Александр Иванов

Шахова Елена
Александр Иванов.Юморист без псевдонима
4 июл, 2012 в 12:44 -жж

«Я слишком люблю литературу, чтобы мириться в ней с серостью, бескультурьем, со всем, что обедняет и усредняет нашу поэзию».                А.Иванов


Во времена расцвета  элитарной культуры, когда  развитые и реализованные зрительники честно  выполняли свою видовую роль, яркой звездой  засиял на голубых экранах «Рубинов» и «Электронов»  Александр Иванов.

Член Союза писателей, автор нескольких сборников пародий был приглашён на пробы, для съёмок на телевидении. В реалиях сегодняшнего сленга – на кастинг. Около сотни  претендентов хотели бы возглавить  новую юмористическую передачу.

Временным ведущим  выбрали Александра Иванова.

Появившись в 1978 году,  передача «Вокруг смеха» мгновенно обрела стабильную популярность, а её  постоянным  ведущим на многие годы  стал  Сан Саныч.

О жанре литературы – пародии.

В словаре Даля значение слова ПАРО;ДИЯ  определяется как: забавная переделка важного сочиненья, смешное или насмешливое подражанье; перелицовка, сочиненье или представленье наизнанку.

Безусловно, до Александра Александровича в Советском Союзе были пародисты, но такой  поэтической славы и зрительской любви не достиг не один. Вероятно, они не были звуковиками. И профессиональными поэтами-пародистами. Александр Иванов стал  первым.


Пародия Александра была тонкой, точной, лаконичной, исключительно литературной.



Баллада о Кларе

Клара,

Девочка,

Вихрем влетает ко мне.

От смущения я

Прилипаю к стене.

– Понимаете, Коля,–

Она говорит, –

У меня, понимаете,

Сердце горит!

Полюбила я Карла,

А он – идиот.

Он позорной,

Неправильной жизнью живет!

Он женат на мещанке,

На глупой козе…

Понимаете,

Он на неверной стезе!

Он меня, представляете,

Выгнал взашей

И кораллы

Из розовых вынул ушей.

Помогите! –

Подумав, я дал ей совет:

– Украдите

У этого Карла кларнет!

О святая наивность,

Ты кредо мое.

О святая невинность,

Храните ее!

…Тут она засмеялась

Светло и земно

И на крыльях любви

Упорхнула в окно.

Я к окну подошел –

Хорошо на душе!

Я не зря

На десятом живу этаже.

Его величество ЗВУК.


Александр закончил факультет рисования и черчения Московского заочного пединститута. И работал согласно полученному диплому – преподавателем черчения и начертательной геометрии в одном из московских техникумов.

Налицо проявления свойств анального вектора. Учиться, собирать опыт, копить знания, а затем передавать их мальчикам – древняя роль анального человека.
Самый замечательный учитель – с развитыми свойствами анального вектора. А если есть ещё и развитый зрительный, то лучшего педагога и желать нельзя.

Внимание к деталям, систематизация, сосредоточенность, усидчивость, доведение до совершенства своей работы – свойства присущие анальному вектору.

Эмпатия, умение создать эмоциональную связь, любовь к людям, доброта, коммуникабельность, - свойства зрительного вектора.

Совмещение этих векторов при их развитости даёт в детстве «золотого» мальчика, а после пубертата, при достаточной реализации заданных свойств «золотого» мужчину.

И, вполне возможно, Александр Иванов запомнился бы своим ученикам, стал бы хорошим учителем, если б обладал только этими векторами. Но, к «несчастью» он имел ещё кожный и ЗВУКОВОЙ


Звуковой вектор требует умения глубокого погружения в свой внутренний мир, для того, чтобы суметь уловить ЗВУК веточки под лапой леопарда снаружи и, сосредоточившись на своих внутренних ощущениях, высказать новую мысль миру словом или гениальной идеей.

Когда человек со звуковым вектором не может сосредоточиться на звуке извне, а сосредотачивается только внутри себя, он создаёт иллюзию внешнего мира. Он не развивает заданные свойства абстрактного ума. Он не слышит то, что снаружи и наполняет себя пустотой. Пустота растёт, связь с внешним миром становится всё тоньше, тело не представляющее никакой ценности становится ненужным. Его можно выбросить в окно. Или с балкона - чужое.
Звук - доминанта. Если звуковой вектор в плохом состоянии,  то и все вектора подавлены, все в стрессе.

Звуковой вектор не развит, не наполнен - страдают все вектора. Человек погружается  в депрессию.

Ставшее модным слово ошибочно употребляют для характеристики различных душевных состояний человека.

Но депрессия присуща только звуковикам.

У многих звуковиков, не исполняющих свою видовую роль, случаются частые головные боли, мигрени. И нет способа устранить эту боль навсегда. Кроме одного – исполнить своё предназначение. Как? Познать себя – ссылка на тренинг.

Во времена Леонида Ильича звуковики ещё могли наполняться, ещё не теряли связь с внешним миром так массово, как сегодня.

И юноша Александр, улавливая звуки снаружи, писал трогательные стихи о любви, весне, листочках. Как развитый зрительник. Зрительники  без любви не могут. Их сущность – ЛЮБОВЬ. От букашки до человека.

Успеха стихи не имели. Александр понял, что ничем не отличается от сотен других таким же лирических поэтов и переключился на написание  эпиграмм. Звук приступил к  выполнению своей видовой роли.

Некоторые творения Александр  отослал в «Литературную газету». В редакции талант оценили.

КАРЬЕРА

Без анальности  хороших писателей не бывает.

Как не бывает их без звука или зрения.

Нам всем при рождении заданы свойства определённых векторов. А задача их развития и реализации возлагается на родителей, воспитателей, учителей и самого человека.

Александр Александрович регулярно  публиковался в «Литературке»: статьи, памфлеты, эпиграммы, заметки.

В  тридцатилетнем возрасте Александр Александрович оставил преподавательскую деятельность и полностью посвятил себя литературе.

В 1967 году в «Литературке» открылся «Клуб 12 стульев», постоянным автором которого был Александр Иванов.

Александра, как и других сатириков-юмористов 16-й полосы, Клуба «12 стульев» «Литературной газеты» приглашали читать свои произведения с эстрады.

Зрительный снобизм был полностью удовлетворён: Александр  с удовольствием выступал на сцене со своими хлёсткими, умными пародиями.

В 1970 году Александра Александровича принимают в Союз писателей.

И Александр Иванов не обходит вниманием  коллег: Римма Казакова, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Николай Доризо – становятся объектами пародий.

Самая  популярная пародия того периода  на члена Союза писателей, поэта, филолога Валентина Сидорова, заучивалась поклонниками наизусть:

"Косматый облак надо мной кочует,
И ввысь уходят светлые стволы".

Александр Иванов ответил:

"В худой котомк поклав ржаное хлебо,
Я ухожу туда, где птичья звон.
И вижу над собою синий небо,
Косматый облак и высокий крон..."
Пародия заканчивалась до сих пор цитируемым:
"Велик могучим русский языка!"

Обличение коллег не принесло материального благополучия пародисту. На Александра строчили жалобы, с ним не здоровались, его игнорировали.

И в этом же, 1970 году, Александр снимается в фильме «Тайна железной двери».смотреть он-лайн

Кожно-зрительная связка всегда приводит к заметности. Заметность зависит от развитости
свойств векторов. Неразитый и нереализованный кожно – зрительный человек выделится в
толпе кислотного цвета рубашкой, а развитый и реализованный, к примеру, своим танцем.

Но пик популярности Александра Александровича несомненно был связан с передачей «Вокруг смеха».
Утверждением на роль ведущего Александр частично обязан фамилии. Властям и руководству телевидения импонировало, что у пародиста очень простые, легко запоминающиеся Ф.И.О.
Популярность передачи изменила отношение к пародисту и в Союзе писателей.

Вчерашние жалобщики слёзно умоляли написать "какую-нибудь пародийку».

Сан Саныч не только выпукло и чётко показывал бесталанную поэзию, но и прививал зрителю любовь к настоящей поэзии. Он сочинял проникновенные, добрые пародии на Булата Окуджаву, Беллу Ахмадулину, Давида Самойлова.

иванов александр - юморист без псевдонима

Звуковик Иванов объяснял музыкой своих стихов высокую поэзию.

Тринадцать лет улицы городов пустели в час выхода любимой передачи.

Тринадцать лет Его Величество Звук был реализован, востребован, наполнен.

Но в 1991 году передачу закрыли. На экранах страны появились новые передачи, у нового поколения появились свои кумиры.

Александр Александрович падение своей популярности переживал очень тяжело.
Он создал «Универсальный Юмористический Театр (УЮТ) Александра Иванова». Но, то ли время пародий прошло, то ли кожный вектор не сумел подстроиться под ландшафт, но ни прибыли, ни удовлетворения амбиций Театр не приносил.
Книги продавались всё реже, популярность быстро сходила на нет.

И тогда поэт ушёл в политику.

Политические памфлеты надёжно залатали все бреши в кошельке Иванова. Но перо его утратило лёгкость и остроту.

Что такое смех.

Забавные, трогательные, ироничные, смешные  пародии, звучавшие в передаче, из бесславного поэта создавали знаменитость в одно мгновение. И Сан Санычу высылали, приносили, привозили килограммы поэзии.

«Вокруг смеха» - стала пропуском на телевидение для многих талантливых творческих людей.

Ефим Смолин, Аркадий Арканов, Семён Альтов, Анатолий Трушкин, Григорий Горин, Александр Розенбаум, Леонид Ярмольник, Надежда Бабкина, Михаил Евдокимов, - неполный перечень артистов, получивших «путёвку в жизнь» на передаче «Вокруг смеха».

В условиях элитарной культуры отбор материалов для передачи был жёсткий, требования высокие. «Ножницы» цензуры коснулись  и Геннадия Хазанова, и самого  Иванова, и  Михаила Задорнова.

А  для Ефима Шифрина, Евгения Петросяна, Яна Арлазорова и многих других так и не распахнулись гостеприимно двери популярной передачи.

Низкопробному, площадному юмору места на телевидении не было.

И это было  правильно, с точки зрения воспитания общества.

Роль смеха в общественной жизни  очень велика. Когда мы смеёмся над серьёзной проблемой мы высмеиваем, принижаем её значение и уже не  видим в ней актуальности и злободневности. Мы  не воспринимаем ПРОБЛЕМУ серьёзно и не решаем её. Поржали и ладно.

Природа смеха имеет животные корни.

Когда в стае обезьян два самца дерутся за самку, то у побеждённого есть выбор – погибнуть или покориться. Если покориться, то он должен пройти обряд опущения: встать в позу самки, а победитель при всех присутствующих совершит коитальные движения эрегированным пенисом. С этого момента побеждённый считается полным нулём, самцом без права на ПОКЛЁВКУ.  А вся стая, в том числе и самка, из-за которой дрались, закатываются от смеха.


Таким смехом уничтожается любая культура, эмоции, чувства. Такой смех опасен для зрительников и звуковиков – он их опустошает. Но не причинит вреда людям без верхних векторов.

Таким образом, жёсткая цензура  передачи « Вокруг смеха» имела для психического здоровья нации неоценимый эффект.


Семья.

Александр Иванов рано лишился родителей.  Друзей у него, вне писательского круга, не было. Современники считали  его одиночкой.

Сегодня Системно-векторная психология объясняет такое состояние и учит выходить из него, не замыкаться в себе, не уходить безвозвратно внутрь, не быть законченным интравертом*.

Звук диктует человеку правила игры. Понимая и выполняя эти правила можно жить полноценной, счастливой  жизнью, без депрессий и суицида.

Можно без душевных травм найти спутника для жизни, создать семью и реализовать все свои врождённые свойства на благо общества.

Научиться сегодня понимать свой ЗВУК можно на тренинге……

Александр Александрович  первый раз женился в возрасте «глубоко за тридцать».

Как всегда, в одиночестве Сан САныч поехал отдыхать в Крым и, увидев на пляже приглянувшуюся ему даму,  сразу предложил: «"Хотите я увезу вас в Москву и введу в высший свет?.."

У дамы был сын. К мальчику Александр Александрович очень привязался. Всё-таки анально-зрительная связка требовала реализации.

Дама пустилась во все тяжкие в столице и брак закончился грандиозным скандалом с изгнанием гулящей супруги.

Второй брак был более удачен и продолжался до внезапной кончины Александра Александровича.

В Ленинграде Александр Александрович познакомился с Ольгой Заботкиной, балериной Мариинского театра. Ольга не просто красивая, умеющая подать себя  женщина, но ещё и  умная, утончённая натура.

Настояшая – кожно–зрительная девочка.


Их брак вызвал много толков. Но нам, изучающим Системно-векторную психологию  понятен их брак и не вызывает внутренних противоречий – зрение всегда тянется к  звуку. Вектора комплементарны.

С таким сочетанием векторов люди не живут для семьи и детей.

Ольга переехала в Москву, оставила сцену и полностью посвятила себя карьере мужа. Она стала секретарём писателя: редактировала тексты, выбирала костюмы, присутствовала на съёмках передачи «Вокруг смеха», заботилась о внешности Сан Саныча.

Но самое главное, она неизменно присутствовала на всех праздниках, торжественных обедах, пирушках, вечеринках, куда приглашали Александра. Она следила за нормой потребления алкоголя.


Творческая интеллигенция «закладывала в 1970-1980 годах за воротник» очень изрядно.

И Александр Александрович уходил частенько  в запой на неделю. Он не отвечал на звонки, пропускал встречи, игнорировал выступления. Единственное, что никогда им не было сорвано по вине «зелёного змия» - запись передачи «Вокруг смеха».

Летом 1996 года Александр Александрович Иванов, покинув дачу в Испании, прибыл в Москву, для выступления на митинге, в честь нового демократического праздника.

Ольги с ним не было.

Смерть пародиста наступила по причине интоксикации алкоголем.


Статья написана по материалам тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Источники:
официальный сайт поэта, где можно прочесть все его  замечательные пародии -
http://aa-ivanov.ouc.ru/


*Ввёл Карл Юнг в книге «Психологические типы». «Экстраверт» буквально - «направленный вовне», интроверт – внутрь, на себя.

    http://www.damen.ru/paint_42.html - картина Клара и кларнет