Мой Чехов. Два письма

Сергей Горцев
      


     Сегодня захотелось написать о Чехове.   Так сразу и не объяснить, почему…
Вот, к примеру,  почему, часто бывая в Ялте, обязательно посещаю его «белую дачу»? У меня нет  ответа. Но как тянет…
     Антон Павлович – он такой загадочный, неприступный и неизведанный.  Чехов не  похож на открытого в своей восторженной эмоциональности   Пушкина,  он вовсе не такой  эрудированно – мудрый  как Лев Толстой и не такой печально - религиозный как Гоголь…
     От его пьес веет издевательским холодком, а рассказы поражают филигранным языком и  разнообразием тем. Антон Павлович, как знаменитый  герой  своего забавного рассказа,  часто напоминает  хамелеона.  В творчестве он постоянно меняется, его трудно «зафиксировать».
 Не удивительно, что до сих пор все многочисленные попытки снять фильм о Чехове выглядят убедительно  недостоверно.
     Моя любимая фраза Чехова «любовь – это когда кажется то, чего нет» очень точно передаёт суть натуры писателя, его мироощущения.  В ней мне слышатся и одиночество, и тоска, и  страстное желание найти ту, которая поймёт и разделит…

Вот два письма Чехова. Они написаны в разное время двум разным женщинам. Письма личные и, по-своему,  трогательные.

Письмо первое.   А.Чехов — Л. Мизиновой:

-  …  В Вас, Лика, сидит большой крокодил, и, в сущности, я хорошо делаю, что слушаюсь здравого смысла, а не сердца, которое Вы укусили. Дальше, дальше от меня! Или нет, Лика, куда ни шло: позвольте моей голове закружиться от Ваших духов и помогите мне крепче затянуть аркан, который Вы уже забросили мне на шею.
Воображаю, как злорадно торжествуете и как демонски хохочете Вы, читая эти строки… Ах, я, кажется, пишу глупости. Порвите это письмо. Извините, что письмо так неразборчиво написано, и не показывайте его никому. Ах, ах!
Мне Басов писал, что Вы опять стали курить. Это подло, Лика. Презираю Ваш характер.
Каждый день идут дождики, но земля все-таки сухая.
Ну, до свиданья, кукуруза души моей. Хамски почтительно целую Вашу коробочку с пудрой и завидую Вашим старым сапогам, которые каждый день видят Вас. Пишите мне о Ваших успехах. Будьте благополучны и не забывайте побежденного Вами
Царя Мидийского.

28 июня 1892      4 часа утра.    (  Чехову 32 года,   Лике  - 22 года) 


Письмо второе.  А.Чехов  –  О.Книппер-Чеховой:

-  Милая моя, родная, опять я получил от тебя странное письмо. Опять ты взваливаешь на мою башку разные разности. Кто тебе сказал, что я не хочу вернуться в Москву, что я уехал совсем и уже не вернусь этой осенью? Ведь я же писал тебе, писал ясно, русским языком, что я приеду непременно в сентябре и буду жить вместе с тобой до декабря. Разве не писал? Ты обвиняешь меня в неоткровенности, а, между тем, ты забываешь все, что я говорю тебе или пишу. И просто не придумаю, что мне делать с моей супругой, как писать ей.
Ты пишешь, что тебя дрожь пробирает при чтении моих писем, что нам пора разлучаться, что ты чего-то не понимаешь   во всем… Мне кажется, дуся моя, что во всей этой каше виноват не я и не ты, а кто-то другой, с кем ты поговорила. В тебя вложено недоверие к моим словам, к моим движениям, все тебе кажется подозрительным — и уж тут я ничего не могу поделать, не могу и не могу. И разуверять тебя и переубеждать не стану, ибо бесполезно. Ты пишешь, что я способен жить около тебя и все молчать, что нужна ты мне только как приятная женщина и что ты сама как человек живешь чуждой мне и одинокой… Дуся моя милая, хорошая, ведь ты моя жена, пойми это наконец! Ты - самый близкий и дорогой мне человек, я тебя любил безгранично и люблю, а ты расписываешься «приятной» женщиной, чуждой мне и одинокой… Ну, да бог с тобой, как хочешь...
Дуся моя, будь женой, будь другом, пиши хорошие письма, не разводи мерлехлюндии, не терзай меня. Будь доброй, славной женой, какая ты и есть на самом деле. Я тебя люблю сильнее прежнего и как муж перед тобой ни в чем не виноват, пойми же это, наконец, моя радость, каракуля моя.

1 сентября 1902 г. Ялта  ( Чехову – 42, Книппер – 34года)


     Он умер в 44 года. На чужбине. Те, кому он писал эти письма, прожили почти в два раза более долгую жизнь…
 
  И  ещё  два  любимых  высказывания  великого писателя:
-    Где нас любят и   где нам верят, там нам скучно; но счастливы мы там, где сами любим и где сами верим…
-    Счастливы или несчастливы данные муж и жена – этого сказать НИКТО не может. Это тайна, которую знают трое: Бог, он и она.

 Это Чехов.  Мой Чехов…

 


Слушать -  http:///www.youtube.com/watch?v=sNFd2wS6tPE





февраль 2014