Вагон из прошлых лет. Картины воспоминаний. Гл. 13

Михаил Гавлин
                На окраине Москвы

Но все эти настроения заняли относительно небольшой отрезок времени – год или немного больше. В это же время у меня появилось много стихотворений, связанных с городским пейзажем, и, прежде всего, с пейзажем московской городской окраины, где я стал жить, когда в конце 1963 г.  демобилизовался из армии. «Черемушки» и окружающие районы еще не были плотно застроены в середине 1960 –х  гг. и представляли громадную строительную площадку. Было еще много открытых пространств. Город соседствовал с загородными лесами. И открывались обширные дали с растущими, поднимающимися ввысь кварталами. Во всем этом, особенно в хорошую, солнечную погоду, чудилось что-то фантастическое, что-то  от городов будущего, городов – утопий, сверкающих солнцем и белизной. Я любил в свободное время, даже в грязь и распутицу,  бродить по этим просторным окраинам, этим пространствам, где глазу было много свободы для фантазий, где вольно дышалось и где появлялись стихи, совсем непохожие на те, что рождались, когда я жил в центре Москвы.

                Окраина

                По утрам дома на горизонте,
                Словно цепи дальних, синих гор,
                И на небе, как рисунок солнце
                И страна таится подле штор.
             
                Мчатся маленькие автомобили
                По далеким утренним шоссе
                И над миром, полным гроз и ливней,
                День восходит в птицах и росе.

                Весна

                Весна… Земля в кипенье взрывов,
                Взлетают венчики дымков,
                Кочуют грозы в светлых ливнях,
                Вся даль в движенье облаков.

                И обновленные просторы,
                Как колыбели первых стран.
                Откинуты ночные шторы
                И даль – эпический роман.

                Хранят раскинутые тропы
                Легенды умерших веков
                И явью сбывшихся утопий
                Встают созвездья городов.


Зачастую окружающий пейзаж городской окраины за окном, каким-то волшебным образом сочетался в стихах с интерьером моей комнаты, заставленной шкафами с книгами и альбомами по искусству в новой двухкомнатной квартире в пятиэтажной «хрущевке», где я жил с матерью и больным отцом, и где меня посещали иногда странные, совсем не камерного характера мысли. В мире шли войны: во Вьетнаме, в Африке, в Южной Америке, только недавно чуть не окончился атомной катастрофой Карибский кризис. Расстреливали повстанцев, убили Че Гевару в Боливии. Все это странно сочеталось с обыденностью моего мирного, утонченного, но мало чем примечательного, по моему мнению, существования.

                А по окну узором
                Течет зеленый лук.
                А за окном морозы
                И город – белый круг.

                И солнечное утро
                На книгах, на ковре.
                Цветы и черный кофе
                В черненом серебре.

                И рядом лист гравюры,
                Где каменные львы…
                А где-то гибнут, с пулей
                В висок, валясь во рвы.

В это же время, совсем недавно произошло убийство президента США Дж.Кеннеди. Надо сказать, убийство Кеннеди меня потрясло. Очень многое о подробностях этого покушения я узнал из материала в журнале «Америка», номера которого иногда удавалось покупать в киосках. Особенно меня поразила одна фотография, напечатанная в журнале: на ней американский президент, идет счастливый и улыбающийся по цветущему лугу.  И я сразу же откликнулся стихотворением.

                Фотография в журнале «Америка»      
                (Памяти президента США Джона Кеннеди)

Америка… цветы и травы,                Твоя удачливость, бравада
И президент                Потрясена.
Тропинками идет в дубравы,                Страна, как скорбная соната, 
В июльский цвет.                Приглушена.

Америка… экспрессы прерий                Америка… цветы и травы...
И города...                Твой президент
К стальным дорогам и карьерам              Ушел навек в твои дубравы, 
Пришла беда.                В июльский цвет.   


                Художественные выставки. Театр. Университет.

Москва жила в те годы интенсивной художественной жизнью. Крупные выставки зарубежного искусства, особенно, в недавно открывшемся выставочном зале Манежа, следовали одна за другой: первая выставка современного американского искусства, выставка чешского стекла и др. Они, несомненно, оживили художественную жизнь столицы, вызвали небывалый массовый интерес, даже ажиотаж среди московской публики. Народ туда валил валом. На американской выставке, особенно у работ художников абстракционистов, бывших тогда в новинку для нас, собирались толпы людей. Прямо у картин велись яростные споры об их содержании и шире, о смысле искусства, о направлении его развития.

                На выставке

                У яростных линий картины Ренато
                Бушуют лица, насмешливы рты.
                Юноша в свитере цвета заката
                Спорит отчаянно, до хрипоты.

                А мир цепенеет, невидимый в линиях,
                Словно застывшая пена морей,
                Чтоб через тысячи лет объяснили их
                Нам, живущим лишь тысячи дней. 

Большой интерес вызвала, и выставка чешского стекла в Манеже, оформленная очень изысканно, с большим вкусом и мастерством.  В великолепном ночном интерьере, в нишах, затянутых черным бархатом, сияли в лучах подсветки всеми алмазными гранями изумительные изделия из богемского стекла и хрусталя. Это было, конечно,  наряду с Пльзеньским  пивом в удлиненных, узких бокалах с гербом г.Пльзень на тонком стекле, для многих советских граждан волшебным зрелищем, воочию, а не в газетах, демонстрировавшим им новые заманчивые горизонты социалистического содружества. Выставка будто говорила – мы ваша Европа. Вы с нами почти в Европе. Приобщайтесь к европейским культурным ценностям.
Примерно в это же время в Москву впервые приехал на гастроли английский Шекспировский мемориальный театр из Стратфорда – родины Шекспира. Театральная труппа выступала в уютном камерном здании филиала Малого театра на улице Москвина. Мне посчастливилось попасть на один из ее спектаклей –«Макбет» с великим Полом Скофилдом в главной роли. Спектакль и особенно сам великий актер произвели на меня неизгладимое впечатление, близкое к потрясению. Наушников с переводом, кажется, не было, да они и не были нужны. Я впервые понял, что такое настоящая английская актерская школа, что такое истинно высокая актерская речь в театре, исполненная подлинного величия и трагизма. Драматические монологи Пола Скофилда, его благородная царственная речь, его муки совести, его оправдания, очищали и возвышали душу и производили поразительное действие. Злодей Макбет казался более страдающей, трагической фигурой, чем его жертвы, чем свергнутый, изгнанный им престарелый король Дункан, например. Спектакль перевернул мой внутренний мир и на многое заставил смотреть по-другому.

                Взвивался занавес и в зале               
                Вы исчезали, чтоб опять
                В партерном, сумрачном провале
                С души свой занавес сорвать.

                И вас трагедия встречала,               
                Что ни вздохнуть, ни пренебречь,          
                Когда с подмостков в зал звучала
                Актера царственная речь.               

                Та речь, что все опровергая,
                Рядов будила темноту.               
                Та речь, натурщица нагая,
                Что не скрывала наготу.               

                Она вам углубляла зренье
                И, в отрицанье всех клевет,
                Седой Дункан внушал презренье
                И жалость вызывал Макбет.

                И в жест кровавого деянья
                Вселяла царственность и страсть,
                И призывала к оправданью,
                Где невозможно оправдать.

                И вам самим в противоречье
                Сходила в тайники души,
                Лишала сна, рассудка, вечно
                Вас, поднимая до вершин,

                Где не было фальшивых истин,
                Где был один разящий меч,
                Судья трагический и чистый –
                Актера царственная речь.
   
Тем временем, занятия на истфаке МГУ шли своим чередом, и я все больше увлекался историей России 19 века. Вообще, нужно сказать, что я поступал на исторический факультет университета с тайной мыслью, что занятия историей дадут мне богатый материал для поэзии, для сочинения стихов. И действительно, иногда, какой-то материал, какая-то мысль, идея рождали поэтический отклик. Так было со стихотворением «Аркадия». Первое четверостишие его было навеяно еще пейзажами в предгорьях Северного Кавказа, под Нальчиком, где я служил в первый год своей службы в армии, и где, изредка, можно было повстречать горцев пастухов с отарами овец. Лишь позднее, уже учась в университете, я понял, что буколические пейзажи Аркадии, так любимые мастерами классического пейзажа, имеют мало общего с действительной историей этой области древней Спарты. Пейзаж был дополнен и развернут в некое подобие исторического полотна, с размышлениями на тему исторической мифологии в конце стихотворения.               
                Аркадия

Страна Аркадия в зеленом малахите,    И закипели по стране сраженья:
Где растеклись покоем берега,         В кольце долин и на уступах гор.
И тишина из облака в зените,          Над краем всем, охваченным смятеньем,
И по лугам змеится вдаль река.        Метался потревоженный орел.

Долины терпкой свежестью налиты,      Аркадия – идиллия – из грима,
Страна забвенья… Но издалека          Из грезы сотворенная страна.
Уже поют спартанские гоплиты          Как живописцы лгут непоправимо,
Победные пэаны для врага.             Аркадскими пейзажами маня.

И над горами рога звук проснулся,     Историки, ловите их с поличным,
И всколыхнулись мирные стада,         Высмеивая, муча и кляня.
И дым пожарищ клубами взметнулся,     Да здравствует Аркадия – античность, 
И в битвах не сдавались города.       Жестоких битв, язычества страна.

Но постепенно увлечение историей стало самостоятельной ценностью для меня, и я все больше стремился стать по – настоящему профессиональным историком. Причем на каждом курсе, в зависимости от изучаемой исторической эпохи, я решал посвятить себя исследованию именно этого времени. На первых курсах я очень увлекся античной историей (историей древней Греции и Рима), позднее историей эпохи Возрождения. Пока, наконец, на старших курсах (точнее, начиная с третьего курса), когда стал изучать историю России 19 века, не  понял, что это именно мое, это мне интересно, это отвечает моей натуре, характеру. Новейшая и современная история, как зарубежная, так и отечественная, особенно, последняя, неразрывно связанная с историей партии, мне была неинтересна, просто скучна.