создает ее снова и снова, из жизни в жизнь, пока этому не приходит конец благодаря пробуждению. В школах Махаяны Круг понимается как цепь рождений, происходящих из мига в миг: человек подвержен новым рождениям до тех пор, пока отождествляет себя с постоянным «Я», которое в каждый миг жизни воплощается заново, и каждый такой миг определяется предыдущими деяниями.
 
Благородная истина о прекращении страдания.
Прекращение страданий – это искоренение желаний путем отказа от них. Таким образом достигается состояние нирваны. Санскритские корни слова "нирвана" ассоциируются с задуванием пламени или просто выдохом, а также прекращением волнового, вращательного движения ума. Действительно, если нирвана есть выдох, – то для человека это может означать осознание тщетности попыток удержать до бесконечности свое дыхание – жизнь, ибо удерживать дыхание значит терять его.

Скептики скажут, что отказ от желаний это отчаяние, это признание того, что жизнь не оставляет камня на камне от наших усилий руководить ею, что все человеческие  стремления и суета – всего лишь попытки ухватиться «за воздух». Но с другой стороны, это отчаяние преображается в радость и осознание того, что потерять жизнь – значит обрести ее, обрести, в конце концов, свободу действий, не отравленную озабоченностью, не подорванную саморазочарованием, - всем тем, что старается спасти свое «Я» и попытки удержать его под контролем.

Благородная истина о пути к прекращению страдания.
Эта Истина описывает Восьмеричный Путь Будды, т.е. метод, с помощью которого саморазочарование просто исчезает. Первые два пункта Пути посвящены мышлению, следующие четыре – действию, последние два – вниманию и концентрации» (Путь Дзен, София» Киев, 1993).

1. Правильный взгляд – понимание «благородных истин».
2. Правильная мысль – освобождение от злой воли и жестокости.
3. Правильная речь – отказ от грубости, лжи и сплетен.
4. Правильное действие – воздержание от убийства, насилия, воровства.
5. Правильный образ жизни – выбор тех занятий, которые не причиняют вреда ничему живому.
6. Правильное старание – преодоление дурных склонностей.
7. Правильное внимание.
8. Правильная концентрация.

Коротко суть буддизма выразил первосвященник тибетских буддистов (Далай-лама): – «Все учение Будды можно свести к двум тезисам. Первый: «Ты должен помогать ближним». Он заключает в себе все учения Великого Пути (махаяны). Второй: «Если не можешь помочь ближним, то не вреди им». В этом – суть учения Малого Пути (хинаяны)… Оба учения проистекают из чувства любви и сострадания».

Буддизм оказал гораздо большее влияние на формирование цивилизаций Азии, чем какая-либо другая философия. Его идеи: непостоянство всего сущего на земле, презрение к смерти, помощь и сочувствие страждущим, терпимость к другим религиям – нашли  понимание среди многих народов.

Сейчас учение Будды привлекает интерес во всем мире, ведь эта религия не запрещает следовать заветам Будды и одновременно исповедовать другую веру, например христианство. Кстати, в проповедях Иисуса Христа мы находим много общего с положениями буддизма: раскаяние, отказ от земных благ, смирение, милосердие, запрет на убийство, любовь к ближнему и даже к врагам, нуждающихся в милосердии. Именно  большей терпимостью и гуманностью христианство в первую очередь отличается от религии евреев, из которой оно выросло – иудаизма.


                3. ИУДАИЗМ

Основные положения иудаизма изложены в еврейской Библии, т.е. в «священном писании», названным христианами Ветхим заветом, т.к. это писание рассказывает о союзе  Бога с великими пророками евреев – Авраамом и Моисеем в самом начале становления еврейского народа. В отличие от Ветхого завета книги, рассказывающие о союзе людей с Иисусом Христом*

    
* Христос (греч. Christos) – Помазанник, Мессия, т.е. Спаситель, ниспосланный Богом на землю.

(не признаваемым иудеями), названы Новым заветом, поскольку Иисус появляется почти на две тысячи лет позже первого союза.
 
Ветхий завет повествует не только о божественном устройстве мира и взаимоотношениях Бога и людей, но и о законах, которыми должны руководствоваться евреи, и об их многовековой истории, которая насчитывает, согласно Библии, более четырех тысяч лет.
   
Основоположником иудаизма является Авраам, живший примерно в 2000-х годах до н.э. Он, по сути дела, и стал первым евреем, заключив Завет (союз) от имени своего народа с Богом (Первые Заветы Бог заключал с Адамом и Ноем – праотцами ВСЕГО человечества). По Завету, Авраам и его потомки должны были всегда выполнять волю Бога, а тот обещал защищать их и дать им во владение богатые земли древнего государства Ханаан**,

** Современная  Палестина.

где «текут молоко и мед». Авраама считают великим пророком не только иудеи и христиане, но и мусульмане. Считается, что именно он заложил основу веры в единого Бога. Авраам, согласно Библии, не только родоначальник евреев, но и через своего сына Измаила он является праотцем и арабов, в среде которых в 7 веке н.э. зародился ислам.

Другой сын Авраама Исаак вступил в брак с Ревекой, которая родила двух близнецов Исава и Иакова. Иаков, после того как он однажды целую ночь боролся с самим Богом, назвал себя Израилем (Израиль – борющийся с богом) и стал родоначальником племенного союза, от которого и пошло название «Сыны Израиля», а, в конце концов, получило название и еврейское государство – Израиль.

Особенное положение в иудаизме занимает Моисей, который примерно в 1250 до н.э. году вывел евреев из Египта, куда они пришли во время голода в Ханаане. Как указано в еврейской Библии,  430 лет евреи находились на египетской земле, попав там в рабство, и только когда гнет фараона стал невыносим, Моисей с помощью Бога, который открыл ему свое имя: «Я есмь сущий (Яхве)***

*** В средние века возникло чтение «Иегова».

Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова», добился разрешения фараона на исход своего народа, численность которого по оценкам историков, включая женщин и детей, составляла на тот момент приблизительно два с половиной миллиона человек. Именно Моисею приписывается первая часть Ветхого завета, состоящая из пяти книг – Пятикнижие.

Еврейское название Пятикнижия – Тора, то есть учение, данное богом. 

Названия этих книг в греческом переводе, принятых европейскими народами, отражают их содержание (в отличие от еврейских названий, которые обозначали эти книги по первым словам).

1. Бытие – сотворение мира, изгнание Адама и Евы из рая, греховность людей и наказание их в виде потопа, разделение  человечества на народы (вавилонское столпотворение), появление избранного богом народа, то есть евреев.
2. Исход – исход евреев под руководством Моисея из Египта, обретение ими божьих заповедей, законов и обетованной земли.
3. Левит – порядок и законы богослужения, выделение касты священников из колена  Левия и призвание их к службе в храмах.
4. Числа – начало переписи  населения, гнев божий за неверие евреев в возможность завоевания Ханаана и приговор: – неверующие будут 40 лет ходить по пустыне, пока не умрет последний раб, ибо войти в землю обетованную могут лишь свободные люди.
5. Второзаконие – повторение Закона, последние указания Моисея, его смерть и погребение, посвящение Иисуса Навина в преемники Моисею.

Моисей стал последним пророком, который лично говорил с Богом. Причем, именно Моисею на горе Синай были даны Богом скрижали (каменные плиты) с десятью заповедями, которые евреи должны исполнять, чтобы получить божье покровительство.

Четыре заповеди из десяти перечисляют обязательства человека перед Богом:

1.Запрещает поклонение какому-либо божеству кроме Яхве;
2. Требует не делать себе кумиров и изображений «того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли»;
3. Не произносить имя Бога напрасно;
4. Святить день субботний, посвящая его Богу.

Шесть остальных заповедей предписывают правила взаимоотношений между людьми:

5. «Почитай отца своего и мать твою»;
6. «Не убивай»;
7. « Не прелюбодействуй»;
8. «Не кради»;
9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»;
10. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ничего, что есть у ближнего твоего».
 
Для хранения и транспортировки скрижалей с заповедями Бог повелел изготовить ковчег завета. «И положи крышку на ковчег сверху; в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе» (Исх.25.21). «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобой…»(Исх.25.22).
 
После десяти заповедей следуют «Законы Завета» – законы Моисеевы, т.е. это нормы поведения, данные Богом Моисею для передачи их народу. В этих законах особое место отводится наказаниям за преступления – каждый должен нести ответственность соизмеримую с проступком: «Кто ударит человека, так что он умрет, да будет предан смерти» (Исх. 21.12). «Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Исх. 21.24).

Огромное значение в Торе придается религиозным обрядам, призванных укреплять союз евреев с Богом. Одним из главных обрядов является обрезание крайней плоти у мужчин – символ принадлежности избранному Богом народу. Этот обряд, согласно Ветхому Завету, был по требованию Бога введен Авраамом, но следует отметить, что обрезание было присуще многим восточным народам задолго от появления библии.

Обрезание совершают на восьмой день от рождения, и тогда же ребенок получает имя.

Важным требованием поведения евреев является освящение субботы, дня отдохновения (Шаббат). Шаббат (с вечера пятницы до полуночи субботы) напоминает, что Бог отдыхал на седьмой день после сотворения мира, и в этот день люди тоже должны не работать, а молится и читать Закон.
               
Среди ежегодных праздников израильтян особое место занимает Пасха, которая отмечается на пятнадцатый день весеннего месяца Нисан (март – апрель), и изначально ознаменовала праздник прихода весны и первой жатвы. Впоследствии Пасха стала праздником в честь исхода евреев из Египта (песах – прохождение) и освобождения от рабства.

Толкования Торы собраны в Талмуде (Устном Законе, или Устной Торе), который представляет собой собрание религиозно-этических, догматических и правовых положений, введенных в  иудаизм фарисеями****,

****Фарисеи–религиозно-политическое течение, возникшее в Иудее во 2 в. до н.э.

которые под влиянием эллинской и восточных культур, отказались от некоторых догм Ветхого завета.

Так фарисеи выступили против смертной казни, утверждая, что только Бог может отнять жизнь, которую он дал человеку. Важным было также то, что фарисеи признали бессмертие души, посмертное воздаяние и воскресение из мертвых перед наступлением царства Божия. Многие эти положения, в последствии, принял и развил Иисус Христос.

Кроме Торы в Ветхий завет вошли книги Пророков, в которых описываются события после смерти Моисея до возвращения евреев из вавилонского плена в 536 г. до н.э., и книги Писания – собрание поэтических, исторических и пророческих текстов.

                ***

Многовековая история Израиля полна драматических событий, обусловленных идеологией иудаизма, призванного объединить разрозненные еврейские племена под покровительством могущественного Бога, который, со временем, из одного из племенных богов превратился в Бога, управляющего всем миром. Уверенность евреев в богоугодности и избранности своего народа не могла быть принятой могущественными государствами, окружающих Израиль. В многочисленных войнах евреи неоднократно терпели поражения, что, впрочем, не ослабило их веры. Наоборот, эти поражения рассматривались ими как следствие нарушения заветов Бога и Моисеевых законов.
 
После поражения израильтян в войне с Римом (начало новой эры) и последующих гонений, евреи начали покидать обетованную землю, оседать в разных странах и образовывать компактные поселения (диаспоры). Центром религиозной и общественной жизни в диаспорах стали синагоги (молитвенные дома, совмещенные со школами). В 1948 году, спустя многих веков, прошедших после падения Иерусалима – древней столицы иудейского государства, было образовано государство Израиль. В настоящее время там проживает около трех миллионов евреев. Самая многочисленная  еврейская диаспора образована в США – около 6 млн. человек.



                4. ХРИСТИАНСТВО 
               
Христианство, как учение о приходе Мессии – Спасителя – Посланника Божьего, возникло на территории Палестины в первом веке нашей эры, когда Иудея была завоевана Римом. Приход Мессии предвещали древние еврейские пророки и даже сам Моисей – « Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его,  и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;» (Второзаконие, 18.18).

Приход Мессии воспринимался евреями к тому времени как спасение. Ведя, по сути дела, непрерывные войны на протяжении почти тысячи лет, израильтяне все чаще терпели поражения, попадая в зависимость то одному, то другому могущественному государству. Особенно тяжело приходилось простым людям, угнетаемыми как иноземными поработителями, так и собственными царями и  священнослужителями. Именно в бедных еврейских общинах нашло благодатную почву учение о справедливом  царстве Божьем, которое должно наступить после прихода Христа.

Начало христианства как религии положил Иисус*,
 
* «Иисус» – греческая передача еврейского имени Йешу(а), исходная форма – Йегошуа, «бог, помощь, спасение». Мифы народов мира. Том 1. стр. 490.

родившийся по преданиям в семье плотника Иосифа, ведущего свой род от царя Давида, и его жены девы Марии, жившими в галилейском (Северная Палестина) городке Назарет. Там же, согласно христианской вере, и произошло непорочное зачатие Иисуса Христа в результате сошествия на Марию Духа Святого. Родился  же он в городе Вифлееме, куда семья вынуждена была перебраться ввиду объявленной римскими властями переписи населения.

Свою проповедническую деятельность Христос начал в тридцатилетнем возрасте, после того как он принял обряд крещения** в реке Иордан у  Иоанна Крестителя***.

** Крещение – греч. «погружение». 
*** Иоанн Креститель последний из пророков предвестников прихода мессии, непосредственный предшественник Иисуса Христа.


Этот обряд – покаяние для прощения грехов  Иоанн Креститель совершал над теми, кто принимал весть о «приближении царства небесного». Во время крещения Иоанн признает в Иисусе божьего посланника и слышит голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».

После крещения Иисус призывает к себе учеников и во время странствий по Палестине совершает чудеса, доказывающие его божественное происхождение, разъясняет смысл Ветхого Завета и проповедует свое учение. Главными заповедями  Иисус провозглашает Любовь к Богу и людям и призывает к всепрощению.

Надо отметить, что именно в учении Иисуса Христа, в отличие от Ветхого Завета, по которому человек только прах – « …прах ты, и в прах возвратишься» (Бытие 3.19), появляется вера в бессмертие – в царство небесное.

Действительно, если в Ветхом Завете все израильские пророки говорят о мессии и спасении, то они подразумевают освобождение от ига врагов Израиля в земной жизни. В Новом же Завете Иисус утверждает, что для людей, ведущих праведную жизнь, она не заканчивается физической смертью, а продолжается в духовных сферах – в царствие божьем, небесном.

Свои законы Иисус провозглашает в Нагорной проповеди, которая включает восемь заповедей блаженства. Он обещает небесное царство «нищим духом», плачущим, кротким, справедливым, милостивым, чистым сердцем и миротворцам. Кроме того, Иисус провозглашает блаженство тех, кто гоним за правду.

Некоторое недоумение, возникающее при трактовке первой заповеди «блаженны нищие духом», ученые объясняют неверным переводом и советуют трактовать эту заповедь как «блаженны добровольно нищие – бедные» или «нищие по велению своего духа».

Церковь же подразумевает под «нищими духом» людей «не гордых, смиренных» (Иерей Владимир Елисеев «Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения», стр. 42. Москва.1995).

Есть еще одна точка зрения по этому вопросу, заключающаяся в том, что «нищие духом» это те кто, в отличие от просто нищих, желающих получить материальные блага, жаждут духовных богатств – знаний.
 
Растущее число приверженцев Иисуса Христа и его учения вызвали ненависть у религиозных лидеров Иудеи, видевших в нем не Мессию, а опасного сектанта и смутьяна. В дни еврейской Пасхи по указанию первосвященников и старейшин Иисус Христос был передан римским властям, возглавляемым в то время прокуратором Пилатом и, обвиненный в том, что он провозгласил себя царем    иудейским, был предан мучительной смерти – распятию на кресте.

На третий день (день смерти – пятница считался первым днем) Иисус чудесным образом воскрешает, появляется перед учениками и завещает им проповедовать свое учение всему миру. Согласно вере христиан смерть Иисуса на кресте является искуплением грехов всего человечества и ознаменует восстановление нарушенного людьми завета с Богом. В дальнейшем крест становится символом христианства*.

* В отличие от квадрата и круга, которые в мифологии обозначают разграничение внутреннего и внешнего пространства, крест подчеркивает идею центра и основных направлений,  ведущих  от центра. Крест также является символом единства неба и земли, жизни и смерти, крестных мучений и возрождения к новой вечной жизни.

В честь воскрешения Иисуса Христа устанавливается главный праздник христиан – Пасха, который отмечается в первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния.

История рождения, жизни и смерти Иисуса Христа описывается в евангелиях (от греч. «благая весть».) В Новый завет вошли четыре, канонических (признанных церковью «богодуховными») евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Кроме них известны также книги, рассказывающие о жизни Христа, не попавшие в канон и объявленные церковью подложными. Их называют евангелиями - апокрифами (Евангелие от Фомы, Евангелие от иудеев, Евангелие от Иакова, Евангелие от Фомы Блаженного, Евангелие от Марии Магдалины и т.д.). Кроме Евангелий в Новый завет, т.е. во вторую часть христианской Библии, вошли Деяния Святых Апостолов**, в которых

** Апостолы (греч. – посланцы) – странствующие проповедники христианского учения, избранные Иисусом Христом из числа своих учеников.

описывается деятельность двух главных апостолов – Петра и Павла по распространению христианского учения, как среди иудеев, так и среди язычников, к которым тогда причислялись все остальные народы.

В Новый завет также вошли Послания Апостолов к религиозным общинам и частным лицам, с целью укрепления их в вере, и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) – пророчество о вторичном пришествии Христа, «конце света» и «страшном суде».

Более 300 лет последователи Христа подвергались гонениям, как со стороны приверженцев иудаизма, так и римских властей. Многие христиане приняли мучительную смерть, но, не смотря ни на что, число сторонников новой веры росло.

В 313 году  римским императором Константином христианство было признано законной религией Римской империи, а в 324 году христианство становится государственной религией Рима. К этому времени основная масса сторонников новой религии уже отошла от взглядов ранних христиан, воспринимавших Иисуса Христа как выдающегося пророка и мессию, причем только для иудеев. Теперь Иисус Христос воспринимается как второе лицо божественной троицы (Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух), как «богочеловек», соединивший в себе человеческую и божественную природу и несущий спасение не только евреям, но и всему человечеству. Кроме того, учение ранних христиан в том, что царство божье открыто лишь для бедных и угнетенных – «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство божие» (Матф. 19.24), было в значительной мере пересмотрено. Необходимость привлечения новых сторонников из числа состоятельных и обладающих властью верующих, определила направление развития христианского учения, взявшего курс на соглашение с правящими классами. В результате вместо ранних демократических общин появилась государственная церковная организация, взявшая за основу учения направление, возглавляемое апостолом Петром, которое стремилось к компромиссу с властью, полностью порвав с иудаизмом***.

*** Г.Гече. Библейские истории.1990 г. стр.218.

В процессе дальнейшего развития христианство переживает разделение на православие и католицизм. От католицизма в свою очередь в средние века отделяются протестанты.

                ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЦИЗМ

Причины раскола христианства на католицизм и православие лежит в распаде Римской империи на Восточную (Византия), с центром в Константинополе, и Западную, в которой столицей оставался Рим. Это произошло в 395 году н.э. А в одиннадцатом веке епископ  Рима, папа Римский, заявил, что ему принадлежит вся власть над христианскими общинами во всем  мире. Эти притязания были отвергнуты большинством восточных церквей, которые признавали высшей властью только Вселенские соборы*,
 
* Собор, здесь – собрание высших церковных лиц для решения важных вопросов вероучения и церковной дисциплины.

проводили богослужения не на латыни, а на национальных языках и сохраняли традиции раннего христианства. Кроме того, православные христиане не приняли новые, введенные католической церковью,  догматы веры о непогрешимости папы Римского и об исхождении Духа Святого не только от Бога Отца, но и от Бога Сына.

Западная церковь стала называться Римско-католической; восточная – Греко- католической православной, т.е. верной принципам ортодоксального** христианства. Слово католический (от греч. – всеобщий, главный ) использовалось обеими сторонами для утверждения главенства своего вероучения. В дальнейшем для краткости римскую церковь начали называть просто католической, а византийскую – православной.
Важнейшими постулатами Православия являются догматы: триединства Бога, боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа. Православие, как и католичество, признает семь таинств***: 

** Ортодоксия (от греч. – правильное мнение) – не допускающее отклонений, твердое следование учению.
*** Таинство – священнодействие, «видимый знак невидимой благодати, установленный Христом во спасение человеку».

крещение, миропомазание, причащение, исповедь (покаяние), священство, церковный брак, елеосвящение (соборование). В Православии нет единого церковного центра.
Региональные (поместные) церкви являются автокефальными (самостоятельными).
Руководит такой церковью патриарх, митрополит или архиепископ. Почетное верховное положение среди глав православных священнослужителей, не являясь главою всей Православной Церкви, занимает патриарх Константинопольский. Все решения автокефальных церквей принимаются на соборах. Во главе русской православной церкви стоит патриарх Московский и всея Руси, который избирается пожизненно Поместным собором. При патриархе учреждается Священный Синод, состоящий из постоянных и временных членов.

Православие распространено в России, странах СНГ, Болгарии, Греции, Сербии, на Кипре. Общины есть в Египте, Израиле, Ливане, Сирии и других странах. Общая численность православных до 150 миллионов человек.

Католическая церковь самая многочисленная из христианских и насчитывает около 860 миллионов верующих. Католики составляют большую часть верующих в Западной Европе (исключая скандинавские страны) и в Латинской Америке. В США и Канаде католицизм распространен в меньшей степени, уступая свои позиции протестантизму.

В католицизме развито особое почитание Девы Марии. В 1854 году был провозглашен догмат о ее непорочном зачатии, а в 1950 году – о ее телесном вознесении. Кроме того, было разработано учение об индульгенциях (свидетельствах о прощении грехов) и чистилище, где души покаявшихся умерших, но не успевших получить прощение за грехи, очищаются мучениями,  после чего переносятся в рай. Церковь может сокращать срок пребывания души в чистилище, продавая индульгенции.

Католики верят, что церковь и папство были учреждены самим Иисусом Христом, что папа является приемником святого Петра и наместником Бога на земле. Помощниками папы и его главными советниками, образующими при нем коллегию для управления Церковью, стали кардиналы. Церковные административно-территориальные единицы возглавляют епископы.

Международным центром Католицизма стало образованное в1929 году теократическое государство-город в пределах столицы Италии  Рима – Ватикан. В Ватикане расположена резиденция папы Римского.               
               
                ПРОТЕСТАНТИЗМ

Протестантское движение в католицизме возникло в 16-ом веке. Протест верующих был вызван многими пороками католической церкви. Явное несоответствие христианскому учению политики, проводимой Ватиканом, а именно: крестовые походы, где лились потоки крови; инквизиция, которая замучила и сожгла тысячи еретиков; продажа индульгенций, непомерное обогащение церкви – все это вызывало неприятие многих христиан и привело, в конце концов, к Реформации, во главе которой встали немецкий профессор теологии, августинский*  монах Мартин Лютер (1483-1546) и Жан Кальвин (1509-1564).

* Блаженный Августин (354 – 430) – родоначальник христианской философии истории.

Лютер проповедовал равенство всех крещенных перед Богом и отрицал необходимость церкви, как посредника между человеком и Богом. Из таинств он признавал только крещение и причастие.

 «Я не верю ни папе, ни церковным соборам. Я верю только в Евангелие; совесть моя слушается одного Бога…».

Это высказывание Лютера стало краеугольным камнем протестантизма.

Лютеранство укоренилось в Германии, США, в скандинавских и прибалтийских странах и насчитывает около 50 миллионов человек.

Идеи Лютера получили  развитие в трудах французского теолога и философа Кальвина, который систематизировал принципы протестантской веры. Кальвин абсолютизировал учение Августина об изначальном предопределении одних людей к спасению, а других к вечным мукам в аду. Божественное решение, кто «избран», а кто нет, кто предопределен к спасению, а кто к гибели, остается неизвестным для людей. В то же время, «праведное» поведение, т.е. личный успех в жизни, богатство, непреклонность к идейным и политическим противникам, может быть расценено как признак «избранности», хотя и не окончательной. Религия сводится к вере. Осуждается монашество, безбрачие духовенства, упрощается церковная обрядность (отказ от икон и настенных изображений в церквях, от возжигания свечей и звучания музыки на службах). Всякий христианин, с точки зрения протестантизма, в силу избранности, «обращения» и крещения получает и «посвящение», а потому в своем диалоге с Богом не нуждается  в посредниках.
               
В мире около 40 миллионов кальвинистов: во Франции, Швейцарии, Нидерландах, Южной  Африке, США, Канаде.

Одним из трех основных направлений в протестантизме является англиканство. Англиканская (епископальная) церковь в настоящее время является государственной церковью Англии, существует в Шотландии, Ирландии, США, Новой Зеландии и объединяет около 60 млн. верующих. Реформация в Англии была начата королем Генрихом восьмым в 1534 году, когда поддерживающий его архиепископ Кентерберийский Кранмер провозгласил короля главою церкви, независимой от папы Римского.

Англиканство сочетает в себе идеи, как католицизма, так и лютеранства, и кальвинизма.

Англикане отвергают католические положения о верховенстве папы, чистилище, святых мощах, монашестве, почитания икон. Проповедуя протестантское положение о спасении личной верой, они, в то же время, сохранили католическое положение о исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, частично принимают доктрину о спасающей роли церкви и элементы Священного Предания (постановления Вселенских и поместных соборов, учения отцов церкви).
 
Среди разновидностей протестантизма видное положение занимает зародившийся в начале семнадцатого века баптизм. Баптисты считают, что между Богом и человеком не должно быть посредников и не признают никаких священных текстов кроме Библии, которую каждый верующий может толковать по-своему. Число сторонников баптизма в мире около 31 млн, из них 26,5 млн живут в США.
               
                5. ИСЛАМ

Ислам в переводе с арабского означает покорность воле Бога. Зародившийся в начале седьмого веке нашей эры на Аравийском полуострове, ислам является самой молодой мировой религией, проповедующей единобожие. В настоящее время ислам насчитывает около 1,3 миллиарда верующих.

Европейцы настороженно и зачастую с предубеждением относятся к исламу. Такое отношение объясняется многовековыми войнами, которые вели между собой христиане и приверженцы ислама, которых называют мусульманами. Но не надо забывать, что войны развязывают правители и политики, использующие религиозный фанатизм для своих корыстных целей. Ведь ни в христианстве, ни в традиционном исламе нет агрессии.

Вот что пишет последователь исламского мистического учения суфизма доктор психологии Роберт Фрэйджер в своей книге «Мудрость ислама»: – «Те, кто защищает терроризм и убийство невинных граждан, не представляют ислам – их утверждения и действия прямо противоречат основам исламского вероучения. Так же, как Гитлер и нацизм представлял собой серьезное искажение христианской цивилизации и культуры, из которой они выросли, террористы из   числа мусульман и организации, отстаивающие насилие, извращают базовые принципы и ценности ислама».

Основателю ислама великому арабскому пророку Мухаммаду (по другим чтениям Мухаммед или Магомед) принадлежат следующие изречения: – «Бог не дарует свою милость тому, кто не милостив к другим» и – «О люди, все мои указания соответствуют Корану*, и, если вы столкнетесь с чем-то, что не согласуется с

* Коран – главная священная книга мусульман, собрание божественных откровений, ниспосланных Мухаммаду. Коран состоит из 114 сур (глав), каждая из которых может насчитывать от трех до 286 аятов (стихов). «Аят» в переводе означает «чудо», «знамение», т.е. – знамение Бога. Порядок размещения сур в Коране не совпадает с хронологическим: самые короткие суры ниспосланные в Мекке, разместились в самом конце.

Кораном, это не мои слова».

Таким образом, даже из двух этих изречений становится ясно, что истинный ислам и терроризм несовместимы.

Ислам вобрал в себя как некоторые языческие религиозные представления арабских племен, населявших земли Аравии, так и идеи иудаизма и христианства, принесенные многочисленными общинами иноплеменных купцов и ремесленников. В Коране, составленном последователями Мухаммада после его смерти по его рассказам, переплелись мифы и персонажи из Ветхого и Нового заветов с традиционными арабскими верованиями. Иудеи и христиане считаются в исламе «людьми писания», данного богом, но искаженного ими.

Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса), а также Иисус Христос (Иса) приняты мусульманами как предшественники Мухаммада – последнего пророка, призванного восстановить истинное учение. Предания о деяниях Мухаммада и его проповедях составляют Сунну (Священное Предание). В Коране и Сунне сформулирован исламский закон, шариат (араб. – «правильный путь»).

Таким образом, ислам является религией, законом, моралью, образом жизни и культурой мусульман.
 
Мухаммад родился в 570 году и в шесть лет остался сиротой. В 610 году Мухаммад, которому исполнилось 40 лет, впервые услышал глас Божий  и осознал, что ему приказывается не просто «читать», кстати – Мухаммад был неграмотным, но возглашать и объяснять людям Божественное Послание. Откровения ниспосылались в виде видений или голоса, читающего текст. Мухаммад пересказывал Коран (в стихах) своим последователям, и его язык и поэзия вызывали восторженные чувства у слушателей.

Основы вероучения можно коротко изложить, пользуясь уже упомянутой выше работой Роберта Фэйджера.

Первое положение вероучения ислама это вера в то, что Бог – Аллах (арабское имя Бога) един, что он вне мироздания, но в то же время объемлет свои творения. Исламские мистики учат, что Бога можно отыскать в своем сердце.

Второй пункт веры – ангелы являются инструментом Божьей Воли. Ангелы – существа, созданные из света, перемещающиеся в пространстве между Богом и людьми. Мухаммад сказал: – «Бог создал ангелов разумными, но не наделил чувственностью; зверей наделил чувственностью, но не дал разума; а людям дал и разум и чувства. Так что, когда наш разум овладевает чувствами, мы лучше ангелов, но, когда наши чувства овладевают разумом, мы становимся хуже зверей».

Третий пункт вероучения – признание Божественных Писаний, четыре из которых известны по названиям: Тора, дарованная Моисею, Псалмы Давида, Евангелие от Иисуса и Коран, ниспосланный Мухаммеду.

По четвертому символу веры, каждый из пророков приносил одну и ту же истину из одного и того же божественного источника, вследствие чего мусульмане всех их признают и верят в них всех.

Пятый пункт вероучения напоминает – земная жизнь дана нам для познания и нравственного совершенствования. Когда наступит Судный День, Бог спросит каждого, как он прожил.

Шестой пункт – это вера в предопределение. Все происходящие в мире приходит от Бога: как-то, что представляется нам добрым и хорошим, так и то, что видится нам злым и неприятным.

Седьмое положение гласит, что жизнь не заканчивается со смертью. Настоящая жизнь начинается только в мире ином.

В своей практике ислам основывается на пяти столпах:
 
1. Принесение свидетельства –  «нет бога, кроме Бога (Аллаха), и Мухаммад – раб Божий и Его Посланник»;
2. Молитва (намаз), совершаемая пять раз в день;
3. Пост, совершаемый в течение лунного месяца Рамадан**,  во время которого

** Мусульмане и иудеи пользуются лунным календарем, в котором месяц составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды. Поэтому лунный год оказывается на 11 суток короче солнечного года, и месяц Рамадан «перемещается» относительно солнечного календаря, как, впрочем, и иудейская, и христианская пасхи.

ежедневно от восхода до захода солнца мусульмане должны воздерживаться от еды, питья, курения, половой близости, споров и сражений. Пост помогает верующим осознать противоречие между низшей (материальной) и высшей (духовной) человеческой природы.
4. Выплата средств для очищения имущества – Закят, составляющая одну сороковую годовой прибыли каждой семьи. Эти средства распределяются среди неимущих. Закят напоминает, что все в мире – от Бога и все к Нему же вернется. Мы только хранители того, что даровано нам. Закят пробуждает сострадание к бедным – «этим менее счастливым, чем мы, людям».
5. Паломничество (хадж) в Мекку – город, где расположена святыня мусульман Кааба – храм Единому Богу.  Это кубическое здание с одной дверью и без окон, по преданию было построено пророками Авраамом и Измаилом. В его восточный угол вмурован священный черный камень (метеорит) небесного происхождения.
 
Паломничество (Хадж) – это метафора нашего жизненного пути к Богу. Кстати, именно внутренняя борьба, позволяющая следовать по этому пути, обозначается термином «джихад», а использование этого термина как обозначение «священной войны» против Запада не отражает его истинного значения.

Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Разделение произошло во второй половине седьмого века после смерти пророка, когда начались споры о его преемнике. Одни – сунниты, считали, что халифом (араб. «преемник») нужно выбрать достойного человека – любого члена мусульманской общины, другие – шииты (от «шиа» – партия), что первым халифом должен стать Али, зять Мухаммада (он стал четвертым халифом в 656 году, в 661 году был убит одним из сторонников династии Омейядов).
         
Последователи суннизма наряду с Кораном чтят Сунну, отсюда и их название. В настоящее время сунниты составляют около 90% всех мусульман.

В отличие от суннитов шииты признают только те положения Сунны, которые связаны с именем Али, имеют собственное «священное писание» – хабары (ахбар) и практикуют принцип наследственной духовной власти. При этом законными наследниками Мухаммада и соответственно имамами (духовными руководителями) считаются Али и его потомки. Согласно шиитской легенде, последний, двенадцатый имам Мухаммед, убитый в конце девятого века, в действительности не убит, а взят на небо живым. В день страшного суда он, «скрытый имам», спаситель (махди), явится для того, чтобы очистить ислам от искажений и установить на земле равенство и справедливость.

Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, около двух третей населения Бахрейна, треть населения Ирака, значительная часть населения Ливана и Йемена.

В последнее время, среди суннитов резко увеличилось влияние, так называемых,  радикальных*** исламистов, которые для достижения своих политических целей

*** Радикал – сторонник коренных, решительных мер.

искажают важнейшие принципы ислама, в том числе текст Корана, высказывания пророка и понятие джихада. Одним из основных таких направлений ислама является ваххабитское движение, основателем которого стал арабский богослов Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1787). Он пытался вернуться к раннему исламу, избавляясь от всех поздних нововведений.

Женщинам предписывается закрыть лица и проявлять полную покорность воле мужчины. Мелкие нарушения должны строго наказываться. Отрицается большинство современных ценностей.

Ваххабизм повлиял на многие исламские движения, которые сегодня называют «фундаменталистскими». Ваххабистскую доктрину приняла саудовская династия, захватившая контроль над Аравией. Используя свои огромные богатства и влияние, Саудиты распространили ваххабистское движение за пределы своего государства. Например, афганское движение Талибан составили беженцы-студенты, получившие образование в религиозных школах Пакистана, основанных по Саудовской системе, где преподается Ваххабизм (Роберт Фрэйджер «Мудрость ислама», стр.134).

Движения такого рода, в основе которых лежат средневековые традиции, когда ислам был вынужден вести кровопролитные войны для утверждения своего учения в мире, представляют большую опасность не только для мирных людей, но и для самого ислама, который преподносится как непримиримая религия, отрицающая все другие мировоззрения, что полностью противоречит учению пророка Мухаммада, который говорил:
– «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату того же, чего  желает самому себе».
– «О люди! Господь ваш – один, и отец ваш – один, Адам. Самый благородный из вас – самый богобоязненный. Никто не имеет превосходства над другими из-за того, что он является арабом или не арабом, ибо оно –  лишь в благочестии».

Одной из причин современного противостояния исламского мира и Запада является и разные подходы этих двух культур к финансовой деятельности.

На Западе, этом «обществе потребления», главным  по жизни стал лозунг «Обогащайся!». Для реализации этого принципа широко используются кредиты с фиксированными заранее процентами возврата.

Главной же особенностью ислама в отношении денег является отказ от того, на чем основана западная общепринятая финансовая система, – от ссудного процента. Надо отметить, что запрет на ссуду под проценты существовал и в христианстве вплоть до средних веков двадцатого века. Этим, видимо, объясняется стремительно выросшее, как раз в средние века, финансовое могущество еврейских банкиров, которым их вера, в отличие от христиан, позволяла заниматься ростовщичеством на территории Европы при попустительстве католической церкви и светских властей.

Вот как трактует ростовщическую деятельность Ветхий завет. «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба… Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай  в рост, чтобы Господь, Бог  твой, благословил тебя во всем, что делается руками твоими на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею». (Второзаконие 23.19.20).

К сожалению, приходится констатировать, что христианская цивилизация на каком то историческом этапе проигнорировала древнюю мудрость иудеев о недопустимости ссуды под проценты внутри собственного общества, ибо финансирование экономики на основе ссудного процента ведет к ее разрушению, одновременно давая возможность обогащения узкому кругу лиц, в том числе и иностранному капиталу, за счет собственного народа.

В настоящее время, как ни странно, именно ислам является наиболее последовательным в исполнении заветов, как Корана, так и Библии по отношение к деньгам. И хотя не все мусульманские страны действуют на финансовом поприще по законам шариата, и многие крупнейшие арабские финансово-промышленные группы, в первую очередь Саудовской Аравии и Кувейта, используют западные методы бизнеса и размещают свои капиталы на западных финансовых рынках, но общая тенденция справедливого ведения финансовой деятельности в исламских странах явственно наблюдается.

Вот что пишет в своей статье «Деньги – дар Аллаха» Алан Бадов (Эксперт №4, 31 января 2000 г.):

«Исламские экономисты дают различные рациональные обоснования запрета ссудного процента, делая акцент на него эксплуататорском характере и подчеркивая роль банковской системы в провоцировании экономических кризисов. Однако, в конечном счете, отказ от процентов, как и выполнение заповеди, является актом веры. Как и любую сферу жизни мусульманина, финансовую деятельность регламентирует священное писание мусульман – Коран, а также свод правовых и религиозных норм – шариат…

Мусульманин не должен забывать, что все земные блага – это дар Аллаха, который является истинным собственником. Вверенные человеку производительные ресурсы должны работать на благо всего общества. Согласно шариату, деньги, не вложенные в дело, подлежат обложению благотворительным налогом в пользу бедных и немощных. В случае если человек сам не способен пустить деньги в оборот, он должен вложить их в чужое предприятие, получив долю в его доходах».

                Последняя проповедь Мухаммеда

Некоторые люди называют эту проповедь манифестом прав человека в исламе. Последняя проповедь была сказана Мухаммедом в десятый год по хиджре, когда не мусульманам было запрещено посещать Священную Каабу. Мухаммед отправился во главе с 14 тысячью мусульман из Медины в Хадж в Мекку. На 9-й день месяца Зуль-Хиджа Мухаммед пригласил всех мусульман, прибывших в Мекку для совершения хаджа к горе Джабаль аль-Рахман на Арафате и говорил с ними. Некоторые цитаты из этой проповеди (перевод проф. Ашик-Саида Конурбаева):
• О, люди, воистину, кровь ваша, ваше имущество и честь ваша священны и неприкосновенны до тех пор, пока вы не предстанете перед Господом, так же как священны для всех вас этот день и этот месяц. Воистину, вы встретитесь с вашим Господом и будете держать ответ за все ваши поступки.
• И помните, никто не несет ответ за преступление, кроме совершившего его. Сын не отвечает за преступления своего отца, и отец не отвечает за преступления своего сына.
• Знайте, что мусульманин мусульманину — брат, и вместе они образуют братство. Ничто из того, что принадлежит мусульманину, не является законным для другого мусульманина, если только тот по доброй воле не позволяет ему этого. Так не притесняйте же друг друга.
• И ещё говорю я вам, все язычество и заблуждения – под ногой моей, и ушла в прошлое кровная месть времен джахилии.
• Ростовщичество запрещено, но вы можете вернуть себе номинальную сумму долга. Не сотворите никому несправедливости – и несправедливость минует вас.
• О люди! Бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами. Воистину, вы берете их под покровительство Аллаха и они законны для вас, согласно слову Аллаха! Истинно говорю вам — у вас есть права по отношению к вашим женщинам, и ваши женщины имеют права по отношению к вам. И есть у них право не совершать дурного, а если станут они поступать так, – есть у вас власть наказать их, но не слишком сурово. Если жены ваши избегают дурного и преданы вам – одевайте и кормите их по возможности.
• Вот говорю я вам, руководите вашими женами, но делайте это по-доброму.
• О люди! Прислушивайтесь и подчиняйтесь даже искалеченному абиссинскому рабу, который будет вашим амиром (предводителем), если он поставлен среди вас и исполняет предписания Книги Аллаха.
• Дети принадлежат брачному ложу, а нарушитель брачных уз да будет побиваем камнями.
• Воистину, я оставил среди вас Книгу Аллаха и Сунну Его Пророка. И если вы станете придерживаться их, то никогда не собьетесь с Правильного пути.
• И подумайте о рабах ваших! Кормите их той пищей, которой питаетесь сами, и одевайте их в ту одежду, что носите сами. И если они совершают проступки, которые вы не можете простить, — тогда расстаньтесь с ними, ибо они слуги Аллаха — и не вам исправлять их пути.
• О люди! Воистину, у вас один Господь и у вас один отец. Все вы – потомки Адама, а Адам был сотворен из глины. И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба – перед арабом. И нет преимущества у белого человека перед чернокожим, и у чернокожего – перед белым, разве что лишь в богобоязненности. Истинно, истинно говорю вам — благороднейший из вас тот, кто наиболее богобоязнен.



                ЗАКЛЮЧЕНИЕ
          
С точки зрения современной науки можно критиковать многие положения любой из религий. Однако ни наука, ни религии не могут дать однозначный ответ на главный вопрос: «Есть ли Бог – творец всего сущего, или его нет?».

Религиозные философы утверждают, что истину можно постичь, используя не только опыт и разум, но и веру – основу всех религий.

Сторонники же атеизма часто приводят в качестве доказательства бесполезности и даже вреда религий отсутствие видимого божественного влияния на мировые события.

Так воинствующий атеист Александр Никонов в своей книге «Апгрейд* обезьяны»

* Апгрейд (Up-grade) англ. – подъем. В компьютерной терминологии часто применяется как улучшение.

утверждает «…есть Бог или нет – вообще неважно. Это ничего не меняет в нашем мире. …Бог в нашем мире ведет себя так, будто его нет». И далее: – «Нельзя стать по настоящему нравственным, если над тобой висит Небесная Кара. Небесный Кнут и Небесный Пряник необходимы примитивным людям, у которых нет ничего в душе, кроме страха и жадности»…

Удивительно – Никонов одним махом зачисляет в число «примитивных людей» миллионы и миллионы выдающихся по своему интеллекту и бескорыстности мыслителей самых разных вероисповеданий. Жадность и страх, так безапелляционно приписываемые Никоновым верующим, как раз присущи чаще всего неверующим людям.

Не менее удивительно, что Никонов в своих логических построениях упускает тот факт, что отсутствие Бога  означает бесполезность и тщетность человеческого существования, что для человека мыслящего и чувствующего просто невыносимо.

Выдающийся ученый-физик, математик и религиозный философ Блез Паскаль говорит: «Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему – люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его – эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его – это люди разумные, но еще несчастны».

Согласимся с тем, что, благодаря вере в Бога – Творца, человечество обретает надежду на бессмертие, если даже не личного, то, по крайней мере, как вида в целом. Ведь, если жизнь была создана высшим разумом, то значит, есть и цель ее существования, пока недоступная для людей на данном этапе эволюции. В этом случае остается вероятность того, что человечество в своем развитии сможет достичь такого уровня, который позволит решать задачи не только земного, но и космического значения. Эта надежда на наличие божественного замысла по отношению к человечеству и является определяющим фактором, заставляющим нас искать пути постижения Истины.
 
Главное, чтобы на этом пути люди разных вероучений терпимо и благожелательно относились к друг другу, выполняя заветы своих учителей.