6. Общие принципы налогообложения

Андрей Девин
Из названия этой главы следует, что речь в ней пойдет о налогообложении в условиях действия рассматриваемой социально-экономической модели. Однако необходимо отметить, что слово «налогообложение» в данном случае следует использовать с некоторой условностью, поскольку характер проводимых над разнообразными доходами манипуляций, как правило, значительно отличается от взимания налогов в современном привычном смысле.
Для дальнейших рассуждений рассмотрим такие понятия, как номинальный доход [Dн] и реальный доход [Dp]. Под номинальным доходом здесь понимаются любые денежные поступления до их обложения налогами, а под реальным — то, что фактически остается от номинального после уплаты всех налогов. Возможны ситуации, когда оба этих дохода будут равны по величине, например, при уклонении от уплаты налогов или при отсутствии налогообложения тех или иных видов денежных поступлений (пенсии, стипендии, пособия и т.п.).

. . . . . . . . . . . . .

< … Здесь приходится прерваться, поскольку формат портала «Проза.ру» не позволяет размещать внутри текста иллюстрации и формулы … >

. . . . . . . . . . . . .

В главе 4 особо было отмечено, что идентификационный расчетный счет (ИРС) представляет собой некий аналог текущего банковского счета, на который поступают практически все доходы, полученные в безналичной форме, и при помощи которого также безналичным способом осуществляется большинство расходов.
Представляется, что открытие и ведение этих счетов должно быть возложено исключительно на государственные органы (налоговую инспекцию, министерство финансов, Центральный банк либо специально созданную отдельную службу). Такое условие не препятствует открытию счетов в обычных коммерческих банках, но накладывает определенные ограничения. Подробнее взаимоотношения с банками, а также некоторые другие особенности использования ИРС будут рассмотрены в главе 8, здесь же сосредоточим внимание на следующем обстоятельстве.
Как уже говорилось выше, все поступающие на ИРС денежные средства могут быть израсходованы либо на потребление, либо на инвестиции. Оставшуюся часть считаем сбережениями («законсервированными» деньгами).
Инвестиции, безусловно, способствуют развитию экономики. Потребление, в основном, также стимулирует этот процесс. Связано это с тем, что, приобретая товары или услуги, потребитель приносит предпринимателю дополнительную прибыль, которую тот вправе израсходовать по своему усмотрению, в частности, на новые инвестиции.
Однако если тот не имеет желания осуществлять инвестиции, а в потреблении уже достиг достаточного для себя уровня, может возникнуть ситуация, когда объем денежных поступлений на его ИРС станет существенно превышать их расход. В этом случае на ИРС начнут формироваться накопления (сбережения). До определенного уровня налогообложение этих сбережений будет сравнительно невелико, но с их ростом и приближением к установленному пределу [См] налоговое давление будет увеличиваться таким образом, что предельный размер остатка на ИРС никогда достигнут не будет.
Необходимо, однако, иметь в виду, что для нас важна не столько сама величина дохода, сколько размер остатка на ИРС в результате этого поступления.

. . . . . . . . . . . . .

< … фрагмент удален, поскольку формат портала «Проза.ру» не позволяет размещать внутри текста иллюстрации и формулы … >

. . . . . . . . . . . . .

… Важно, что … при наличии на идентификационном расчетном счете остатка [Со] денежные поступления на этот счет в размере [Dн] увеличат его содержимое до величины [Ср], не превышающей установленного предела [См] …
При введении понятия предельной величины остатка на ИРС было особо указано на то, что она должна быть выражена достаточно большим числом, на много порядков превышающем средний уровень доходов и сбережений. Применяя это положение, получим, что при подавляющем большинстве проводимых денежных операций … с математической точки зрения … разница между номинальным и реальным доходом крайне незначительна. На практике это означает, что подавляющая часть денежных поступлений фактически свободна от прямого налогообложения.

. . . . . . . . . . . . .

При знакомстве с общими принципами налогообложения необходимо отметить ряд особенностей.
Во-первых, рассмотрим вариант использования в качестве денег суррогатов (товаров, ценных бумаг и т.п.) и иностранной валюты. По всей видимости, нет особого смысла в наложении сильных ограничений на их применение. Можно было бы лишь обсудить целесообразность введения незначительного налога (не более 1%) на покупку иностранной валюты в любой форме. При этом подразумевается, что государством создана и достаточно эффективно действует система мер, направленных на пресечение «отмывания денег».
Во-вторых, введение описываемой модели не исключает сохранение близкого к существующему в настоящее время налогообложения отдельных видов имущества (в первую очередь это касается налога на недвижимость). Кроме того, могло бы сохраниться налогообложение доходов, полученных в результате некоторых видов деятельности. При этом номинальный доход [Dн] до зачисления на ИРС облагался бы дополнительным налогом. Необходимо, однако, иметь в виду, что в условиях действия рассматриваемой модели такого рода налоги не столько пополняли бы государственный бюджет, сколько выражали бы отношение государства (общества) к тем или иным источникам доходов или видам собственности.
В-третьих, что отчасти следует из предыдущего замечания, появилась бы предпосылка для сокращения объема «теневой» экономики. Связано это с усилением контроля над расходами, а поскольку подавляющая их часть должна осуществляться в безналичной форме, то необходимы предварительные поступления денег на ИРС. Естественно предположить, что основной объем «теневых» денег находится в наличном виде, поэтому следует предусмотреть возможность пополнения ИРС и наличными деньгами, но при этом в случае отсутствия достоверной информации об их источнике взимался бы дополнительный налог (до 25…30% от поступающей суммы). Вопрос об источниках «теневых» денег и их законности здесь не поднимается, так как этим должны заниматься специальные государственные органы.
Завершая эту главу, вновь обратим внимание на следующую особенность рассматриваемой модели: налогообложению подлежат не столько сами доходы, сколько образующиеся вследствие них накопления, причем для подавляющего большинства населения налогообложение фактически отсутствует.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: откуда тогда возьмутся деньги для формирования государственного бюджета и бюджетов более низких уровней? Ответ на него будет получен в главе 9, но для этого сначала понадобится определить общий объем денежной массы, необходимой для функционирования описываемой модели, а также оценить влияние на этот объем предельной величины остатка на идентификационном расчетном счете [См]. С этой целью прежде всего следует рассмотреть диаграмму распределения остатков на идентификационных расчетных счетах.

(продолжение — http://www.proza.ru/2014/02/23/90)