Белобезводное. Страна непуганых ЖЭУшников

Татьяна Челышева
Белобезводное: страна непуганых ЖЭУшников

Если в деревне есть и газ, и вода, и свет, и школа, и асфальт проведен к каждому дому, и по улицам гуляют не только старички, и воздух свежий при этом не отсутствует, и деревья кустятся и зеленеют, и птички поют-заливаются - значит, одно из двух: либо вы в Бураново после «Евровидения», либо в заповедной зоне – в селе Белобезводном.

ПОЧЕМУ? ПОТОМУ ЧТО
Почему оно белое, мы поняли сразу – слишком много белоствольных берез вокруг. А вот почему безводное – не понимаем и сей день, потому что посреди села Белобезводное – большое красивое озеро, полное до краев воды – и оно тоже Белобезводным называется.

ПОМЯНУЛИ ВСУЕ
Конечно, деревни, подобные этой, назвать деревнями язык не поворачивается. Деревенских избушек здесь, в классическом понимании этого слова, всего штук пять наберется. Они иллюстрируют своим присутствием картину окончательного и безоговорочного социального расслоения. Оттеняя скромностью и ветхостью коттеджи и дворцы, на разные лады кричащие о своем нескромном достатке и скромном архитектурном вкусе. Места в Белобезводном ценные, дорогие, заповедные – и прикупив здесь землю, на архитектурный вкус денег не остается, приходится довольствоваться чем Бог послал. А посылает он порой, не приведи Господи…
- Это дом бывшего ЖЭУшника, - просветил нас один сельчанин, оценив наше безмолвное «восхищение» одним из белобезводых дворцов. – Он сначала в ЖЭУ работал, потом уволился и этот дом сразу построил…

ЗА ОКОЛИЦЕЙ
За домом уволившегося ЖЭУшника, раньше бы сказали - за околицей, начинается лес, отделенный от села сгоревшим деревом. Среди белых стволов, на опушке, для удобства отдыхающих, добрые люди построили длинный деревянный стол со скамейками, чтобы удобно было пировать большими шумными компаниями. Рядом на березе приколотили скворечник, чтобы радовали отдыхающих своим пением лесные птахи. Но не оценили отдыхающие стараний принимающей стороны – загадили лесную опушку отходами своих пиршеств так, что мало кто без предварительного субботника по очистке территории захочет здесь отдыхать.

ПАСТУШОК
Не пугают кучи мусора только деревенского пастуха Антона Еремеева. Растянувшись на лавочке, слушает он хиты 80-х, струящиеся из мобильника, жует травинку и одним глазом наблюдает за коровами, лениво передвигающимися по берегу заповедного озера.
- Пастушу я тут, - радостно вступает он в разговор, приняв нас за желающих прикупить в этих краях недвижимость, - и демонстрирует плетку – настоящую, змеей извивающуюся в его умелых пастушьих руках – ту самую, власть которой послушно признают рогатые коровы. – Это жена моя сплела, - хвастается он, - она еще лучше умеет ей хлыстать.

ПРОСТО ПРЭЛЕСТНО!
Пастух рассказал нам о местных достопримечательностях и о прелестях своей пастушьей жизни. Они оказались действительно прелестны.
- 800 рублей за корову получаю, - сказал он. – Вот сейчас их пока 9, а в прошлом году 27 было… Один работаю все лето, больно надо с кем-то делиться…
В пересчете на журналистские гонорары мы поняли, что делиться действительно ни с кем не хочется. Но судя по молодости, стройности и загорелости пастуха, это место вакантным будет разве что зимой… То есть, нам оно не светит.

«МИН» НЕТ!
Подопечные Антона – красавицы и умницы. Чистенькие, упитанные, с томными блестящими очами и длинными загнутыми ресницами – будто нарисованные художником-мультипликатором. Они совсем не похожи на грязных и тощих колхозно-совхозных коров породы «Бухенвальд», которых нам доводилось встречать в других селениях за годы нашей деревенско-путевой жизни. И ни одной «мины» в округе! Культура в рядах крупнорогатого скота!

КЛЕВЕРНОЕ МОЛОКО ИЛИ БУТЫЛОЧНОЕ ПИВО
- Это же бабушкины коровы, а не колхозные, - поясняет Антон. – У каждой своя хозяйка, они за ними ухаживают, моют, кормят. Молоко, кстати здесь, если захотите, прямо домой могут приносить - свежее.
Судя по клеверу, который лениво жуют коровы, кажется, что молоко это не только свежее, но еще и цветочное – с запахом лета и солнца. И что только полные идиоты могут менять вкус этого божественного деревенского напитка на пивной, усеивая опорожненными бутылками клеверные луга.

КАК ЗАТОНУЛ «Т»
Хлопая, вместе с бабушкиными коровами ресницами, долго созерцаем мы водную гладь озера Белобезводного. В его глубинах, говорят, затонул… нет, не «Титаник», но тоже какой-то на букву «Т»… Трактор! Пьяный тракторист со всей дури въехал не просто в озеро, а аж под водой, на полной тракторной скорости, домчался до самой его середины. Где и заглох на веки вечные. Вытаскивать машину оттуда никаких денег не хватит (максимальная глубина 4 метра). Тракторист жив-здоров. А местным пловцам теперь и забава, и передышка: переплывая озеро (длина и ширина которого соответственно 564 и 180 м), они непременно останавливаются посредине, принимают вертикальное положение, нащупывают ногами крышу от тракторной кабинки и так отдыхают перед дальнейшей дорогой.
Рыбакам подводный трактор тоже по душе – с него хорошо ловится рыбка: и большая и маленькая.

____________________________________________
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Без проблем. Те, кто знает, где находится Раифа – а это знают все – едут в сторону Раифы, в зеленодольском направлении. Не заворачивая к монастырю, рулим прямо и совсем скоро видим искомый указатель – «Белобезводное». Всего от Казани 25 километров.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ:
С этим проблемы. Коттеджи, а особенно дворцы – неприступны, как и положено дворцовой недвижимости. Незваным гостям здесь, может, и рады, но вряд ли увидят их из-за высоких заборов. Так что прямая дорога вам к озеру, на лесную опушку, за деревянный стол, если мусорно-уборочных работ не боитесь.

ВЕЛИКИЕ И ЗНАМЕНИТЫЕ
Легендарные личности есть в любом селе. Наверняка были такие и в Белобезводном.
Пастух Антон Еремеев задумался и окинул взглядом вверенные ему владения. За поворотом что-то голубело масляной краской.
- Это кладбище, - пояснил он. – Там у нас одна женщина похоронена известная. Не помню, как фамилия, но она, это… того… в ЖЭУ работала, ее все здесь знают.
Похоже, в этих белобезводных краях жэушники наконец-то снискали себе славу великих и знаменитых и нашли своих пламенных почитателей.

ПРОШЛОЕ:
Село Бело-Безводное основано в XVII веке, как вотчина Раифской пустыни. Первое название - Безводный Починок. До 1764 крестьяне здесь считались монастырскими, а озера этой заповедной зоны сливались между собой и еще в начале прошлого столетия жители деревни Белобезводное проплывали в Раифский монастырь на лодках.
Постановлением Совета Министров Татарской АССР от 10 января 1978 г. № 25 и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2005 г. № 644 озеро Белобезводное признано памятником природы регионального значения.