Случайный враг

Анастасия Шевердина
Милена – 34 года, учительница
Макар – 38 лет, сотрудник уголовного розыска на пенсии
Юрий – 29 лет, учитель
Действие первое
1
Небольшая комната с плотно задернутыми темными шторами. Посреди комнаты на диване, закинув руки за голову, лежит Макар. Рядом на журнальном столике стоят лекарства, кружка, корзинка с фруктами, ваза с цветами, начатая бутылка вина. Слышно, как ключом открывают дверь. Милена заходит в комнату, включает свет. 
Милена (улыбаясь). Добрый вечер, дорогой! Как ты сегодня?
Макар морщится и молчит.
Милена (подходит к столику, забирает увядший букет и ставит в вазу три белых георгины). Почему ты опять без света? Включай торшер, читай.
Макар (глубоко вздыхая). Я похож на идиота?
Милена. Нет.
Макар. Нет?!
Мила (испуганно). Нет!
Макар. Так какого черта ты мне советуешь включать свет и читать?! Я не способен сам до этого додуматься?!
Милена (тихо). Прости.
Макар. Что?!
Милена. Извини, пожалуйста! Я приготовлю ужин.
Милена уходит на кухню, включает воду, гремит посудой.
Макар. Мила!
Милена (забегает в комнату). Что, милый?
Макар. Иди ты к черту!
Милена возвращается на кухню.
Макар. Мила!
Милена (входит в комнату). Что, Мак?
Макар. Иди ты к черту!
Милена  разворачивается и выходит из комнаты.
Макар. Мила!
Милена (вбегает в зал). Что такое?!
Макар. Иди ты к черту!
Милена. Ради Бога, Мак! Мы это проходим регулярно! Ты опять напился?! Зачем?!
Макар (со злобой). Я тебя в конце концов выведу, зараза ты непоколебимая!
Милена (грустно). Надеюсь, не выведешь.
Макар. Выведу! Выведу! Слово офицера!
Милена с жалостью смотрит на него.
Макар. Ну?! Ну, крикни: «Пошел ты к черту, Мак! Иди ты в задницу со своим словом офицера!»
Милена идет на кухню. Макар стонет и переворачивается на бок. Через несколько минут Милена возвращается с подносом. Помогает Макару сесть, ставит поднос ему на колени.
Милена. Ешь, Мак! Сегодня твои любимые пельмени.
Макар (недовольно). Вижу. Я не голоден.
Милена. Мак, ешь, пожалуйста! Я устала. Сегодня у меня было семь уроков.
Макар внимательно слушает и начинает есть. Милена смотрит на него, едва заметно улыбаясь.
Милена. Да, семь уроков с сумасшедшими детьми. Ненавижу свою работу!.. Обожаю свою работу!.. С каждым днем дети все больше бесятся... Директор сказал, со следующего года я буду завучем по воспитательной работе. Не знаю, хорошо ли это. Вероятно, хорошо, ведь нам не хватает денег. Мы не можем с тобой содержать четырехкомнатную квартиру. Я думала как-то взять студентов – во вторую спальню, каких-то порядочных ребят или девчонок. Но они будут тебе мешать...
Милена искоса смотрит на Макара. Мужчина жадно ест и делает вид, что не слышит.
Милена. А может, они бы тебя развлекли?..
Макар (криво улыбается). Или тебя. Бери ребят.
Милена (не почувствовав шпильки, радостно). Правда? Ты не против квартирантов?
Макар. Делай что хочешь. Я уже умер. Не надо хранить память обо мне.
Милена (целует мужа в щеку). Не выдумывай, пожалуйста! Я тебя люблю.
Макар (отталкивает Милену, строго). Тем хуже для тебя! Ты – некрофил.
Милена (смеется). Называй, как хочешь!
Макар. Ты меня разлюбишь. Я знаю. Ты должна меня разлюбить!
Милена. Я никогда тебя не разлюблю. Пей, пожалуйста, сок. А я тебе расскажу о новом коллеге. У нас новый учитель английского языка и зарубежной литературы. Он приехал из Одессы. Живет сам. Ему 29 лет. Очень любит свою разведенную сестру, маленькую племянницу и отчима. Он красив и артистичен. Увлекается Байроном. Очень тактичный юноша. Думаю, он – хороший человек.
Макар допивает сок, ставит на столик поднос и ложится.
Макар. Выключи свет!
Милена забирает поднос, идет на кухню, по дороге выключая свет. Макар возится на диване, привстает на локтях.
Макар. Мила, включи свет!
Милена возвращается, включает свет. Достает из шкафа книгу, садится в кресло.
Макар. Что читаешь?
Милена. Бальзака.
Макар. Что пишет?
Милена. «Самые большие беды, которые могут нас постигнуть, легче перенести, чем одну только мысль о страдании того, кого мы любим».
Макар. Бред! Выключай свет! Я хочу спать.
Милена. Мак, еще рано. Еще только половина седьмого.
Макар. Рано – иди куда подальше и не мешай мне спать!
Милена. Я никуда не пойду, ты знаешь! Зачем выключать свет? Ты не спишь до трех ночи. Давай во что-то сыграем – в города, в карты, в шахматы!
Макар. Давай лучше сыграем в игру «Миле не наплевать на мужа»! Выключай свет, сказал тебе!
Милена выключает свет, возвращается в кресло.
Макар. Когда мы разведемся?
Милена. Никогда!
Макар. Ты нашла себе хахаля?
Милена. Нет.
Макар. Тогда иди к черту!
2
Макар лежит на диване и курит. Милена открывает дверь, снимает куртку, переобувается,  заходит в зал и включает свет.
Милена (улыбаясь). Привет!
Макар молчит. Милена подходит к дивану, забирает со столика увядший букет и ставит в вазу три красных розы.
Макар. Что это?
Милена. Розы.
Макар. Ты знаешь, я не люблю красные розы, я люблю белые георгины!
Милана (улыбаясь). Они не для тебя.
Макар. А для кого?!
Милена смотрит на него, удивленно вскинув бровь.
Макар. Кто?!
Милена. Юра.
Макар. Юра?!
Милена. Да, Юра. Мой коллега – Юрий Андреевич. Я рассказываю о нем вот уже две недели.
Макар. Учитель литературы?
Милена. Да.
Макар. Как мужик может быть учителем литературы?! Он что, педик?
Милена (раздраженно). Нет, Мак, он не педик! У Юры чуткая и жаждущая счастья душа!
Макар. Ах, ты ж, Боже мой! Какая лапа! А разве у педика не может быть чуткая и жаждущая счастья душа?!
Милена. Прекрати, Мак! Юра – замечательный человек! Он глубоко интеллигентный и порядочный.
Макар. Глубоко?! И насколько же глубоко ты его узнала?!
Милена. Замолчи, Мак! Мне надоела твоя ругань и твоя злость! Может, я их и заслуживаю, но Юра – нет!
Милена уходит на кухню. Макар провожает ее удивленным взглядом.
Макар. Мила!
Милена (входит в комнату). Что, Мак?
Макар. Иди ты к черту!
Милена возвращается на кухню.
Макар. Мила!
Милена заходит в зал, крепко сжимая нож. Лицо у нее решительное и темное.
Милена. Что, Мак?! Идти к черту?!
Макар (заворожено глядя на нож). Пельменей!
Милена (подходит ближе, дико улыбается). Что?!
Макар (нахмурившись). Мила... свари пельменей... пожалуйста...
Милена. Извини, дорогой, сегодня на ужин рыба.
Макар. Почему?
Милена. Юра любит рыбу.
Макар. Юра?! Какое он имеет отношение к моему ужину?!
Милена. Я вчера предупреждала тебя: сегодня Юра поужинает с нами.
Макар. Я вчера был в стельку пьян!
Милена. И что? Ты пьян почти каждый день.
Макар. Я не хочу, чтобы он приходил!
Милена. Поздно, дорогой, я его уже пригласила!
Макар. Ну что же, пусть приходит, проклятый педик! Я его быстро выставлю за дверь!
Милена. Нет, дорогой, ты его не выставишь! Ты будешь внимательным и вежливым.
Макар. С какой стати?!
Милена. Он снимет у нас вторую спальню.
Макар. Вторую спальню?! Мою вторую спальню?! В моей квартире?!
Милена. И в моей.
Макар. Ты взбесилась, Мила?! Я не хочу его ни слышать, ни видеть!
Милена. Поздно. Мы с ним договорились. Я взяла плату за месяц вперед.
Макар (задыхаясь от ярости). Ты!.. Ты!.. Черт бы тебя побрал! Как ты посмела принять это решение без меня?!
Милена. Я вот уже несколько лет все решения принимаю без тебя, потому что тебе на все наплевать. А мне – нет! Можешь меня ненавидеть сколько тебе угодно, но я поступлю так, как считаю нужным! Я хочу, чтобы у тебя все было: вкусная еда, хорошие напитки, качественные лекарства...
Макар. Мне ничего не надо! Иди к черту!
Милена (грустно и устало). Я никуда не пойду, потому что мне не на кого тебя оставить.
Макар. Я его вытравлю отсюда, я его выживу, пусть мне даже придется сжечь квартиру!
Милена. Он не уйдет. Он добрый, умный и терпеливый. И я предупредила его о тебе.
Макар. Предупредила обо мне?! То есть нажаловалась на меня?! Сказала, что я конченый инвалид, злой импотент, занудный и грубый, который может любого свести с ума?!
Милена. Нет. Я сказала, что ты сотрудник уголовного розыска на пенсии, упрямый и импульсивный, и тебя нелегко, но есть за что любить.
Мужчина и женщина долго молча смотрят друг на друга.
Макар. Когда мы разведемся?
Милена молчит.
Макар. Ты нашла себе хахаля?!
Милена молчит.
Макар (подпрыгивает на диване). Иди к черту!
В дверь звонят.
Милена (ласково улыбаясь). Юра!
3
Макар. О, дьявол!
Милена бросается открывать дверь. В квартиру заходит, держа два огромных чемодана, Юрий.
Юрий. Добрый вечер!
Милена. Добрый, Юра! Проходи, раздевайся. Вон шкаф. Давай чемоданы.
Юрий (ставит чемоданы подальше от хозяйки дома). Нет-нет, Милена, я сам! Как ваши дела, хорошо?
Милена. Хорошо. А твои? Как тебе наш район?
Юрий (вешает пиджак в шкаф, приглаживает галстук). Спасибо, все прекрасно! Остановка почти рядом с домом, супермаркет, аптека, парикмахерская. Все замечательно!
Милена (берет Юрия за локоть, ведет к дивану). Юра, знакомься – мой муж Макар.
Юрий (приветливо улыбаясь, протягивает руку). Здравствуйте, Макар! Я – Юрий, коллега Милены.
Макар пожимает Юрию руку.
Милена. Ну, вы пообщайтесь, а я присмотрю за рыбой. Кажется, скоро будет готова. Юра, устраивайся поудобнее, бери книги. Хочешь – включи телевизор.
Юрий. Конечно, Милена, не переживайте!
Милена идет на кухню, Юрий стоит перед диваном, внимательно глядя на Макара.
Макар. Юрий, не мозольте глаза... пожалуйста! Вам негде сесть?!
Юрий. Извините! (Садится на краешек дивана рядом с Макаром).
Макар (инстинктивно отодвигается от Юрия). Не сюда!
Юрий. Макар, у меня к вам серьезный разговор.
Макар (недоверчиво смотрит на гостя). Неужели?
Юрий. Макар, я люблю Милену всем сердцем! Я пришел в ваш дом за ней.
Макар (удивленно). Что?!
Юрий. Вы скажете: две недели – не срок. Но я знаю: это – любовь!
Макар (садится). Вы в своем уме?!
Юрий. Пожалуйста, Макар, не надо этих условностей! Называйте меня на «ты»! «Вы» всегда – знак либо уважения, либо дистанции. Уважать вам меня пока не за что, а какая может быть дистанция между теми, кто любит одного человека?
Макар. Мою жену!
Юрий. Я знаю. Извините. Так сложилось.
Макар (шепотом, яростно). Пошел вон отсюда!
Юрий. Я здесь ради вас.
Макар (ошеломленно). Ради меня?!
Юрий. Я знаю, вы – человек с ограниченными возможностями, мы с вами не в равных условиях. Я подумал, на вашей территории вам будет легче...
Макар. Что – легче?! Наблюдать, как ты соблазняешь мою жену?!
Юрий (морщится, словно от боли). Не будьте вульгарным, Макар, вы красивый, вам это не идет!
Макар. Что – легче?!
Юрий. Бороться за Милену.
Макар. Мне не нужно за нее бороться! ОНА! МОЯ! ЖЕНА!
Юрий. Не кричите, ради Бога, у меня отличный слух! Вы огорчите Милену.
Макар. Мою Милену!
Юрий. Я знаю. Извините. Но мне не за что извиняться: я не желаю зла ни вам, ни, тем более, ей!
Макар (спокойно). Я вырву тебе ноги.
Юрий. Вряд ли это вам под силу.
Макар. Мила говорила, что ты – глубоко интеллигентный и порядочный. Это правда?
Юрий. Думаю, да. По крайней мере, я всегда старался быть таковым.
Макар. Тогда уйди. Пожалуйста!
Юрий. Я не могу. Я люблю ее. Я хочу добиться ее благосклонности по-честному.
Макар. Ты никогда...
В зал заходит Милена, держа две тарелки.
Милена. Юра, убери, пожалуйста, вещи со стола!
Юрий быстро убирает лекарства и вазу, Милена ставит тарелки.
Юрий. Позвольте, я вам помогу!
Милена. Пожалуйста, Юра!
Милена и Юрий вместе идут на кухню.
Макар (тихо). Ты никогда ее не получишь!
4
Юрий, Милена и Макар ужинают. Милена и Макар сидят рядом на диване, Юрий – напротив них в кресле. Юрий ест с удовольствием и улыбается хозяевам. Милена держит Макара за руку и улыбается Юрию. Макар сидит хмурый над нетронутой тарелкой.
Макар. Ты служил?
Юрий (виновато улыбаясь). Нет.
Макар. Откосил? Побоялся?
Юрий. Нет. Меня не взяли. Из-за состояния здоровья.
Макар (хищно улыбаясь). Физические недостатки?
Юрий (краснея). Сколиоз.
Макар. Стрелять умеешь?
Юрий. Совсем немного. Можно считать, что нет.
Макар. А я – умею.
Юрий откладывает вилку, смотрит на Макара.
Юрий. Я так и понял.
Макар (улыбается). Ешь, ешь, набирайся сил! У тебя, похоже, склонность к дистрофии.
Юрий (берет вилку, снова краснеет). Спасибо.
Макар. У тебя есть какие-то слесарные навыки?
Юрий. А в чем дело?
Макар. Мила говорит, на кухне течет кран. Ты починишь?
Юрий (сосредоточенно ковыряясь в тарелке). Я посмотрю.
Макар (улыбается). Посмотри, посмотри!
Некоторое время едят молча.
Макар. Наверное, Милена говорила тебе: я работал в уголовном розыске.
Юрий кивает.
Макар. Ты когда-нибудь сталкивался с преступниками?
Юрий. А кто с ними не сталкивался?
Макар. Как думаешь, трудно раскрыть преступление?
Юрий. Зависит от умственных способностей и опыта следователя.
Макар. Ты бы смог работать в уголовном розыске?
Юрий. Нет. А вам нравилась ваша работа?
Макар. Конечно.
Юрий. Вы любите детективы?
Макар. Нет.
Юрий. Про Шерлока Холмса хотя бы читали?
Макар. Предпочитаю психологические детективы. Достойны внимания произведения Буало-Нарсежака. Но я не люблю детективы. В них все слишком просто.
Юрий. А поэзию?
Макар. Не читаю. Какая от нее польза?
Юрий. Поэзия приносит эстетическое наслаждение! Это вам не сахарная свекла и не ружье!
Макар (сквозь зубы). О, ты заговорил о ружьях?! Кто знает, может, твой Лорка написал бы чуть больше, если бы в Гранаде у него был пистолет?!
Юрий (отодвигает тарелку). Пистолет был у Маяковского.
Милена (озабоченно глядя то на Макара, то на Юрия). Пожалуйста, поговорим о пистолетах в другой раз!
Юрий. Извините!
Милена. Юра, я знаю, твой любимый поэт – Байрон. Какое его творение, на твой взгляд, заслуживает наивысшей похвалы?
Юрий. Думаю, мистерия «Каин».
Макар. А я думаю – Ада Лавлейс.
Юрий. Господи, как вы можете быть таким образованным и таким...
Макар (широко улыбаясь). Ну-ну! Каким?
Милена (встает). Ребята, прошу вас!
Юрий. Извините, Макар! Вы – хозяин дома, я не имею права...
Макар. Именно. Ты не имеешь права.
Юрий. Если вы позволите, я пойду в свою комнату. Я устал.
Милена. Конечно, отдыхай! Только подожди секундочку – я угощу тебя молоком и печеньем!
Юрий (встает). Нет, спасибо, Милена, это лишнее! Не беспокойтесь!
Милена. Стой здесь! (Бежит на кухню).
Макар (улыбается). Быстро устаешь! Вероятно, ты думал, соблазнять чужую жену на глазах ее мужа будет легче?!
Юрий. Я не ищу легких путей.
Макар. Вот и хорошо: ты их не найдешь. (Улыбается). Добро пожаловать в ад!
Юрий.
«Чтоб силы возбудить, пролей хоть каплю яда!
Огонь сжигает мозг, и лучше потонуть.
Пусть бездна эта рай или пучины ада?
Желанная страна и новый, новый путь!»
Макар. Иди к черту!
Юрий. Я уже пришел.
Милена приносит тарелку с печеньем и стакан молока. Юрий забирает угощение.
Милена. Твоя комната – налево по коридору. Обустраивайся как пожелаешь.
Юрий. Спасибо! Спокойной ночи, Милена!
Милена. Пожалуйста. Спокойной ночи!
Юрий. Всего доброго, Макар!
Макар (вымученно улыбаясь). Спокойной ночи!
Юрий выходит из комнаты. Милена садится рядом с мужем, целует его в губы.
Милена. Ну как тебе Юра?
Макар. Ты была права. Квартирант меня развлечет.

Действие второе
1
Утро. Макар сидит в кресле и умывается из тазика. Милена меняет постельное белье на диване. Потягиваясь, заходит Юрий.
Юрий. Доброе утро! С субботой вас!
Милена. Привет! А почему это ты поздравляешь нас с субботой?
Юрий (улыбается). Люблю субботу. Уже выходной, можно заниматься, чем хочешь, и завтра тоже можно отдыхать. Обычно я в выходные делаю что-то неординарное: посещаю какое-нибудь новое место, общаюсь с новыми людьми.
Макар. Так, может, ты куда-то поедешь и с кем-то пообщаешься?
Милена. Не выдумывай, Мак! Он и так на новом месте, с новыми людьми! Оставайся сегодня с нами, Юра!
Юрий. Собственно, я не собирался куда-то сегодня идти. (Подходит к книжному шкафу, изучает корешки книг). Хочу просто отдохнуть, почитать, если вы не против. Вижу, у вас замечательная библиотека.
Милена. Конечно! Чувствуй себя как дома!
Макар. Не надо его подбадривать, Мила! Он, похоже, и так не робкого десятка.
Юрий. Так и есть, Макар! (Берет книгу, открывает наугад). «В любви самое убедительное – отважное безрассудство», – говорит Бальзак. (Смотрит сначала на Макара, потом – на Милену). А вы завтракали?
Милена (аккуратно складывает белье). Еще нет. У нас утренняя гигиена. Сейчас я немного отдохну... (Вздыхает, садится на диван).
Юрий. А можно мне приготовить завтрак?
Макар (вздрагивает). Хочешь получить доступ к моей еде?!
Милена (удивленно смотрит на мужа). Ты чего?
Макар. Ничего!
Милена (улыбаясь Юрию). Ты действительно хочешь приготовить завтрак?
Юрий. Да. Я люблю готовить. Омлет вас устроит?
Милена. Конечно! Спасибо, Юра!
Милена встает, хочет поднять тазик. Юрий опережает ее.
Юрий. Вылить в унитаз?
Милена. Да, пожалуйста!
Юрий. Тяжелый! (С укоризной смотрит на Макара, выходит из комнаты).
Милена. Кажется, Мак, нам повезло с квартирантом!
Макар (сквозь зубы). Тебе так точно!
Милена. Не накручивай! Он хорошо к тебе относится!
Макар. Даже слишком! (Хищно улыбается). А знаешь, что он мне сказал?
Милена. Что?
Макар. Что он здесь ради меня. И что я красивый. Я же говорил тебе – педик он!
Милена. Не может быть! Ты лжешь!
Макар. Нет! Клянусь: именно так и сказал!
Милена (трет виски). Господи!.. Я помню, он попросил посмотреть твое фото, я показала, и он вскоре спросил о комнате... (Вздыхает). Я не против... ну... гомосексуалистов... но... Может, ему лучше уйти?..
Макар (улыбается). Ты что, Мила?! Он же добрый, и отзывчивый, и глубоко интеллигентный!
Милена. Да, я знаю... но ты... как ты?..
Макар. Нормально!
Милена. Тебе не противно? Не страшно?
Макар. Мила, все нормально!
Милена. Просто... ну... будут такие моменты, когда он будет дома, а я – нет...
Макар (смеется). Все нормально!
Милена. Ну, ладно, посмотрим, как оно будет... Но если что – ты говори мне, хорошо?
Макар (улыбается). Хорошо!
Юрий заходит в зал.
Юрий. Я поставил омлет. Что вы будете пить?
Милена. Зеленый чай.
Юрий. А вы, Макар?
Макар. Кофе. (Милене). Мне нужно в туалет.
Юрий. Я отведу!
Макар и Милена. НЕТ!
Юрий (удивленно). Ну, как хотите. Если что – я всегда с удовольствием. (Возвращается на кухню).
Макар. Слышала? Он всегда с удовольствием!
Милена (морщится). Оййй!
2
Милена, Юрий и Макар завтракают.
Юрий. Как вам завтрак?
Милена. Прекрасный омлет, Юра! Ты часто готовишь?
Юрий. Да, довольно часто. Сестра каждое лето привозит ко мне племянницу, а когда они с мужем разводились, девочка жила у меня почти год. Хочешь – не хочешь, а научишься готовить.
Милена. Юра, а можно личный вопрос?
Юрий. Попробуйте.
Милена. Юра, а как у тебя с личной жизнью?
Юрий (грустно). Сложно.
Милена. Почему сложно?
Юрий (краснея). Я влюблен в человека, который связан узами брака.
Милена. О, какая неприятность! Но ты молодой, симпатичный, ты легко найдешь себе пару! Просто надо внимательнее смотреть вокруг. Думаю, тебе следует отказаться от этой любви!
Юрий (страстно). Отказаться?! От любви?! От человека, который буквально за мгновение стал для меня самым дорогим в мире?! Нет, Милена, ни за что!
Милена. Я считаю, ты неправ! У этого человека уже есть семья, есть кому о нем позаботиться! Ведь в любви главное, чтобы тот, кого ты любишь, был счастлив. А ты должен оставаться в стороне!
Юрий (смотрит на Макара). О, я видел эту семью и этот брак! Если то, что я видел, –  забота, то я – Нерон или Влад Цепеш! Этот человек слаб телом, но силен духом, хрупкий, как цветок, и такой же привлекательный! Ему нужно настоящее тепло, нежность, добрые и искренние слова восхищения. Я знаю, они – прекрасные люди, но вместе они несчастны!
Милена. (Шокировано наблюдает, как Юрий пожирает Макара глазами). Несчастны?! Недостаточно заботы?! Недостаточно тепла и нежности?!
Юрий. Да, Милена, недостаточно! Со стороны это хорошо видно! Люди быстро привыкают – даже к наихудшему. А счастье – возможно! Возможно для каждого! Именно к счастью должны мы стремиться, только к нему! Лично я ни перед чем не остановлюсь, чтобы сделать любимого человека счастливым!
Милена. Ни перед чем? О, Юра, я узнаю тебя в новом свете! Я не думала, что ты такой!..
Юрий. Именно такой! Я никогда не сдамся, если знаю, что поступаю правильно!
Макар. А вдруг ты поступаешь неправильно? Вдруг этому человеку не нужна твоя любовь?
Юрий. Любовь не может быть ненужной! Она же есть, она живет в моем сердце – как она может быть лишней в этом мире?! Как я могу задушить ее, если она трепещет у меня в груди?!
Милена. А вдруг этот человек не может быть с тобой? Может, он боится осуждения?
Юрий. Осуждения?! Кому какое дело до мнения толпы, до блеяния стада баранов?! Мы живем в двадцать первом веке, общественное мнение сейчас уже ничего не значит! И вообще, я всю жизнь борюсь с дурацкими условностями!
Милена. О, я представляю!..
Макар. А вдруг ты неинтересен твоему любимому человеку?
Юрий. Я убежден, что меня можно полюбить! Это только вопрос времени.
Милена. То есть, ты не отступишь?
Юрий. Нет!
Милена (встает). Ну, не знаю! Это для меня слишком сложно! Не представляю нашу жизнь в одной квартире!..
Юрий. (Тоже вскакивает, берет женщину за руку). Милена, пожалуйста! Не думайте обо мне плохо!
Милена (вырывает руку). Нет, Юра! Не то, чтобы я прислушивалась к мнению толпы, как ты говоришь, но твоя позиция для меня по вполне понятным причинам неприемлема!
Юрий. Так вы догадались?! Извините, ради Бога, я не хотел, чтобы все было именно так! Я не думал, что вы это так болезненно воспримете! Я надеялся, что вы меня полюбите!
Милена. Юра, я полюбила тебя, честное слово, но я не могу спокойно думать о том, что ты воспылал страстью к моему мужу!
Юрий (ошеломленно). Что вы сказали?! Я воспылал страстью... к вашему… мужу?!
Макар хохочет.
Милена и Юрий. Что тут смешного?!
Милена (сердито). Не надо притворяться, я не слепая! Я вижу, как ты смотришь на Мака! В какой-то степени я тебя понимаю: он умный, привлекательный физически, но...
Юрий. Милена, нет! Что вы, ни в коем случае! Я натурал, я люблю совсем другого человека – прекрасную женщину! Как вам такое вообще пришло в голову?!
Милена. Нет?.. Но почему ты так заботишься о нем, почему так благосклонен к нему?
Юрий. У меня просто такой характер! Я сочувствую людям – и даже больше, чем они иногда заслуживают! Я просто хочу вам обоим помочь!
Милена. Правда? А ты говорил Маку, что ты здесь ради него и что он красивый? Может, Мак соврал?!
Юрий. Я говорил! Но эти слова... они вырваны из контекста!
Милена. А какой был контекст?
Юрий. Я не готов сейчас сказать! Только не сегодня и не так! Пожалуйста, умоляю вас, Милена, верьте мне: я желаю вам всего наилучшего!
Милена (складывает руки на груди). Ну, не знаю!
Макар. Может, если вы уже прекратили делить меня, такого умного и привлекательного, кто-нибудь даст мне лекарство?!
Милена. Вот беда! Извини, дорогой, я забыла его приготовить! Сейчас я быстренько! Сейчас! (Бежит на кухню).
Юрий молча смотрит на Макара.
Макар. Чего зенки выпучил?!
Юрий. Это подло! Низко! Не достойно мужчины, особенно – офицера! Зачем вы ей такое сказали?!
Макар (улыбается). Я использую любое оружие, которое у меня есть!
Юрий. Как вам не стыдно?! Я с самого начала предложил вам честное соревнование!
Макар. Честное?! Соревнование?! Да пошел ты!..
Юрий. Я не поддамся на ваши провокации!
Макар. Представляешь, она подумала, что ты МЕНЯ считаешь хрупким привлекательным цветком?! Желаю тебе каждую ночь видеть во сне, как ты даришь мне тепло, нежность, добрые и искренние слова восхищения!
Юрий. Господи!.. (Выбегает из комнаты).
Макар. Первую битву я выиграл, глупый мальчишка! (Смеется).
3
Юрий и Милена сидят на ковре, вокруг них разложены книги. Макар лежит на диване.
Милена. Как хорошо, Юра, что ты согласился помочь мне разобрать книги! Видишь, у нас есть что почитать, но я никогда не могу найти нужную книгу! Они или в чемоданах под кроватью, или в кладовке в ящиках...
Юрий. Не скажите, Милена! Смотрите, сколько прекрасных книг в шкафу: Достоевский, Тургенев, Драйзер, Золя, Камю, Бердяев...
Милена. Это книги Мака.
Юрий. Прекрасный вкус, Макар!
Макар молча смотрит на Юрия.
Юрий. Я очень уважаю этих авторов. Но моя душа – душа требует поэзии.
Милена (улыбается). У нас родственные души!
Юрий (улыбается, пожимает Милене руку). Я знаю!
Макар. И кто тебе нравится кроме этого безумного англичанина, перелюбившего всех своих сестер?
Юрий. Поль Верлен.
Макар (смеется). Еще лучше! Пьяница, псих и содомит!
Юрий. А еще человек добрый, образованный и очень талантливый! Вы видите только плохое, Макар!
Макар. Это моя работа: я выношу на свет то, о чем большинство людей предпочли бы не знать.
Юрий. Вы выискиваете человеческие пороки и клеймите их. Это низко.
Макар. В лучшие времена я еще и способствовал наказанию.
Юрий. Есть принципиальная разница между серийным маньяком и развращенным поэтом!
Макар. Конечно! Число жертв развращенного поэта после его смерти только растет!
Юрий. Нет, это просто невообра...
Милена (зажимает Юрию рот ладонью). Прошу тебя, не надо! Ты никогда его не победишь!
Макар (улыбается). Слышал? НИКОГДА!
Юрий. Его оружием – да. Но у меня есть собственное! (Поворачивается к Милене). Мне нравится это стихотворение:
«Зачем ты вновь меня томишь, воспоминанье?
Осенний день хранил печальное молчанье,
И ворон несся вдаль, и бледное сиянье
Ложилось на леса в их желтом одеянье».
Милена.
«Мы с нею шли вдвоем. Пленили нас мечты.
И были волоса у милой развиты,  –
И звонким голосом небесной чистоты
Она спросила вдруг: «Когда был счастлив ты?»
Юрий.
«На голос сладостный и взор ее тревожный
Я молча отвечал улыбкой осторожной,
И руку белую смиренно целовал,»
Юрий и Милена.
«– О первые цветы, как вы благоухали!
О голос ангельский, как нежно ты звучал,
Когда уста ее признанье лепетали!»
Милена. (Смеется, склоняет голову Юрию на плечо). Как хорошо! Я никогда в этой квартире не читала стихи вслух! Я никогда в жизни не читала стихи в два голоса!
Юрий (прижимается щекой к макушке Милены). Теперь будет иначе!
Макар. Мила, принеси воды!
Милена (вскакивает). Сейчас, дорогой! (Бежит на кухню).
Юрий (смотрит на Макара с упреком). Вы мучаете ее, разве вы не видите?! Вы не даете ей дышать! Самый маленький, самый слабый лучик счастья вы отнимаете у этого замечательного человека!
Макар (грустно). В жизни нет счастья.
Юрий. Для вас – возможно. Но зачем вы губите Милену?! Она такая молодая, красивая, добрая! Она верит в счастье! Она его хочет!
Макар (тихо). Я желаю ей добра.
Юрий. Так отпустите ее!
Макар. Я ее не держу.
Юрий. Позвольте ей уйти! Позвольте ей жить полной жизнью!
Макар. Я прогонял ее. Она не уходит. Я ничего больше не могу придумать.
Юрий. (На коленях подползает к Макару, берет его за руку). Она не уходит, потому что ей некуда идти! Позвольте мне это исправить! Умоляю!
Макар (вырывает руку). Пошел вон!
Юрий (молитвенно складывая руки). Я все для нее сделаю, обещаю! Верьте мне, верьте, прошу вас!
Макар (тихо). Клянешься?
Юрий. Клянусь!
Макар (сдавленно). Хорошо. Я дам тебе шанс. (Привстает, опираясь на локоть, хватает Юрия за рубашку, притягивает к себе и шепчет на ухо). Но если ты сделаешь ей больно – хотя бы раз, хотя бы на мгновение – я тебя убью. Уничтожу тебя. Разорву. Разобью в прах.
Юрий. Да, да!
Макар отпускает Юрия. Мужчина вскакивает и бежит на кухню.
Макар (прячет лицо в ладонях, стонет). Господи, если ты есть – помоги ей меня разлюбить!
4
Макар сидит на диване, Юрий – в кресле. Оба читают. С телефоном в руках заходит Милена.
Милена. Мама звонила. Она не может сбить давление.
Макар. А брат?
Милена. В командировке. Вернется во вторник.
Макар. Поезжай.
Милена. А ты?
Макар. У меня нет давления.
Милена. И слава Богу! (Вздыхает). Еще этого не хватало!
Макар. Поезжай. Я справлюсь.
Милена. Ты знаешь, я не оставлю тебя одного!
Юрий. Одного?! А я?!
Милена. Нет, Юра, что ты! Это не твоя забота!
Юрий. Думаете, я ни на что, кроме чтения стихов, не способен?!
Милена. К чему тут стихи?! Просто ухаживать за больным человеком довольно сложно!
Макар. И неприятно. Мне надо есть, справлять естественные потребности, купаться...
Юрий. Можно подумать, я не ем, не справляю нужду и не купаюсь! В этом нет ничего сложного и неприятного!
Милена. Но ты – посторонний человек!..
Юрий. Я так не считаю! (Смотрит на Макара).
Макар кивает.
Милена. Мак, ты это серьезно?! Ты останешься с Юрой?!
Макар. Останусь.
Милена. И ты не будешь над ним издеваться? Оскорблять? Гонять по квартире без надобности?
Макар. Не буду, если он этого не заслужит.
Юрий. Поезжайте, Милена! Вы нужны матери. Вы можете на меня рассчитывать!
Милена. Хорошо! Я ненадолго – максимум на сутки. Я вернусь, как только ситуация  стабилизируется.
Макар. Не торопись. Я буду все держать под контролем.
Милена улыбается и выходит из комнаты.
5
В зале темно. Макар спит. В коридоре горит свет. Юрий помогает Милене надеть плащ.
Милена (шепотом). Юра, не забудь, пожалуйста, заварить успокоительный сбор, Мак без него места не находит. Завари прямо сейчас, как написано на бумажке, чтобы он ночь настоялся. Если Мак проснется, дай ему полстакана из термоса. И таблетку. А утром –витамины. Ешьте, пожалуйста, вовремя, потому что если Мак поздно позавтракает, он не захочет обедать, потом наестся на ночь и будет мучиться с желудком.
Юрий. Милена, все будет хорошо! Вы уже все мне подробно объясняли! Я все помню! Я записал все названия!
Милена (шепотом). Тише, Юра! Не разбуди Мака! Он неделями не спит!
Юрий (тихо). Хорошо! Я не буду ему мешать!
Милена. И я тебя прошу: не серди его! Что бы он ни говорил – ты молчи. Он быстро теряет интерес, если на него не реагировать. Только, ради Бога, не спорь, не устраивай скандалов: у него невроз, и тахикардия, и...
Юрий. Ничего не сделается вашему Маку! Такие скучные, черствые, язвительные и злые типы...
Милена (хватает Юрия за руку). Молчи! Не смей! Ты делаешь мне больно! Мак не заслуживает таких слов! Это не он бесится – это бесится в нем отчаяние!
Юрий (опускает глаза). Извините.
Милена. Смотри же, Юра, не подведи меня! Я доверяю тебе самое дорогое!
Юрий. Не подведу. Счастливого пути.
Милена. Пока!
Милена открывает дверь, выходит из квартиры. Юрий проходит в зал, садится в кресло.
Макар. Она тебя не любит. Даже совместными усилиями мы не заставим ее полюбить тебя больше меня. Я умер, но при жизни я был героем. Трагическая гибель сделала из меня в ее глазах полубога. Ничто и никто теперь не пошатнет ее фанатичную веру.
Юрий. Вы давно не спите?
Макар. Я почти никогда не сплю. Разве что после бутылки вина или транквилизатора. Я притворяюсь – так Миле спокойнее.
Юрий. Что нам делать?
Макар. Я не знаю. На твоем месте я бы сейчас убежал.
Юрий. Почему?
Макар. Ты нарушил соглашение. Сделал ей больно. Она сама об этом сказала. И вообще, погорячился я с этим уговором!
Юрий. Это вышло случайно! Это не считается!
Макар. Я сказал свое слово. Я объявляю войну.
Юрий (вскакивает с кресла). Войну?! Пожалуйста! Никто вас не боится! Вы – истеричный, ни на что не способный паралитик!
Макар. Я способен думать.
Юрий. О ком-то, кроме себя?!
Макар. Ты недооцениваешь силы врага. Я всегда побеждаю, потому что я ничего не боюсь!
Юрий (кричит Макару в лицо). Потому что вы умерли! (Выбегает из комнаты).
Макар (тихо). Умер. А любовь моя живет.

Действие третье
1
В зале темно. Макар лежит на диване.
Макар (кричит во весь голос). Эй, ты меня слышишь?!
Раздается скрип двери, Юрий заходит и включает свет. Он в пижаме и босиком.
Юрий. Что-то случилось?!
Макар. Я хочу есть.
Юрий (зевает). Два часа ночи!
Макар. Я не спрашиваю, который час! Я хочу есть!
Юрий. Милена просила не кормить вас на ночь, потому что вам будет плохо.
Макар. Мне все равно, о чем там тебя просила Милена – это твои проблемы!
Юрий. Хорошо. Что вы хотите?
Макар. Пельмени. Тридцать штук.
Юрий. Я предлагаю овсянку. Это диетическая каша.
Макар. Ты – дебил?!
Юрий. Нет!
Макар. Так свари мне тридцать пельменей, черт побери!
Юрий идет на кухню, вскоре возвращается, садится в кресло.
Юрий. Закипают.
Макар кивает.
Юрий. Скажите, как вы... ну... травмировались?
Макар. Я не люблю рассказывать. Это личное.
Юрий. Мне кажется, между нами нет места тайнам.
Макар. Это не тайна. Это просто ошибка.
Юрий. Ваша?
Макар (со злостью). Конечно, моя! Ошибки других людей – дело вполне ординарное! Они меня не волнуют – разве что в рамках профессионального интереса.
Юрий. Так что случилось?
Макар. Я прикрывал гражданских, и меня подстрелили.
Юрий (восторженно). Вас ранили, когда вы защищали людей?!
Макар. Да.
Юрий. Как увлекательно!
Макар (привстает, яростно). Увлекательно?!
Юрий. Извините, я имел в виду...
Макар. Я знаю, что ты имел в виду! Что я – герой, защитил невинных, пожертвовав собой! Но ты – идиот!
Юрий. Почему?
Макар. Ты восхищаешься моей ошибкой! Мне не нужно было этого делать!
Юрий (удивленно). Не нужно было защищать людей?!
Макар. Не нужно было лезть под пули! Всегда есть варианты! А я поддался чувствам, не смог проанализировать ситуацию и сделать правильный ход!
Юрий. Может, это и был правильный ход?
Макар. Нет! Увечье не может быть следствием правильного хода! И знаешь, что меня бесит, что не дает мне покоя?! Меня подстрелил не гений преступного мира, не какой-нибудь Мориарти, а обычный подонок – 32 года, 182 сантиметра и 76 кило тупой злобы, морального разложения и посредственных криминальных способностей! В последние годы я занимался исключительно особо тяжкими преступлениями, я находил тех, кого никто не мог найти! Я уважал себя: я обыгрывал лучших гроссмейстеров! А он... (на мгновение прикрывает ладонью рот, закрывает глаза) он был таким банальным!..
Юрий. Так бывает...
Макар. Только не со мной! Я всегда побеждал, потому что я никогда не боялся! А в тот злосчастный момент я испугался – за них, за тех гражданских, за пешек! И ошибся. Раз и навсегда.
Юрий. Что ж, такая, видно, ваша судьба!
Макар. Судьбы нет. Есть хорошие и плохие игроки. Я оказался плохим.
Юрий и Макар сидят молча.
Макар. Что там мои пельмени?
Юрий. Черт, пельмени! (Вскакивает, бежит на кухню, возвращается с тарелкой и подает ее Макару).
Макар (смотрит в тарелку, потом – на Юрия). Я не ошибся: ты – дебил.
Юрий. Что?!
Макар. Тебе 29 лет, а ты не умеешь считать до тридцати. Это безоговорочное доказательство умственной неполноценности.
Юрий. Я знаю, там 32 пельменя. И что с того?
Макар (ставит тарелку на стол). Я не буду. Я заказал 30 пельменей.
Юрий (сердито). Во-первых, вы должны были не заказать, а попросить, потому что здесь вам не ресторан, и я – не официант! Во-вторых, я не хотел оставлять два пельменя, а для вас, я думаю, не проблема съесть 32 пельменя, раз уж вы можете осилить 30!
Макар. Во-первых, ты не дождешься, чтобы я тебя просил: хозяин здесь я, а ты – не очень удачливый ухажер моей жены. Во-вторых, ты будешь выполнять все мои прихоти, поскольку то, что ты за мной ухаживаешь, – не твоя услуга мне, а моя – тебе.
Юрий (сквозь зубы). Хорошо, я возьму два пельменя!
Юрий бежит на кухню, хватает вилку, вылавливает два пельменя из тарелки Макара и съедает их.
Макар. Так лучше. Можешь идти.
Юрий выходит из зала. Макар ест. Прислушивается, улавливает приглушенный храп.
Макар (кричит во весь голос). Эй, ты меня слышишь?!
Хлопает дверь, в зал влетает Юрий.
Юрий. Что?!
Макар. Выключи свет.
Юрий выключает свет и уходит. Макар лежит в темноте, пока снова не раздается храп.
Макар (кричит). Ты слышишь или нет?!
В глубине квартиры резко открывается дверь, что-то падает.
Юрий. Чтоб тебя!.. (Включает свет). Ну что опять?!
Макар. У меня болит живот. Дай мне таблетку.
Юрий. О, Боже! Я ведь говорил?! Зачем вы наелись этих проклятых пельменей?!
Макар. Довольно причитать, как баба! Дай таблетку – и иди к черту!
Юрий. Где она?
Макар. Вот там, на верхней полке, в коробке. (Указывает пальцем).
Юрий (бросается к шкафу, открывает коробку, роется в ней). Здесь нет лекарств, здесь ваши награды! «Знак Почета», «За доблесть и отвагу в службе уголовного розыска», «Честь, мужество, закон».
Макар. Да? Тогда посмотри в тумбочке, в нижнем ящике. (Снова указывает пальцем).
Юрий подходит к тумбочке, выдвигает ящик.
Макар. Что там?
Юрий (достает альбом, листает). Вы знаете!
Макар. Ну?!
Юрий (с болью в голосе). Свадебные фотографии. И письма. Вам. От Милены.
Макар. Неужели?!
Юрий (со злостью закрывает альбом, бросает его в ящик). Представьте себе!
Макар. Я вспомнил. Таблетки в верхнем ящике.
Юрий (заглядывает в ящик). Господи!
Макар. Что, и там нет?!
Юрий (тихо). Есть. Таблетки и пистолет.
Макар. Дай мне!
Юрий берет пистолет двумя пальцами и подает Макару.
Макар (улыбаясь). Вообще-то, я все еще хотел таблетку, но ход твоих мыслей мне нравится.
Юрий. (Вздрагивает, достает из ящика упаковку таблеток, кладет Макару на колени, зачарованно смотрит на пистолет). Отдадите?
Макар (сжимает пистолет). Нет.
Юрий (с ужасом). Отдайте!
Макар. Он – мой. Я никогда не даю ничего своего случайным людям.
Юрий. Пожалуйста, отдайте! Так мне будет спокойнее!
Макар. А мне – нет. Оружие должно находиться у того, кто знает, как с ним обращаться, и морально готов его применить.
Юрий (тихо). А вы?..
Макар. Всегда готов!
Юрий опускается в кресло, обхватывает плечи руками. Его бьет лихорадка.
Макар. Прекрати трястись!
Юрий. Ннне ммогу.
Макар (прячет пистолет под подушку). Все, его нет, расслабься!
Юрий. Не могу!
Макар. Черт! Идиот на мою голову! Не застрелю я тебя сегодня, успокойся!
Юрий (истерически смеется). Конечно, только не сегодня! Кто же будет исполнять все ваши прихоти, пока нет Милены?!
Макар. Прекрати истерику! Мне плохо.
Юрий. О, а как мне хорошо!
Макар. Я сказал – прекрати! Я не шучу, у меня больное сердце!
Юрий. Ложь! У вас нет сердца!
Макар (сгибается, шипит). Как же больно!..
Юрий (недоверчиво). Больно?
Макар стонет и боком клонится на диван.
Юрий (вскакивает, подбегает к Макару). О, Боже! У вас сердечный приступ?! Серьезно?!
Макар (сквозь зубы). Таблетку!
Юрий. Какую?! Где?!
Макар. На столе... круглые… прозрачные такие...
Юрий (находит таблетку, поднимает Макара, кладет ему в рот лекарство). Глотайте! Ну, глотайте!
Макар глотает и сидит с закрытыми глазами. Юрий хватает его руку, измеряет пульс.
Юрий (испуганно). Такой быстрый! Сто десять или сто двадцать! Вот я идиот! Дурак чокнутый! Зачем я с ним спорил?! Она меня убьет! Голыми руками! Макар! (Трогает Макара за руку, тот не реагирует, и Юрий что есть силы трясет мужчину). Макар! Господи, зачем я в это ввязался?!
Макар (открывает глаза, шепотом). Идиот, прекрати меня трясти, я – больной человек!
Юрий (отходит от Макара). Извините! Пожалуйста, простите меня! Я не хотел! Мне так жаль!
Макар (усаживается поудобнее, закрывает глаза). Уже лучше.
Юрий. Правда?
Макар. Да.
Юрий склоняется над Макаром, всматривается в его лицо.
Юрий. Вы такой бледный! Я могу для вас что-нибудь сделать?
Макар (сердито). Все, что мог, ты уже сделал.
Юрий. Пожалуйста, простите! Клянусь, я не хочу вашей смерти!
Макар. Довольно! Почитай мне.
Юрий. Что?!
Макар. Ты еще и глухой?! Почитай мне!
Юрий. Да, да, конечно, одну секунду! (Бежит к шкафу). Что?! Что почитать?!
Макар. Стихи.
Юрий. Какие? Лермонтов подойдет?
Макар. Подойдет. Читай!
Юрий. (Берет книгу, раскрывает наугад).
«Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны»
Нет, лучше другой! (Перелистывает несколько страниц).
«Но пылкий, но суровый нрав
Меня грызет от колыбели…
И, в жизни зло лишь испытав,
Умру я, сердцем не познав
Печальных дум печальной цели»
Черт, все не то!
Макар. Сядь в кресло и читай. Любой. Читай спокойно и громко.
Юрий садится в кресло. Книга в его руках дрожит.
Юрий.
«Я виноват перед тобою,
Цены услуг твоих не знал.
Слезами горькими, тоскою
Я о прощенье умолял,
Готов был, ставши на колени,
Проступком называть мечты:
Мои мучительные пени
Бессмысленно отвергнул ты.
Зачем так рано, так ужасно
Я должен был узнать людей
И счастьем жертвовать напрасно
Холодной гордости твоей?..»
2
Утро. Макар лежит на диване и смотрит на спящего в кресле Юрия. На коленях учителя лежит раскрытая книга.
Макар (громко). Подъем!
Юрий шевелится, стонет, открывает глаза.
Юрий (хрипло). Который час?
Макар. Семь тридцать.
Юрий (зевает, потягивается). Господи, зачем вы меня разбудили?!
Макар. Утренняя гигиена.
Юрий. Ну, хорошо!
Выходит из комнаты, возвращается с тазиком и ставит его перед диваном. Снимает с шеи и подает Макару полотенце, вытаскивает из кармана закрытую мыльницу и кладет ее на стол. Макар умывается.
Юрий. Как сегодня самочувствие?
Макар (вытирая лицо полотенцем). Как всегда.
Юрий. А сердце не болит?
Макар (улыбается). У меня нет сердца.
Юрий (тоже улыбается). Есть, я видел!
Макар. Ты видел, как я разыгрываю сердечный приступ. Это не доказывает, что у меня есть сердце – только знания по физиологии, психологии и немного актерского мастерства.
Юрий от удивления открывает рот.
Юрий. Вы... симулировали?!
Макар кивает.
Юрий. Зачем?!
Макар. Ты переволновался из-за пистолета, не мог думать о чем-то другом. Тебя надо было отвлечь.
Юрий. Вы... вы ... свинья! Как вы осмелились?! Да я чуть не умер от страха!
Макар (смеется). Ну не умер же?!
Юрий. Вам смешно?! Вы считаете, что имеете право так издеваться над людьми?! Играть с ними, ставить над ними опыты?!
Макар. Все было добровольно! Ты мог не кудахтать надо мной – просто встать и пойти спать дальше.
Юрий. Я не мог так поступить!
Макар. Знаю, я шучу. (Улыбается). Ты – трус. Тебе невыносима сама мысль о смерти.
Юрий. Господи, я от всего сердца хотел вам помочь!
Макар. Ты врешь. Ты бы хотел моей смерти.
Юрий (ошеломленно). Какой я дурак! Идиот! Я поверил, что вы – человек! Что у вас есть сердце, что вы можете умереть! Я даже поверил, что вам нравятся стихи! Обалдеть можно: я вам всю ночь читал стихи, а вы даже не человек!
Макар. Собственно, ты читал стихи себе. Ритм и рифма идеально отвечают потребностям человека в ясности, упорядоченности, преемственности и равновесии – во всем том, чего люди обычно лишены в реальной жизни. Читая стихи, ты, во-первых, окончательно успокоился, во-вторых, почти сорвал голос, и я надеялся – вероятно, безосновательно, – что ты не будешь мне сегодня надоедать.
Юрий (краснея, тихо). Ненавижу тебя!
Макар (сквозь зубы). Тот факт, что ты меня ненавидишь, еще не является достаточным основанием, чтобы называть меня на «ты»!
Юрий. Ничего лучшего ты не заслуживаешь! Дистанция между нами исчезла, и я теперь ясно вижу, что мне не за что тебя уважать!
Макар. Я требую...
Юрий разворачивается и направляется к выходу.
Макар. Куда пошел?! Стоять! Я тебя не отпускал!
Юрий (останавливается перед дверью, оглядывается). Я сам себе хозяин. Мне не нужно твое разрешение, чтобы уйти.
Макар. Я хочу в туалет!
Юрий (зло улыбается). Какая незадача! (Выходит из зала).
Макар. Убирать будешь ты!
Юрий молча возвращается, поднимает Макара, тянет в туалет. Потом заходит в зал, достает из-под подушки пистолет и кладет его под кресло.
Макар (кричит из туалета). Мне долго здесь сидеть?!
Юрий выходит из зала, тащит Макара обратно и сажает на диван.
Макар. Дай мне книгу. Ту, которую читала Мила.
Юрий подает Макару книгу и садится в кресло.
Макар. Ну, что нам скажет Бальзак сегодня? (Наугад раскрывает книгу). «Настоящая любовь беспощадна».
Юрий. Знаешь что? А я действительно хочу твоей смерти. (Достает из-под кресла пистолет, снимает предохранитель). Это не моя вина. Я пришел к тебе с открытым сердцем, а ты забросал его грязью.
Макар. Положи оружие, ты не умеешь стрелять!
Юрий. Немного умею. Мы стреляли в школе на НВП. А даже если бы и не умел – ничего страшного. Вот ты, например, не умеешь любить – а пытаешься. Может, я плохо стреляю, но я попробую!
Макар. Именно из-за этого в мире столько проблем.
Юрий. Из-за чего?
Макар. Из-за того, что стрелять и любить пробуют те, кто не умеют.
Юрий. Ты говорил, что никогда не проигрываешь, потому что ничего не боишься. Сейчас я это проверю. (Наводит на Макара пистолет). Что чувствуешь?
Макар (спокойно). Что будут неприятности. Они всегда возникают, когда к дуракам попадает оружие.
Юрий. Тебе страшно?
Макар. Нет. Я уже умер.
Юрий. На этот раз ты проиграешь, даже если не боишься.
Макар. Ты не выстрелишь.
Юрий. Выстрелю!
Макар. Нет, не выстрелишь! Если бы ты хотел стрелять, ты бы стрелял, а не препирался. Ты не сможешь. Ты побоишься. Будет много крови. И мозгов. На ковре. (Улыбается). И ты будешь это все убирать!
Юрий. Я хочу освободить Милену.
Макар. Так ты ее не освободишь. Если ты меня убьешь, она тебя возненавидит до конца жизни, а меня будет любить вечно.
Лицо учителя озаряет внезапная догадка.
 Юрий. Точно! А если ты меня убьешь, она тебя возненавидит, а меня будет любить!
Макар (смеется). Спятил?! Я тебя не убью! Ты меня не заставишь!
Юрий вскакивает с кресла, подбегает к тумбочке, роется в бумагах.
Юрий. Где же он?! Где чистый лист?! Вот! Ручка. (Пишет, проговаривая слова вслух). «В моей смерти прошу винить Макара. Он настойчиво склонял меня к самоубийству с первой же минуты нашего знакомства. Милена, не судите его строго, это в нем бесится его болезнь. Люблю Вас безумно, и всегда буду любить. Простите за все! Ваш Юрий. 18 сентября 2011 года». (Поворачивается к Макару). Ну, как? Гениально?
Макар молчит.
Юрий. Что я вижу?! Это – страх?!
Макар. Не будь идиотом!
Юрий (улыбается сумасшедшей улыбкой). О, да, это – страх! Страх за гражданского! Никакой ты не сверхчеловек, Макар! Ты – идиот! Ты наступаешь на одни и те же грабли! Ты – не человек, нет! Ты просто милицейская собака! Легавая, которую выдрессировали защищать гражданских ценой собственной жизни! (Смеется).
Макар (с ужасом). Ты этого не сделаешь!
Юрий. А ты попробуй мне помешать! (Подходит ближе, подносит пистолет к виску).
Макар. Идиот, ты не победишь, если умрешь!
Юрий (тихо). Я не умру! Зачем мне умирать?! Мне просто нужно небольшое ранение. Чтобы она поверила, что я хотел застрелиться, но не смог, потому что не умею стрелять!
Макар. Дьявол, ты не сможешь это устроить! Это же голова! Здесь важен каждый миллиметр! Ты на самом деле не умеешь стрелять, ты не прицелишься так, чтобы пуля только поцарапала висок и прошла мимо!
Юрий (улыбается). А я думал, что не смогу победить тебя твоим же оружием! Оказывается, смогу! Ты проиграешь в любом случае. Выживу я или умру – Милена все равно тебя возненавидит!
Макар. Нет! Пожалуйста! Дай мне оружие!
Юрий (улыбается). Ты умеешь просить?!
Макар. Умоляю, не надо! Не стреляй!
Юрий. Мне нравится, как ты просишь, но уже поздно!
Макар бросается на Юрия, виснет на его руке. Раздается выстрел. Оба падают. Тишина. Юрий сползает с Макара и встает на колени. Макар недвижимо лежит на спине.
Юрий (тихо). Макар, у тебя кровь.
Макар (шепотом, без злобы). Ты меня подстрелил, сволочь.
Юрий. Макар, тебе больно? Вызвать «скорую»?
Макар. Немного. Не надо «скорой». Ничего не надо.
Юрий садится рядом с Макаром и плачет.
Макар. Беги. Дай мне пистолет, забери записку и беги.
Юрий. Нет!
Макар. Я – конченый человек, полумертвый. Я все равно умирал. Беги. Милена освободится, и вы будете счастливы.
Юрий (рыдает). Я не могу!
Макар. Ты хотел, чтобы я умер. Я сам хотел умереть. Теперь – конец. Я тебя отпускаю.
Юрий. Ложь! Теперь ты никогда меня не отпустишь!
Юрий вскакивает, хватает телефон, набирает номер.
Юрий. «Скорая»?! Пришлите бригаду по адресу 22-й квартал, дом 8, квартира 12! Ранение в живот! Огнестрельное! Мужчина, 38 лет. (Бросает телефон, склоняется над Макаром).
Макар. Дай пистолет! Я скажу, что я сам в себя выстрелил!
Юрий. Нет! Я виноват. Я очень виноват!
Макар. Тупое создание! Идиот! Педик! В таких случаях «скорая» обязана вызвать милицию! Если я умру, как я тебя отмажу?! Ты такого им наговоришь, что тебе дадут пятнадцать лет!
Юрий. Пусть. Мне все равно. (Опускается рядом с Макаром на колени, сжимает его руку). Я просто не хочу, чтобы ты умер.
3
Утро. Шторы открыты, комната залита ярким солнечным светом. Макар сидит на диване и работает за ноутбуком. Вокруг него разложены раскрытые книги. Милена сидит в кресле и листает газету. Звонят в дверь. Милена открывает. В квартиру заходит Юрий.
Юрий. Привет!
Милена. Здравствуй, Юрчик! (Обнимает Юрия, целует в щеку). Проходи! Кофе, чай?
Юрий. Нет, спасибо, Мила! Я пришел попрощаться с Макаром. Я больше месяца пытаюсь до него достучаться, а он совершенно непробиваемый! Может, он хотя бы сегодня со мной заговорит?!
Милена. Конечно, проходи! Мак как раз пишет учебник по криминалистике. Я побуду на кухне, хорошо? Зови, если что!
Юрий кивает, проходит в зал. Макар и Юрий молча смотрят друг на друга.
Макар. Не мозоль глаза! Садись!
Юрий садится рядом с Макаром на краешек дивана.
Юрий (краснея). Я хочу извиниться. За все. За все, что я говорил, делал, за то, что не сказал вслух и не успел сделать. Мне очень стыдно!
Макар молчит.
Юрий. Я врал. Я никогда не желал вам смерти. Я не считаю вас идиотом. Мне очень жаль, что я обозвал вас собакой. Я дурак, я знаю. Вы не переживайте из-за этого, глупцы – сами себе наказание! Я никогда не одержу над вами победу. Я не могу. И не хочу.
Макар молчит.
Юрий. Я хочу поблагодарить вас за то, что вы спасли меня от позора и тюрьмы. Я знаю, вы все решили со «скорой», с милицией, с Миленой. Я пытался сказать правду, клянусь! Я говорил, что я виноват, что я был в состоянии аффекта и хотел застрелиться, а вы мне помешали, и я случайно выстрелил в вас. Но мне не поверили. Все только смеялись и говорили: «Макар предупреждал, что у вас поэтическая натура и богатая фантазия!»
Макар молчит.
Юрий. Макар, не молчите! Скажите хоть что-нибудь! Хоть одно слово! Я уезжаю, я хочу знать, что вы меня отпускаете!
Макар. Не уезжай.
Юрий. Что вы сказали?!
Макар. Не уезжай, Юра!
Юрий (краснея). Вы смеетесь?! Издеваетесь?!
Макар  (улыбается). Называй меня на «ты» и «Мак».
Юрий. Почему вы всегда надо мной издеваетесь?!
Макар. Я не издеваюсь, Юра. Не уезжай, пожалуйста. Мне будет очень грустно без тебя. Ты перевернул мою жизнь.
Юрий. Вы...
Макар. «Ты» и «Мак», Юра! Дистанция между нами исчезла, и я теперь ясно вижу, что мне есть за что тебя уважать!
Юрий. Я в ва... тебя стрелял! Я хотел у тебя на глазах совершить самоубийство! Я хотел отбить твою жену! Я кричал и плакал при тебе, Мак, а ты мне говоришь – «Не уезжай!»!? Что это значит?!
Макар. Ты сказал, что у меня нет сердца и что я не человек. Если это правда, зачем ты пришел?!
Юрий. Я...
Макар. Ты читал мне стихи. Всю ночь, пока не охрип и не заснул с книгой в руках. Ты знал – я не люблю стихи, но ты все равно читал!
Юрий (краснея). Ты просил…
Макар (улыбается). Юра, как сотрудник уголовного розыска, могу тебя заверить: в мире очень мало людей, которые дают сопернику шанс. Единицы задумываются, стоит ли убивать врага, имея пистолет, и еще меньше дураков спасают умирающего конкурента, который готов умереть. Скажи честно, ты все еще считаешь меня своим врагом?
Юрий. Нет! Я никогда не считал тебя врагом!
Макар. А я тебя – считал. Но  теперь, после того, как ты тащил меня вместе с санитаром с четвертого этажа к машине «скорой», задыхаясь от усталости, слез и страха – страха не за себя, а за меня, – я не могу считать тебя врагом! И поэтому я прошу тебя: будь моим другом!
Юрий. Но я в тебя стрелял!
Макар. Это ничего! Я привык, что в меня стреляют. (Улыбается).
Юрий (улыбается в ответ). И ты не переживаешь, что тебя подстрелил не гений преступного мира, не какой-нибудь Мориарти, а обычный учитель – 29 лет, 178 сантиметров и 73 кило глупого романтизма, извращенной вежливости и полного отсутствия криминальных способностей?!
Макар. Нет! Может, ты и придурковатый, и вежливый до извращенности, и похож на педика, но ты не банальный!

Занавес
Февраль 2012 г.