Друзья-враги, или фрагмент из неофициальной...

Сергей Буханцев
ДРУЗЬЯ-ВРАГИ, ИЛИ ФРАГМЕНТ ИЗ НЕОФИЦИАЛЬНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В СССР

Двое мужчин сидели в кафе за столиком возле окна во всю стену. Дело было днём, кроме них в заведении было ещё трое или четверо посетителей, расположившихся по углам. Каждый был погружён в свои мысли, но эти двое мужчин, сидящих почти вплотную друг к другу, в полголоса вели беседу. Со стороны их можно было бы принять за двух приятелей, зашедших сюда от избытка свободного времени, или за двух знакомцев, давно не видевшихся и по случаю встречи решивших пропустить стаканчик-другой живительной влаги... В чём же был предмет их разговора?.. Пользуясь неписаным авторским правом всё обо всём знать и быть в курсе всех событий и разговоров, носящих сугубо конфиденциальный характер, а также досужих сплетен, как бы приблизимся к героям нашего рассказа бесплотными и невидимыми херувимами и подслушаем, когда они ни о чём не подозревают, о чём же они так доверительно по отношению друг к другу рассуждают...
– Парадокс!.. Не ты ли, Сеня, когда мы ещё были студентами с тобой, был полон священного негодования и ненависти ко всему советскому, не ты ли был яростным приверженцем всего западного, буржуазной демократии, которую так превозносил?!. Я тебя не узнаю!..
– Справедливо!.. Но ведь и ты изменился, Шура!.. Жизнь полна неожиданностей!.. Ещё вчера ты так верил в идеалы коммунизма, а теперь... что – я вижу теперь?.. Пшик!.. Ничего нету!.. Материалы двадцать шестого съезда тебя не вдохновляют!..
– Да, с этими тезисами и программами по созданию нового общества и нового человека я хожу в уборную – и подтираю ими свой вонючий зад! И все так поступают, все вокруг, но делают вид, что они до потери пульса лояльны, а сами того и ждут, как бы им дали больше свобод – на западный манер!.. Дай им волю – они перейдут к капитализму сами собой, и не заметят этого!.. Недаром в последнее время столько разговоров о хорошей работе, о бригадном подряде, о дисциплине труда!.. Все мы задыхаемся в нашей советской упряжке, но привыкли к покорности после сталинских времён!.. И ждём манны небесной!..
– Гм!.. Каждый выбирает свой путь, каждый думает, соображает, где и с кем ему лучше!..
– Во-во!.. Именно!.. Поэтому-то ты при партийной книжке и тебя выдвигают вверх и скоро ты станешь заместителем первого секретаря Инского горкома партии!.. И это не предел!.. Ты пошёл вверх и волна тебя понесёт, у нас любят выдвигать вперёд «молодых, перспективных и оправдавших доверие на ответственной работе»!..
– А что ты имеешь против?.. Кто-то ведь должен занимать все эти посты?.. Так пусть одним из них буду я, Шура, чем я хуже кого-то?..
– Ты мгновенно перестроился!.. Носом почуял обстановку, Сеня... Ты деловой человек, но я тебе не завидую, хоть перед тобой пьяница, опустившийся интеллигент, бич... Я свободен в своей любви и ненависти, в симпатиях и антипатиях, ты – нет, ибо ты на виду, за тобой ведут зоркое наблюдение, контроль!.. Ты имеешь должность, вес, приличный оклад, перспективы, а я потерял всё, что имел: семью, работу, идеалы, совесть, авторитет!.. Впрочем, совести у меня больше, чем у иных, ты это знаешь, Сеня!..
– Но как же тебя угораздило, Шура!?.
– Жалей, жалей!.. Счастливчик!.. Только я считаю, что живу правильно, хотя не сегодня завтра мною займётся прокурор!..
– Да-а... Как странно поворачиваются наши судьбы...
– Кто-то проявляет удивительную ловкость, а кто-то на всё плюёт, разочаровывается...
– Но я бы никогда не подумал о тебе... Ты был таким перспективным молодым специалистом, так хорошо начинал!..
– То, что произошло со мной – закономерно!.. Глаза мои прозрели!.. Я понял, что вокруг один обман, трескучие фразы, а дела нет, инициатива в загоне!.. Никто не берёт на себя смелость выносить решения, или просто сказать своё мнение!.. Все привыкли прикрываться друг другом!.. Везде бюрократия!.. Свободы слова, печати – нет и в помине!.. Как я ненавижу вас всех, Сеня, хорошо устроившихся в этой жизни, которые ничего не хотят менять!..
– Спасибо и на этом, Шура, но ведь мы не всесильны, мы тоже кому-то подчиняемся... И те, кому мы подчиняемся, тоже в свою очередь кому-то подчиняются... Это не нами заведено, не нам и менять... И в конце концов наша советская система имеет свои преимущества, свои положительные стороны, тебе о них лучше, чем кому бы то ни было известно!.. Десять лет назад ты так носился с ними!..
– Мы тогда были по разные стороны баррикады, мы и остались противниками!..
– Увы!.. Лишь роли переменились!..
– Ты местный, национальный кадр, Сеня, а я...
– Извини меня, но ты еврей только по паспорту... Ни один еврей в данное время за тебя не поручится... Впрочем, если бы ты захотел, всё ещё можно было бы поправить... Не век же тебе мытарствовать!.. Грузчик в продуктовом магазине – это что, твоё призвание, к этому ты стремился и об этом думал, когда мы с тобой штудировали французских просветителей?..
– Перед тобой вор, но не карьерист и не лицемер!.. Десять лет назад я придерживался правды, как её понимал в то время, и теперь, хоть карты в моих руках не те, что были раньше, я по-прежнему на стороне справедливости!.. Истина мне дороже всяких благ, друг мой Сеня!..
– И мне она дороже!.. И я за справедливость!.. Только ведь в том нет моей вины, что мне везёт... Не думай, я не подлостью вышел в люди... так получилось...
– Не надо оправдываться, Сеня!.. Вопросы своей совести решай наедине, сам с собой... Мне ты можешь наговорить, знаешь, сколько!.. Люди себя подчас обманывают, а уж других – постоянно!..
Ну, с этими двумя «товарищами» нам всё ясно, и мы удаляемся, пока их мировоззрения не развратили нас в конце концов...
27 марта 1985 г.