Сабакайка. Хлеб привозят - и хорошо!

Татьяна Челышева
САБАКАЙКА: «ХЛЕБ ПРИВОЗЯТ - И ХОРОШО!»

От Сабакайки ждали мы историй про каких-нибудь первых доисторических собак – прародителей нынешних Шариков и Бобиков - пришедших на эту землю с мест обетованных и организовавших здесь первое собачье поселение. Но учительница на пенсии Валентина Александровна Савченко лишь недоуменно вскинула брови, подивившись нашей орфографической безграмотности:
- Да вы что? Тогда бы она СОбакайка называлась.

ТАТАРО-МОНГОЛ ИЛИ ЧУВАШИН?
Мы пристыжено потупили взоры. Именно так, наверное, чувствовали себя сабакайкинские двоечники, в ту далекую пору, когда здесь была еще школа.
Валентина Александровна пригласила нас в дом, в тепло, и познакомила со свекровью - Прасковьей Дмитриевной - которая проживает в этой деревне 93 года - с самого рождения.
- Сабакай – это главный такой был у татаро-монгол, - поведала бабушка. – Пришел сюда, понравилось ему место это – красивое, лесистое. Вот и остался тут жить. В честь того монгола и назвали.
- Какой там татаро-монгол! – спорит с ней сын – Александр Петрович. – Откуда здесь монголы?
- Да я уж точно не помню, - начинает сомневаться в сказанном Прасковья Дмитриевна, - до меня это было…
- Чувашин это был – Сабакай, - уверяет нас Александр Петрович. – С той поры у нас половина села чуваши, половина - русские.

«ВЫГОРЕЛО ВСЕ. ЗОРИТЬ СТАЛИ…»
Семья Савченко с ностальгией вспоминала не только далекого Сабакая, но и прочие исторические вещи, прошедшие здесь за 93 последних года.
- И колхоз здесь был «Пятилетка», потом «Красный Восток», и ферма, - рассказывает Прасковья Дмитриевна. – И коровы, и овцы и курицы… И двести с лишним человек народу жило. Выгорело все, стали зорить…
- И сельхозтехника «Элита» здесь была, Казанков организовал – он сейчас глава у нас, - продолжает Валентина Александровна. – А сейчас нет работы – нет людей, нет школы – кто же здесь останется без работы-то? Всего 56 человек пенсионеров остались.
- А пенсионеры кому нужны? – говорит Александр Петрович. – Сами выживаем: вон корова у нас, поросята, куры. Все свое. И вода в доме и туалет – сами сделали. А в деревне даже лампочек нет – ночью чернота, как будто и нет деревни.

БЕЗ ЛАМПОЧЕК И БЕЗ ДОРОГИ
- Ладно, лампочки… - машет рукой его жена, - Дороги нет – вот главная проблема. – Три километра бездорожья – сами, наверное, видели. Просили мы просили эту дорогу сделать, письмо писали, подписи собирали… А нас даже и не приняли с этим письмом. Говорят «деньги будут – сделаем и без письма вашего». Видать, денег все нет.
- Тут даже голосовать не хотели идти, - смеется бабушка, - мол, пока дорогу не сделают – не пойдем. – Но пойдем все равно: Путин-то не виноват ведь, что денег на дорогу нету. И где они эти деньги-то – не знай…

ЕСТЬ УЛИЦЫ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ…
После савченского чая отправились мы в красивый новенький домик из красного кирпича, возвышающийся на пригорке улицы Центральной, рядом с обелиском павшим в Великую Отечественную воинам-сабакайкинцам. Домик оказался одновременно и бывшей школой, от которой осталась только табличка, и фельдшерским пунктом, который раз в неделю навещает врач, чтобы привезти местным аборигенам лекарства и полечить заболевших. И  Избирательным участком № 672 – красивый красный плакат об этом недвусмысленно намекал своей яркостью.
Школа, по словам местных жителей, не отапливается, обои там все отвалились, вот к выборам, наверное, приведут в порядок, отопление включат…

БЕДНО, ДА ХОРОШО
Напротив избирательного участка – озеро, красоты даже зимой неописуемой. Летом там и купание и рыбалка знатная.
- Караси ловятся – полно! – хвастается Борис Михайлович Кудряшов, называющий себя дачником. – У меня здесь и зимой тепло, поэтому и живу. А сам-то я из Казани. Вы к нам летом приезжайте, на рыбалку! – приглашает он.
Вообще жители Сабакайки от сетований на тяжелый быт, быстро переходят к положительным характеристикам своей малой родины:
- Бедно живем, да хорошо! – с гордостью говорит бабушка Прасковья Дмитриевна, по-молодому сверкая глазами. – Хлеб три раза неделю возят – и спасибо!
Александр Дмитриевич с гордостью демонстрирует своих поросят с такими огромными любопытными пятачками, что пластинка патефонная отдыхает…
А Валентина Александровна говорит, что ее внучка тоже хочет стать журналистом, да они ее отговаривают, потому что журналистов часто убивают – опасная больно профессия.

НИЧЕГО ЛИЧНОГО, ТОЛЬКО БИЗНЕС
Подытожить полученные знания о Сабакайке, провожаемые лаем местных сабакаек, мы отправились в районный Музей родного края – в Алексеевское. И подытожили их за 50 рублей. Таксу выдала нам тамошняя тетенька прямо с порога:
- Консультации у нас платные – 50 рублей! – сказала она злобно. – У вас вон в Казани ничего бесплатного нет: зайдешь куда ксерокопию сделать и то деньги сдерут. 
Конечно же, мы раскошелились – и получили ксерокопию из четырех строчек, где говорилось о том, о чем мы уже и бесплатно узнали – о чувашине Сабакае, выбравшем в незапамятные времена себе красивое лесистое местечко для проживания. (К слову, билетики, которые нам выдали в музее вместо квитанции, имели напечатанную на них цену 30 рублей - за взрослый билет, и два по 10 рублей - за детские. Получается, что вся экскурсия по музею обошлась бы нам дешевле, чем четыре строчки про Сабакайку.
А еще получается, что профессия журналиста не только опасная, но еще и крайне расточительная.

ВОДНОЕ ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ
Зато научный сотрудник музея Владислав Осянин интересно и совершенно безвозмездно рассказал нам еще о нескольких близлежащих деревеньках с интересными названиями и историей: Остолопово, Абалдуевка, Лягушкино… Все они, видимо для более благородного звучания, были переименованы в водные названия: Речное, Приозерное и Родники, соответственно. Но это уже другая история.

_______________________________________________
КАК ДОБРАТЬСЯ:
До Сабакайки надо ехать через Алексеевское. Прямо в середине села с трассы поворачивайте направо, в сторону Нурлата. Буквально через 6 километров увидите искомый указатель – «Сабакайка – 5 км». На деле выходит все шесть: три по асфальту, три – по грунтовке. А всего от Казани до Сабакайки - 102 км.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ:
Если попадете в день выборов – то в школе, там как раз включат отопление. А во все остальные дни гостеприимные сабакайковцы не оставят вас замерзать посреди улицы Центральной у неотапливаемого избирательного участка, обогреют, накормят.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ:
Из достопримечательностей и собакайковцы и сотрудники алексеевского музея, в один голос называют провал в соседней деревне Зоотеевке. По преданиям, однажды, ни с того ни с сего, посреди деревни вдруг провалилась земля. Прямо с домами, прямо с людьми. Говорят, даже прямо со свадьбой, которая как раз на том месте проходила. В общем, жуть, да и только. Не провалившиеся зоотеевцы потом с этого места разъехались кто куда, а провал так и остался провалившимся на века. Со временем наполнился он водой и выглядит сейчас как вполне обычное озеро. На него приезжают алексеевцы купаться и рыбу удить. Пока бесплатно. Но это до первого попавшегося Остапа Бендера, который, как вы помните, додумался и за вход в Провал деньги брать…