Даты и судьбы

Олег Никогосян
Олег Никогосян


Даты и судьбы

Александерплац (нем. Alexanderplatz, площадь Александра) — одна из самых знаменитых площадей Берлина. Она, как и весь Берлин, объединяет в архитектуре зданий прошлое и современность. На площади всегда людно и шумно, здесь пересекаются три линии Берлинского метрополитена, линии трамваев и скоростных поездов. Более 350 000 человек ежедневно делают здесь пересадку или проходят через площадь, полностью являющуюся пешеходной зоной. Туристы с интересом осматривают оригинальные Мировые часы, показывающие время разных стран и фотографируются на фоне фонтана Дружбы народов. Сегодня Александерплац полностью реконструируется: к 2015 году ее образ дополнят высотные здания.
Александерплац окружают уютные кафе и магазинчики для туристов. Жители столицы Германии называют площадь ласково "Алекс". В центре площади расположена телевизионная башня Берлинер Фернзэетурм – визитная карточка Берлина-Телевизионная башня в 368 метров – самое высокое строение в Берлине и четвертая по высоте башня в Европе. В солнечные дни ее видно из любого уголка города. Когда на срезанный купол телебашни падают солнечные лучи, то возникает оптический эффект в виде серебряного креста, который берлинцы в шутку назвали «папской местью коммунистам Восточного Берлина».
Подъем на смотровую площадку телебашни, расположенную в 203 м над землей, длится почти минуту. Сверху открывается великолепный вид на Берлин, а при ясной погоде и на его окрестности. Устроенная над площадкой кофейня «Телекафе» - самая посещаемая кофейня в Берлине. Кофейня вращается вокруг оси башни, совершая один оборот за полчаса. Благодаря этому можно любоваться панорамой Берлина через огромные окна, сидя за столиком.
Над Александерплац возвышается массивное здание из красного кирпича, благодаря которому Городскую ратушу называют Красной ратушей. Она была построена в 1861-1870 годах по проекту Германа Фридриха Веземана в стиле итальянского Ренессанса. Высота ратуши составляет 74 метра. Барельефы, размещенные на уровне первого этажа, представляют важнейшие события из истории Берлина. В Красной ратуше размещается магистрат объединенной земли Берлин.
Между церковью Св. Девы Марии и Берлинской телевизионной башней расположилось небольшое королевство Нептуна - бога морей. По краям фонтана восседают четыре легко одетых грации, символизирующие реки Рейн, Одер, Лабу и Вислу.
(Роман `Берлин, Александерплац` (1929) - самое известное произведение немецкого прозаика и эссеиста Альфреда Деблина (1878-1957). В нем техника литературного монтажа соотносится с техникой `овеществленного` потока сознания: жизнь Берлина конца 1920-х годов предстает перед читателем во всем калейдоскопическом
многообразии. Этот роман лег в основу культового фильма Райнера Вернера Фассбиндера (1980).
Площадь, названа именем русского царя Александра I , когда он после битвы под Лейпцигом находился в Берлине по пути в Париж.

Би;тва под Ле;йпцигом (в литературе также часто встречается название Би;тва наро;дов, нем. V;lkerschlacht bei Leipzig, 16—19 октября 1813 года) — крупнейшее сражение в череде Наполеоновских войн и в мировой истории до Первой мировой войны, в котором император Наполеон I Бонапарт потерпел поражение от союзных армий России, Австрии, Пруссии и Швеции.
Сражение завершило кампанию 1813 года тем, что под властью Наполеона осталась одна только Франция, привело к вторжению союзников в 1814 году во Францию и к первому отречению Наполеона от престола.
Именно тогда произошло «возрождение» современного флага Германии. В немецкой геральдике комбинация черного, красного и золотого известна еще со времен средневековья.
Такую цветовую гамму имел уже императорский стяг Священной Германской империи. Каждое геральдическое изображение, каждый используемый цвет имеют свое толкование. И если сочетание трех цветов на немецком флаге пришло к нам из дальних веков, то вот толкование их в разные годы варьировалось, хотя основное значение оставалось прежним. Черный цвет всегда означал тяжелые годы, красный был цветом крови и борьбы, золотой — свободы, независимости, счастливого будущего.
1813-1814 годы стали временем освободительной борьбы против Наполеона и появления призыва: «Aus der Schwarze der Knechtschaft durch blutige Schlachten ans goldene Licht der Freiheit («Из черноты рабства через кровавые битвы к золотому свету свободы»).
Три классических цвета — черный, красный, золотой — стали символом национально-освободительной борьбы немецкого народа против наполеоновской оккупации.
Произошло это так. Немецкие солдаты-добровольцы прибывали к местам сборов в гражданских сюртуках и куртках разных цветов.
Переодеть их в единую униформу было в тот момент невозможно, поэтому для придания единообразия было решено перекрасить одежду в черный цвет. Кроме того, форма получила красные обшлага и бронзовые пуговицы, блестевшие как золотые.
Трехцветные стяги развевались над головой участников знаменательного Хамбахского праздника в 1832 году.
30 тысяч участников собрания выступали за единение Германии, и этот день считается с тех пор днем рождения немецкой демократии.
С того времени черно-красно-желтые флаги стали символом германского единение и независимости.

Александр Первый участвовал в разработке плана кампании 1813—1814. Находился в штаб-квартире Главной армии и присутствовал при главных сражениях 1813—1814, возглавляя антифранцузскую коалицию. 31 марта 1814 во главе союзных войск вступил в Париж.
Был одним из руководителей Венского конгресса, установившего новый европейский порядок. Венский конгресс — общеевропейская конференция, в ходе которой была выработана система договоров, направленных на восстановление феодально-абсолютистских монархий, разрушенных французской революцией 1789 года и наполеоновскими войнами, и были определены новые границы государств Европы.

До Первой мировой войны оставалось 100 лет.

В 1814 году родился Лермонтов, а Пушкину исполнилось 15.

Умер император Александр в 1825 году в Таганроге,  от горячки с воспалением мозга в возрасте 47 лет. (в возрасте 37 лет погибнет Пушкин, 27 – Лермонтов). Пушкин написал эпитафию: «Всю жизнь свою провёл в дороге, простыл и умер в Таганроге».
А в 1860 здесь родился Чехов (Льву Толстому тогда было 32 года) Учился Чехов в таганрогской гимназии; тут он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте;», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Платонович Покровский.
В 1908 году русские друзья и почитатели таланта писателя, в том числе известный режиссер Московского Художественного Театра Константин Сергеевич Станиславский, воздвигли в Баденвайлере памятник Антону Павловичу Чехову, первый памятник великому писателю. Это был, кроме того, первый памятник русскому человеку за пределами родины.
Умирал он 2 (15) июля 1904 года в Баденвайлере, Германия. По свидетельству жены Ольги Леонардовны, в начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. После он велел дать шампанского. (Согласно немецким традициям когда умирает врач и приглашенный медик видит что помочь невозможно, он просит принести шампанского. Некий внутренний ритуал без слов.)  Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): „Ich sterbe“. Потом повторил для студента или для меня по-русски: „Я умираю“. Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: „Давно я не пил шампанского…“, спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».

До нас дошли некоторые предсмертные фразы известных личностей:

   Последние слова Будды  "И теперь не верьте всему, что я сказал, потому что я Будда, но проверяйте все на собственном опыте. Будьте сами себе путеводным светом"
В начале 19 века внучка знаменитого японского воина Шингена, одна из самых красивых девушек Японии, тонкая поэтесса, любимица Императрицы захотела учиться Дзен. Несколько известных мастеров ответили ей отказом из-за ее красоты. Мастер Хакоу сказал: "Твоя красота будет источником всех проблем". Тогда она сожгла свое лицо раскаленным железом и стала ученицей Хакоу. Она взяла имя Рионен, что означает "четко понимать".
Перед самой смертью она написала небольшое стихотворение:
Шестьдесят шесть раз эти глаза
Могли любоваться осенью.
Ничего не спрашивай.
Прислушайся к гудению сосен в полное безветрие

Уинстон Черчилль к концу очень устал от жизни, и его последние слова были такими: "Как мне все это надоело"
Оскар Уальд умирал в комнате с безвкусными обоями. Приближающаяся смерть не изменила его отношение к жизни. После слов: "Убийственная расцветка! Одному из нас придется отсюда уйти", он ушел
Александр Дюма: "Так я и не узнаю, чем все закончится"
Джеймс Джойс: "Есть здесь хоть одна душа, способная меня понять?"
Александр Блок: "Россия съела меня, как глупая чушка своего поросенка"
Франсуа Рабле: "Иду искать великое "Может быть"


Сомерсет Моэм: "Умирать — скучное и безотрадное дело. Мой вам совет — никогда этим не занимайтесь"
Генри Джеймс: "Ну наконец-то, сподобился"
Американский прозаик и драматург Уильям Сароян: "Каждому суждено умереть, но я всегда думал, что для меня сделают исключение. И что?"
Генрих Гейне: "Господь меня простит. Это его работа"
Последние слова Иоганна Гете широкоизвестны: "Отворите пошире ставни, больше света!". Но не все знают, что перед этим он спросил доктора, сколько ему еще осталось, и, когда доктор ответил, что остался один час, Гете облегченно вздохнул: "Слава Богу, только час"
Борис Пастернак: "Откройте окно"
Виктор Гюго: "Вижу черный свет"
Михаил Зощенко: "Оставьте меня в покое"
Салтыков-Щедрин: "Это ты, дура?"
Король-Солнце" Людовик XIV "Ну чего же вы ревете? Думали, я бессмертен?"
        Графиня Дюбарри, фаворитка Людовика XV, всходя на гильотину, сказала палачу: "Постарайтесь, чтобы мне не было больно!"
"Доктор, я все никак не умру, но не потому, что боюсь" , — сказал первый американский президент Джордж Вашингтон
Королева Мария Антуанетта, поднимаясь на эшафот, оступилась и наступила палачу на ногу: "Простите, пожалуйста, месье, я сделала это случайно"
Шотландский историк Томас Карлейль: "Так вот она какая, эта смерть!"
Композитор Эдвард Григ: "Ну что ж, если это неизбежно..."
Философ Фридрих Гегель прошептал: "Только один человек меня понял на протяжении всей моей жизни", потом помолчал и добавил: "А в сущности, и он меня не понимал!"
Нерон: "Какой великий артист умирает!"
        Бальзак перед смертью вспомнил одного из своих литературных героев, опытного врача Бианшона и сказал: "Он бы меня спас"
Леонардо да Винчи: "Я оскорбил Бога и людей! Мои произведения не достигли той высоты, к которой я стремился!"
        Федор Тютчев: "Какая мука, что не можешь найти слово, чтобы передать мысль"
Мата Хари послала целящимся в нее солдатам воздушный поцелуй и сказала: "Я готова, мальчики"
Иммануил Кант: "Das ist gut"
Один из братьев-кинематографистов, 92-летний Огюст Люмьер: "Моя пленка кончается"
Литтон Стречи: "Если это и есть смерть, то я от нее не в восторге"
Испанский генерал, государственный деятель Рамон Нарваэс на вопрос исповедника, просит ли он прощения у своих врагов, криво улыбнулся и ответил: "Мне не у кого просить прощения. Все мои враги расстреляны"
Американский бизнесмен Абрагим Хьюит сорвал с лица маску кислородного аппарата и сказал: "Оставьте! Я уже мертв..."
Знаменитый английский хирург Джозеф Грин по врачебной привычке мерил свой пульс. "Пульс пропал" - сказал он
Американский писатель, автор юмористических книг для детей Джеймс Тербер: "Благослови, Господи, черт побери!"

Несколько лет назад в Сети появилась информация о том, что великий колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес умирает от рака. Также были приведены строки его прощального письма.
Если бы Господь Бог на секунду забыл о том, что я тряпичная кукла, и даровал мне немного жизни, вероятно, я не сказал бы всего, что думаю; я бы больше думал о том, что говорю.
Я бы ценил вещи не по их стоимости, а по их значимости.
Я бы спал меньше, мечтал больше, сознавая, что каждая минута с закрытыми глазами - это потеря шестидесяти секунд света.
Я бы ходил, когда другие от этого воздерживаются, я бы просыпался, когда другие спят, я бы слушал, когда другие говорят.
И как бы я наслаждался шоколадным мороженым!
Если бы Господь дал мне немного жизни, я бы одевался просто, поднимался с первым лучом солнца, обнажая не только тело, но и душу.
Если бы у меня было еще немного времени, я заковал бы свою ненависть в лед и ждал, когда покажется солнце. Я рисовал бы при звездах, как Ван Гог, мечтал, читая стихи Бенедетти, и песнь Серра была бы моей лунной серенадой. Я омывал бы розы своими слезами, чтобы вкусить боль от их шипов и алый поцелуй их лепестков.
Если бы у меня было немного жизни... Я не пропустил бы дня, чтобы не говорить любимым людям, что я их люблю. Я бы убеждал каждую женщину и каждого мужчину, что люблю их, я бы жил в любви с любовью.
Я бы доказал людям, насколько они не правы, думая, что когда они стареют, то перестают любить: напротив, они стареют потому, что перестают любить!
Ребенку я дал бы крылья и сам научил бы его летать.
Стариков я бы научил тому, что смерть приходит не от старости, но от забвения.
Я ведь тоже многому научился у вас, люди.
Я узнал, что каждый хочет жить на вершине горы, не догадываясь, что истинное счастье ожидает его на спуске.
Я понял, что, когда новорожденный впервые хватает отцовский палец крошечным кулачком, он хватает его навсегда.
Я понял, что человек имеет право взглянуть на другого сверху вниз лишь для того, чтобы помочь ему встать на ноги.
А недавно оказалось, что вопреки прогнозам врачей, Маркес продолжает жить. И самое главное - эти слова принадлежат вовсе не ему! Поскольку это письмо было растиражировано по Сети, было очень интересно наблюдать как люди, которые совсем недавно восхищались этими строками, стали говорить слова совершенно противоположные. Но что изменилось? Со слов убрали ярлычки "великий писатель" и "смерть". А сами слова остались теми же словами, которые по своей природе пусты и наполнены только тем смыслом, который в них вкладывает читающий. Нет глупых и мудрых слов - мудрость и глупость живет внутри Вас.

 Литературные персонажи иногда оказываются мудрее.
Великий барон Мюнхгаузен сказал много замечательных слов. Но последние его слова были именно такими:
Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо, это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь !!!

                2014

Уже отметился кровавый Майдан.
Завершилась феерия зимней Сочинской Олимпиады в стиле сюр.
Маячат гротески футбольного мирового Чемпионата в Бразилии
Год Лошади продолжает скачку – делайте свои ставки...


Берлин-2014