Танино. Ужель та самая Татьяна?

Татьяна Челышева
Танино: ужель, та самая Татьяна?

Бороздящему круглогодично деревенские просторы, иногда хочется уделить время и себе – любимому. Поэтому уделяем и отправляемся в деревню Танино. Тем более, Татьянин день на носу – там и отпразднуем национальный праздник всех студентов и Татьян.

ДО ВЕСНЫ ДОРОГИ НЕТ
Но отпраздновать не случилось. Дальше деревни Ямбухтино дорога категорически отказывалась виться, являя собою ровное снежное поле. А окрестности обступили нас со всех сторон зловещими провалами окон в разбомбленных, будто после бомбежки остовах каких-то непонятных зданий. Снежные заносы закрыли в Танино путь до весны. Чистить дорогу никто не собирался, причем много лет уже, как поведал нам ямбухтинский зимний безработный Фанис Сунагатов. Летом он бы нам этого не поведал, потому что летом работа в Ямбухтино пока еще есть – комбайнером трудится, а комбайнеры в горячую пору дома не сидят и не болтают со всякими праздношатающимися журналистами – некогда потому что.

БАБУШКА РЯДЫШКОМ С ДЕДУШКОЙ
- Тут всего-то километра четыре через лес до вашего Танино, - добавил Фанис, - но только если пешком или на лошади, на машине не проехать. Да и чего туда ездить – там всего одна семья живет – бабушка с дедушкой. Сын у них в Хлебодаровке – Сашка – вот он-то, наверное, им хлеб-то как-то возит… Вот у него и спросите как туда проехать.

ЛЕТОМ ПРИЕЗЖАЙТЕ!
Но вместо Хлебодаровки, до которой семь верст – не крюк для бешеной собаки -  отправились мы к главе местного поселения – Ренату Гафурову. Он так же подтвердил версию непроходимости автомобильного транспорта в искомую деревню и приглашал приезжать летом. Там, мол, и рыбалка с карасями на плотине, и ягоды и грибы, и все, что городским надо…

ТАНЯ И АНЯ
Но до лета терпеть не было никакой мочи, и мы стали расспрашивать главу про недоступную деревню.  Периодически сверяясь с местным библиотекарем по телефону, Ренат Канифуллович выдал историю про богатого помещика, у которого было две дочери – Таня и Аня. Старшей он подарил эту деревню, назвав в честь нее, а младшей достался Анин салман, но та деревенька отошла к Алькеевскому району, и местный глава за нее не в ответе.

МУЧЕНИЯ ВЕЛИКОМУЧЕННИКОВ
Про ту самую Таню рассказала нам еще одна бабушка-сказочница, но история сильно смахивала на историю Великомученицы Татьяны, в честь которой все студенты 25 января гуляют. Потому остается только гадать: другая это Татьяна с похожей судьбой или Танино Спасского района – и есть родина той самой Великомученицы. Ведь мучений здесь не перечесть – пешком четыре километра через лес по зимнему бездорожью – разве не мученье?
В общем, намучились мы с этим Танино. Глава поселения долго удивлялся: зачем вообще эта забытая Богом и людьми деревня нам понадобилась, ведь как нормальная деревня она перестала существовать еще в конце 70-х годов прошлого века, кода начались все эти укрупнения…

СРОК ДОЖИТИЯ ДЕРЕВНИ
По Танино, пожалуй, можно проследить срок умирания российской деревни, с конца 70-х – 42 года понадобилось на ее умерщвление. И еще, наверное, чуть-чуть протянет, пока живы Сашкины родители, коротающие свой век на родной земле…

РАЗРУХА ТЫ, РАЗРУХА…
Грустили по утраченному, по чужой деревне, стертой с лица земли непонятно кем и непонятно за что, пожалуй, мы одни. Ямбухтинцы нашей грусти не разделяли – их родная деревня пока жива – 540 человек, 150 домов, есть школа, сельсовет, магазин, в котором продавщица совершенно по городскому возмущается, что запечатлели ее на фотоаппарат, совершенно непричесанную, грызущую семечки – вдруг кто увидит – позор-то какой! Но стороннему наблюдателю и сейчас ясно, если не взяться за деревню прямо сейчас и всем миром, - потеряем и ее. Слишком много развалин на 150-то домов – сплошная разруха. Ямбухтинцы называют эту разруху иначе – инвестор все выкупил. И  искренне не понимают зачем мы «тратим пленку», фотографируя бывший, разрушенный почти до основанья,  семенной комплекс – наследие советского совхозного прошлого…
 

___________________________________________________
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Никак. До весны – никак. Зимой дорога есть только до Ямбухтино – 160 километров от Казани в сторону Болгар. Если захотите повидать сашкиных бабушку с дедушкой, зарулите сначала в Хлебодаровку, к Сашке, может, у него есть снегоход.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ:
Нигде. Ямбухтинцы зимой на улицу и носа не показывают, а в сельсовете – ни кроватей, ни диванов, ни телевизоров, ни удобств…

ГДЕ ЗАБЫТЬСЯ:
Забылись мы только у поста ГАИ, перед Камой. Выпили горячего чаю в кафе, прониклись цивилизацией, утерли слезы. Просмотрели фотографии на фотоаппарате – вспомнили хронику Великой Отечественной – решили оставить их до 9 мая, так как на веселый День студентов и Татьян совсем не тянет.

ГДЕ ПОСЧИТАТЬСЯ:
По итогам последней переписи населения (2010 год) уменьшилось число сельских населенных пунктов – их 8,5 тысяч. А в которых де-юре еще существуют, но реально никто не живет, переписчики насчитали - 19,4 тысячи.